Тонкая душевная организация, советы ее носителям

Тема этой статьи, тонкая душевная организация. Здесь я попытаюсь разобраться, чем характеризуется этот тип склада психики и является ли он типом вообще. Хорошо это или плохо. Также я буду строить рассуждения вокруг этого понятия и отвечу на вопрос, действительно ли следствием развитой личности, большого таланта является склонность к тревожности, глубоким и сильным переживаниям, сверхчувствительности и депрессии.

Ведь принято считать, что, как правило, развитые, умные, талантливые, творческие люди — самые утонченные и чувствующие, и, поэтому, более всех страдают, в отличие от счастливого, но посредственного большинства.

В заключение статьи я дам советы людям с тонкой душевной организацией, помогу разобраться в том, следует ли им жить с этим качеством или избавиться от него, как от совокупности вредных недостатков.

Что такое тонкая душевная организация?

Итак, что же такое тонкая душевная организация? Считается, что это особый психический тип, проявляющийся у людей тонкой чувствительности. Носители такого типа имеют способность к глубоким и сильным переживаниям, обостренному восприятию, ярким эмоциям. По мнению многих людей, тонкая душевная организация является следствием развитых чувств и ума, большого таланта, утонченности и сильного нравственного чувства.

То что у обычных людей считается недостатками: импульсивность, обидчивость, неспособность сдерживать эмоции, тревожность, уныние, стеснительность, боязливость — для личности тонкой душевной организации является чуть ли не набором подтверждений его большого ума и таланта! Он же художник, творец или просто очень тонкая персона, все эти качества — следствия его одаренной натуры, думаем мы и, скорее всего, думает так про себя человек тонкой душевной организации.

Мифы, которые мы придумываем

«Хотя он и находился под сильным влиянием Хейуорда, он никак не мог согласиться с ним, что нерешительность — свидетельство тонкой душевной организации; его злила усмешка, с которой Хейуорд взирал на его прямолинейность».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Я вынужден не согласиться с этим мнением. Не существует никакой тонкой душевной организации: на мой взгляд — это огромный нонсенс, в который многим людям было удобно поверить(именно поэтому вы видите эту статью в разделе «мифы»).

Дело в том, что многие из нас так устроены, что всегда готовы наполнять каким-то небанальным, позитивным смыслом совокупность своих личностных качеств, особенно если этот процесс активно питается от общественного мнения. Ранимый, несдержанный, замкнутый, неуверенный в себе человек вдруг обнаруживает, что существует такое понятие, как «тонкая душевная организация» и, то, что он до этого считал недостатками, оказывается является просто следствием его утонченности, своеобразным проявлением оригинальности в среде людей грубых и простых.

В результате, этот индивидуум с готовностью примеряет на себя тот ярлык, который возводит его недостатки в разряд чуть ли не достоинств! Ведь, благодаря этому, он может думать о себе не как о слабохарактерном и безвольном, а как о сложном и утонченном!

Я повторяю, что нет тонкой душевной организации, в привычном понимании этого термина, а есть просто набор определенных качеств, которые получают свою качественную окраску безотносительно, того, к какому объекту они относятся. Слабохарактерность и эмоциональная несдержанность — это плохие качества, и не важно у кого они проявляются, у поэта эпохи просвещения или у грузчика в соседнем магазине.

Наличие этих качеств говорит о том, что их носители не потрудились развить в себе волю и способность к самоконтролю. ВСЕ! Это не обозначает никакой прямой связи с чьим то талантом или бездарностью, умом или глупостью.

Страдание — удел гениев?

Многие гениальные, одаренные люди имели много причуд и, действительно, характер многих из них можно было описать тонкостью душевного типа. Но это не проистекает напрямую из их таланта. На мой взгляд, это связано с тем, что наделенный каким-то врожденным даром личность, добивается намного больших успехов в области применения своего таланта, чем все остальные.

Гениальному шахматисту не обязательно развивать в себе те качества, которые требует шахматный спорт, чтобы блистать на спортивном олимпе. Менее одаренный шахматист должен быть эмоционально выносливым, дисциплинированным, чтобы добиться каких-то успехов. Гению это необязательно. В силу своего таланта, он может быть более слабовольным и ленивым, чем его соперники, но при этом все равно достигать лучших результатов чем они!

Пример про гениального шахматиста взят из реальной истории. Этим я хотел им пояснить, что талантливые люди получают меньше стимулов для гармоничного развития, чем люди более посредственные, так как с их даром какая-то деятельность дается им крайне легко и без всякой работы над развитием других своих качеств.

Гений способен получить мировое признание и богатство за счет своего таланта, при этом он может быть полным ребенком во всех других, не связанных с его главной работой, областях жизни. У человека, обделенного феноменальными способностями, такой трюк очень редко пройдет: хочешь не хочешь, жизнь заставит взрослеть и развиваться.

Гений, как я уже сказал, остается ребенком, многие свойства его натуры остаются в зачаточном состоянии, только потому что они их не развивал. Отсутствие этого развития является лишь побочным следствием его таланта, а не прямым, ведь если бы он захотел стать более решительным, волевым, твердым в жизненных вопросах, он бы таковым стал, ничто ему не мешало.

Но кто-то решает что гению это не нужно. Хотя, например, Эйнштейн, несмотря на имидж сумасшедшего ученого, был гармонично развитой личностью, судя по биографии. Нельзя говорить о тонкости душевной организации Эйнштейна, потому что таковая, по всей видимости отсутствовала, несмотря на явное дарование.

