Как развить музыкальный вкус и как правильно слушать музыку

Музыка имеет не только способность вызывать прошлые эмоции, но и пробуждать чувства, которые мы никогда не испытывали, переживания, которые мы никогда не знали

Джонатан Миллер

Зачем нужно развивать музыкальный вкус? Этот вопрос я задавал себе и долго не находил на него ответа достаточно убедительного для того, чтобы посвятить ему целую статью.

Мне казалось, что богатый музыкальный вкус нужен только для того, чтобы считать себя более изысканным человеком, чем другие или удивлять своих собеседников своими обширными познаниями в области музыки. Эти цели конечно не достойны того, чтобы посвящать им целый текст.

Но потом я понял, что в развитии вкуса также есть свой смысл. Об этом мы и поговорим в этой статье. Также я расскажу как правильно слушать музыку. А для тех, кому это интересно, я приведу короткий обзор своей любимой музыки в конце статьи. Возможно, этот обзор поможет вам найти новых интересных исполнителей и интересные направления музыки.

Новые связи

Как я писал в первой статье цикла «как музыка помогла мне справиться с депрессией», когда я страдал депрессией, новые и незнакомые мне музыкальные направления помогли мне выйти за рамки старых привычек и узнать о себе много нового. Тогда я стал активно слушать музыку, которую я никогда не понимал, пытаясь постичь ее гармонию, расширить границы своего вкуса.

Но почему еще мне начала нравиться музыка, которая никогда не нравилась? Так случилось, не только потому, что я стал более спокойным и устранил привычные паттерны психических реакций. Так или иначе, любую новую музыку, которая выходит за грани традиций, в которых мы были воспитаны и которые сформировали наш вкус, слушать бывает тяжело и непривычно. Просто потому, что это действительно что-то новое для нас.

И я убежден, что, когда мы начинаем понимать какую-то новую для нас музыку, что-то в нашем мозгу перестраивается. Прежде чем маленький ребенок начнет улавливать взаимосвязи в этом мире, у него должны сформироваться новые связи в мышлении. На первый взгляд ему может казаться, что нет никакой корреляции между тем, что папа перестал ходить на работу и тем, что мама продала свою шубу. Но затем, он узнает новое. И на месте беспорядка появляется цельная картина, сплетенная из причин и следствий.

Точно также появляется вкус к определенной музыкальному произведению: на место кажущегося хаоса приходят гармония и порядок. Например, раньше мне джаз казался какой-то импровизационной кашей. Но, со временем, по мере знакомства с этим направлениям, я стал слышать логику и красоту этой музыки. И для меня стало очевидным, что в моем мозгу произошли изменения, образовались новые связи, позволяющие разглядеть мне какой-то музыкальный смысл там, где я его до этого не видел.

К сожалению, я не могу подкрепить это утверждение никакими научными ссылками, но я думаю, что я не погрешил против истины. Чем как не развитием новых связей в мозгу обуславливается то, что мы начинаем воспринимать то, что до этого не могли воспринять?

Это подводит меня к ответу на вопрос, зачем развивать музыкальный вкус. Это нужно для того, чтобы расширять наш диапазон эмоций, радовать нас открытием новых чувств и ощущений, незнакомых нам, разрушать привычные шаблоны восприятия. Когда я начал изучать новые для меня музыкальные направления, я почувствовал, что для меня открывается целый новый мир звуков. И это для меня было своего рода вызовом: смогу ли я отыскать, то, что находили другие, услышать то, что было недоступно мне раньше?

Развитие музыкального вкуса обогащает наш внутренний мир и чувство прекрасного!

Перед тем как рассказать о развитии вкуса я хочу вас предупредить, что это нужно вовсе не для того, чтобы получить чувство превосходства над теми, кто более искушен в музыке чем вы. Вкус к изысканной музыке не делает вас лучше и умнее тех, кто такую музыку не слушает. Вкус — не повод для проявления снобизма и презрения!

О развитии вкуса

Развитие музыкального вкуса не является сложной наукой, но определенные правила здесь все-таки есть. Начало является достаточно бесхитростным и очевидным. Просто возьмите ту музыку, которую никогда не понимали и начните ее слушать.

Как это сделать? Это не так сложно. Интернет изобилует рейтингами вроде «100 лучших электронных альбомов» или «100 великих произведений классической музыки», «500 лучших альбомов по версии Rolling Stone”. (Или воспользуйтесь социальной сетью Last.fm, это весьма удобно). Во-первых, это облегчит выбор и поиски. Во-вторых, нет ничего зазорного в том, чтобы положиться на вкус критиков, до тех пор, пока не сформировался ваш. В-третьих, это даст шанс познакомиться с общепризнанными шедеврами мировой музыки.

Приобретите (или скачайте) какой-нибудь альбом и выделите время на его прослушивание.

Когда вы слушаете музыку, старайтесь только слушать музыку, а не заниматься чем-то еще. Я понимаю, что многие из вас привыкли проигрывать музыкальные композиции фоном, занимаясь чем-то другим параллельно. Но теперь попробуйте действовать вопреки устоявшимся привычкам.

