Авторитарные школы медитации — Что такое и с чем это едят?

В мире существует множество организаций, которые обучают людей медитации: благотворительные, коммерческие, религиозные, светские (или позиционирующие себя как таковые) и всякие разные. Люди идут в эти организации либо для того, чтобы обучиться медитации с нуля, либо для совершенствования своей практики.

И в этой статье я бы хотел обсудить такой интересный, занятный и, главное, распространенный в нашей стране феномен, как «авторитарные организации, обучающие медитации». То есть школы со строгим кодексом правил, с жестко устанавливаемым авторитетом их основателя, с ярко выраженной недоброжелательностью к другим аналогичным течениям и организациям, с элементами «закрытости» и «элитарности», то есть с некоторыми чертами секты.

Очень велика вероятность, что вы, повинуясь вполне естественному желанию развивать свое сознание и познавать себя, попадете именно в такую школу медитации. Поэтому в этой статье я собираюсь рассмотреть основные черты подобных организаций, чтобы мой читатель был подкован знанием и был во всеоружии на своем пути духовного развития.

Я буду не только критиковать эти школы, но также рассмотрю их преимущества, которые, безусловно, есть. В статье я не буду называть имен этих организаций, скажу лишь, что в одной из них я проходил многодневный курс медитации, а о других слышал по отзывам как бывших участников, так и текущих адептов.

Отзывы людей, как правило, делятся на противоположные: от восторженно-подобострастных («это лучший опыт в моей жизни!», «X – лучший, святой и самый светлый учитель»), до скептическо-критически-агрессивных («Это секта, кошмар, не ходите туда!», «Они обманывают, внушают и вводят в гипноз!»)

И эта статья созрела как результат размышления над этими отзывами, а также над постоянными письмами читателей, которые я стал получать в последнее время:
«Николай, а скажите, мне стоит идти обучаться на курс X, мне там не промоют мозги?»

И я собираюсь сейчас осуществить весьма смелую попытку примирить два противоположных мнения и рассказать подробно, что же это за авторитарные кружкИ медитации и «с чем их едят».

Особенности и свойства авторитарных школ

Здесь я рассмотрю особенности подобных организаций. Первая из них — это наличие харизматичного лидера.

Харизматический лидер

У организации есть лидер, отец-основатель, идейный вдохновитель (ныне живущий или уже почивший – не важно), чей авторитет очень явно пронизывает всю систему обучения, передачи навыков, традиций в организации.

В помещении школы, как правило, висят фотографии и изображения гуру. Его имя постоянно фигурирует в учебных материалах. Учителя и тренеры ссылаются на него как на безусловный авторитет.

Постоянно можно слышать от учителей и адептов: «X говорит, что это…», «а вот X сказал, что то…» (Если гуру родом из Непала, Бирмы, Шри-Ланки или Индии, к его имени добавляется уважительная приставка «джи»). Лекции «гуруджи», лидера читаются дословно, прямо по тексту или в качестве аудио- или видиозаписей.

Но как же это возможно заставить обычных людей с улицы принять беспрекословную авторитетность гуру? Очень просто, здесь мы переходим к следующему пункту

Апелляция к общим ценностям

В своей миссии за насаждение взглядов и воззрений своего лидера, организация эксплуатирует уже готовые, существующие авторитеты и ценности целевой аудитории. Например, в своих лекциях гуру будет ссылаться на Будду, на Христа, на Науку.

Обращаться к тому, что уже и так ценно и дорого для многих. И на этом фундаменте будет строить свой авторитет. И как только он установится, «помощь» великих учителей древности больше не потребуется: в системе обучения будет явно доминировать личность и подход учителя, основателя организации.

Практика будет преподаваться так, как ее видит современный гуру, а не так, как ее мыслили учителя древности, на которых тот ссылается. Передающие практику учителя и тренеры строго подчиняются кодексу и не отступают от него ни на шаг.

Но при всем при этом, учитель – это хранитель тайных, сакральных, знаний, которые ему перешли лично по секретной линии преемственности от самых древних учителей.

«Единственно правильная техника»

А раз эти знания такие секретные и при этом, конечно же, истинные, то из этого с неумолимой и бесспорной логикой следует то, что только учитель X, гуруджи, знает и обладает знанием о единственно правильной технике медитации.

