Зачем медитировать и как применять медитацию в жизни

Очень часто люди, начав заниматься медитацией, бросают практику, потому что не получают через несколько месяцев ожидаемых жизненных изменений. Другие вообще не понимают, для чего это нужно делать. Почему такая, казалось бы, бесхитростная практика способна вообще привнести в жизнь какие-то перемены?

Эта статья – развернутый ответ на вопрос: «зачем нужно медитировать». Именно так. Зачем выделять специальное время только для того, чтобы осознанно концентрироваться на одной точке, будь то дыхание, внутренние ощущения или целые слова и фразы? «Разве нет занятий более полезных и интересных? Да и вообще, как такое примитивное упражнение может изменить мою жизнь?» — спросите вы.

«А очень и очень сильно» — отвечу я вам – «вплоть до глобальной переоценки ценностей, улучшения качества жизни, избавления от зависимостей, страхов, депрессии, развития интеллектуальных и личностных качеств, глубокого самопознания и обретения внутренней гармонии (как бы банально это ни звучало).

Благодаря медитации я бросил курить и пить. Избавился от депрессии и панических атак. Ушел с наемной работы и организовал свое дело, которое мне позволяет заниматься интересным и ценным трудом и путешествовать. Решил множество других личных проблем, понял, куда я стремился и чего хочу достичь».

Люди, более скептично настроенные, скажут:

«Да ерунда это все. Как моя жизнь может измениться от того, что я просто-напросто полчаса в день буду пялиться в одну точку? Звучит еще менее реалистично, чем предложения «магазина на диване».

А другие, более заряженные энтузиазмом, благодарно подхватят эту идею:

«Где же это волшебное упражнение, которое всего за 30-40 минут в день способно решить все мои проблемы и изменить мою жизнь!? Дай же мне его скорее! Спешу приступить!»

Но моя задача немножко «зажечь» первых и остудить «вторых». Потому что и у тех и у других нереалистичные ожидания. Первые вообще не понимают, зачем это нужно делать. А «энтузиасты», скорее всего, бросят практику, когда она не принесет ожидаемых волшебных изменений.

«Фух, полегче, ребят! Просто от того, что вы будете сидеть на заднице и наблюдать дыхание, ваша жизнь не сильно изменится. Да, вы расслабитесь, но кардинальных изменений ждать не придется. Чтобы медитация работала, ее необходимо интегрировать в жизнь, воплотить во многих ежедневных действиях, использовать ее навыки в повседневности».

Медитация – это всего лишь инструмент, пусть и очень эффективный, но не панацея. Но, тем не менее, этот инструмент, если его правильно использовать, способен отпереть множество жизненных замков.

И вторая задача этой статьи – объяснить, как этот инструмент применять, чтобы получить максимальный эффект.

Любителей мистики и эзотерики придется огорчить. Здесь нет никакого волшебства. Я не буду демонстрировать головокружительных трюков, жонглировать огненными шарами и доставать кролика из шляпы. Внимательно следите за моими руками. Сейчас все покажу».

Медитация нужна для того, чтобы расслабиться? Или…

Если спросить у любого человека, поверхностно знакомого с медитацией, зачем нужно ей заниматься, то он скорее всего ответит:

«Ну, наверное, чтобы расслабляться, снимать напряжение».

Да, у многих людей медитация ассоциируется с бородатыми йогинами, пребывающими в возвышенной безмятежности, глубинном трансе.

Но сказать, что медитация нужна для расслабления, это все равно, что заявить, что ценность автомобиля заключается в том, чтобы хранить вещи в его багажнике. Машина нужна не только для этого, также как медитация нужна не только для расслабления. Это вообще не главная функция.

Конечно, доказано, что практика осознанности активирует парасимпатическую нервную систему, снижает активность миндалевидного тела, стабилизирует артериальное давление, снижает пульс, повышает альфа-активность в мозгу и запускает другие физиологические аспекты глубокого расслабления.

Но это лишь малая часть. Да и я не могу сказать, что это способно кого-то всерьез мотивировать.

Когда вы выбираете машину, вас, в первую очередь, интересуют характеристики ее поведения на дороге. Вряд ли кого-то можно привлечь к покупке авто лишь соображениями вместительности багажника.

Также и с медитацией.

«Зачем медитировать для снятия стресса? Это скучное занятие! Лучше я пива выпью и телевизор включу!» (Конечно, пиво и телик нельзя назвать полноценной релаксацией, но это уже другой разговор)

Поэтому мой последний живой семинар, который я проводил весной, так и назывался: «Медитация НЕ как техника расслабления». Это не значит, что я запрещал расслабляться на нем=) Нет, расслабление — это просто очевидно. Объясняя ценность медитации, я предпочитаю сосредотачиваться на других, менее очевидных аспектах практики.

И дальше я собираюсь ответить на вопрос, как и за счет чего простое наблюдение за дыханием (внутренними ощущениями, работой сознания, телом, мантрой и т.д.) способно помочь вам решить многие жизненные проблемы. Зачем вообще это нужно, быть осознанным?

Так что же такое «медитация»?

Прежде чем я продолжу, я напишу, что я вообще понимаю под медитацией. Вообще, более подходящий термин – это осознанность (mindfulness), но здесь я буду использовать и тот, и другой. Для простоты изложения, давайте условимся на время, что это синонимы. Тема статьи не требует уточнения всех тонкостей различий и нюансов терминологии.

«медитация – это не только сидение на заднице со скрещенными ногами и с умным видом…»

Осознанность – это направление внимания намеренно, в настоящем моменте, безоценочно. Это Определение я заимствовал у Виктора Ширяева.

С этим определением я полностью согласен (правда, «безоценочность» вызывает вопросы, но не будем пока об этом), более того, считаю его исчерпывающим. Не буду пока вдаваться в объяснения, пока лишь спрошу, не видите ли вы в нем чего-то необычного, того, что не соответствует стереотипичным представлениям о медитации?

Подумайте.

Верно, здесь ничего не написано ни про «позу лотоса» (и любую другую позу), ни про закрытые глаза, ни про дыхание. То есть здесь не затронуты наиболее присущие медитации (медитации, как она видится в общественном сознании) атрибуты.

Я хочу сказать, что, действительно, медитация – это не только сидение на заднице со скрещенными ногами и с умным видом. Осознанность – это просто определенное качество нашего внимания, которое может реализовываться по-разному: как в качестве концентрации на дыхании, сидя с закрытыми глазами, так и в виде направления внимания на ощущения тела во время прогулки. И не только на ощущения тела: на мысли, эмоции, любые другие внутренние феномены.

Когда вы во время обеда проглатываете пищу осознанно, акцентируя внимание на ее вкусе, на других ощущениях во рту – это тоже медитация. Притом, медитация не в меньшей степени, чем «классическая» — в позе лотоса или по-турецки. Каждый акт внимания, направленный намеренно и в настоящем моменте на любые ощущения, внешние и внутренние феномены – это медитация.

Медитация (осознанность) – это очень широкий термин и охватывает множество различных техник и разных способов направления внимания.