Всеми этими рассуждениями я хочу доказать отсутствие прямой связи между талантом и такими качествами, как характер, воля, уверенность в себе — недостаток в развитии которых, часто маскируется понятием «тонкая душевная организация». Талантливые люди страдают не из-за таланта, а из-за того что они не могут решить те проблемы, которые для других людей проблемами вовсе не являются. Это их слабость, упущение, а не заслуга!

Пора назвать вещи своими именами

«Он непритворно принимал свою похоть за возвышенные чувства, слабодушие — за непостоянство артистической натуры, лень — за философское спокойствие. Ум его, пошлый в своих потугах на утонченность, воспринимая все в чуть-чуть преувеличенном виде, расплывчато, сквозь позолоченный туман сентиментальности. Он лгал, не зная, что лжет, а когда другие в этом его попрекали, говорил, что ложь прекрасна».

~ С. Моэм — Бремя страстей человеческих

Не следует воспринимать свою излишнюю эмоциональность как особый род утонченности. Скорее всего это просто избалованность чувств. Я призываю называть вещи своими именами, избавляться от своих недостатков, а не прятаться за мутными терминами, вроде «тонкая душевная организация» или «богатый внутренний мир».

Эта статья, так же как и все другие статьи на моем блоге, основана на личном опыте. Когда-то мне казалось, что причины моей депрессии, робости, эмоциональности, стеснительности и нерешимости коренятся в каком-то особом, утонченном и сложном душевном складе, то есть в неком уникальном типе личности, а не в распространенном недостатке.

Конечно, так думать было удобно, ведь это избавляло меня от всякой ответственности за свои дурные качества: душевный тип и все тут — я ни в чем не виноват. Такой вот я есть, весь утонченный и чувствующий.

Но, посредством работы над собой, я понял, что мои недостатки имеют куда более прозаичную природу, чем какой-то тонкий тип личности. Я осознал, что чувствительность — просто следствие расшатанной нервной системы, эмоциональность это всего лишь неумение контролировать свои эмоции и болезненная зацикленность на собственных переживаниях, а робость и замкнутость — это результат закомплексованности и неуверенности в себе. И я стал работать над искоренением этих качеств и с тех пор добился значительных успехов.

Это я пишу не для того, чтобы похвастаться своими достижениями на почве саморазвития, а для того, чтобы на своем примере доказать вам, что, так называемая, «тонкая душевная организация», это не какой-то прикрепленный к вам намертво тип личности, а просто набор вредных качеств, от которых каждый может избавиться!

Если вы испытываете неудобства из-за своей необщительности, стеснительности и тревожности не нужно ставить крест на этих качеств, думая что они относятся к тому типу, носителем которого вы являетесь. Каждый человек может изменить себя, лишиться недостатков и развить свои лучшие качества, как это получилось у меня. Если вы последуете моему примеру, то «тонкая душевная организация» также станет для вас каким-то бессмысленном курьезом и постыдным оправданием своим слабостям.

Советы «утонченным» людям

Итак, что я могу посоветовать людям, которые считают, что у них тонкая душевная организация.

Перестаньте вешать на себя ярлыки

Попытка определить свою личность в рамках известного душевного типа — это присвоение ярлыка, который, как мы убедились ранее, очень грубо обобщает какое-то множество явлений, проводит несуществующие связи и скрывает от вас истинную природу вещей. Легко сказать «у меня тонкое строение внутреннего мира», поэтому я такой и сякой, и потом плюнуть на это. Намного сложнее начать анализировать свои слабые стороны, осознавать причины своих недостатков и направлять действия на их устранение.

Меньше подражайте героям художественных произведений

Большая начитанность, сильная любовь к мировому кинематографу или театру, помноженные на ваше гипертрофированное восприятие может породить один неприятный эффект. А именно, то, что вы будете пытаться бессознательно привести свой эмоциональный мир в соответствии с таковым у героя художественного произведения.

В классической литературе и театре мы видим преувеличенную страсть и раздутые эмоциональные переживания и начинаем думать, что сильные эмоции — это свойство поистине утонченных натур. Мы забываем, что драма, она на то и драма, чтобы драматизировать (уж простите за тавтологию), возводить в крайность какие-то особенности жизни.

Из-за этого начинаем переоценивать свои эмоции, вести себя подобно героям книг или спектаклей, так как в горячих порывах эмоционально нам видится утонченность, богатство внутреннего мира, а не банальная неспособность к трезвому, лишенному эмоций мышлению.

Перестаньте неосознанно подражать героям старых романов, так как они часто ведут себя очень глупо. Например, самоубийство из-за несчастной любви, это не гордый и романтический поступок, а большая глупость и слабость, следствие непонимания природы своих эмоций, неспособность находить трезвое и здравое решение проблем.

Никакая это не трагедия, так как последняя подразумевает ситуацию, в которой человек стал жертвой неконтролируемой стихии. Здесь же он просто не справился со своими эмоциями.

В художественных произведениях мы постоянно видим, проблемы, раздутые из-за пустяков самими героями, необдуманные, импульсивные поступки, приводящие к трагедии и неконтролируемые чувства. Эта психология напоминает поведение ребенка: импульсивность, непостоянство, превалирование эмоций над здравым смыслом. Не следует перенимать такой тип психики и придумывать для него красивое название.