Выделите час времени (столько в среднем длится стандартный альбом) и посвятите этот час музыке. Слушайте запись (альбом, сборник и т.д.) от начала до конца, не переключаясь ни на что-то другое. Следуйте следующим правилам, они вас многому научат и не только в области восприятия обсуждаемой в этой статье формы искусства.

Правила правильного прослушивания музыки

Правило 1 – наберитесь терпения

Уверяю вас, дослушать до конца какой-то альбом будет довольно сложно. Не исключено, что, по началу, музыка будет вам даже немного нравится, но через какое-то время наскучит. И тогда вам станет казаться, что вы зря теряете время, так как могли бы заниматься чем-то еще. Вам захочется встать и начать что-то делать. Но не торопитесь, дайте альбому доиграть до конца. Вы не тратите время впустую, вы отдыхаете и расслабляетесь. Вы можете выделить хотя бы один час в неделю на это занятие.

Это научит вас терпению, концентрации и избавит от стресса.

Правило 2 – избавьтесь от ожиданий

Иногда нам кажется, что то или иное произведение музыкального искусства должно приносить определенные ощущения. Например, мы ждем, что спокойная, плавная, обволакивающая музыка начнет рождать в нас картины космоса, а классическое произведение пробудит в воображении образы древности. Иногда мы просто будем ждать каких-то определенных эмоций, так как наш ум их связывает с музыкой.

Но постарайтесь принимать то, что есть, а не сравнивать ваши ощущения с тем, что «должно быть». Ваши эмоции и ощущения такие, какими являются в данный момент времени. Слово «должны» к ним совершенно не применимо.

Если вы будете постоянно ждать чего-то определенного, то ваш ум начнет беспокоиться, когда заметит, что ожидания не соответствуют реальности, и это будет сильно мешать процессу. Например, вы будете слушать один из самых великих, по мнению критиков, альбомов на Земле, который по достоинству оценили миллионы людей. Но вы заметите, что не чувствуете ничего, музыка будет вам казаться скучной. Вы начнете думать: «это со мной что-то не так» или «почему я не могу получить сейчас удовольствие.»

Вместо этого просто расслабьтесь, позвольте чувствам быть такими, какие они есть. И даже если вы ничего не испытываете, то примите и это. Скорее всего, не все приходит с первого раза. Мне потребовалось много раз прослушать определенные альбомы, прежде чем они стали моими любимыми. А может, действительно, эта музыка не для вас. Я говорил, что вкус — это не более чем привычка, но я не говорил, что абсолютно все должно вам нравиться.

Такой подход научит вас принимать свои эмоции такими, какие они есть и не испытывать фрустрацию из-за того, что ваши ожидания не совпадают с реальностью.

Правило 3 – не вешайте ярлыки

Когда вы не получите от композиции ожидаемого удовольствия, вы начнете думать: «мне просто не нравится этот стиль», «я не люблю женский вокал», «эта музыка слишком тяжела/проста/мрачна/скучна для меня», «предыдущий альбом был ничего, а этот какой-то простой».

Избавьтесь от скорых суждений и просто слушайте. Я давно пришёл к выводу, что практически в любой музыке от легкого джаза до металла может быть своя красота, только каждый стиль выражает ее по-разному. Мы привыкаем к определенным музыкальным жанрам и не принимаем другие: мы не слушаем хип-хоп, потому что, нам кажется, что мы просто не способны оценить быстрый речитатив. Или мы не любим тяжелый рок, так как нам не нравится звук гитар и вся эта рок эстетика с длинными волосами и черными костюмами.

Но не стоит рубить с плеча и обобщать. В каждом музыкальном стиле есть свои самородки, безотносительно того, держат ли они в руках гитару, скрипку или запираются на студии в окружении музыкального оборудования. Музыкальные идеи меняются год за годом, появляются новые жанры, а старые исчезают. Это вещи временные. Попытайтесь увидеть за этими вещами что-то вечное и неизменное, ту красоту, чувство гармонии и порядка, которую человек уже начал выражать со времен диких племен. Все меняется, но эта красота остается и существует она во многих стилях музыки. Не зациливайтесь на одном стиле, слушайте разное.

Это научит вас видеть единство в мнимых противоположностях и находить самое сокровенное и вечное под покровом преходящего.

К этим правилам хочется добавить совет почаще ходить на концерты, в том числе, концерты классической и джазовой музыке. Выберите день когда вместо привычного досуга в баре вы сходите на концерт. Изменение стандартных привычек может быть очень увлекательным!

Дальше только для тех кому это интересно я расскажу о своей любимой музыке. Я не считаю, что это должно быть интересно всем, поэтому скажу, что то, что я писал выше, является самодостаточной частью статьи и вы можете закончить на ней и не читать далее. Но, возможно, кто-то благодаря мне найдет новых интересных исполнителей. И для этого я публикую маленький обзор музыкальных направлений и музыкантов, от джаза до электроники.

Что послушать?

