Медитация и код эволюции

Несколько дней назад я закончил просмотр замечательного курса лекций Принстонского Университета на тему «Буддизм и современная психология» (Buddhism and Modern Psychology). Выражаю огромную благодарность моему читателю под ником CountAsylum за то, что он навел меня на эти лекции.

Лекции ведет Роберт Райт (Robert Wright), американский журналист, автор книг «Эволюция Бога» (The Evolution of God), «Моральное животное», (Moral Animal) а также других работ, посвященных темам религии, эволюции, теории игр и прочим вопросам науки и культуры.

В своем курсе «Буддизм и современная психология» Райт рассказывает о точках пересечения Буддизма и медитации с последними достижениями эволюционной психологии. Автор пытается разобраться в том, насколько положения Буддизма соответствуют современным научным воззрениям. И он приходит к удивительному выводу. Оказывается, индийский царевич Сиддхартха Гаутама, известный как Будда, две с половиной тысячи лет назад сделал те открытия, к которым современная наука начинает подходить только сейчас.

(Примечание. Лекции профессора Райта – это не попытка, спекулируя научными фактами и вырывая их из контекста, «подогнать» науку под какие-то постулаты религии. Это попытка западного агностика найти параллели между древними практиками и современной наукой, опираясь на научные теории, которые, несмотря на то, что не являются окончательными и неоспоримыми, все же имеют право на существование. Автор не позиционирует собственные открытия и обнаруженные связи, как истину в последней инстанции, а намечает перспективное направление развития науки в симбиозе с открытиями религиозных и философских школ. Он не противопоставляет Буддизм науке, а пытается найти между ними что-то общее.)

Роберт Райт испытывает огромный интерес к практике медитации, занимающей центральное место в духовном развитии практикующего буддиста. Он отвечает на вопрос, действительно ли медитация позволяет человеку прийти или хотя бы немножко приблизиться к идеалами Буддизма: освобождению от страданий, состраданию, отсутствию эгоизма, устранению привязанностей, спокойствию, счастью и восприятию действительности такой, какая она есть?

Ответить на этот вопрос ему помогают люди (ученые или духовные люди, а временами и те и другие в одном лице) и достижения эволюционной психологии. Эволюция человека на ряду с медитацией занимает центральное место в рассуждениях Райта. К этой проблеме автор не раз обращается в своем курсе.

Какая же связь между эволюцией и Буддизмом? Между просветлением и современными теориями сознания? Между медитацией и достоверным знанием о реальности? С разрешения Роберта Райта я публикую здесь пересказ его лекций, в котором вы сможете найти ответы на эти вопросы. Я получил огромное удовольствие и интерес от прослушивания этого курса. Я открыл много нового себя и на многие уже известные мне проблемы взглянул по-другому.

Часть текста я дополню своими примечаниями. Какие-то моменты я упущу, на каких-то других аспектах содержания, которые счел более важными, я сделаю акцент. В некоторых местах мое изложение не будет совпадать с точным пересказом, так как где-то мои собственные мысли и идеи автора лекций смешались, в моем уме, дополняя одно другое.

Прежде чем преступить к изложение, хотелось бы сказать, что понимается под буддизмом в рамах этого курса. Мистер Райт, говоря о буддизме, оставляет за рамками своих рассуждения вопросы выходящие за пределы человеческого опыта: реинкарнация, сотворение мира, карма и т.д. Он обращается к буддизму больше как к прикладному учению, чем к религиозной школе и делает акцент исключительно на практических аспектах этого течения: прекращении страдания и неудовлетворенности, избавлении от иллюзий.

Должен сказать, что такой подход, по моему мнению, не является большим преступлением против буддизма. Эта религия, на мой взгляд, представляет из себя одну из самых практических религий, среди широко распространенных религиозных традиций на земной шаре. Сам Будда говорил о бессмысленности сугубо теоритических вопросов о том, как произошел мир или куда мы попадаем после смерти, есть ли Бог (буддизм не теистическая религия, то есть в ней отсутствует всемогущий Бог-творец) и т.д. Это знание не приведет людей к просветлению. Будда сказал: «Я учил одной и только одной вещи, это учение о страдании и прекращении страдания».