Закаляйте свой характер

Вы слишком чувствительны? Учитесь контролировать свои эмоции. Вы постоянно робеете — работайте над собой, чтобы перестать стесняться. Вы часто нервничаете? Узнайте как перестать нервничать. Материалы моего блога помогут вам развить свои слабые стороны и перестать видеть в них неискоренимые свойства своего душевного мира.

Что мы потеряем, когда лишимся тонкой душевной организации

Будет ошибкой думать, что если вы избавитесь от того, что называется «тонкая душевная организация», то вы навсегда утратите, то, что связано с положительной стороной этой явления: способность чувствовать людей, тонко воспринимать произведения искусства, сопереживать близким, наслаждаться красотой природы и т.д.

Уверяю вас, эти способности никак не связаны с гипертрофированной эмоциональностью, несдержанностью и слабохарактерностью. А вся противоречивость рассматриваемого в статье явления обусловлена тем, что эти вещи пытаются связать и объединить в рамках термина, описывающего это явление! Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.

Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.). Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.

Ведь одно другому не мешает. О чем постоянно забывают те кто верит в какую-ту мифичесмкую душевную организацию.

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

147 комментариев

  • Автор, всего лишь, посредственная личность, и оправдывает свою посредственность, как раз не чувствуя и не понимая тех вещей о которых рассуждает. Гений, на то и гений, что не сможет взять себя в руки, задушить свою гениальность, которая его убивает и развить какие то там волевые качества. Его гениальность не даст ему это сделать.

  • Воу,воу! Тут прочитал комментарий ваш про одинаковость людей. Бред же. Люди уникальны. Набор генов, воспитание, условия жизни, компания, всё это формирует человека, а потом он сам начинае из полученого материала лепить себя дальше. Пушкин и дворник Витька.
    Конечно же они одинаковые люди. Просто так сложилось, да?)

  • Нет. Весь набор качеств, который подходит под термин «тонкая душевнва организация» всё же присущ определённому типу людей и даже по отрицательным качествам можно определить тип организации человека. Есть люди, которые «тупы» в эмоциональном плане и могут испытывать только ничтожное колличество эмоциональных оттенков, а есть люди с высокой духовной организацией. И эти люди понимают/чувствуют не только красивые тона, но и страшные реалии. Поэтому наилучшее состояние, это человек тонкой духовной организации избавившийся от проблем данной «комплектации». А первый тип люде пусть записывает в достоинства себе то, что не может в своей голове понять того, что гложит высокоэмоциональных персон.
    Кстати примеры великих людей подтверждают общность этого термина. Поэты, художники, писатели в основном тонкой духовной организации люди.

  • Ya, спасибо за комментарий

    Иконку, вроде, изменить нельзя, она присваивается автоматически. Может потом исправлю это)

  • А можно мне изменить иконку, хочу с улыбкой (ну, это я на всякий…)?

  • Чем больше читаю, тем больше нравится ваш сайт!
    Абсолютно согласна со всем, что изложено в вашей статье. Сама всегда считала себя тонкой и ранимой, робкой и мягкой, впечатлительной и слишком эмоциональной. Но недавно оглянулась назад и отметила, что в самые тяжёлые моменты жизни я проявляла железную волю и стойкость, хотя при этом эмоции внутри могли зашкаливать! А люди из близкого окружения, которых я всегда считала стойкими и более «приземлёнными» прятались от проблем и откровенно не желали принимать участия в их разрешении. Разве это не доказательство того (для меня, по крайней мере), что в каждом из нас заложен тот самый стержень, который позволяет нам быть сильной, самодостаточной, уверенной, счастливой личностью. Просто наш ментальный мусор не всегда выдувается ветерком перемен, которые вносят сумбур в нашу жизнь и необходимость действовать непривычным для нас способом прямо здесь и сейчас. Для кого-то достаточно одного предостережения, а кому-то нужно
    пройти через очень многое, чтобы захотеть измениться. Самое трудное, понять для себя, что ты именно стал тем, кто ты есть, и что перед тобой откроются новые способы мышления, действия, реагирования, если просто расчистить внутреннее пространство от накопившегося хлама, который буквально душит в тебе Жизнь.
    Ух, удачи нам всем 🙂 !!!!!!!!!!!!!!

  • зря здравомыслящую в кавычках написала, она ведь действительно такая.

  • Николай, спасибо за такую «здравомыслящую» статью. Подписываюсь под каждым словом. Сама отношусь к породе таких якобы «тонко чувствующих людей» и до сих пор очень трудно побороть привычку преувеличивать значимость своих эмоций и суждений, которые вызваны страхом. По своим наблюдениям могу сказать, что таковые страдания сводятся, по сути, к постоянному недовольству всем и вся, или, как сказал один мой знакомый, к «тотальной претензии к мирозданию». Плюс неумение (или нежелание) контролировать свои эмоции, пусть даже в необходимом минимуме. Вот и все.

  • Настя — мое мнение, что все люди в принципе, в основе своей одинаковые, а мнимую «индивидуальность» формируют всякие причуды, страхи, представления и комплексы. Я не знаю, зачем за эту индивидуальность цепляться и жертвовать «хорошо» и «гармонично», ради какого-то невнятного «интересно». Наверное это следствие укоренившихся представлений, основанных на желании эго быть уникальным, непохожим на всех, хотя эта непохожесть, повторяю, мнимая. На мой взгляд существует какая-то универсальная человеческая природа, которая просто искажается факторами окружения и наследственности.