Но здесь же, для того, чтобы не загромождать пока ненужными смыслами, буду в качестве базовой техники медитации понимать технику, при которой используется концентрация на дыхании. И, да, именно этот вид медитации подразумевает сидение на полу с закрытыми глазами – все так, как вы себе представляли.

Просто я не мог не затронуть здесь аспект широты понятия медитации. Я решил, что без этого информация будет не полной.

Теперь мы наконец-то можем идти дальше. Зачем же нужно намеренно и осознанно концентрировать внимание?

Короткое упражнение

Чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу выполнить вас небольшое короткое упражнение. Да, именно там, где сейчас сидите. Ничего странного, что бы могли заметить окружающие люди, делать не надо – не переживайте.

Вы можете закрыть глаза, а можете не закрывать (особенно, если вы сидите на работе и заняты изображением бурной деятельности и вовлеченности в рабочий процесс).
Если сутулитесь, сидите криво – выпрямитесь. А теперь направьте внимание в область живота. Постарайтесь заметить все ощущения, которые возникают там при дыхании. При вдохе живот немного раздувается, при выдохе опадает. Это рождает определенные ощущения, постарайтесь их просто осознать. Что они там есть.

Отметили?

Теперь я попрошу вас на протяжении минуты просто следить за этими ощущениями. Направить туда все свое внимание, не отвлекаясь на посторонние мысли. И если вы замечаете, что стали о чем-то думать и «потеряли» ощущения в животе, которые возникают при дыхании, просто спокойно возвращайте внимание обратно на эти ощущения.

Звучит не сложно, правда? А теперь попробуйте. Примерно минуту. Засекать не обязательно, по своим ощущениям.

Попробовали? Ну что, так ли это легко, как кажется с начала? Сколько раз вы отвлеклись на мысли? Один, два, десять раз? И это за минуту! (А даже если сейчас вы не отвлеклись, то заметите, что такое будет происходить постоянно во время более продолжительных сессий).

Сразу скажу, что это нормально и естественно. Так устроен наш ум. Подобно суетливой обезьянке он постоянно мечется, бегает туда-сюда. Цепляется за мысли, планы, воспоминания. Не поддается никакому контролю.

Но мы можем этот ум натренировать при помощи практики медитации. Поэтому важной предпосылкой этой статьи является то, что мы рассматриваем медитацию в качестве тренировки, а не только в качестве способа почувствовать себя более спокойным.

Если так, тогда что мы тренируем, концентрируясь на ощущениях при дыхании?

Мы тренируем концентрацию!

«Нагружая» бицепсы – мы тренируем бицепсы. А «нагружая» свое внимание – мы тренируем внимание. Это очевидно. Для чего нужно развивать концентрацию? Это тоже вроде очевидно, но не всегда. Наша способность концентрироваться связана не только с нашими возможностями, скажем, не отвлекаясь выполнять работу, но и с силой воли. О чем я расскажу немного позже.

«Это знание часто будет намного более достоверным и точным чем информация в психологической литературе, потому что во время медитации вы работаете с умом непосредственно…»

Где пригодится?

Вы готовитесь к экзамену в институте. Не можете сосредоточиться: то отвлекает компьютер, то фейсбук, то какая-то возня на улице. Но благодаря тому, что вы начали медитировать, вы уже умеете с этим справляться. Вы понимаете, что внешние раздражители, конечно, мешают, но вы их не всегда сможете взять и убрать.

Зато вы можете не обращать на них внимания, также как не обращаете внимания на посторонние мысли во время медитации, концентрируясь вопреки им. Спокойно отметьте, что стали думать о том, как было бы здорово запустить новую компьютерную игру, вспомните, что вам нужно готовиться, что вас отчислят, если вы завалите предмет и спокойно переведите внимание на учебник.

На следующий день вы успешно сдаете экзамен и уже со спокойной душой, с чувством выполненного долга запускаете на компе новую игрушку.

Менее очевидное применение:

Вы решили бросить курить. В вас уже все созрело для этого решения: вы уже не испытываете большого удовольствия от табака, не видите большого смысла в том, чтобы и дальше следовать вредной привычке. Осталось дело за малым. Взять и бросить. Не поддаваться соблазну до тех пор, пока не произойдет отвыкание. Вы ставите перед собой цель: не курить ни под каким предлогом.

И уже через несколько часов после этого уговора с самим собой, мозг, ощущающий синдром отмены, начинает соблазнять вас его нарушить: «ну давай, закурим, бросишь в Новый Год, потом!», «как же ты справишься без сигарет, ведь такой сложный период на работе!», «ну ладно, хорошо, бросаем так бросаем, но сейчас выкурим самую-самую последнюю».

Но у вас уже есть опыт медитации. Вы готовы к тому, что придется выдерживать соблазн. Вам приходят эти мысли, но вы уже научились относиться к любым мыслям во время медитации как к отвлекающим помехам. Не как к приказам, которым вы не можете не подчиниться, а как к предложениям, которые вы можете рассмотреть, а затем либо принять их, либо отвергнуть.

Поэтому вы за ними не следуете, а сохраняете концентрацию на своей цели, также как вы держите внимание на дыхании во время медитации. И следуете к этой цели несмотря на все то, что вас отвлекает.

Вы бросаете курить и уже через несколько месяцев вся эта история с курением кажется страшным сном. Проходит кашель. От рук, тела и одежды, изо рта перестает пахнуть, улучшается здоровье и дыхание, вы чувствуете больше запахов. Вы благодарны практике за то, что она оказала вам поддержку в этом непростом деле.

Мета-наблюдение:

Практика медитации – это практика работы с сознанием. И результатом этой работы является не только перестройка сознания и появление новых навыков. А также появление лучшего понимания о том, как все в нашем сознании функционирует.

Если мы занимаемся починкой автомобилей, то мы благодаря этой работе начинаем глубже постигать устройство машины, обогащать свой ум знанием и опытом (Это и будет «мета-наблюдением»).

То же самое можно сказать про работу с сознанием. Мы видим, к каким результатам приводит то или иное воздействие на наш ум, фиксируем это и отмечаем, держим это знание в уме, чтобы оно пригодилось при дальнейшей работе.

Это знание – результат наблюдения за собственным умом. Оно часто будет намного более достоверным и точным чем информация в психологической литературе, потому что во время медитации вы работаете с умом непосредственно.

И под заголовком «мета-наблюдение» я буду собирать выводы, полученные лично из этого наблюдения. Чтобы продемонстрировать то, как мы можем при помощи медитации развивать не только навыки, но и получать знания.

И когда мы во время своей практики развиваем концентрацию, мы начинаем видеть, что:

  • Умение концентрироваться напрямую связано с силой воли. Оно помогает быть собранным и дисциплинированным.
  • Также внимание связано с расслаблением. Мы замечаем, что концентрация на одном предмете успокаивает наш ум. Заставляет проблемы выглядеть не такими значительными.
  • Рассеянное внимание – вещь довольно энергоемкая. Когда мы сконцентрированы, мы тратим меньше сил. Наше мышление обретает каркас и структуру.

Мы развиваем памятование

Памятование – это другое качество нашего внимания, связанное больше с памятью.