Я думаю, для искушенных меломанов мой список будет дилетантским и поверхностным. Так оно и есть. Про свои музыкальные пристрастия последних нескольких лет я могу сказать, что я просто люблю хорошую музыку, независимо от ее стиля. Несмотря на то, что я всегда тяготел к необычной, странной музыке, я не слушал андеграунд. Также я редко достаточно глубоко погружался в один музыкальный жанр и не могу прослыть глубоким знатоком, например джаза или техно. Я просто выбирал хороших исполнителей из разных направлений, и, как правило, это были самые известные представители своего жанра. Потому что тактику поиска «великих альбомов», которую я предлагаю вам, я никогда не стеснялся использовать сам, поэтому в мое поле зрения, в основном, попадали самые известные (правда, не всегда в самых широких кругах) исполнители. Начнем мой поверхностный обзор мировой музыки с джаза.

Все альбомы, которые я советую будут выписаны в таком порядке, в каком я рекомендую с ними ознакомиться (от «простых» для восприятия к более «сложным»).

Джаз

Почему я начал с джаза? Потому, что, на мой взгляд, этот стиль доступен людям разных возрастов и вкусов. Несмотря на то, как я говорил, вкус – это всего-навсего привычка, иногда эта привычка бывает достаточно сильно укоренена в культурном прошлом определенного человека. И эту привычку сложно преодолеть. Я думаю, моему дедушке было бы сложно найти удовольствие в прослушивании электронных щелчков и скрипов жанра IDM, тогда как мне не принесли бы особого удовольствия ретро-шлягеры (но некоторые мне все же нравятся). Но каким-нибудь альбомом джазмена Майлза Дэвиса, я думаю, мы могли бы насладиться вдвоем.

Так что, если вы никогда не понимали в чем заключается удовольствие слушать импровизацию духовых и клавишных инструментов, наложенных на сбивчивый ритм барабана, то настало самое время понять!

Херби Хэнкок

Замечательный и очень известный и влиятельный джазовый пианист. Если вы зайдете на сайт whosampled.com (на этом сайте можно посмотреть какие музыкальные фрагменты (сэмплы) одних композиций были заимствованы в других), то вы увидите, что фрагменты его классических джазовых произведений были использованы великим множеством современных исполнителей, в основном, в жанрах hip-hop и r’n’b. Херби Хэнкок, можно сказать, один из самых цитируемых хип-хопом дзажовых исполнителей. Музыка варьируется от запоминающихся и популярных мелодий до авангарда. Я присутствовал на его концерте в Москве, это был потрясающий опыт. Хэнкок исповедует буддизм и занимается медитацией.

Рекомендуемые альбомы:

  • Fat Albert Rotunda (легкий и веселый альбом)
  • Maiden Voyage (более лиричный альбом про море, рекомендуется слушать на берегу океана)
  • Head Hunters (Бодрый джаз-фанк)
  • Crossings (Джаз-рок, переходящий в авангард к концу)

Джон Колтрэйн

Должен признаться, что до текущего момента я знал о Колтрейне весьма немного. Я решил зайти на википедию и прочитать несколько фактов из его биографии. И теперь намного сильнее заинтересовался его творчеством.

Джон Колтрейн является одним из величайшим джазовых музыкантов. Но его уникальность состоит не только в его виртуозности, блестящем владением саксофона, а еще и в том, что музыка стала для него результирующим эффектом его духовной трансформации. Колтрейн при помощи религии и духовных практик избавился от героиновой и алкогольной зависимости. И конечно же эти факты очень заинтересовали меня.

Колтрейн придерживался взглядов, свойственных многим представителям различных мистических направлений и нью-эйджа. Он считал, что все религии ведут к Богу и не делал различий между различными религиозными традициями. Его настольными книгами были Коран, Бхагават-Гита, Тибетская книга мертвых, Библия. Его альбомы носят названия: “OM”, “Meditations”, “Amen”, “Dear Lord”. Он считал, что каждая религия содержит свою мудрость. На мой взгляд, то факт, что человек начинает видеть единство разных традиций, а не противоречия, говорит о том, что он стоит на более высокой ступени духовного и религиозного развития, чем те, кто увязает в распрях, порожденных спорами о том, чья религия лучше и какая из них более истинная.

Я понимаю, что личные взгляды Колтрейна не всегда интересуют тех, кто просто хочет послушать его музыку. Но мне всегда было интересно, какой человек и характер стоят за определенным произведением искусства. И я вижу, что за искусством Колтрейна стоит только хорошее.

Рекомендуемые альбомы:

  • Love Supreme (мой любимый альбом джаза)
  • My Favorite Things
  • Blue Train

С другими его вещами я только собираюсь ознакомиться.

Майлз Дэвис

Пожалуй, самый известный представитель джазовой музыки, появившейся после 60-х. Явился изобретателем сразу нескольких подстилей джаза. В отличие от Колтрейна не обладал такой виртуозностью, но его спокойные музыкальные высказывания были более лаконичными и точными. Также, в отличие от Колтрейна, так и не избавился от своих зависимостей, что плохо отразилось на его карьере ближе к концу жизни. (Было бы хорошо если бы он занимался медитацией, следуя примеру своих коллег по цеху Колтрейна и Хэнкока) Тем не менее, это не помешало Дэвису писать великолепную музыку.