    А все отличия между людьми поверхностные и несущественные. Даже между святым и убийцией. Мне это трудно объяснить, я просто в это верю и это чувствую.

    И это мое провозглашение универсальной человеческой природы направлено вовсе не на стремление к полному единообразию, стиранию индивидуальности и воспитанию бездумного стада, как в известных вам антиутопиях, а к единству, пониманию и гармонии между людьми, против непонимания, нетерпимости, замкнутости на себе, противопоставлению своего я всему миру!

    Результатом такого противопоставление является нетерпимость по отношению к людям другой веры, другой национальности, других убеждений и взглядов. И моя вера в универсальную природу направлена против этого. И еще против того, чтобы перестать бессмысленно цепляться за свою «мнимую» индивидуальность, состоящую из страхов и причуд. Людям это нужно только ради того, чтобы кормить свое эго сладким чувством собственной уникальности, важности и индивидуальности. Не могу судить, что будет с обществом, если все перестанут цепляться за свое эго так сильно. Может будет меньше войн и насилия. Пускай уж лучше все будут счастливы, чем будет «более интересно». Хотя в том, что будет «неинтересно» я сильно сомневаюсь.

  • Николай, а Вы никогда не думали над тем, что все развитые по вашему подходу личности станут одинаковыми. Все избавятся от печали, злости, зависти, нерешительности, лени и других, на Ваш взгляд, негативных качеств (хотя с этим тоже можно поспорить), станут уверенными в себе, жизнерадостными, смогут контролировать свои чувства, но они же перестанут друг от друга отличатся. И все в мире будет однообразно хорошо, как у Лемма в «Футурологическом конгрессе». Разве так интересно?
    П.С. возможно мой комментарий — это просто сопротивление, потому что я не хочу принимать то, что вы говорите, потому что сама имею некоторые проблемы с эмоциональностью и очень обращаю внимание на эмоциональные отличия людей друг от друга (причем, мое мнение о людях чаще всего так и формируется). Но мне интересно узнать, что Вы об этом думаете.

  • Большинство таких людей, кстати, никакими особенными талантами не обладает, кроме таланта терзать самого себя. А примером вполне себе успешных людей, которым наверное никто не откажет ни в интеллигентности ни в душевной тонкости могут служить многие известные артисты, например. Достаточно вспомнить Ростроповича, СПивакова, Башмета. Яркий талант + социальная адаптированность, активная жизненная позиция, всякие там фонды для больных детей. Вот к чему надо стремиться. Не обязательно себе уши резать от большого таланта, это просто сочетание таланта с проблемами нервной системы, совсем не жестко связанные друг с другом, что бы там не говорили большевики

  • Автор пытается помочь тем людям, которые света белого не видят из-за своей «тонкой организации», пытается сказать им, что можно работать над собой а не ковырять собственные раны, не доводить дело до уже клинической патологии. Думаю, что такая его цель. А Вы, Юзер, за что сражаетесь?
    Для данной цели любой субъективный опыт лучше любой теории, если он может кому-то помочь. Возражать может только тот, кто с данным проблемами не знаком, тогда зачем он здесь? Или тот, кто за свои проблемы цепляется и убъет «любого, кто тронет пальцем его тоску».
    У человека есть право свободного выбора, и тот кто решает, что лучше бы поменьше рефлексировать и страдать, а пустить освободившуюся энергию на дело, пусть бы и на творческое , старается всеми путями сражаться со своей «тонкой организацией», даже если она и врожденная, и изменить ее трудно. Тут просто огрубление терминов, как и при всех обобщениях. Часто люди с описываемым типом личности и сами не живут и всем близким житья не дают. Пусть лучше поменьше кормят свои депрессии, а реально помогут кому-то, если они такие тонко чувствующие, пусть пойдут работать в хосписе или в детдом. Но нет, они же будут страдать за весь мир в комфорте. Юзер, поймите о чем речь, тогда статья не будет Вас так раздражать. Д

  • Юзер, было бы хорошо, если бы свои слова подтвердили ссылками на статистику и на научные факты, на которые вы ссылаетесь. Мне не нужно приводить в пример тома, каких-нибудь книг. Мне будет достаточно подтвердждения того, что то, о чем вы говорите действительно доказанный научный факт, который не вызывает сомнений, а не очередная теория в числе великого множества противоречащих друг-другу теорий. Мне будет интересно почитать. Пока у вас нет никаких фактов, а только утверждения.

    «достаточно найти всего лишь одного счастливого, способного, гармоничного человека на этом свете! »
    «Как я уже сказал — гармоничного ТАЛАНТЛИВОГО человека — не бывает.»

    Супер доказательство! А есть еще другие, кроме ваших слов?

    Может мой опыт и субъективен, но он говорит о том, что изменения возможны, под какую бы патологию вы это не подводили.

  • «Моя душевная организация стала «толще», но способностей я не утратил, наоборот, они стали сильнее и лучше. И мне с таким опытом, как вы можете понять, совсем не важно, что говорит соционика.»
    Значит, ваша тонкая организация носила характер патологии, а не психотипа, если таланты только прибавились.