Чувства и иллюзии

В самой первой лекции Райт задается вопросом. Может ли человек видеть вещи, такими, какими они являются на самом деле? Роберт приходит к выводу, что человеческие эмоции вносят значительное искажение в восприятие действительности. Он приводит результыт ряда психологических экспериментов, которые были направлены на то, чтобы выявить то, насколько эмоции влияют на восприятие мира.

Например, в одном из этих экспериментов первой группе испытуемых показывали фильм ужасов, второй группе демонстрировали легкую мелодраму. После этого, представителям обеих групп дали картинки с изображениями человеческих лиц и попросили описать выражения, запечатленные на разных лицах. Те люди, которым показывали «ужастик», увидели, что некоторые лица выглядят угрожающе, выражают злобу и агрессию. Хотя, выражения некоторых этих лиц на самом деле были обычными, нейтральными. Такого эффекта не наблюдалось среди представителей второй группы, которые видели любовную историю со счастливым концом на экране. Им лица на казались угрожающими.

Этот и другие эксперименты подтвердили тот факт, что мы не видим мир объективным и наше восприятие зависит от состояния нашей психики.

Райт обращается к выводам науки эволюционной психологии (впоследствии он будет обращаться к ним не раз). С точки зрения этой науки, человеческая психика стала такой, какая она есть не просто так. Те ее качества, которые были выгодны для выживания человека много миллионов лет назад(или хотя бы не мешали выживанию) , подверглись отбору и закрепились в его психологии. А то, что мешало выживанию, «отсеивалось».

Я приведу пример, к которому обращался в своей статье как перестать спорить. Этот пример поможет и объяснить принцип действия эволюции и то, почему, собственно, наш ум делает ошибки в интерпретации окружающей реальности.

Давайте спросим, почему мы так отчаянно хотим защищать собственное мнение, доказывать свою правоту в спорах, даже если это не несет никакой пользы для нас? Потому что на заре человечества наше социальное существование ограничивалось практически замкнутым социумом, одной общиной. В этой общине было важно поддерживать свой статус, защищать свои взгляды и мнения. Тем более, что в то время они касались вещей, напрямую связанных с выживанием, например, с направлением движения животных, на которых можно поохотиться. Тогда еще никто не спорил в интернете о том, что лучше Mercedes или BMW. Каждое слово, каждая чужая оценка могла иметь для древнего человека решающее значение.

Теперь подумайте, когда вы находитесь в пылу спора, разве вы видите реальность такой, какая она есть? Вы не замечаете аргументы своего противника, зато признаете абсолютную правоту за собой. Вы готовы видеть в своем оппоненте негодяя, только потому, что он с вами не согласился, даже если он является неплохим человеком. Короче, в эти моменты ваш ум имеет заблуждения о реальности. И чем больше в вас эмоций, раздражения, гнева, тем больше заблуждений.

Райт заключает, что принципу выживания человека на заре человечества вовсе не было «выгодно», чтобы люди воспринимали мир независимо от эмоций, которые вносят искажения. Эволюция сделала так, чтобы люди защищали своих друзей и не замечали их плохих качеств, даже если эти качества есть. Чтобы они испытывали ненависть к своим врагам, обвиняя их во всех бедах, даже если эти враги сами по себе хорошие люди. Чтобы они, в конце концов сами позиционировали себя, как хороших людей и не замечали собственных недостатков. Все это, возможно, когда-то способствовало обретению высокого статуса в замкнутом человеческом сообществе и помогало передать свои гены следующим поколениям.

Причем же тут буддизм и медитация? Забегая вперед, скажу, что в своих последних лекциях Райт говорит, что сначала, занимаясь исследовательской работой, он много посвятил времени изучению того, почему человеческое восприятие не свободно от пристрастий, иллюзий, заблуждений. И ему стало интересно, можно ли чего-то с этим сделать? Как научиться видеть мир таким, какой он есть, а не таким, каким его рисует наше восприятие? И он обратился к опыту мировых религий. Не буду спешить, с тем, чтобы все рассказать сразу. Обо всем вы узнаете сами из статьи. К теме восприятия и иллюзий мы еще вернемся. Но сначала обратимся к самым основам буддизма.