Рекомендуемые альбомы:

  • In Silent Way (очень спокойный альбом для расслабления)
  • Kind of Blue (пожалуй, самый известный его альбом, мелодии из которого активно заимствуют другие музыканты)
  • Bitche’s Brew (джаз-рок, джаз-фьюжн, более необычное звучание, чем у вышеназванных альбомов, при записи использовались одновременно два басиста, два пианиста и два барабанщика)

Как слушать джаз?

В наше время дзаж ассоциируется с утонченной музыкой для искушенных эстетов. Но, на мой взгляд, это просто музыка, такая же как и вся остальная. Джаз – это как кокаин. Пока наркотик был доступен всем, его употребляли низшие слои общества. А как только его стоимость возросла, он превратился в прерогативу богачей. А ведь джаз тоже был когда-то популярной музыкой, и джазовые концерты посещали люди из самых бедных районов, а не только высокоинтеллектуальные снобы.

Поэтому, когда вы будете слушать джаз, не пытайтесь найти там какие-то «высокие музыкальные идеи», а просто слушайте. Эта музыка также как всякая другая способна увлечь, заставить сердце биться сильнее, а голову кивать в такт, стоит только привыкнуть к ее изменчивой гармонии.

Rock

Рок бывает разным, как, пожалуй, и любой стиль музыки. Здесь я приведу две свои любимые рок команды.

King Crimson

Британская прогрессив-рок группа, образовавшаяся в 70-х годах. На всем протяжении творчества их музыка впитывала влияния различных музыкальных стилей и добавляла в эти стили что-то от себя. Их ранние работы испытывали сильное влияние джаза, конкретной и авангардной музыки, а некоторые их композиции напоминали по структуре длинные классические сюиты. Состав группы, также как ее звучание постоянно менялись на всем отрезке существования коллектива. Единственным неизменным участником коллектива, сердцем идеологии группы стал Роберт Фрипп. Он является изобретателем оригинальных стилей игры на гитаре и последователем российского мистика и духовного учителя Георгия Гурджиева. Музыка King Crimson является довольно технически сложной и виртуозной. Она всегда заигрывала с авангардом и экспериментальной музыкой, но при этом никогда не уходила далеко от понятных многим людям традиций рока.

Рекомендуемые альбомы:

Все, в хронологическом порядке. Лично мне, в зависимости от жизненного периода, нравились разные альбомы. Лет 5 назад я любил немного пафосные, длительные, мелодичные альбомы раннего периода. Сейчас мне больше по душе более минималистичные и лаконичные работы, относящиеся к более позднему творчеству (например, альбом Discipline).

Tool

Эта современная тяжелая рок группа из США является самой парадоксальной командой из всех, которые я знаю. На одном американском сайте я прочитал: «Если вам нравится Tool, это значит, что либо вы очень умный, либо очень тупой!»

Конечно, это просто гипербола речи, но в ней есть своя правда. Группа является очень популярной. И армию ее поклонников входит и великовозрастные эстеты, находящие в ее текстах отсылки к Юнгу, и подростки пубертатного возраста, любящие коллектив за тяжелое, агрессивное звучание.

Наверное, из числа известных рок-групп только Pink Floyd может похвастаться таким разнообразием поклонников.

Если вы послушаете их агрессивный звук в первый раз, то подумаете, что это очередная альтернативная группа, воспевающая насилие, крутой нрав и секс. Но здесь заключается очередной парадокс. Коллектив в достаточно энергичной манере, активно использую тяжелый гитарный звук, импульсивный вокал и быстрые удары барабана рассказывает о том, как важно жить моментом здесь и сейчас, стремиться к абсолюту, Богу, воспитывать свое Эго (хотя не в каждой песне). Вокалист Джеймс Мейнард Кинан повествует о медитативных духовных переживаниях в своей эксцентрической манере.

Я чувствую, что эта музыка очень близка ко мне по философии и по духу, несмотря на то, что я никогда не был любителем тяжелого звучания. И по мере моего увлечения Tool, я обнаружил еще один парадокс. Энергичные гитары, медленно гипнотизируют, даже успокаивают, вызывая эффект, который обычно производит монотонная и спокойная музыка. Но музыку Tool, сложно назвать спокойной! Возможно, в этом состоит заслуга искусных музыкантов, которые, опираясь на традиции металла создали новое, оригинальное звучание. Это металл с духом эмбиента! И парадоксом это кажется только поначалу, а на самом деле, постепенно приходит понимание, что и слова, и музыка, и манера исполнения, на самом деле, едины и являют из себя образец прекрасной гармонии, пусть и очень необычной.

Рекомендуемые альбомы:

  • Lateralus
  • 10000 Days
  • Aenima
  • Ambient

    Осуществить плавный переход от инструментальной, «живой» музыки в область электроники нам поможет плавный и спокойный стиль Ambient. Ambient, если не брать в расчет какой-нибудь дремучий авангард, является, пожалуй, самым скучным стилем музыки. Многие популярные исполнители активно адаптируют звучание этого жанра, включая мелодичные переливы в свои композиции, насыщенные перкуссией и вокалом. Но чистый эмбиент, как правило, не содержит ничего этого. Он текучий и монотонный. Композиции, как правило, длинные и лишенные барабанов и разнообразных эффектов.