(Прошу не привязываться к терминам, которые я использую. Другие учителя медитации могут использовать другие термины и другую классификацию. Классификация – это чаще всего всегда вещь довольно условная: термины и классы внутри нее могут быть рассмотрены по-другому, а также всячески взаимодействовать и пересекаться.

Я ввожу эту терминологию не для того, чтобы ее как-то «утвердить», «узаконить», а только в качестве вспомогательного способа донести свою мысль до читателя. Направить его внимание в нужную сторону, чтобы он, приняв это к сведению, уже сам на основании собственного опыта практики сделал свои собственные выводы. )

В чем состоит сложность удерживать внимание на одном предмете во время медитации? В том, что оно постоянно отвлекается. Но если посмотреть на этот процесс под лупой, то вы заметите, что он связан больше с памятью.

Вы «помните» какое-то время, что нужно концентрироваться на ощущениях при дыхании. А то, что вы отвлеклись от этого, значит, что вы забыли о своей цели! А возвращение к концентрации означает ни что иное как акт вспоминания того, что сейчас медитируете и должны наблюдать дыхание!

«Почему я мечтаю о мороженном, ведь мне нужно наблюдать дыхание!» — это как внезапная вспышка памяти.

Известный учитель медитации Аллен Уоллес сравнивает это с состоянием постоянной мини-амнезией. Мы забываем свою цель и вновь о ней вспоминаем. Потом вновь. И вновь. Но это нормально. Так устроен наш ум.

Но мы можем научить наш ум более оперативно «вспоминать» о его задачах и целях, замечать, что он отвлекся на посторонние мысли и переводить внимание обратно на предмет концентрации. И это важно!

Именно этим мы занимаемся во время медитации: учимся как можно быстрее замечать, что отвлеклись и «вспоминать», о своей цели. Постепенно, посредством регулярной тренировки, эти вспышки памяти начинают проявляться все с меньшим и меньшим интервалом в обычной жизни.

И где это может пригодиться? О, много где!

Где пригодится?

Вы уже который час не можете заснуть. В голову лезут тревожные мысли о завтрашнем дне: а вдруг, ваш проект на работе провалится? А вдруг, вы не заснете, и ваша презентация потерпит крах?

Ваш ум прокручивает сотни сценариев того, как плохо и катастрофично может сложиться завтрашний день. Но тут вы вспоминаете, что в начале практики медитации вас тоже атакуют целые стаи тревожных мыслей, которые кажутся очень важными и срочными, не терпящими того, чтобы их откладывали на потом.

И тогда вы просто стараетесь на них не реагировать, не обращать внимания, и они постепенно теряют свою силу. Перестают казаться такими значительными и пугающими, переходя просто в разряд просто «бегущей строки в голове», которая уже не особо беспокоит.

И сейчас, лежа в постели, вы решаете попробовать применить тот же принцип. Вы стараетесь просто не реагировать на эти мысли, переводя свое внимание на дыхание. Сначала это проходит очень тяжело, вы постоянно забываете о том, что должны наблюдать дыхание, вас вновь засасывает в водоворот тревожных мыслей. Но вы это замечаете, «вспоминаете» о том, что сейчас хотите спать, а не думать о завтрашнем дне и переводите внимание на что-то еще.

Постепенно мысли теряют свою силу. Вы начинаете погружаться в сон. И перед самым засыпанием у вас проскакивает осознание того, как сильно вы раздули проблему, постоянно думая о ней. Что, на самом деле, завтрашняя презентация не так важна и страшна, потому что она будет касаться лишь промежуточного проекта, а не ключевого. И вообще, на ней не будет присутствовать даже ни один высокий начальник.

Вы просыпаетесь с утра свежим и отдохнувшим, довольным собой. Вы понимаете, что теперь вы сможете использовать навык «памятования» где угодно, когда вас атакуют навязчивые, тревожные мысли. И вовсе не обязательно переводить внимание именно на дыхание. Вы можете перевести его на что угодно: на звуки, на окружение, на вашу работу, которой сейчас нужно заниматься, на ваши дела!

Мета-наблюдение

  • Часто навязчивое обдумывание какой-то проблемы вовсе не приближает к ее разрешению, а только еще сильнее нас запутывает.
  • Невозможно выбросить неприятные мысли из головы, приказав себе о них «не думать». Это приводит к обратному результату. Но мы можем просто на них не реагировать, замечая каждый раз, как они приходят и переводить внимание на что-то еще. Тогда они впоследствии теряют свою силу и перестают нас беспокоить.
  • Памятование – важное умение, стоящее в основе развития самоконтроля и разрушения автоматического поведения. Чтобы нам отпускать деструктивные эмоции, не идти на поводу у навязчивых вредоносных желаний, нам сперва нужно научиться замечать тот момент, когда наш ум стал «проваливаться в них», подпадать под их контроль. Памятование — это необходимая пауза, заметить: «ага, опять пришли эти эмоции». Пауза для того, чтобы сделать осознанный выбор, следовать ли за ними или же просто не вестись на них. Когда этой паузы нет, то и выбора нет: мы подчиняемся всем своим мыслям, эмоциям, желаниям слепо, на автомате.

Мы развиваем позицию наблюдателя («Я в контексте»)

Если памятование и концентрация – это некие «количественные» параметры нашей способности концентрироваться (как долго мы удерживаем внимание на точке, насколько быстро мы замечаем, то что отвлеклись). То позиция наблюдателя – это «качественный» аспект внимания, который затрагивает именно то, каким становится наше внимание во время медитации.

Мы можем направить все наше внимание на просмотр фильма, сопереживать его героям, следить за сюжетом, но это не будет медитацией постольку, поскольку мы не смотрим кино с позиции «наблюдателя», соблюдая «равностность» и «безоценочность». Если бы мы наблюдали фильм, не вовлекаясь в происходящее или если бы наблюдали свои эмоции и чувства с «позиции наблюдателя», которые возникают во время просмотра фильма – тогда это было бы медитацией.

Когда мы просто наблюдаем свои ощущения, возникающие при дыхании, наше внимание становится как бы отстраненным, не вовлеченным во все внутренние переживания, чувства, мысли, эмоции. Мы смотрим на эмоции и даже на мысли как бы «со стороны».

Это и называется «позицией наблюдателя» или в рамках терапии принятия и ответственности (ACT — Acceptance and Commitment Therapy(англ.) – современное направление психотерапии) называется «Я в контексте».

Согласитесь, это уже что-то новое. Если люди, которые никогда не медитировали, это читают, то уже наверняка интересуются: «как это, наблюдать свои эмоции со стороны, тем более мысли?»

Действительно, это кажется не очевидным и противоречащим здравому смыслу. Тем не менее, это становится понятным только посредством регулярной тренировки. Умение осознавать переживания с позиции наблюдателя – важный и уникальный навык. Это совершенно новый для многих людей способ взаимоотношения с внутренним миром, который способен привнести массу нового в их жизнь.

Где пригодится?

Пример 1

Вы устали терпеть то, что ваш старший коллега по работе постоянно на вас срывается, кричит и критикует вас за каждую малейшую ошибку. Вы новенький в коллективе и, к тому же, самый молодой. Именно поэтому ваш коллега выбрал именно вас в качестве отводного канала для своего гнева. Круговая порука: он получает порцию негодования от членов семьи и своего босса, держит в себе, а потом срывает на вас.