Первая благородная истина

Райт начинает рассказ о буддизме с изложения четырех благородных истин, которые являются философской базой буддизма. Четыре истины это:

  1. Существует страдание
  2. Причина страдания – привязанность, желание
  3. Существует прекращение страдания
  4. Путь к прекращения страдания это Восьмеричный путь: Правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование (mindfulness), правильное сосредоточение (concentration) (примечение. Эти последние два составляющих Восьмеричного пути подразумевают под собой медитацию) )

(Примечание. Можно сказать это другими словами. Чтобы избавиться от страдания, нужно заниматься духовным самосовершенствованием, в том числе, медитировать. Заметьте, не я первый предложил устранять депрессию при помощи медитации. Правда слово «страдание» относится не только к депрессии.)

Несмотря на многочисленность различных направлений буддизма, четырёх благородных истин придерживаются все школы этой религии. Согласно буддийской традиции, первая проповедь Будды после достижения им просветления включала именно учение о четырех благородных истинах.

В этих четырех истинах вы не найдете призыв поклоняться Богу, вы не увидите там провозглашения абсолютной правды о появлении мира, вы не встретитесь с описанием посмертного существования и не столкнетесь с жесткими императивами и строгими религиозными запретами. Все что вы увидите это диагноз («существует страдание») и рецепт, предписание («есть путь к прекращению страдания»). Поэтому Будду часто сравнивают с врачом, который говорит вам о вашей болезни и выписывает вам рецепт избавления от нее.

Диагноз

В первых лекциях Райт говорит о «диагнозе». Он пытается ответить на вопрос, что значит страдание в буддийском понимании этого слова? Слово «страдание» не совсем точный перевод палийского термина «дуккха» (Примечание. Дальше я буду использовать этот термин. Надеюсь никто не будет возражать против того, чтобы я его склонял), который употреблялся Буддой в своей проповеди. Дуккха имеет более широкое значение, чем просто страдание. Можно дополнить этот термин словами «беспокойство», «неудовлетворенность», «невозможность достичь удовлетворения», «стресс», «нетерпимость», «непостоянство». Все это Дуккха.

Роберт в своей лекции говорит в основном о Дуккхе, как о «невозможности достичь человеком окончательного удовлетворения».

Что же это значит? По мнению Райта, этот принцип нашел свое воплощение в одной из самых известных песен группы the Rolling Stones – I can’t get no satisfaction. Когда Мик Джаггер поет «Я не могу получить удовлетворения (сатисфакции)» он, согласно Райту, подходит вплотную к пониманию дуккхи.
Принципом невозможности окончательного удовлетворения обусловлены многие человеческие искания. Пока мы стремимся к чему-то, нам кажется, что достижение цели принесет долгожданное счастье. Но когда мы этого достигаем мы не получаем ожидаемого удовлетворения.

Всем знакомо чувство сладостного предвкушения награды при достижении цели. Но часто, мы сталкиваемся с разочарованием, когда цель достигнута (например, мы добились определенного уровня финансового богатства). Вместо того наслаждения, которое мы ждали, приходят новые желания и потребности.

(Примечание. Хочется добавить к словам Мика Джагера пример из отечественной культуры. Лев Толстой спрашивал у себя: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?»; «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!» Не знаю был ли великий русский писатель на тот момент знаком с буддизмом, но он действительно очень хорошо описал элемент Дуккхи. Как человек мудрый, он не обманывал себя относительно того, что будет ждать его в конце. Он понимал, что никакого счастья там не будет. И это приводило его в ужас.)

Получается, наше восприятие дает нам ложное ожидание удовлетворения, которое никогда не наступит. Я думаю, многие из вас знают об этом эффекте в житейском плане. Но что говорит об этом наука? И мистер Райт переходит от буддийских принципов к достижениям современной науки о человеке.