    Но, если набраться терпения и уделить этой музыке какое-то время, то она отроет для вас свои удивительные сокровища. К тому же Ambient, на мой взгляд, обладает самым значительным терапевтическим эффектом, позволяя расслабиться, достичь состояния сосредоточенности и спокойствия и уловить те оттенки эмоций, которые обычно вам недоступны. Ambient – это почти медитация. Более того, я считаю, что эта музыка доступна практически всем возрастам и культурам.

    Brian Eno

    Брайн Ино считается одним из изобретателей эмбиента. Но свою музыкальную карьеру он начинал отнюдь не со спокойной музыки. Да того, как он написал первый ambient альбом, он был участником глэм-рок группы Roxy Music (кстати, весьма хорошая группа, советую), одевался в экстравагантный костюм с перьями, в котором выходил на сцену. Также он выпускал сольные альбомы, и принимал участие в совместных работах с другими музыкантами, например с тем же Робертом Фриппом из King Crimson.

    Говорят, что идея записать альбом со спокойной, медленной музыкой с повторяющимися отрывками посетила Ино, пока тот лежал в больнице и слушал доносящиеся из окна шумы. И он решил начать делать музыку, которая медленно гипнотизирует, обволакивает слушателя, погружая его в определенную чувственную атмосферу, а не оглушает его стремительными аккордами и новыми звуками.

    Ино жил какое-то время в Санкт-Петербурге. Он имел тесные контакты с советской-российской сценой и даже спродюссировал альбом группы Петра Мамонов – Звуки Му.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Music for Airports (ранний великий альбом эмбиента, в котором пока еще мало электронных звуков и активно используется пианино)
    • Ambient 4: On Land (хороший, уже электронный и немного мрачноватый альбом)
    • Apollo: Atmospheres and Soundtracks (альбом о космических полетах, передающий атмосферу восторга и одиночества человека, который впервые оказался в космосе)

    Steve Roach

    Еще один известный исполнитель классического эмбиента. Путешествовал по удаленным уголкам Австралии, под впечатлениями от которых записал прекрасный альбом Dreamtime Return. Автор длительных получасовых композиций.

    Рекомендованные альбомы:

    • Structures from Silence
    • Dreamtime Return

    Biosphere

    Гейр Йенсен живет в Норвегии, в маленьком городке за полярным кругом. Его музыка – это воплощенная в звуках полярная ночь, чье небо переливается красками северного сияния. Она способна незримо окутать слушателя мягким снегом и северным морозным ветром. Музыка Biosphere демонстрирует способность эбиента погрузить человека в мир, в котором он ни разу не был. Это наверное и есть то, что меломаны называют «атмосферностью». И это свойство присуще в большей степени именно эмбиенту чем какой-нибудь другой музыке. И в особенности музыке Гейра Йенсена. Это, пожалуй, мой любимый музыкант в этом стиле.

    Рекомендуемые альбомы: Начните с великолепного альбома Substrata, а затем перейдите к самой первой работе с элементами техно – Microgravity и слушайте все в хронологическом порядке.

    Другая электроника (Techno, IDM, Experimental)

    В этой части обзора я, пожалуй, напишу о музыке, которая, вероятно, является вызовом для меломанов. Это экспериментальная электронная музыка. Она может быть достаточно сложной для восприятия и, одновременно, прекрасной. Вряд ли ее поймут люди всех возрастов, хотя, я могу в этом ошибаться. Поэтому я пишу о ней в последнюю очередь. Хотя это совсем не андеграунд, а довольно известные в своем жанре музыканты.

    Plastikman

    Я долгое время считал стиль minimal techno чем-то совсем глупым и примитивным. Не нужно большого ума и таланта, чтобы наложить простую последовательность из нескольких электронных звуков на монотонный бит. Но все не так просто, и музыка Рича Хаутина, который выпускает ее, в том числе, под псевдонимом Plastikman – яркое тому подтверждение.

    Его музыка демонстрирует всю разницу между минималистичная музыкой и музыкой простой, примитивной. Минимализм – это сложное, выраженное в простом, многое, выраженное в малом. Красота музыки Plastikman заключается не в сложных мелодиях, разнообразных звуках и динамических прогрессиях. Ее красота не похожа на блеск пышного убранства старинных храмов или на идиллический южный закат. Ее красота – это красота идеально гладкой поверхности черного шара из слоновой кости, красоты геометрии и математического порядка.

    Она отличается от многословной, щедрой и несдержанной красоты той музыки, которую мы привыкли слушать. Поэтому она может вызывать сначала такое непонимание. И поэтому я пишу о ней здесь.