Вас с самого начала это бесило. Сперва вы просто пытались сдерживать гнев, подавить его: ведь вам казалось, что ваше положение новенького, неопытного сотрудника не позволяет вам отвечать на его выпады таким же образом.

Вы молча сидели, терпя моральные оплеухи, потом уходили домой оплеванным с мерзким внутренним чувством.

Гнев копился до тех пор, пока месяц назад вы не выплеснули его обратно на коллегу. Это было похоже на то, как хилую плотину сносит мощный водный поток: раздражения накопилось столько, что оно просто смыло все преграды. Вы орали, бились истерике, ушли в середине рабочего дня, громко хлопнув дверью.

И это не возымело никакого положительного эффекта: со стороны все выглядело так, как будто вы дурили из-за своей собственной ошибки, вышли из себя и потеряли контроль. Выгорели, короче. Коллега остался безнаказанным и продолжил вас третировать.

Поэтому обидно было вдвойне. С того дня вы решил, что нужно справляться со своим гневом, поэтому решили заняться медитацией, о которой прочитали в интернете. Естественно ожидая, что гнева просто станет меньше.

В ходе практики наблюдения дыхания вы учились не вовлекаться в свои эмоции. Приходили гнев, раздражение, мысли о нанесенном оскорблении, вы просто переводили внимание на дыхание или иногда концентрировались прямо на этих эмоциях и как бы наблюдали за ними со стороны.

Это было удивительным и новым опытом для вас! До сих пор вы думали, что ваши эмоции не оставляют вам никакого выбора. Если приходит гнев, то вы должны, якобы, сразу же за ним следовать или же подавлять старательно, что, опять же, может вести к катастрофе.

Но во время практики вы изучили совершенно новый способ реагировать на эмоции: просто наблюдать. Не стараться эмоцию убрать, но в то же время и не следовать за ней. Тогда, как вы увидели, они теряют свою силу.

И в следующий раз, когда коллега стал на вас кричать и срываться из-за небольшой ошибки в промежуточном отчете, вы опять заметили в себе мощную волну гнев: раздувающиеся ноздри, напряжение в голове, горящие щеки…

Вы ожидали, что медитация сделает гнев слабее, но это оказалось не так. Наоборот, вы стали его чувствовать, как будто, даже ярче…

Но кое-что все-таки изменилось. Появилась пауза. И появилась отстраненность. Да, гнев по-прежнему присутствовал и он был очень сильным. Но, казалось, что теперь он как будто проходит немного в стороне от вас, не накрывая вас с головой, подчиняя вас полностью себе.

(Подходящая метафора. Начинающего серфингиста накрывают волны, засасывая в себя и закручивая. Но более опытный серфингист катается на волне, может на ней маневрировать или просто «подныривать» под нее и давать ей пройти над собой. Волны при повышении его навыка, при этом, никуда не исчезают)

Вы уже смогли заметить этот момент находящей на вас волны. «Ага, сейчас опять начинается». Вы вспомнили, к какой катастрофе это привело в прошлый раз.

Но вместо того, чтобы следовать за гневом и биться в истерике или же старательно его подавлять, вы позволили ему быть. Вы направили все свое внимание на эту эмоцию. И стали просто наблюдать. Как эта волна растет в теле, как она прорывается из груди, как будто идет вам в голову.

Вы не стали пытаться ее подавить, вы спокойно наблюдали. Благодаря тому, что вы перестали «подкармливать» свой гнев, сопротивляясь или поощряя его, «волна» быстро улеглась. Да, вам было по-прежнему неловко и неудобно, но вы почувствовали, что уже держите себя в руках и можете как-то себя контролировать.

Вы решили, как будете действовать. Ни ответный выброс гнева, ни добрые слова на коллегу не подействовали. Поэтому вы выбираете другую тактику. Вы немного дышите, делаете паузу. Затем отводите коллегу в сторонку и спокойно говорите, что это был последний раз, когда он на вас сорвался. И если это повториться, то вы примете определенные меры.

Вы говорите твердо и уверенно, смотря в глаза, без истерик, но и без подобострастного смущения,хотя вас по-прежнему бьют злоба и тревога.

После этого разговора коллега больше на вас не кричал. И вы наконец-то почувствовали, что контролируете ситуацию и смогли решить ее в свою пользу.

Пример 2

У вас болит голова. К несчастью, вы забыли дома свои таблетки, а сейчас вам предстоит долгая дорога в метро на другой конец города. Времени искать аптеку нет, у вас важная встреча. Раньше бы такая ситуация вас вывела из себя, вы бы стали себя накручивать, мучить мыслями: «ну когда же это пройдет, Боже ты мой!» «Как невыносимо мучительно!»

Но вы уже научились медитировать. Поэтому перестали пытаться гнать эту боль от себя и зацикливаться на ней (зная, что такие попытки не помогают, а наоборот, только делают боль еще более невыносимой). Просто сосредоточились на дыхании. И вы заметили, что, несмотря на то, что физическая боль не ослабла, принимать ее стало легче. «Да, когда будет возможность, я куплю обезболивающее, но пока я ничего не могу сделать. Пусть будет так».

Когда вы все-таки уже добрались до аптеки несколькими часами позже и вам полегчало, вы обратили внимание, насколько легче переносится боль, если просто принимать ее, смотреть с позиции наблюдателя.

Мета-наблюдение:

  • Наше страдание от физической боли состоит не только из физической боли, но из-за наших моральных страданий на ее фоне. Как сказал Харуки Мураками — «Боль неизбежна, страдание — личный выбор каждого».
  • Позиция наблюдателя, невовлеченность помогает снизить или убрать «страдание по поводу страдания», «тревогу по поводу тревоги», «раздражение по поводу тревоги». Благодаря этому первичная эмоция перестает поощряться реакцией на нее с нашей со стороны (также как тревога «подкармливается» тревожными мыслями и другими эмоциями, возникающими на ее фоне). Да, мы не можем потушить костер, потому что у нас нет воды. Но мы можем по крайней мере перестать лить в него бензин. И тогда будем наблюдать, как он гаснет сам, повинуясь физическим законам.
  • Опыт наблюдателя, полученный из медитации, позволяет увидеть, что, в принципе, любое страдание преодолимо. Это весьма оптимистично.

Я привел такой длинный пример с коллегой (это, кстати, почти мой личный опыт, только приукрашенный для наглядности), чтобы показать, что развитие осознанности не обязательно делает из нас «добреньких овечек». Да, мы становимся более сострадательными и терпимыми. Но дело только не в этом. Осознанность дает нам возможность сделать выбор. (Только возможность сделать выбор, сам выбор — уже за нами!)

Не идти на автомате за эмоциями, а решить, что будет лучше в данной ситуации? Часто придется вести себя дипломатично и выбирать дружбу и сотрудничество вместо вражды. Где-то потребуется более взвешенная, спокойная, но все равно жесткая позиция, как в моем примере. Но а в каких-то исключительных случаях, пожалуй, будет лучше вымещать гнев без тормозов. Все зависит от ситуации.