Дофамин

Нейромедиатор дофамин участвует в формировании наших желаний и в предвкушении удовольствия связанного с удовлетворением этих желаний.

Чтобы понять логику биохимических процессов, связанных с дофамином, были проведены тесты на обезьянах. Приматам показывали какую-то награду, например банан, но не давали им его в руки. Уровень дофамина в те моменты, когда обезьяна «вожделела» банан, но еще не обладала им, был достаточно высок, что говорило о сильном желании. Но потом происходила неожиданная, с точки житейской логики, вещь. Когда обезьяна получала предмет своего желания, уровень дофамина резко снижался.

«Обещанного» своим мозгом счастья от достижения цели животное не получало. В некоторых таких экспериментах уровень дофамина при приобретении желаемой награды снижался настолько, что какое-то время наблюдался недостаток дофамина в мозгу! То есть награда не только не приносила сатисфакции, но, наоборот, вызывала неудовлетворенность.

Я уже читал о дофамине в книге The Willpower Instinct. Но в лекции Роберта Райта этот естественный биологический процесс получил совсем иное освещение. Он знаменует драматизм человеческого существования, в основе которого находится движение без награды, а только с иллюзией этой награды!

Таким образом, принцип невозможности окончательного удовлетворения подкрепляется биохимическим обоснованием.

(Примечение. Несмотря на то, что Райт приводит блестящие примеры и подкрепляет положение о неудовлетворении научными исследованиями, вы должны понимать, что то, о чем говорит Райт, это только одна из частей дуккхи. Говорить о дуккхе только в этом смысле, это значит сужать значение этого термина. Я не буду здесь подробно дополнять его по части вопроса о «страдании», так как эта тема достаточно обширна. Скажу коротко, что дуккха, это не только неудовлетворенность. Дуккха выражает себя в депрессии, в страхе утраты, в страхе смерти, в зависимости, в гневе, в зависти, в боли физической и душевной… Дуккха – это не только «чистое» страдание. Оно может содержать элементы удовольствия (например, наркотическая зависимость))

Райт вновь обращается к эволюционной психологии и задается вопросом, почему эволюция сделала нас такими? И приходит к выводу, что на заре возникновения человечества, такой механизм был выгоден для выживания нашего вида. Вечная неудовлетворенность и предвкушение счастья, которое не сбудется, стимулировали человека на постоянные поиски новых видов пропитания, новых сексуальных партнеров, новых способов статусного самоутверждения. Неудовлетворенность заставляла древнего человека «шевелиться», поэтому природа не сделала его изначально счастливым и самодостаточным. Человеческое счастье не было выгодно эволюции.

(Примечание. Райт несколько раз делает акцент на том, что говоря «эволюция сделала», «природа создала» он просто использует привычные фигуры речи, он вовсе не желает наделить природу какой-то одушевленной сущностью, сознанием. Эту же оговорку хочу сделать и я.

Эволюция не конструирует виды изначально в той форме, которая будет наиболее сильно отвечать принципам выживания. Она не занимается дизайном прототипа, ее удел – жестокий отбор. Естественный отбор. Она действует методом проб и ошибок. Те представителя вида, которые обладают качествами, позволяющими выживать, передают свои гены, в которых «закодированы» эти качества следующим поколениям. А неприспособленные особи умирают до того, как успевают передать свои гены потомству. Выгодные для эволюции особенности представителей животной природы, грубо говоря, подвергаются отбору посредством проверки в реальных условиях в рамках большой статистической выборки. Чтобы наш вид стал таким, каким он стал, потребовалось огромное количество умерщвлённых, в результате «ошибок природы», особей.)

Оказывается, страдание, неудовлетворенность – это свойства, присущие нашему виду и определившие его выживание в определенную эпоху. И когда учение буддизма утверждает: «Мир – есть дуккха» оно не ставит перед собой цели быть пессимистичным учением. Оно говорит о реальном свойстве мира и человека, то есть, оно, можно сказать, в этом смысле является реалистичным, а не пессимистичным.