Тогда как все другие организации, по его мнению, ошибаются, обучают неправильным и не эффективным техниками. Учитель очень тактично не опускается до бессмысленных споров с другими течениями, но при этом, опять же, очень тактично объясняет своей аудитории, почему все эти течения неправильные и ложные.

«Шаг влево, шаг вправо — расстрел»

Не допускается никаких отклонений от традиции школы, как в качестве проведения практик, так же и в отношении неких «ритуальных» действий, существующих около практик. В этих школах вы никогда не услышите следующих фраз от учителей: «экспериментируйте, пробуйте разные способы, смотрите, что вам самим больше подходит» или «если вы хотите развивать практику, то, помимо нашей организации, вы можете попробовать сходить в школы A, B и C». Обучение внутри авторитарных школ представляет собой замкнутую и закрытую систему.

«Каша из топора»

Берется старая как мир техника медитации, дополняется какими-то нюансами и преподноситься как уникальная, единственная в своем роде авторская методика гуруджи. Конечно, люди получают эффект от такой медитации, но не столько за счет «дополнительных авторских нюансов», а в силу известных и изученных принципов медитации. Но при этом аудитория начинает думать, что «каша вкусна из-за топора».

Представьте, что я на своем сайте даю курс медитации, называю его «уникальная методика Николая Перова». Во время этой медитации я прошу вас концентрироваться на дыхании с закрытыми глазами и на каждом выдохе присвистывать, а по окончании практики напевать припев песни Бориса Моисеева – Голубая Луна.

Технически это будет уникальная техника. И, самое интересное, что вы действительно почувствуете благотворный эффект от такой техники. Но не за счет Голубой Луны и «уникальности именно моей методики», а за счет базовых принципов осознанности, которые были придуманы задолго до Николая Перова.

Другой вариант — это сказать, что та техника, которая преподается, и есть универсальная и практически единственно возможная практика. Так, как будто других течения вообще не существует. То есть это, как если бы я сказал, что медитация на «голубую луну» – это и есть Медитация в классическом смысле, Медитация с большой буквы, Медитация «вообще».

Если вы примите это на веру, то потом будете удивлены, тем, что, оказывается, я преподал вам только очень частную и специфичную практику, тогда как понятие медитации намного шире.

Все равны, но некоторые «равнее»

Внутри организации создается иерархия, которая может иметь внешние признаки. Например, старые студенты сидят ближе всего к учителю и их места, согласно правилам организации, не могут занять новички.

Минусы авторитарных организаций

Закрытость и отсутствие гибкости

Ученикам авторитарных школ насаждается взгляд их основателя, как единственно верный. В результате, они испытывают недоверие ко всем другим школам медитации и к советам тех учителей, которые не относятся к организации.

Я был свидетелем того, как люди буквально бежали с семинара по медитации, когда внезапно понимали, что практика здесь преподается в другой традиции, а не в той, к которой они привыкли. Для них было новостью то, что не каждый учитель медитации является представителем той авторитарной школы, в которой они состоят сами.

Это как раз-таки результат того, что преподавание в таких школах всегда претендует на общеобязательность и универсальность. Оно никогда не говорит о себе только лишь как об отдельной школе среди тысяч других школ (как по факту и есть), а как о единственной школе.

Это может служить барьером для совершенствования практики, для самостоятельного исследования собственного сознания и поисков наиболее подходящих для человека методов осознанности (понятно, что одна школа не может покрыть всех методов, как бы она ни стремилась к этому).

Очень часто ученики авторитарных школ даже не подозревают, что медитации можно учиться по-другому. Ведь, когда человек начинает изучать традиции разных направлений, а не замыкается на одном, то он намного лучше понимает фундаментальные принципы медитации, которые находятся глубже сектантских различий и частных авторских нюансов. Это способствует гибкой, живой и динамичной практике. Но в авторитарных кружках на это запрет, там говорят: «медитировать можно только так!»

Ученики начинают уже мыслить терминами, принятыми в организации, заключая свое понимание техники в границы логики гуруджи, которая, конечно же не может исчерпывать такой глубокий предмет как медитация.

Агрессивность подачи материала

Агрессивность подачи материала, явные методы внушения и манипуляции. Это может отталкивать критически настроенных людей, пугать новых адептов, создавать впечатление, что им промывают мозги. Покидая эти организации, они могут начать думать, что «медитация – это секта!»