И навык делать паузу и не поддаваться мгновенным эмоциям позволяет это все оценить и сделать верный жизненный выбор. Действовать не так, как велят мгновенные эмоции, которые часто могут вести вас в катастрофе. А следовать на встречу своим целям и ценностям.

На этом месте я остановлюсь и сам сделаю паузу. И дам обещание написать о других навыках медитации в продолжении этой статьи, которая выйдет в скором времени. А пока она не вышла, вы можете написать в комментариях, какие еще навыки кроме концентрации, памятования, позиции наблюдателя мы развиваем во время практики?

Мы садимся, концентрируемся на одной точке, учимся замечать, когда ум отвлекается, учимся смотреть на эмоции и мысли со стороны. Но что еще происходит, когда мы практикуем? Что мы делаем еще такого, что может сильно пригодиться в жизни?

Подумайте…

Буду рад услышать ваше мнение в комментариях.

Продолжение статьи уже готово, можно прочитать по ссылке здесь

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

88 комментариев

  • Прочитал залпом статью и все комментарии.
    И сразу почувствовал близких по духу людей)) Многие бы стали хорошими товарищами и друзьями.
    Я практикую медитацию всего около двух месяцев. Параллельно прочитал много литературы, т.к. реально сложно у меня укладывалось в голове, что же это такое. Через месяц практики чуть-чуть стал чувствовать.
    У меня вопрос, в процессе медитации я нашел 2 сильных зажима- область между бровями и бедра. Эти зоны я постоянно делаю объектом медитации. Бедра дополнительно стал осознанно тянуть 2 раза в день упражнениями из йоги. И эфект стал значительно лучше. Раньше мне вообще было жутко не комфортно и не привычно, когда бедра под наблюдениям в медитации расслаблялись. Сейчас всё значительно лучше. В неформальной практике, я тоже обращаю на это внимание.
    А с зоной между бровей, всё пока без особых изменений. Эта мышца с годами сильно задалась, свидетельство тому глубокая морщина. Можно ли что то дополнительно делать с этой областью?
    Ещё в тему вопроса в статье, хочу сказать, что медитация отлично учит чувствовать своё тело. Я стал даже чувсвовать как пища идет по гортани, скапливается возле клапана в желудок. А самое интересное, момент, когда клапан открывается и пища проваливается в желудок. Не пугайтесь, я лечу эзофагит и гастрит и видимо мой мозг уже фокусирует внимание на этой зоне сам, т.к. специально я этого не делал. Просто в один момент я обалдел, что это стал чувствовать. Ещё раньше мне было просто оооочень не приятно чувствовать биение своего сердца, сейчас я стал относиться к этому спокойной. Это понимание тоже пришло когда мне внезапно. Я на это вообще никакого акцента не делал. Вобщем теперь больше чувствую свои физические состояния. Это помогает не передать, к примеру.

  • Николай,скажите,пожалуйста,какие минусы имеет самовнушение?

  • Николай, здравствуйте. Спасибо Вам огромное. Думаю есть смысл вынести эту тему в новую часть этой статьи как — расширение зоны комфорта (про это есть у Будникова в курсе). У Вас где-то было написано, что делать Дело в хорошем настроении может каждый, а вот в плохом настроении (депрессии, скуке и др.) продолжать делать Дело, не бросать, не хондрить — это действительно польза медитации.

  • Александр, здравствуйте!

    А вы вот эту статью читали, «зачем медитировать»? Просто ваш вопрос странный в контексте этой статьи.

  • Спасибо, Ксения, и вам успехов в вашем начинании!

  • Юлия, я понимаю ваше состояние и понимаю, что вы чувствуете.

    Что могу сказать. Метод самовнушения действительно имеет свои минусы. Медитация — это нечто противоположное. Во время нее мы не пытаемся себе что-то внушать, мы не пытаемся всеми силами «достичь внутреннего спокойствия» (потому что это невозможно — мы не выбираем свои эмоции. Это я вам писал уже. Я был бы рад дать вам быстрый совет, но у меня к сожалению его нет, здесь нужно работать глобально и комлексно — и тогда все возможно. И на вашем месте я бы начал делать все, чтобы работать с этой проблемой, устранять ее причины. Я так понимаю, у вас панические атаки и тревожность? Это так? Могу посоветовать вам хорошего психотерапевта. Или курс онлайн=)

  • Всем привет, есть один вопрос по медитативному состоянию.
    В общем ранее пробовал медитировать и даже относительно большой срок месяца 4, не чувствовал абсолютно ничего, кроме временного расслабления с успокоением или вроде того. Далее забросил на продолжительное время и сейчас с новыми силами и скажем так, новым уровнем понимания продолжил, немного изменя технику. Ранее никогда не медитировал на дыхании, но сейчас начал концентрироваться на тех самых ощущениях опадания живота и тд.
    Где-то в середине сессии из 25 мин начинаю чувствовать некий стержень, мачту на корабле во время шторма, которая неподвижна, все как бы проплывает мимо, а я остаюсь недвижим. Понимаю что метафора размытая и даст маловато понятия, но тем не менее есть ли в этом хоть крупинка медитативного состояния, хочу понимать правильно я двигаюсь, оно это или нет?

  • «Но ведь если сконцентрироваться на ощущениях, то почти весь словарный бронепоезд, который несётся на тебя, пройдёт мимо. Это и хорошо, конечно, но ведь нужно и суть всей этой тирады уловить, суть претензии, чтобы затем сориентироваться с ответом. Как вы поступаете в таких случаях?»

    Не нужно в такой ситуации концентрироваться на ощущениях. Нужно концентрироваться на разговоре. Сфокусируйтесь на вашем разговоре, внимательно слушайте оппонента и трезво решите как наиболее эффективно ответить или направить разговор.
    Потренируйтесь.
    Лично у меня аж эйфория наступает когда я осознанно участвую в конфликтном разговоре и удается сгладить конфликт благодаря моей осознанности (не пишу это чтобы похвастаться, просто знаю, что если бы я не удерживал осознанность то либо я скатился бы в ответное нагнетание конфликта, либо просто конфликт бы развивался своим естественных ходом, если никто из участников не старается его избежать).

  • Николай. Я вам очень благодарна. Обязательно прочту рекомендуемую книгу. С наступающим вас праздником!! Всего самого хорошего в жизни и работе

  • Николай, вот вчера ночью у меня был самый пик..участилось сердцебьение, и я просто безпричинно плакала плакала и плакала…
    Утром быыло уже легче, тяжесть сошла, но такая пустота внутри… и…я силтно увлеклась самовнушением..благодаря этому методу я стала увереной в себе , общительной и смелой( к чему и стремиласьвсегда)… но..у меня появилась какая-то зависимость от самовнушающий фраз и как это гооврят » аффирмаций»…а скйчас такое чувство как буто все к чему я пришла- потерялось, исчезло, как будто никогда и не было… знаю, что сдаваться нельзя и нужно выбираться из сложившегося положения, но … все до этого действующие «слова мотивации и «правила» жизни» вызывают отвращение..у мкня как болезнеенная реакция на них..а в то же время я должна достичь гармонии и внутреннего спокойствия..вернуть себе оптимизм, жизнелюбие… но не методом самовнушения ..ибо свихнусь точно…
    Что бы вы сделали в такой ситуации?