Вторая благородная истина

Прежде чем переходить к следующей главе статьи, хотелось бы немного поговорить о привязанностях. Привязанности, желания согласно второй благородной истине, являются причиной страдания, дуккхи.

Почему это так происходит? Одна из главных причин этому – это непостоянство всех вещей. Все имеет начало и конец: наши эмоции, вещи, которыми мы обладаем, жизнь людей, которых мы любим и наша собственная жизнь. Привязанность к этим вещам заставляет нас испытывать горе, когда мы их лишаемся. А в то время, когда мы ими обладаем, мы не можем насладиться им в полной мере, так как боимся их потерять.

Должен сказать, что это достаточно короткое и простое объяснение механизма привязанностей, которое не всегда понятно с первого взгляда.

(Примечание. Хочется заметить, что положения о дуккхе, о привязанностях не всегда доступны интеллектуальному пониманию. Эти вещи нужно прочувствовать на опыте.)

В действительности все намного сложнее, и привязанности могут проявлять себя по-разному. Привязанность может проявляться не только в отношении материальных вещей, но и относиться к идеям, убеждениям, планам, целям, чувствам.

Путь буддиста предполагает освобождение от привязанностей.

Во время рассказа о второй благородной истине Роберт сам себя перебивает возможным вопросом, который, скорее всего возник в голове у многих слушателей: «Постойте! Но я не считаю свою жизнь преисполненной страдания, неудовлетворенности. Я счастлив тем, что имею. Мои привязанности не мешают мне наслаждаться жизнью».

Райт говорит, что, учение о дуккхе – экстремальное учение. Поэтому Роберт ничего на это не отвечает. Я же хочу на это ответить, но не сейчас. Мне хочется воздержаться в этой главе от своих подробных комментариев относительно этого заявления Роберта и привести их уже после того, как я изложу лекции. Я делаю это для того, чтобы не прерывать лекции Райта своими рассуждениями.

Пока о привязанностях все. Не переживайте, если вы не очень хорошо поняли это положения, я к нему еще обязательно вернусь. Или вы можете опытным путем постичь эту истину при помощи медитации.
А теперь вновь вернемся к связи буддизма и эволюции.

Мятеж против эволюции

Давайте вспомним разделы «Чувства и иллюзии» и «Первая благородная истина» и выделим два важных качества, которыми наделила нас эволюция.

  1. Эволюцией не задумывалось изначальное счастье всех людей. Природа сделала нас вечно неудовлетворенными
  2. Мы не видим реальность такой, какая она есть. Наши эмоции вносят искажение в восприятие

Но что же хочет сделать буддизм? Буддизм желает избавить человека от страданий, он хочет изменить существующий много миллионов лет порядок вещей! И посредством практики медитации практикующий буддист желает избавиться от пристрастий и наблюдать действительность в ее исходном виде, не зависящем от нашего восприятия (более подробно об этом расскажу в следующем пункте).

Райт называет Будду мятежником, который восстал против эволюции. Буддистское учение как будто говорит:
«Меня не устраивает то, каким был создан человек: вечно неудовлетворенным и заблуждающимся в природе реальности. Поэтому я сделаю своего человека с «блэк-джеком и шлюхами»»!

(Примечание. Именно я решил употребить здесь эти известные слова робота Бендера из мультфильма «Футурама». Профессор Райт бы не стал использовать такие грубые выражения. Эта фраза означает: «сделаю как хочу, не буду ни от кого зависеть, никто мне не указ и то что у меня получится будет лучше чем у вас!».)

Буддизм восстает против замысла творца человека кем или чем бы он ни был. Во всех распространенных религиях имеется положение о духовном самосовершенствовании человека и приведения себя в соответствии с нравственными требованиями своей веры. Но в буддизме духовной трансформации человека выделяется центральное место.

(Примечание. Буддизм делает акцент не на том, как правильно поклоняться Богу, какие ритуалы нужно совершать, какие молитвы произносить. Она говорит в первую очередь о том, как человеку можно стать лучше, счастливее, и что для этого нужно делать!)