Плюсы авторитарных организаций

Жесткие рамки нужны для новичков

Несмотря на все вышесказанное, я понимаю, что такие организации нужны многим людям. И главная причина, почему я так считаю, заключается в том, что обучение в них задает жесткие рамки для практики: «делай так и никак иначе!» Это не только минус, но и плюс.

Я сам, как учитель медитации, знаю, как важно не допускать ненужной самодеятельности на этапе первичного обучения, пока человек еще не совсем осознает зачем он, собственно, медитирует. Установка жестких правил, которые ни в коем случае нельзя нарушить – это хорошее подспорье для этого.

Подходит определенному типу темперамента

Некоторые люди в силу своего характера испытывают потребность в сильном, харизматичном лидере, который бы вел их за руку и говорил, что делать на каждом шаге. Также определенный тип человека не может довольствоваться умеренностью идей, он будет слушать только того, кто высказывается резко и радикально: «так и только так!»

Резкость и отсутствие здорового компромисса в суждениях будет восприниматься им как уверенность в истине.

Как относиться к авторитарным организациям?

Некоторые критически настроенные люди, столкнувшись со школами медитации, основанными на авторитете лидера, сразу вешают ярлык: «секта», рассказывают своим друзьям или читателям своего блога страшные истории о том, как им пытались промыть мозги и зазомбировать. Методы манипуляции в таких организациях действительно есть. Но они есть повсюду: в рекламе, которую вы видите каждый день, в политической и социальной пропаганде.

Лично по моему опыту, люди, которые на все сразу пытаются примерить ярлык «секта», сами являются, в определенном смысле, сектантами в отношении своих личных убеждений. Они со свойственной классическим сектантам узколобостью готовы отстаивать их до последнего, испытывая панику и страх, когда сталкиваются с тем, что от этих взглядов отличается коренным образом. И, чтобы свои взгляды защитить, они спешат нанизать на противоположные воззрения ярлык «секта».

Как правило, эти люди не способны к обучению, так как им кажется, что они и так все знают лучше всех. Они отправляются в школы медитации уже с готовыми ожиданиями о том, «как должно все быть». И, конечно, реальность сталкивает их с диссонансом, рождая внутри них фрустрацию и отрицание.

Так что, спешу вас уверить, что авторитарные организации – это не секта в классическом смысле, хоть и содержат некоторые элементы таковой. Те школы, которые известны и на слуху, чаще всего не стремятся отнять ваше имущество и деньги, хотя, конечно же, плату за обучение либо в виде обязательных взносов, либо в виде добровольных пожертвований требовать могут.

И несмотря на то, что я использую термин «авторитарная», я понимаю, что каждая система обучения (не только медитации) использует авторитеты. И мои статьи – это тоже представление личного взгляда на вопрос медитации, в рамках которого я могу обсуждать и критиковать другие взгляды. Но вопрос в том, насколько агрессивно я это делаю. Насколько большой акцент я ставлю на собственном авторитете. Насколько упрямо и радикально насаждаю свои взгляды и отрицаю чужие.

Так вот, те организации, которое я называю авторитарными – это школы с высоким градусом этого отрицания и бескомпромиссности в системе обучения. Это лишь вопрос степени. Но такой в них стиль обучения. Этого можно опасаться и избегать. А можно использовать с пользой для себя.

Конечно, лично я могу критиковать такие школы. И я, безусловно, предпочитаю им более открытые системы обучения, менее «сектантские». Лично я стал стал достигать более высокой степени практики, только тогда, когда начал экспериментировать и умеренно отклоняться от заданных рамок техники, которым я до этого следовал. Опираться на чужой опыт, но в то же время прислушиваться к себе. Посещать более «открытые» занятия по медитации, с сильным фокусом на само исследование и эксперимент

Но я понимаю, что и в авторитарных организациях можно продвинуться в своей практике. Особенно если вы новичок и не знаете, как начать медитировать, желаете познать границы собственных возможностей, окунуться в интенсивный опыт самопознания. Особенно, если других возможностей у вас это сделать нет.

И как бы я и вы ни относились к этим школам, факт остается фактом, что у многих людей действительно качественно улучшилась жизнь и самочувствие после прохождения курсов в школах, которые я рассматриваю в статье. Эти организации могут стать отличным плацдармом для установления собственной регулярной практики и освоения базовых принципов медитации.