    Ведь это действительно другая форма музыкального выражения, а не какая-то «недомузыка». И когда я начал ее понимать, я осознал, что требуется очень большое умение и талант, чтобы из нескольких скупых звуков и эффектов построить такую композицию, которая может нравится слушателю! Более того, я стал думать, что имея в арсенале огромное количество форм музыкального выражения и свободу делать музыку какой угодно сложной, удивить слушателя намного легче, чем когда этих средств выражения мало, как в минималистическом искусстве. Все гениальное просто! Все гениальное минимально!

    Умение и талант Plastikman заключается в том, что у него нет ничего лишнего композициях, а то что там есть, стоит на своем строго определенном месте. Складывается ощущение, как будто, если что-то поменять, то вся структура быстро разрушится. Музыкант, казалось бы, сумел уловить тот единственный возможный порядок, в котором и может существовать музыка в условиях заданных ограничений. При этом, каждый звук из скупого набора звуков проходит точную и филигранную обработку на специальном оборудовании. И он тоже звучит так как должен звучать и никак по-другому. Когда слушаешь какую-нибудь другую музыку, то наслаждаешься мелодией, сотканной из звуков. Здесь же наслаждаешься самими звуками.

    Возможно мне не очень точно удается описать свои впечатления от музыки Plastikman своими словами, поэтому лучше вам ее просто послушать.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Artifacts
    • Consumed
    • Closer

    также рекомендую послушать другие проекты Ричи Хоутина помимо Plastikman.

    Coil

    Coil – британский электронный дуэт. Его участники увлекались оккультными и сексуальными практиками, а также наркотиками и всяческим развратом. Они были последователями Макркиза да Сада и Алистера Кроули, поклонниками Пьеро Паоло Пазоллини. Если за музыкой Джона Колтрейна, о котором я писал выше, скрывается много всего хорошего: его религиозный путь и духовное развитие. То за музыкой Coil хорошего стоит меньше: это воплощение декаданса, эстетского распутства, безудержного и не знающего ограничений гедонизма. Тем не менее, мне давно очень нравится творчество этого коллектива. Их музыка обладает способностью вызывать самые разные эмоции из неизведанных уголков подсознательного, и вдобавок, она бывает очень красива, особенно тогда, когда не режет слух. Джон Бэлланс и Питер Кристоферсон за свои не очень длинные жизни успели записать достаточно много материала и весь он очень разнообразный. Музыка порой очень странная, что само по себе не является странным фактом учитывая то, какими были эти ребята.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Music to Play in the Dark vol . 2 (Красивый «лунный» эмбиент с вкрадчивым голосом Джона Бэлланса. Многими критиками и также мной считается лучшим альбомом группы)
    • Love’s Secret Domain (танцевальный альбом, где эйсид-хаус перемешивается с мрачными вокальными исполнениями под медленный бит. Отличная пластинка)
    • Music to Play in the Dark vol . 1 (Первая часть двойного альбома, тоже очень хорошая)
    • Angelic Conversations (нео-классика со стихами Шекспира)

    И еще много других различных релизов среди которых попадаются практически невыносимый нойз и авангард.

    Autechre

    Еще один британский дуэт, чей музыкальный стиль критики относят к IDM, что расшифровывается как Intelligent Dance Music. На счет intelligent не знаю, но танцевать под ее сбивчивые псевдо-хаотические ритмы очень и очень сложно. Музыка дуэта очень необычна, но и очень талантлива. Как говорил один мой друг, Autechre больше программисты музыки, чем музыканты, и я с ним в этом согласен. В их музыке красота выражается через строгий математический порядок, она как будто парит где-то высоко, отрешенная и лишенная всего человеческого. Кажется, что ее писал робот или инопланетянин. В ней вы не встретите привычных эмоций, если вообще встретите хоть какие-то эмоции. Если ранние альбомы еще содержат какой-то намек на нежность, мелодичность и знакомую гармонию, хоть и отрешенную, странную и нечеловеческую, то более поздние пластинки лишены и этого. Это романтика микросхем, бездушных механизмов, холодного космоса и безжизненных импульсов, бегущих по нейронному волокну электронного мозга.

    Это не то, что вы привыкли слушать. Но музыка, конечно же должна быть красивой. А музыка Autechtre очень красива и выполнена, должен сказать, очень профессионально! Даже само название группы Autechre очень красиво, но, в то же время абстрактно. Но ум проводит ассоциации с какими-то технологиями и искусственным интеллектом. Название полностью соответствует музыке. Это один из моих любимых проектов. Даже в поздних, пропитанных хаосом работах прослеживается определенный порядок и замысел создателя. Хотя, на первый взгляд, кажется, что это просто произвольно сгенерированная последовательность семплов.

    Рекомендуемые альбомы: все, начиная с первого Incunabula и идти по хронологии, именно в таком порядке возрастает «сложность» музыки. Мне у Autechre нравится практически все, но любимый альбом, все же Amber. Клип ниже не является показательным для того, чтобы продемонстрировать их творчество, просто мне нравится видеоряд. Да и вообще в случае Autechre трудно найти показательный трек, все очень разное. Лучше слушать альбомами.