  • Александр, здравствуйте

    «Но к чему тогда всё же в некоторых случаях нужно «вымещать гнев без тормозов»? »

    Лучше, не в смысле «выражения» эмоций, а в плане решения ситуации. Гнев — это эволюционный механизм. Природа оснастила нас гневом для защиты себя в обществе. Но это как машина без тормозов: да, можете первые приехать к финишу, а можете и разбиться.

    Мне кажется вымещать «гнев без тормозов» помогает в очень очень редких случаях. Ну например, вам кто-то угрожает, лезет в драку с вами, у вас нет времени созерцатьа внезапная демонстрация гнева с вашей стороны может вашего противника немного приструнить, особенно, если он от вас этого не ожидает. Он может подумать: «этот человек близок к тому, чтобы потерять контроль над собой, вдруг он схватит кирпич и меня убьет, лучше с ним не шутить».

    Хотя я уверен, что в подавляющем большинстве случае лучше сохранять спокойствие. Я это писала больше для того, чтобы подчеркнуть, что можно действовать по-разному, медитация не учит вас действовать вас каким-то одним способом, она, наоборот, расширяет возможности выбора.

    «Но ведь если сконцентрироваться на ощущениях, то почти весь словарный бронепоезд, который несётся на тебя, пройдёт мимо. Это и хорошо, конечно, но ведь нужно и суть всей этой тирады уловить, суть претензии, чтобы затем сориентироваться с ответом. Как вы поступаете в таких случаях?»

    Можно концентрироваться на бронепоезде, потом концентрироваться на ощущениях, а потом придумать ответ. Не так важно, на чем именно концентрироваться, важно, это управлять своим внимание. Не давать ему ввязываться во все истории, которые формирует ваш ум, не следовать на автомате за первичной реакцией.

  • Здравствуйте, Юлия.

    Вы молодец, что медитируете. Но вы должны понимать, что медитация не ставит своей целью подавление неприятных эмоций и вызов приятных. Хотя конечно это желание Ваше очень можно понять. Просто этот запрос:

    «очень хочется снова ощущать вдохновение и раскованность…)»

    Не совсем корректный. Понятно, что все мы хотим, чтобы было хорошо и не было плохо. Но это не всегда возможно. Потому что эмоции они приходят и уходят, они временные. И мы имеем мало контроля над ними.

    Медитация нужна, чтобы научиться принимать эти временные эмоции (об этом более подробно напишу в следующей части), не вовлекаться в них, спокойно осознавать, быть как с радостью, также с любовью встречать печаль, не давать им себя сильно увлечь и засосать. Поэтому вам нужно стараться вместо того, чтобы

    «держать оптимизм» и «пресекать любую негативную мысль» (это не всегда продуктивно, мысли бумерангов возвращаются назад), просто спокойно принимать и мысли и это состояние.

    Вы затронули весьма важный аспект. Как я сказал, все мы хотим, чтобы было хорошо и не было плохо. Это стандартная гедонистически ориентированная человеческая модель. Но медитация тем и сложна, что требует нечто противоположного: не привязываться к приятным ощущениям и не отталкивать неприятные. Это контр интуитивно. Это противоречит здравому смыслу. Это противоречит инстинктам и желаниям. Но это правильно.

    Но так как правильная медитация не интуитивна (поэтому сложна), многие люди начинают медитировать (как начинал и я), чтобы убрать плохие эмоции и вызвать хорошие, конечно же, не добиваются этой цели (так как этой именно длящейся цели ничто не может добиться, это упирается в ограничения человеческой природы), бросают медитацию, думая, что она «не помогает». Хотя задача практики лежит в обратном

  • Павел, спасибо, абсолютно верно.

    Расслабление и очищение головы я бы отнес к «пассивным» эффектам, которые формируются сами собой, потому что вы медитируете. А вот осознанность — это уже более «активный» навык, который требует применения в жизни. Хотя расслабляться надо тоже уметь.

  • Ксения, есть хорошая тогда новость и плохая:

    У ACT терапевтов нет формализма, связанного с образованием. То есть называть себя ACT терапевтом может кто угодно, даже человек, не имеющий специального образования.

    Но, тем не менее, по той причине, что у вас нет образования, а многие курсы по ACT его требуют от своих участников, возможно сможете не во всех участвовать. Плюс образование дает знакомства и контакты.

    И о курсах по ACT можно узнать из круга психотерапевтов, из тематических сообществ, я собственно, так и узнаю. Пока давайте я вам посоветую книгу, называется она ACT made simple, почитайте, а потом решите — ваше или нет и возможно я вам что-то и посоветую.

  • Ну происходить может по разным причинам. Вопрос «почему» не имеет особой практической ценности. Возможно это возникает потому что благодаря медитации вы стали лучше чувствовать свое тело, весь вред, который наносит ему курение. Возможно вы уже внутренне как бы не одобряете курение, а курите по инерции просто в силу привычки. Разные могут быть причины. Желаю бросить эту пагубную привычку!

  • Спасибо, этот ответ очень важен для меня. Буду стремиться к тому уровню невозврата, значит)

  • Оставив этот комментарий, я пару дней уделял особое внимание тому, насколько я осознан. Не сказал бы, что «всё ок», скорее, я выполняю самый-самый минимум) К тому же жизнь дала понять, что дисциплина мне очень сильно пригодится. Спасибо за ответ.

  • Здравствуйте, Николай, вопрос на счёт «волны эмоций» и осознанности.

    Вы пишете, что применение медитации как инструмента в жизни даёт возможность выбора — вестись или игнорировать эмоциональную волну, и подразумевается, что если смотреть на своё состояние отстранённо, не действуя на поводу гнева, как в примере из статьи, то подавления не происходит. Но к чему тогда всё же в некоторых случаях нужно «вымещать гнев без тормозов»? Или это в том случае, когда полностью не вестись на эмоцию не получилось, и таким образом часть энергии осталась подавленной?

    И ещё такой момент, применительно к тому же примеру с коллегой. Вот в момент конфликта, когда оппонент словесно атакует тебя, это вызывает гнев и нужно взглянуть на него отстранённо, осознавать эти ощущения. Но ведь если сконцентрироваться на ощущениях, то почти весь словарный бронепоезд, который несётся на тебя, пройдёт мимо. Это и хорошо, конечно, но ведь нужно и суть всей этой тирады уловить, суть претензии, чтобы затем сориентироваться с ответом. Как вы поступаете в таких случаях?