    «То что она говорит — просто очередные гипотезы, а не признанные научные факты»
    Это не гипотезы, а статистика, в т.ч. и то что тип НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗМЕНЕН, т.к. его функции привязаны к физиологии мозга. Вот вам и факты.

    «Я могу с тем же успехом возразить»
    В том-то и дело, что у меня ВСЁ на фактах, а у вас — субъективный опыт. Таким образом можно легко, чисто субъективно, расценить свою личную болезненность как негативное качество других действительно утончённых людей.

    «достаточно найти всего лишь одного счастливого, способного, гармоничного человека на этом свете! »
    Как я уже сказал — гармоничного ТАЛАНТЛИВОГО человека — не бывает.

    «А чтобы ваши утверждения подтвердить, придется доказать, что абсолютно каждый человек из всего множества талантливых и способных людей — несчастный, болезненный и совершенно не развит в тех областях, в которых развиты другие люди!»
    Тонкая душевная организация — не болезнь и не недостаток. Если у вас лично была некая болезненность, не способствовавшая развитию таланта — это и не тонкая организация. Как уже было сказано выше — это была патология. Но не надо генерализовывать её на всех действительно тонких людей, катастрофической «совершенной неразвитости во всём» не имеющим.

  • Юзер, мои суждения основываются на собственном опыте, они не высосаны из пальца. Вот я раньше тоже думал, что я утонченный, поэтому несчастный и болезненный. Но развитие своих качеств не сделала меня менее «талантливым» и «способным». Моя душевная организация стала «толще», но способностей я не утратил, наоборот, они стали сильнее и лучше. И мне с таким опытом, как вы можете понять, совсем не важно, что говорит соционика. То что она говорит — просто очередные гипотезы, а не признанные научные факты. Не все школы психологии разделяют это убеждение. Например, в книге, гибкое сознание — доказывается обратное, что человек может развить свои качества не в ущерб себе.

    И когда имеешь такой живой опыт, такие заключения типа «Талантливый человек не будет волевым и «крутым».» кажутся высосанными из пальца. Вы же не на чем их не основываете, это просто ваше мнение, голые утверждения. Вы просто говорите «никогда не будет» «гармоничная личность — миф». Да откуда вы это знаете?))) Я могу с тем же успехом возразить: «нет будут!» А вы мне опять: «никогда не будут!» Разве это разговор? Подкрепляйте чем-нибудь свои слова.

    Вы понимаете, что чтобы опровергнуть ваши слова, достаточно найти всего лишь одного счастливого, способного, гармоничного человека на этом свете! Если вы возводите это в закономерность. А чтобы ваши утверждения подтвердить, придется доказать, что абсолютно каждый человек из всего множества талантливых и способных людей — несчастный, болезненный и совершенно не развит в тех областях, в которых развиты другие люди!

  • Если изучить такую вещь как соционика, там всё ясно сказано — усиление одного свойства психики ведёт к ущербности другого. Причём психотип НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ (только изуродовать, заглушив какое-то кчесвто и лишившись врождённого таланта в определённой сфере). Природа человека — рекомбинантна. Тоже доказывают и учёные — менее волевые люди — менее деловые — более умны и тонки, талантливы. Это не «недостатки», как вы это хотите представить тут, а просто физиология, отрицать которую — глупо.

    «Как будто смелый, волевой, уверенный в себе человек не будет способен на творчество, постижение искусства, сопереживание, в отличие от слабой и ранимой личности.»
    Сможет. Но хуже. А если эти «смелость и волевость» будут основами личности, ум и тонкость потерпят ущерб.

    «Это совсем не так. Термин «тонкая душевная организация» придуман для того, чтобы оправдать отсутствие развития каких-то качеств фактом наличия иных достоинств («я труслив и замкнут в себе потому что я очень умен, талантлив и т.д.). Но внутри гармоничной личности получают развитие одновременно все хорошие качества: кто-то может быть и талантлив, и умен, и творчески одарен, при этом он будет отлично справляться с жизненными задачами, общаться с людьми и быть способным на смелые и решительные меры.»
    Высосано из пальца. Талантливый человек не будет волевым и «крутым». Тот-же Эйнштейн не выносил публики, играл на скрипке, не мог элементарно навести быт (т.к. он тупо был интуитом, а не сенсориком). Усиление воли автоматически приводит к ущербности чувственной тонкости или ума, по-другому никак. Гармоничная талантливая личность — полнейший миф. Конечно, усилить волю в полезных рамках — хорошо. Но делать из неё идеал, абсолют и отрицать существования психотипов — сводя их к выгодным для себя «недостаткам» — это уже шовинизм в пользу своего психотипа.

  • Мари, «отсутствие характера» — это не ярлык и не приговор, а указание на конкретный недостаток. Бесхарактерность не всегда делает человека плохим и лишенным сострадания (хотя иногда может). Если я говорю, например, что у вас слабо развита сила воли, это значит, что, я говорю о том, что у вас слабо развита сила воли и все! Это не оскорбление, а констатация моего видения какого-то недостатка. Тоже самое я могу сказать про себя, что у меня есть слабости и огни заключаются в том-то том-то. И это не будет самообвинением, а будет констатацией собственных недостатков.

    Над недостатками надо работать, исправлять их, культивировать хорошие стороны личности (например, сострадание, доброту, о которых вы говорили) и если вам кто-то говорит о ваших недостатках, то не нужно каждый раз видеть в этом оскорбление, а видеть в этом информацию, которая позволит вам стать лучше.