Посредством чего же осуществляется эта трансформация? Если вспомнить четвертую благородную истину, то это восьмеричный путь. В лекциях Райта внимание уделяется только двум составляющим этого восьмеричного пути. Это правильная концентрация и правильное памятование (хотя, я бы перевел это, как правильная «осознанность»). Обе эти вещи представляют собой медитацию в разных ее аспектах.

Я не думаю, что Райт допустил непозволительное упрощение, не уделив времени остальным шести составляющим восьмеричного пути. Я считаю, что медитация является стержневым элементом духовного совершенствования и все остальное (правильное поведение и правильное действие) приходят к человеку через опыт медитации.

Рецепт: Медитация

Роберт рассказывает о двух видах медитации, каждая из которых относится к одному из вышеприведенных этапов восьмеричного пути. Это медитации концентрации (concentration mediation) и медитация осознанности (mindfulness). По Райту эти две медитации различаются тем, что в первом случае, человек полностью сохраняет концентрацию на чем-то одном (мантра, дыхание), а во втором, пытается наблюдать свой ум. Райт, по его же словам, в своих лекциях будет говорить в основном о медитации осознанности.

(Примечание. Должен сказать, что такое деление медитации на концентрацию и осознанность не является достаточно точным. По мнению некоторых учителей медитации, концентрация и осознанность две части одного и того же. Это одна медитация, просто разные ее этапы. Для того, чтобы достичь осознанности, нужно сначала добиться хорошей концентрации. Я сам придерживаюсь этого мнения и считаю, что разделение Райта не совсем корректное. Хотя я склонен допустить более мягкую формулировку. Вероятно, все же можно поделить типы медитации на осознанность и концентрацию. Но тогда медитация концентрации – это только концентрация, а медитация осознанности это и концентрация и осознанность. (Вроде бы Райт с последним согласен) И медитация осознанности вовсе не исключает концентрации на дыхании.)

Чтобы лучше разобраться, что такое медитация и что она дает человеку, Райт приводит свои онлайн разговоры с экспертами в области практики медитации и результаты исследований мозга медитирующих людей. Помимо этого Роберт также имеет собственный опыт практики, без чего очень сложно вообще говорить на эту тему.

На мой взгляд, Роберту и его собеседникам прекрасно удается передать суть медитации в короткой и ясной формулировке. «Медитация позволяет наблюдать за своими чувствами, внутренним дискомфортом как бы оставаясь в стороне, не вовлекаясь в эти переживания, не проявляя никакой реакции» — говорят они. В результате этого наблюдения эмоции теряют свою силу, перестают оказывать такое значительное влияние не только на ваше поведение, но и на восприятие, очищая его от пристрастий и чувств.

Многие люди, не знакомые с медитацией или те, кто только начинает медитировать, часто ассоциирует медитацию исключительно с методикой релаксации, дарующей спокойствие и избавление от стресса. Но Райт и его «коллеги» говорят о медитации прежде всего, как о технике, развивающей осознанность, способность отстраненно наблюдать за внешней и внутренней действительностью и, следовательно, прийти к более достоверному пониманию реальности, чем то понимание, которое дают нам наши эмоции. И такой подход мне нравится.

Райт даже вскользь касается идеи, что основная задача медитации, это научиться видеть мир таким, какой он есть. А уж из этого видения следует все остальное: спокойствие, счастье, невозмутимость, доброта, самоконтроль. Я думаю, мы обсудим этот момент подробнее позже, а пока вернемся к эмоциям.

Как мы помним из главы «Чувства и иллюзии», наши эмоции не являются достоверными индикаторами окружающей реальности. Они нас часто вводят в заблуждение. Природе нужно было как-то регулировать поведение не слишком разумного древнего человека, который еще не понимал своим умом, к чему нужно стремиться, а чего необходимо избегать. Эмоции, инстинкты стали бессознательными регуляторами нашего поведения. Приятные эмоции направляли человека к тому, что нужно для выживания, а неприятные эмоции уводили от того, что этому выживанию мешало. Но раз они выручали человека много миллионов лет назад, почему же мы хотим вмешаться в этот процесс при помощи медитации?