  • Николай, добрый вечер))
    Хочу сказать спасибо Вам , ваши мысли, которые вы излагали в своих статьях, оказали на меня очень положительное влияние))
    и потому хотела бы обратиться к Вам за помощью))
    я вообще с детства ( сейчас мне 17) была склонна постоянно что-то обдумывать, воспроизводить ситуации в голове в духе » вот как надо было тогда ответить» и т.д.
    Сейчас же, конечно, я избавилась от этого… и до этого момента всё было прекрасно… а буквально 2 недели назад после болезни ( обыкновенная простуда,но затянулась она надолго, потому неделю сидела дома, никуда не выходила, ни с кем не общалась, всё забросила)) у меня что-то «слетело» в моей «программе»…я прекрасно поняла , что после недельного «отшельничества» нужно сразу восстановить свой активный режим…но..вот тут и возникли трудности…я испытываю какое-то душевное страдание от того, что не могу снова «войти в ритм»…. появилось даже, так сказать, навязчивое состояние..т.е. я стараюсь держать оптимизм, пресекаю любую негативную мысль..но…такое ощущение что я как будто » в своей голове» живу..не получается концентрироваться на внешнем мире( хотя лишних мыслей в голове нет..но такое странное подсознательное ощущение….)..пропала легкость, ощущение свободы и уверенности,чувство контроля над собой и своим сознанием…
    мой девиз жизненный » к черту всё. не парься и будь счастлив!»…. но и тут он мне не помогает..как выбраться из такого состояния??????????????????????????????????????????7 ( к сведению, каждый день медитирую, страюсь жить в стиле «действуй»..но …что-то сблосььь.. очень хочется снова ощущать вдохновение и раскованность…)

  • Добрый день, Николай! Спасибо Вам большое за Ваш труд! Я сейчас тут не буду писать, что мне дали ваши статьи, это отдельная тема. Просто хочу сказать, чтобы Вы продолжали свое начатое дело. Потому что оно действительно многим помогает справиться с различными сложными ситуациями. Поэтому, если кто-то говорит, что это не помогает, то, возможно, просто читали ваши статьи неосознанно) А мне все помогло. Благодарю!

  • Очень хорошая статья!

    Я для себя вижу такие основные навыки:
    — Расслабление
    — Очищение головы от мусора (беспокойства, навязчивые мысли и т.д.)
    (эти первые два пункта мне помогают с моей бессонницей)
    — Обучение контролю своих мыслей и повышение осознаности. Я стал чаще останавливать негативные эмоции, предотвращать конфликты, возвращать или направлять разговор в правильное русло, лучше концентрироваться на разговоре или на любом другом занятии. Стал чаще ловить себя на мысли что я занимаюсь не тем что нужно, или думаю не о том, о чем нужно и корректировать свое поведение.

  • Николай, нет. Только высшее гуманитарное и педагогическое

  • То что когда я курю это вызывает во мне дискомфорт,напряжение. Почему такое происходит ?почему такая реакция моего организма? Извините что не правильно задал вопрос =)

  • Здравствуйте!

    Спасибо за ваш отзыв=)

    По поводу вопроса, «с чем связано» с чем связано что?=) То что вы не можете бросить курить? Или дискомфорт и напряжение?

  • Здравствуйте.

    1) Учитель/учителя всегда есть, вопрос только в том, в какой степени вы к ним прибегаете. Инструкция по медитации в интернете, которую вы читаете и которую применяете — это тоже результат работы ученика — учителя, пусть и виртуально.

    Если вы имеете живое общение с учителем, то конечно, лучше с хорошим учителем, чем без него. Я читал книги по медитации, проходил курсы, ретриты. Но личного учителя, который бы со мной работал, у меня не было.

    2) Ну да, конечно, мы с женой обмениваемся опытом, куда ж без этого=)

    3) Конечно

    4) Если вы читали статью, то я там упоминал, что медитация — это не только сидение на полу с закрытыми глазами. И ваш вопрос лучше сформулировать: «можно ли заменить одну технику медитации на другую» (ибо йога-нидра — одна из техник медитации). И ответ на него зависит от вас, если вы считаете, что какие-то техники вам больше подходят, то, конечно используйте их вместо других.

    Лично я использую ЙН более как ночную практику перед сном. А медитацию с концентрацией на дыхании — просто сидя с утра и вечером каждый день

  • Ксения, образование у вас есть психологическое?

  • Добрый. День. Может уже отвечала, тогда повторюсь. Как психотерапевт

  • Здравствуй Николай!Выражаю вам благодарность за ваши статьи. Хочу поделиться успехами медитирию уже больше 2 месяцев 2х20 минут. Решил двигаться мелкими шагами и каждую неделю добавлять правильных действий. В данный момент моей жизни каждый день встаю в 6 утра или раньше ,слежу за питанием,делаю зарядку и много таких действий которые дисциплинирует.Учусь наблюдать за своими эмоциями. Кстати с утра ваши статьи залетают отлично =) Хотел бы задать вам вопрос было бы приятно если вы ответите. Я накрутил себя на счёт курения что надо бросить и ходил так больше года так и не смог бросить курить ,когда курю ощущаю дискомфорт и напряжение. С чем это все связано ?Хотя в данный период моей жизни я достаточно дисциплинирован.

  • Павел, добавлю пару слов от себя. Сам периодически пропускаю формальную практику, и даже был перерыв в пол года. Есть с чем сравнивать: без и с. Я не хочу обратно. Когда расширяешь горизонт, уже тяжело спускаться в овраг и там сидеть. Конечно, люди разные и ситуации разные, но вы не получите того эффекта от неформальной осознанности, как от регулярной медитации. А получив, не захотите обратно) по моему скромному мнению, никакие изменения в жизни не возможны без усилия над собой. Так, считаю, мы устроены. Только приняв, что усилия — это хорошо, можно двигаться дальше без внутреннего напряжения, не формируя зажимов. Наблюдать сопротивление тела, как те же мысли и эмоции) и не стоит ругать себя за пропуски, и не бойтесь делать перерывы.
    Успехов)

  • Николай, здравствуйте. Я пытаюсь освоить медитацию, и мне
    кажется, мне нужно больше понимать в теории, чтобы добиться практического
    эффекта. Я хотел бы задать Вам несколько вопросов:

    1) Я не раз слышал, что для освоения медитации необходима
    помощь духовного учителя – гуру. А вы обращались к каким-нибудь гуру, или
    научились медитировать самостоятельно?

    2) Мастер Муджи упоминал, что когда жена и муж медитируют
    вместе, то он становится гуру для неё, а она гуру для него. У вас не было
    такого опыта?

    3) Изменилось ли как-то ваше мировоззрение, когда вы
    научились медитировать?

    4) Можно ли медитацию заменить “йога-нидрой”?

  • Спасибо, Николай. Вы умеете доступно писать о достаточно непростых вещах. А еще Ваши статьи всегда вселяют надежду и подстегивают не останавливаться. Вы помогаете очень многим.

  • Ксения, здравствуйте, а Вы хотите обучаться как психотерапевт? Или как клиент?

  • Сергей, здравствуйте!

    Да, спасибо за совет и за поддержку! Мне очень приятно! Книгу, думаю, буду писать=)

    Ну я в принципе, тоже такой человек. Очень активный, неусидчивый, нетерпеливый, СДВГ и все такое.

    Отчасти это можно поправить, так, чтобы это не наносило серьезный вред жизни. Опять же, при помощи медитации. Замечать, когда мозг стал вас куда-то гнать, вспоминать, что это не самая эффеективная стратегия взаимодействия с миром, спокойно принимать это «тягу», не пытаться ее убрать, но и не стараться ее сразу удовлетворить, просто позволить ей быть. Для закрепления этого необходимо не только заниматься формальной практикой, но и неформальной: в течение дня следить за собой, сохраняя осознанность хотя бы отчасти.