    И тема этой статьи — это не обвинение «тонких» людей, а попытка сказать, что то, что люди считают «утонченностью» часто является лишь недостатком и слабостью, который только мешает людям и делает их хуже.

  • Автор учит нас: не ставьте на себя ярлыки. Но сам почему-то позволяет это делать. Просто ярлыки у него другие: «ты слабак», «ты бесхарактерный», «безвольный» и т.п. Надоело читать оскорбления такого рода, вываливаемые на хороших, добрых, отзывчивых, сострадательных, неравнодушных людей.
    Да, несомненно, бесконечно лучше быть бесчувственным скотом. И именно этому следует учиться современному человеку, ага. Именно этому учат на «тренингах личностного роста». Надоело это читать, этому учиться. Не обижайте человека — и он не будет обижаться. Не делайте ему больно — и он не будет плакать или вешаться. Учить надо не тонких, а толстых. Учить быть людьми, не делать зла, не предавать, не причинять боль ради удовольствия. Напишите об этом статью. Но не напишете — это не выгодно. Сейчас выгодно только скотское. И у психологов тоже. Стало страшно ходить к психологам. Они изничтожают все хорошее в человеке, переворачивают все с ног на голову, человечных называют слабаками, мерзавцев — личностями. Спасибо вам за такой «прекрасный» мир!

  • Спасибки большое Николай.. Своей статьёй вы как будто в душу мою заглянули. С рождения живу почему то тревоге , мой верный спутник псориаз..всегда шагает рядом неоотступно, ( сейчас больше лёгкой , дежурной форме ..) .При моём желании чаще уединиться , побыть одной наедине своими мыслями ( как сейчас начала понимать- уйти от разных жизнен. трудностей ).. Всё же есть и хорошие стороны моего характера.. Стоит появиться любом обществе — сразу становлюсь душой компании…Откуда ж у меня со всеми названными вами слабостями … вдруг просыпается такое обояние у людей ко мне ? ! Как будто не рисуюсь и не играю, а идёт- прёт (извините) — вся эта добрая харизма .. изнутри .
    Ещё раз благодарю за вашу интересную, чуть жестковатую , но правдивую статью .

  • Анастасия, это довольно сложный вопрос.

    Может это связано с тем, что страдание, эмоциональность, склонность к переживаниям стимулируют людей к поиску выхода из этого положения, так как каждый человек подсознательно стремиться к счастью и гармонии. Именно поэтому некоторые несчастные, «утонченные» личности к этому приходят. Но далеко не все! Некоторые так и продолжают страдать, находя отдушину в алкоголе и наркотиках. Другие начинают преобразовывать свои эмоции в творчество. К работе над собой приходят не все.

    Некоторым действительно ничего не нужно и никуда не стремятся и это связано со множеством факторов (интеллект, окружение, воспитание, образование, психоэмоциональное состояние и т.д.) И сделать ту изящное и простое объяснение — значит погрешить против истины. Иногда это связано с довольством жизнью, отсутствием желаний стать лучше, ограниченностью, иллюзорной верой в собственное совершенство и т.д.

    Не надо думать, что многие люди не работают над собой и счастливы, а вам, чтобы достигнуть их степени счастья нужно работать над собой, трудиться. Ваш результат будет несоизмерим с их результатом, вы будете намного более счастливы, если будете постоянно совершенствоваться. Если бы я не страдал депрессиями и паническими атаками, я бы не начал работать над собой, медитировать (у меня был стимул выбраться из этого). Без депрессии я бы не пришел к тому счастью, которое обрел сейчас. Может быть я обрел бы какое-то обывательское незатейливое довольство жизнью без страхов и фобий, но я бы никогда не достиг текущих результатов. И не было бы этого сайта. И вообще моя жизнь бы была хуже. Работа над собой привела не только к тому, что мне перестало быть плохо, а тому, что мне стало очень хорошо! Лучше чем многим, в этом я уверен.

    В этом случае страдание стало предпосылкой большого счастья, которое, увы, не каждый может постичь. Самосовершенствование однозначно лучше бездействия, пассивного довольствования жизнью.

  • Николай, может быть вопрос покажется глупым, но все же хотелось бы услышать Ваше мнение. Я тоже пришла к тому, что моя «тонкая организация» это не просто такой характер, а неумение контролировать свои эмоции, слабохарактерность, недисциплинированность, расшатанная нервная система и т.д. Но меня все время мучает вопрос, почему у многих людей даже мыслей таких не появляется. Они не копаются в себе годами, не анализируют себя, чтобы встать наконец с дивана и начать что-то делать, не читают подобных статей. Конечно у всех есть свои проблемы, кто-то лучше справляется, кто-то хуже. Но они как-то живут и не думают обо всем этом все время. Почему же находятся такие люди, которым нужно над собой много работать, чтобы жить хорошо, а не страдать и бороться безуспешно с самим собой каждый день. Я не в коем случае себя не жалею! я хочу работать над собой. Но хочу понять почему есть люди, которые ни о чем особо не задумываются, а просто живут и не парятся и хорошо живут, а есть люди которым надо работать над собой, иначе им плохо, у них ничего не получается. Надеюсь Вы меня правильно поймете.

  • Николай, спасибо Вам огромное, что так помогаете людям!