    Boards of Canada

    В отличие от всех вышеназванных исполнителей в рубрике экспериментальной электронной музыки, работами шотландского дуэта Boards of Canada сложно кого-то шокировать. Я думаю, даже если вы дадите послушать их своему дедушке, он не будет особо возражать (Но трудно вообразить, что с ним будет если показать ему клип Autechre, который выше). Музыка довольно мягкая и спокойная.

    Но, тем не менее, понять эту музыку мне удалось с большим трудом. Мне было очень интересно, за что эту группу так любят, оценивают так высоко их альбомы. Тогда как их музыка казалась мне скучной и унылой. И у меня вновь появилось чувство, что я что-то упускаю, и я стал слушать и пытаться уловить в музыке Boards of Canada то, что сделало их такими популярными в мире практически без всякой раскрутки и рекламы. Мне пришлось прослушать их альбомы по 10 раз, прежде чем мне начала нравится их музыка и очень нравится! (Вот, кстати, в чем еще преимущество рейтингов и критических обзоров. В них можно найти такую музыку, которая достойна того, чтобы попытаться в нее «вникнуть», даже если ты ее пока не понимаешь и не можешь положиться на собственный вкус.) Я вовсе не жалею о потраченном времени, теперь, Boards of Canada – моя самая любимая группа и их альбом Music has the Right to Children (а также другие их работы) я до сих пор могу слушать постоянно. Эта музыка не надоедает. Мне кажется, что, всех кто слушает или когда-то слушал «Досок» можно разделить на два типа. Первые, это кому их музыка совсем не нравится. А вторые — это те кто просто без ума от этой группы! Середины, я думаю здесь нет. Если творчество коллектива раскрыла перед вами хоть не много своего великолепия, то вы станете их преданным поклонником надолго и будете возвращаться к этой музыке вновь и вновь.

    Эмоции, которые пытается выразить творчество BoC достаточно необычны. Нельзя назвать это каким-то одним словом: «грусть», «тоска» или «радость». Это что-то более тонкое. Это не яркие оттенки, не резкие мазки, а мягкие полутона, смесь различных цветовых гам, которую ваш глаз с трудом различает. Когда слушаешь эту музыку, что-то рождается внутри, что именно – трудно сказать. Некоторые мелодии имеют явный ностальгический оттенок, как отголосок детства, какое-то забытое чувство из давних времен, которое сложно воспринять целиком, а можно только уловить его еле заметный, но ни с чем не сравнимый далекий аромат. Музыка Boards of Canada – это воспоминания о том, чего никогда не было.

    Рекомендуемые альбомы: все работы. Начать рекомендую с Music has the Right to Children.

    Заключение

    Вот и все. Надеюсь, вам понравился мой маленький обзор. Я не стремился рассказать о всех исполнителях, которых люблю, здесь я привел самых интересных, тех, кто смог изменить мои представления о музыке. И если вам понравилось что-то из моей маленькой подборке, рекомендую также ознакомиться с творчеством следующих исполнителей:

    • Massive Attack (трип-хоп, на самый широкий вкус. Их песни звучат во многих кинофильмах)
    • Tricky
    • Aphex Twin (считается одним из изобретателей IDM. К сожалению не написал о нем, хотя он безусловно заслуживает упоминания. В качестве компенсации за это опущение прилагаю его замечательный трек)
    • Burial
    • Pink Floyd
    • Joy Divison
    • Старуха Мха и другие проекты Романа Сидорова (только для самых психически устойчивых. Сказать что музыка депрессивная и угнетающая – значит ничего не сказать. Слушать осторожно)
    • DJ Krush
    • Ryuichi Sakamoto (замечательный японский пианист)
    • David Sylvian (Мой любимый вокалист. Тоже надо было посвятить отдельный пункт обзора)
    • Aesop Rock (Хип-Хоп кажется вам примитивной и глупой музыкой? Послушайте этого парня!)
    • Dead Can Dance
    • Talking Heads
    • Godspeed You! Black Emperor
    • Radiohead

    Также я буду рад, если и вы мне что-то посоветуете в комментариях! Не обещаю, что прослушаю скоро, так как в очереди у меня стоят еще много разных исполнителей!

    Последний совет и предостережение

    Эта статья была о музыке. Точнее о восприятии музыки. Но я надеюсь, что ваше, а также мое, знакомство с аудио искусством не ограничится только на потреблении, а реализуется также в создании! Я надеюсь, что это станет моим будущем увлечением, о чем я обязательно напишу статью на сайте.

    И помните! Любовь к экспериментальной музыке не делает вас умным и крутым!

    Удачи и успехов!

    Поделиться в социальных сетях:
    • Nikolay Perov

      Да, конечно, это проект их вокалиста

    • Nikolay Perov

      Анна, спасибо большое за ваши рекомендации! Очень интересно узнать об интересных исполнителях, которых не слушал! Посмотрю!

      Кстати, не такие уж неизвестные исполнители, которых я описал. Но может на ресурсах, где преобладает поп музыка, их действительно трудно найти

    • Nikolay Perov

      В принципе я иногда слушая тяжелую гитарную музыку. В ней тоже есть своя красота, она выражает определенный спектр эмоционального мира.