    По себе знаю, что это преодолимо. И я в принципе благодаря практике преодолел это настолько, что это перестало катастрофически сказываться на моей жизни (раньше буквально и минуты не мог сосредоточиться и усидеть на месте — ужас).

    Сейчас конечно это осталось, но не в таком крайнем виде. Я научился это как-то принимать: что можно изменить, я стараюсь изменить. А что нельзя — я принимаю. Ну такой уж я человек беспокойный, что ж поделаешь=)

  • Вальтер, спасибо! Очень верно замечено!

    Можно это даже немножко обобщить. Мы не только учимся «получать удовольствие» от неприятных эмоций. Мы учимся избавляться от автоматической реакции. Автоматическая реакция — это избегание, отталкивание: мне не нравится скука, пойду напьюсь, мне не нравится депрессия, пойду съем таблетки.

    Но медитация расширяет, как это называется «поведенческий репертуар». Появляются новые варианты реакции: понаблюдали, не стали убегать от эмоций, попытались их понять, принять с любовью, понять, откуда они идут, уделить им внимание, использовать для самопознания или просто для тренировки осознанности (неприятные эмоции могут стать отличным «маркером» для неформальной медитации, напоминая нам о том, что нужно побыть осознанными).

  • Павел, это просто вопрос осознанного выбора. Может вам и так хорошо без медитации? Может и так получается не вовлекаться в эмоции без формальной практики (у меня лично не получается, но, конечно, есть люди, у кого итак все ок).

    Если же нет, то опять же выбор за вами. Стоит ли терпеть временный дискомфорт ради «плюшек» медитации или нет? Стоит ли перебарывать старые привычки, приучать себя к дисциплине ради этого?

    Все имеет свою цену. Не всегда в жизни все легко.

    Но если будете думать, чтоб начать, главное это чтобы вошло в привычку. Сначала, конечно сложно, потом проще. Мне тоже было сложно. Да и сейчас не легко=) Но я делаю свой выбор=) Преодолевать себя всегда полезно. То есть в этом самом факте заключается дополнительный бонус медитации, что ради нее приходится преодолевать себя.

  • Федор, да, верные наблюдения. Но, скорее не «терпим», стиснув зубы, а учимся спокойно принимать=)

  • Николай, спасибо и буду ждать продолжения!В жизни происходят положительные изменения, но я пока не могу точно ответить,причиной тому именно медитация или это в комплексе.
    Однозначно ко многому стал относиться проще, принимать многое из того,что ранее беспокоило и стало как-то «потише» в голове.

  • Николай. Спасибо. Как и всегда ,очень интересно Вас читать. Хотела задать вопрос. Не подскажете, где можно пройти обучение по направлению Acceptance and Commitment Therapy на русском?

  • Выразить в тексте непросто но ты Николай молодец,много интересного узнал читая твои рассылки уже в течение года!Еще раз повторю что благодаря тебе 6 июня будет уже 2 года как бросил курить прочитав твою статью!Медитацию научился использовать в жизни сохранять внимание и использовать удовольствие от действия и бездействия.Интересно ты написал как посвятил день ничего неделанью) я попробовал и очень много открыл интересного чего в обыденной жизни мы невидим! И что приятно что ты не гонишь за рублем а пользы людям приносишь много.Спасибо!

  • Николай, я всё жду когда ты структурируешь свои знания и сведёшь свои статьи в полезную книгу. Тысячи людей бы могли изменить свою жизнь к лучшему!
    Я несколько лет практикую медитацию и она здоровски помогает мне не только жить гармоничнее (сон, управление эмоциями, более спокойное и адекватное восприятие действительности и поступков людей), но и на работе я могу выходить из рутины и видеть стратегию, что чрезвычайно важно для любого предпринимателя.
    Пока у меня остаётся один вопрос. Я холерик. Моё тело и мозг постоянно требуют активных занятий, движения. Даже если находится окно в моём достаточно плотном графике, мозг и тело уже разогнаны и готовы делать что угодно, лишь бы не оставаться наедине с самим собой 🙂 Приходится напрягать силу воли, останавливаться, тормозить все процессы. Как это делать более эффективно? Как заставить себя выйти из возбуждённого состояния, не соскользнув в «сделаю ещё один звонок», «проверю-ка я сначала почту» и «интересно, а что мне Николай Перов на форуме ответил, надо бы проверить»?

  • Добрый день!
    В продолжение темы принятия хочу поделиться опытом. Начал получать удовольствие от наблюдения различных эмоций, даже негативных. Недавно был выведен из себя безразличием и невежеством людей. Весь кипел (несмотря на то, что общий уровень спокойствия повысился) и вовлекся в конфликт, пошёл выяснять отношения, говорил на повышених тонах и тд… Однако, в этом не было фатального негатива, я не испортил себе настроение. Просто с интересом и любопытством и даже радостью наблюдал за своим гневом, думал о том, что это тоже важный и интересный опыт. Даже получил удовольствие)))
    В результате пришёл к выводу, что в следующий раз в подобной ситуации, возможно, хватит осознанности обдумать ответ и действовать более взвешенно, осознанно и эффективно…

  • Николай, у меня есть небольшая дилемма, хотелось бы услышать лично ваше мнение на этот счёт. Уже полтора года как я наткнулся на ваш сайт, заинтересовался медитацией и саморазвитием, пошёл в этом направлении дальше, стал читать других людей со смежной тематикой… но так и не стал серьёзно медитировать. Я могу в повседневности наблюдать эмоции со стороны, не вовлекаться, ловить себя на том, что отвлёкся, потому что понимаю умом, как это делается. Но вот дважды в день садиться и удерживать внимание на вдохах и выдохах не хватает дисциплины. С одной стороны, я могу объявить себе войну и насильно усаживать себя на очередной акт осознанности, ставить напоминания и галочки в списке дел. Но стоит ли это сопутствующих душевных терзаний из-за пропусков и просто из-за принуждения? Может, просто ещё не пришло время, и мне пока не стоит заморачиваться? Но как тогда развить дисциплину? Замкнутый круг 🙂

  • Интересная статья, спасибо!
    Что же еще мы развиваем с помощью медитации? Думаю расширяем зону своего комфорта, за счет того что «терпим» все те дискомфортные ощущения, которые могут наблюдаться при медитации, например в неудобной позе. Это может также очень пригодиться в жизни..

  • Вера, точно, еще один мега важный навык медитации- это принятие. Умение принимать любые эмоции, ощущения здесь и сейчас. Подробно опишу его в следующей части. Спасибо за комментарий!

  • Еще учимся находиться в настоящем моменте. Обычно мы мыслями в прошлом, в своих страданиях и воспоминаниях, или в будущем — боимся чего-то. Медитация учит ценить то, что здесь и сейчас. Принимать жизненную ситуацию такой, какая она есть, как будто это наш личный выбор.

    Признаюсь, это для меня пока больше теория, в реальной жизни применять эти знания получается не всегда. Принимать, не вовлекаясь, и быть сторонним наблюдателем своих эмоций — это архисложно!