Главное — это не «застревать» в них идеологически, не превращаться в фанатика-адепта, сохранять умеренность собственных взглядов. Всегда помнить, что это всего лишь одна из многих школ, отражающая лишь частные взгляды ее основателя. Изучать другие направления и течения. Всегда сверять информацию, которую дают в этой школе с первоисточником («а это вообще настоящий буддизм? Будда действительно это говорил?»).

Использовать их как духовный супермаркет: брать от них то, что может принести вам пользу и отфильтровывать то, что является лишь результатом давления господствующих там традиций.

Или же проходить ретриты медитации в других странах, где выбор школ намного больше.

Это все.

Я намеренно не писал названия организаций, которые считаю авторитарными. Во-первых, сами догадаетесь, если уже были на таких мероприятиях или когда попадете. Во-вторых, я понимаю, что мое мнение может быть предвзятым, так как основано на неполной информации и ограниченном опыте. Я не хочу на основании такого мнения дискредитировать другие школы.

Если я не прав, то я не прав. Но если я прав, то попав в такие школы, вы сразу узнаете их по приведенным признакам и вспомните мою статью и мои советы.

Желаю успехов на вашем духовном пути! Развивайтесь, будьте непоколебимы, настойчивы и разумны!

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

14 комментариев

  • Добрый день. Стало интересно. Недавно познакомилась с организацией хартфулнесс и их медитацией на сердце. Является ли эта школа авторитарной?Ответьте на почту, пожалуйста

  • Приветствую! А можно ли отнести школу трансцендентальной медитации на Семеновской к авторитарной организации? первое занятие проходило с жервтоприношением в виде цветов
    , мне подсказали что это может быть секта, и я больше я туда не ходил.

  • Подскажите, пожалуйста, что за медитации с установками ( техники с отрезанием привязок, разрыванием договоров, выжигантем страхов)? И ещё вопрос в школе перед лекцией проводиться т.н. медитация наполнения, для лучшего входа в состояние, а после прослушивания лекции появляется состояние подавленности и угнетенности. За месяц заработала себе нервный срыв. Что может вызывать такую реакцию?
    И могут ли ведущие через медитацию влиять на усвоение информации?

  • И ещё вопрос в школе перед лекцией проводиться т.н. медитация наполнения, для лучшего входа в состояние, а после прослушивания лекции появляется состояние подавленности и угнетенности. За месяц заработала себе нервный срыв. Что может вызывать такую реакцию?
    И могут ли ведущие через медитацию влиять на усвоение информации?

  • Подскажите, пожалуйста, медитации с установками под диктовку (работами с энергиями и высшими силами, страхами, привязками) это случайно не НЛП?

  • Хорошие советы коллега, я как психолог разделяю важность этой темы. Кстати говоря на своем сайте «Психологические закономерности» я тоже писал на эту тему, постарался рассмотреть этот вопрос максимально во всех формах.

  • Екатерина, здравствуйте. Ну Вы можете найти любую другую мантру, которая Вам нравится или же концентрироваться на дыхании=)

  • Николай, вопрос немного не по теме. Недавно наткнулась на мантру Са Та На Ма, и начала делать вместе с мудрой, попеременно надавливая на пальцы. Она мне безумно понравилась и улучшила настроение. Но вот только сейчас дошло, что получается слово- Сатана((( И прям не знаю теперь, не опасно ли это, ваше мнение?

  • Спасибо за комментарий! Полностью согласен, что можно расширить не только на «духовность», но и на «религиозность» и любое жизненное мировоззрение

  • Николай, что вы можете рассказать про биполярное расстройство? Как вы видите данную проблему? Как ее решать без медикаментов?

  • Николай, вы совершенно правы! Я абсолютно в вами согласно, по опыту (во всяком случае, со всем что написано до плюсов 🙂 Добавлю только что это гораздо шире обучения медитации, я например читая заменяла для себя слово «медитация» на «духовность». Любая авторитарная школа которая уверяет что только она знает что такое духовность и как ее достичь, по моему мнению и опыту подходит под ваше описание один к одному. Или как поется в известной песне: «А бойтесь единственно только того, кто скажет:»Я знаю, как надо!». Отправила статью нескольким своим знакомым, надеюсь, она им поможет. Благодарю.

  • Насколько точно по времени пришла статья. Я уж не знаю что и думать, как вы это делаете? Я как раз об этом размышлял и оставил заявку на курсы. Благодарю.