  • ну опять деление на «да-нет»
    , свой двор — чужой

    Нужно уметь сонастраиваться
    совершенно разным людям,
    которых быдло даже считает
    доходягами и «лунатиками»

    Но при этом не подыгрывать,
    а пытаться проникнуть в часть
    связных мыслей и переживаний,
    возможных блокировок и фобий.
    А это весьма трудно — еще и чужие проблемы примеривать

  • Могу от себя добавить, что эмоции всегда будут раздирать человека, тонкой он душевной организации или нет. Один тонкий гений 17 века, разбираясь в человеческих аффектах, заметил, что, к примеру, та же потребность самоутверждения, к которой автор пытается аппелировать, как к стержневому посылу, в определенных ситуациях приводит к совершенно противоположным результатам. Так же любовь — к ревности, сострадание — к жалостливости, уверенность в себе — к неумению принимать провалы. Человек, подпитываясь саморазвивающей литературой, теряет ощущение сложности мироустройства. Как раз таки утонченным натурам часто бывает намного проще воспринимать потрясения и восстанавливаться после стрессов, так как они более к этим потрясениям привычны. Мы все созданы со сложным набором инстинктов, аффектов, ощущений, и чем меньше мы их испытываем, тем меньше знаем о себе, и тем больше риск разразиться неконтролируемой истерикой от, например, утопленного телефона. С другой стороны, автор прав, раз уж утонченный человек может видеть определенные тенденции в себе и окружающих более «тонко» и уметь их предчувствовать, тем более этот индивид должен свою интуицию направлять на преодоление своего пассивного бросания из одной страсти в другую. Центральная идея, конечно, действенная — чем больше эмоций, причиной которых является сам индивид, а не всевозможные стимулы, тем больше он освобождает себя от зависимости от мешанины страстей. Художественная литература преувеличивает, но она еще и пишется. Действительно, за страстями можно и не разглядеть своих талантов, а так и проболтаться по жизни в авантюрах и переживаниях. Сесть и проанализировать некоторые повторяющеся тенденции и тяги может очень помочь за ними разглядеть, что действительно к ним толкает и повернуть свой потенциал в продуктивное русло. Это приходится делать всем нам на определенном этапе жизни. Если вы — человек активный, страстный, неудовлетворенный, начните создавать, будьте ревнивы к своим же собственным амбициям, но и о сложности мироустройства тоже не забывайте.

  • В целом вы правы, НО
    на мой взгляд некоторая зависимость между сильными переживаниями и талантливыми людьми есть.Если взять людей творческих профессий(например художник.) Что он рисует? Цветок? Собаку? Пейзаж? Нет. он рисует себя.Что у него в душе.Как ОН это видит.Его мироощущение наложенное на внутреннее состояние.И чем ярче его ощущения, тем ярче и его произведения.
    PS. Если вы считаете себя неуравновешенным, «не таким как все (тм)»..попробуйте что-нибудь создать.Вдруг вы талант

  • p s вешал ярлыки-да!подражал героям-да!и боялся потерять свою чувствительность-тоже да !отсюда вывод все это очень полезный материал!если не пригодиться вам лично то все равно для здоровья детей или близких будет полезен!

  • согласен со всем написаным в статье на 100 процентова! поповоду комментов выше хочу сказать с автором несогласны люди которые неиспытывали острых проблем описанных в статье!я вот до сегоднешнего дня был уверен что я утонченный(так считать мне помогли +ко всему гороскопы-я рак а там пишут что раки очень утонченные,чувствующие ну я и поверил это было удобно) хотя раньше когда занимался спортом несчитал себя таким и небыл!ну что сказать пришло время меняться хочу добавить что талантом тоже необделен все довалось очень лекго и привело к лени и мыслям что смогу все решить талантом!также ядумаю что автор действительно сам прошел через все эти вещи потому как очень верно и просто излагает!

  • все статьи тут про меня!этот сайт просто клад для меня!спасибо

  • Джи — неверное логическое следствие.

    Многие собаки купаются, но есть и исключения. Я и сам купаюсь. Получается, я собака?

    Если я что-то прямо не отрицаю и оставляю без ответа, это не значит, что я это признаю.

  • >Это, простите, из чего можно сделать вывод что я гений?

    Из частей «Страдание — удел гениев?» и «Пора назвать вещи своими именами».
    Краткое содержание: многие гении «страдали», были и исключения; я и сам «страдал», но «вылечился», чего и вам желаю, с чем готов и буду помогать.

    Хорошо уже, что Вы не отрицаете, что пиаритесь. Всего Вам хорошего на Вашем долгом пути.

  • Даня

    Согласен с вами. Статья, можно сказать, посвящается людям второго типа, описанного вами. Посвящается она ложному убеждению, которое заключается в том, что слабые, ранимые люди считают себя утонченными и возводят свои недостатки в достоинства. Я не пытался писать об феномене утонченности вообще. Я рассматривал именно конкретное заблуждение.

    А по поводу книги, да, собираюсь написать. Но не сейчас, а, надеюсь, через несколько лет.

  • Вы говорите о разных вещах.
    Есть люди тонкочувствующие ,т.е. деликатные, понимающие, что происходит в душе другого человека и готовые с этим считаться .Им тяжелее, чем другим переносить толстокожесть и хамство .
    И есть люди с расшатанными нервами, слабохарактерные и вечно переживающие от несправедливости этого мира .Считающие себя тонкими .
    Поэтому, Николай, и возникло непонимание . И те, первые чудесные люди обижаются . Хотя им тоже есть над чем поработать )
    Я достаточно взрослый человек, много чего читала . То что Вы пишете — потрясает своей простотой и очевидностью .
    Вы не думали о том, чтобы написать книгу ?