Это действительно выглядит как попытка мятежа против того, что в нас заложила эволюция. Как говорит один из ученых, коллега Роберта Райта, попытка не реагировать на свои эмоции, не подчиняться им является очень антидарвинистской вещью в смысле неподчинения эволюции. Потому что эволюция хочет, чтобы мы подчинялись эмоциям, иначе зачем же она их создала?

Но все меняется. Среда, в которой мы живем, наши культура и обычаи разительно изменились со времен раннего человека. То, что спасало нас тогда, сейчас уже вызывает трудности. Райт приводит несколько примеров.

Почему нас тянет на всякую сладкую «отраву» вроде Кока-Колы, Сникерсов и т.д. Почему многие люди испытывают такую острую зависимость от сладкого? Роберт объясняет это тем, что много миллионов лет назад сладкая пища, в основном была полезной (фрукты). Не было тогда Сникерса. И природа снабдила человека механизмом, который притягивал его к сладкому.

Другой пример – это гнев. Помните я говорил о том, что желание яростно доказывать свою правоту могло давать человеку статусное преимущество много миллионов лет назад? На самом деле, пересмотрев только что лекцию, я понял, что я не слышал о научной интерпретации этого вопроса. Райт говорил о гневе, что он служил неким статусным интересам внутри замкнутой общины. А когда мы ежедневно сталкиваемся с незнакомыми людьми, гнев теряет свою полезную функцию и часто создает только проблемы.

Я неосознанно экстраполировал суждение Райта на склонность спорить, приношу извинения. Но, вероятно, мое обобщение имеет право на жизнь. Так как ожесточенные споры проходят в атмосфере гнева и биологические предпосылки формирования обоих чувств, возможно, похожи.

Райт также приводит пример нервозности, которую испытывают люди при выступлениях на публике. Согласно его выводам, это чувство обуславливается тем, что мы не были созданы для массовых выступлений среди незнакомых людей, так как уже было сказано, наше общество давным-давно ограничивалось малой группой знакомых особей.

(Примечание. Этим нельзя оправдывать ваши страхи и беспокойство. Это только говорит о том, что надо менять что-то в себе, а не оставлять так, как это дано «по умолчанию».)

Получается, что медитация, дав человеку возможность выбирать, каким эмоциям подчиняться, а каким нет, позволила, во-первых, решать, к каким эмоциям нужно прислушиваться, а к каким не нужно. Во-вторых, избавлять свое восприятие от искажений, рожденных сиюминутными чувствами и пристрастиями.

При помощи медитации человек может перепрограммировать себя в соответствии с собственным замыслом и перестать быть марионеткой потерявших актуальность природных механизмов. Медитация способна изменить код эволюции!

На этом позвольте завершить изложение первой части лекций Роберта Райта. В следующей части (а может в частях)мы поговорим о том, почему, когда наш мозг не занят какой-то конкретной работой, его отвлекают случайные мысли? Как медитация влияет на этот процесс? Существует ли то, что мы называем своим Я? Что такое модули сознания? Что такое самоконтроль? И самый интересный вопрос, это что же такое буддийское просветление? Что же чувствует человек, который достиг этого состояния?

Ответы на часть этих вопросов вы найдете во второй части статьи.

Поделиться в социальных сетях:
  • Natalya Vasileva

    Руслан, здравствуйте!Извините за то, что влезаю со своими советами и не по теме статьи, но я была в вашей ситуации с депрессией. Мне в свое время помогли книги Синнельникова. Прочтите ради интереса хотя бы одну, они очень позитивные. А сейчас я тоже медитацией занимаюсь.

  • Nikolay Perov

    Наталья, полностью с вами согласен! Нельзя видеть все взаимосвязи и без эмоций жить не очень здорово. Но статья не об этом.

  • Безымянный

    Это что-то невероятное. Я получил огромный стимул медитировать.

  • Спирит

    Я медитирую уже 2 месяца по 1 раз в день 20 минут.