      Да, конечно,, иногда я занимаюсь каким-то» тупежом», смотрю смешные картинки в интернете или что-то в этом роде. Просто стараюсь делать не часто. Но полностью изолировать себя от этого занятия пока не считаю нужным. Все должно быть в меру. Без фанатизма

    • Вероника Шелехова

      Здравствуйте. Да, я также замечаю уменьшение потребности в тяжелом металле. А что вы думаете о сериалах и о телевидении в целом? Смотрите ли что-нибудь из этого или считаете это вредным занятием?

    • Nikolay Perov

      Спасибо, Сергей за рекомендацию! Постараюсь послушать!

    • Сергей

      Здравствуйте. когда я начал медитировать мне стал нравиться очень Greg Hove, альбом Five очень советую. Я бы вероятно не стал такое слушать если бы не пришел к спокойствию(раньше мне такая музыка не нравилась, я любил тяжелый металл) поэтому, так как медитирую благодаря вам, хочу поделиться с вами этой музыкой, думаю вам понравиться. это очень приятная интересная и позитивная музыка, она вызывает очень приятные эмоции у меня и всегда поднимает еще больше уже изначально приподнятое медитацией настроение))

    • Nikolay Perov

      Да, как и все творчество Постфорда

    • Andrey Surin

      Николай, здравствуйте, нравятся ли вам Shpongle?)

    • Nikolay Perov

      Пожалуйста, Олег!

    • Олег

      После прочтения статьи начал изучать новые направления музыки и открыл для себя такой удивительный стиль, как New age. Спасибо, Николай!

    • John Smith

      Сатьяграха акт2протест, это опера, написанная про Ганди, вам заедет отвечаю, Николай.

    • Nikolay Perov

      Спасибо, данный коллектив давно хотел послушать.

    • Helen

      очень близкий взгляд на то, зачем нужна музыка. действительно, бывает, что к музыке нужно привыкать. тут никто не писал про альбом «Spirit of Eden» Talk Talk 1988 года. советую.

    • Nikolay Perov

      Русскими койл прям заинтриговали=) Как доберусь до нормального интернета (боюсь это будет только когда вернусь в Россию) обязательно послушаю!

    • Nikolay Perov

      Спасибо!

    • Andrey Surin

      Спасибо за очень годную статью. Советую к прослушиванию lunar abyss deus organum, весьма атмосферно.

    • Nikolay Perov

      Спасибо, большое! Обязательно послушаю!

    • https://soundcloud.com/crimsonbrain Eugene

      Доброе всем время суток! Прочитав статью и комментарии и увидев много совпадений с моими вкусами, думаю, стоит поделиться парой ссылок:

      http://www.mixcloud. com/astrangelyisolatedplace/
      Ambient, IDM, deep techno, shoegaze и т.д. Для меня постоянный источник открытий. На их офф. сайте можно скачивать миксы, а на рутрекере есть раздача с большей их частью. Последнее, что сильно понравилось из услышанного в этих миксах, это The Gidge, Yagya, The Field и Pluramon.

      http://www.mixcloud. com/lowlight/
      джаз, эмбиент, фриппотроника и многое другое.

      Ну и касательно отдельных проектов:
      Alva Noto — Xerrox Vol.2 (ambient, noise, glitch)
      Fayman & Fripp — A Temple In The Clouds (ambient)
      Jeffrey Fayman & Steve Roach with Robert Fripp — Trance Spirits (ambient, percussion)
      Evan Parker — Lines Burnt In Light (авангардный джаз)
      Emptyset — Recur и Demiurge (experimental, techno)
      manwatchingthestars.bandcamp. com/album/dusk (ambient на классических струнных инструментах)

    • Nikolay Perov

      Спасибо!

    • Max

      Поддержу Sigur Ros, Mum — исландская музыка с другой планеты
      The Knife — оно же Fever Ray в сольном проекте
      Crystal Castles — электронное безумие, (lll)
      Bat for Lashes — можно начать с песни и клипа What’s a Girl To Do?
      Bjork
      Blue Foundation
      Bombay Bicycle Club — веселые ребята, первые альбомы
      Atari Teenage Riot — самый трешовый треш из 90-х

    • Max

      Стихи != Музыка

    • Max

      Не вся классическая музыка полезна для вашего здоровья

    • Nikolay Perov

      Спасибо большое! Послушаю! Loscil очень люблю!

    • Дмитрий

      Приветствую всех в этой ветке!
      А кто что думает или может быть знает про Solar fields. Недавно случайно наткнулся на их альбом until we meet the sky. Очень понравилось звучание. Немного похоже на Loscil — такое же лёгкое и атмосферное…

    • Nikolay Perov

      Да, мне 10000 days тоже не так нравится=)

    • Artem Shpykuliak

      Прослушал второй рекомендуемый альбом группы Tool «10000 Days» мне он понравился немного меньше чем предыдущий, на мой субъективный вкус он показался более тяжелым. Композиция «The Pot» — супер)

      Также прослушал Steve Roach «Dreamtime Return» мне понравилось=) спокойная, расслабляющая музыка, я пару раз засыпал=) (в машине слушать небезопасно)). До этого Ambient не слушал.