  • А Вы неплохо пиаритесь, Николай 🙂
    Из того, что Вы написали можно сделать вывод, что Вы гений и что людям с определёнными «проблемами» (которые есть у всех, уж простите мне такое обобщение) стоит подписаться на Ваш блог.

  • как можно «я вот тоже думал», распространять на остальных? Ещё и советики давать?

  • Интересующаяся. Нет, я не ввожу в зависимость наличие или отсутствие талантов от наличия/отсутствия сверхчувствительности. Как раз таки я говорю о том, что зависимости нет.

  • Частично вы правы, но частично — и нет, на мой взгляд. Вы вводите в зависимость наличие или отсутствие талантов от наличия/отсутствия сверхчувствительности. Я впервые слышу о такой взаимосвязи от вас. Да, я высокочувствительная натура и это не пустые слова. Но это никак не связано с моими талантами в том, что именно от чрезмерной чувствительности я по-особенному талантлива. И с Ксенией я полностью согласна — интеллигенция натуры она либо есть либо нет. Только есть еще фальшивая интеллигенция- вот этого надо остерегаться.
    Согласна с Еленой — свою сверхчувствительность нужно защищать, но я бы сказала, не защищать, а просто принять, что ты такова, ты более глубоко чувствуешь других людей, их настроение, мысли, причем предчувствуешь. А вот с этого момента начнется внутренняя работа над собой — не принимать близко к сердцу то, что ранит. И самое главное — чрезмерная чувствительность зачастую от недостатка самооценки и умения ставить границы. Вот здесь собака зарыта! И с этим надо работать. А таланты тут ни причем.
    А вот с людьми бесчувственными мне сложно общаться и я не хотела бы быть такой, они как роботы, на все объяснение от ума (что уже ставит под сомнение их объяснения) и никакого сочувствия, ощущения границ другого человека, уважения к другим и их интересам. Вот кому нужно работать над собой, и развивать свою чувствительность!

  • Svetlana, спасибо, именно на такой эффект я расчитывал в идеале, когда писал эту статью) Хорошо что вы смогли все правильно понять и сделать необходимые выводы!

  • Дорогой Николай! Огромное спасибо вам за эту статью! Вы мне просто глаза раскрыли, как ни банально это звучит. Когда я читала, мне казалось, что вы говорите именно обо мне. Никакая не «тонкая душевная организация», а гипертрофированная эмоциональность, несдержанность и слабохарактерность! Ох уж и отчитали вы меня в вашей статье! Прямо стыдно стало. А я-то себя жалела, плакала, обижалась, что муж не понимает. Оказывается, что я сама была виновата в своих страданиях. Буду продолжать читать ваши статьи, учиться контролировать эмоции и развивать волю. Спасибо!

  • Странное словосочетание «тонкая душевная организация». По-моему, есть слабые расстроенные нервы и неподходящее окружение

  • Ксения — интеллигентность, также как эрудиция качество не врожденное. Это опыт в совокупности с интеллектом, моделями поведения и взаимодействия с людьми.

    Я, например, не страдаю «тонкой душевной организацией» и при этом задумываюсь о смысле жизни и о себе.

  • Согласна в отношении темпераментов. Ещё бы узнать почему у «утонченных» возникают определенного рода мысли и переживания,(о чувствах других, о смысле жизни, об отношении к себе и т.д) а другим и в голову не приходят такие мысли(они тебя задом своим оттолкнут толстокожим и пошли довольные). Даже если ты сильный, бодрый, общительный, стойкий, и даже не очень талантливый, и не считаешь себя особенным, все равно не застрахован от П.А. и с годами все больше убеждаешься что тонкая душевная организация все же существует. Так же как интеллигнетность это врожденное качество и преобрести или воспитать его в себе невозможно!

  • Есть очень классная книга на эту тему.Все подробно обьясняется.Доктор Элейн Арон»Высоко чувствительная личность».И вторая книга того же автора.»Очень чувствительный ребенок»

  • Интересная статья.Есть над чем подумать.Но считаю,что есть неточнасти в определениях.Улюбого живого существа есть врожденный темперамент.(Если понаблюдать за маленькими щенками,это можно очень хорошо увидеть))))ТОнкая душевная организация действительно существует,как врожденный характер.Это способность видеть тонкости,различать ньюансы.Как художник,который различает сотни оттенков одного цвета.Так и человек с высокой чувствительностью,только в чувствах,в отношениях.Другое дело,что обидчивость,депрессия и все остальные недостатки,что вы перечислили,они не обязательно должны присутствовать.Я бы сказала,что это симптомы неправильного обращения со своим темпераментом.И над этим надо работать.)))))Эти симптомы не часть темперамента.НО человек с повышенной чувствительностью больше к ним склонен.И ему надо больше работать над собой.НАд симптомами.А свою чувствительность надо не искоренять,а защищать.

  • Спасибо за чудесную статью, я полностью с вами согласна.

  • Да,все верно.У Т.Драйзера есть произведение «Колхейн-человек основательный»; вполне может послужить ПРАКТИЧЕСКИМ руководством(рекомендацией) к Вашей статье.