Как развить музыкальный вкус и как правильно слушать музыку

Музыка имеет не только способность вызывать прошлые эмоции, но и пробуждать чувства, которые мы никогда не испытывали, переживания, которые мы никогда не знали

Джонатан Миллер

Зачем нужно развивать музыкальный вкус? Этот вопрос я задавал себе и долго не находил на него ответа достаточно убедительного для того, чтобы посвятить ему целую статью.

Мне казалось, что богатый музыкальный вкус нужен только для того, чтобы считать себя более изысканным человеком, чем другие или удивлять своих собеседников своими обширными познаниями в области музыки. Эти цели конечно не достойны того, чтобы посвящать им целый текст.

Но потом я понял, что в развитии вкуса также есть свой смысл. Об этом мы и поговорим в этой статье. Также я расскажу как правильно слушать музыку. А для тех, кому это интересно, я приведу короткий обзор своей любимой музыки в конце статьи. Возможно, этот обзор поможет вам найти новых интересных исполнителей и интересные направления музыки.

Новые связи

Как я писал в первой статье цикла «как музыка помогла мне справиться с депрессией», когда я страдал депрессией, новые и незнакомые мне музыкальные направления помогли мне выйти за рамки старых привычек и узнать о себе много нового. Тогда я стал активно слушать музыку, которую я никогда не понимал, пытаясь постичь ее гармонию, расширить границы своего вкуса.

Но почему еще мне начала нравиться музыка, которая никогда не нравилась? Так случилось, не только потому, что я стал более спокойным и устранил привычные паттерны психических реакций. Так или иначе, любую новую музыку, которая выходит за грани традиций, в которых мы были воспитаны и которые сформировали наш вкус, слушать бывает тяжело и непривычно. Просто потому, что это действительно что-то новое для нас.

И я убежден, что, когда мы начинаем понимать какую-то новую для нас музыку, что-то в нашем мозгу перестраивается. Прежде чем маленький ребенок начнет улавливать взаимосвязи в этом мире, у него должны сформироваться новые связи в мышлении. На первый взгляд ему может казаться, что нет никакой корреляции между тем, что папа перестал ходить на работу и тем, что мама продала свою шубу. Но затем, он узнает новое. И на месте беспорядка появляется цельная картина, сплетенная из причин и следствий.

Точно также появляется вкус к определенной музыкальному произведению: на место кажущегося хаоса приходят гармония и порядок. Например, раньше мне джаз казался какой-то импровизационной кашей. Но, со временем, по мере знакомства с этим направлениям, я стал слышать логику и красоту этой музыки. И для меня стало очевидным, что в моем мозгу произошли изменения, образовались новые связи, позволяющие разглядеть мне какой-то музыкальный смысл там, где я его до этого не видел.

К сожалению, я не могу подкрепить это утверждение никакими научными ссылками, но я думаю, что я не погрешил против истины. Чем как не развитием новых связей в мозгу обуславливается то, что мы начинаем воспринимать то, что до этого не могли воспринять?

Это подводит меня к ответу на вопрос, зачем развивать музыкальный вкус. Это нужно для того, чтобы расширять наш диапазон эмоций, радовать нас открытием новых чувств и ощущений, незнакомых нам, разрушать привычные шаблоны восприятия. Когда я начал изучать новые для меня музыкальные направления, я почувствовал, что для меня открывается целый новый мир звуков. И это для меня было своего рода вызовом: смогу ли я отыскать, то, что находили другие, услышать то, что было недоступно мне раньше?

Развитие музыкального вкуса обогащает наш внутренний мир и чувство прекрасного!

Перед тем как рассказать о развитии вкуса я хочу вас предупредить, что это нужно вовсе не для того, чтобы получить чувство превосходства над теми, кто более искушен в музыке чем вы. Вкус к изысканной музыке не делает вас лучше и умнее тех, кто такую музыку не слушает. Вкус — не повод для проявления снобизма и презрения!

О развитии вкуса

Развитие музыкального вкуса не является сложной наукой, но определенные правила здесь все-таки есть. Начало является достаточно бесхитростным и очевидным. Просто возьмите ту музыку, которую никогда не понимали и начните ее слушать.

Как это сделать? Это не так сложно. Интернет изобилует рейтингами вроде «100 лучших электронных альбомов» или «100 великих произведений классической музыки», «500 лучших альбомов по версии Rolling Stone”. (Или воспользуйтесь социальной сетью Last.fm, это весьма удобно). Во-первых, это облегчит выбор и поиски. Во-вторых, нет ничего зазорного в том, чтобы положиться на вкус критиков, до тех пор, пока не сформировался ваш. В-третьих, это даст шанс познакомиться с общепризнанными шедеврами мировой музыки.

Приобретите (или скачайте) какой-нибудь альбом и выделите время на его прослушивание.

Когда вы слушаете музыку, старайтесь только слушать музыку, а не заниматься чем-то еще. Я понимаю, что многие из вас привыкли проигрывать музыкальные композиции фоном, занимаясь чем-то другим параллельно. Но теперь попробуйте действовать вопреки устоявшимся привычкам.

Выделите час времени (столько в среднем длится стандартный альбом) и посвятите этот час музыке. Слушайте запись (альбом, сборник и т.д.) от начала до конца, не переключаясь ни на что-то другое. Следуйте следующим правилам, они вас многому научат и не только в области восприятия обсуждаемой в этой статье формы искусства.

Правила правильного прослушивания музыки

Правило 1 – наберитесь терпения

Уверяю вас, дослушать до конца какой-то альбом будет довольно сложно. Не исключено, что, по началу, музыка будет вам даже немного нравится, но через какое-то время наскучит. И тогда вам станет казаться, что вы зря теряете время, так как могли бы заниматься чем-то еще. Вам захочется встать и начать что-то делать. Но не торопитесь, дайте альбому доиграть до конца. Вы не тратите время впустую, вы отдыхаете и расслабляетесь. Вы можете выделить хотя бы один час в неделю на это занятие.

Это научит вас терпению, концентрации и избавит от стресса.

Правило 2 – избавьтесь от ожиданий

Иногда нам кажется, что то или иное произведение музыкального искусства должно приносить определенные ощущения. Например, мы ждем, что спокойная, плавная, обволакивающая музыка начнет рождать в нас картины космоса, а классическое произведение пробудит в воображении образы древности. Иногда мы просто будем ждать каких-то определенных эмоций, так как наш ум их связывает с музыкой.

Но постарайтесь принимать то, что есть, а не сравнивать ваши ощущения с тем, что «должно быть». Ваши эмоции и ощущения такие, какими являются в данный момент времени. Слово «должны» к ним совершенно не применимо.

Если вы будете постоянно ждать чего-то определенного, то ваш ум начнет беспокоиться, когда заметит, что ожидания не соответствуют реальности, и это будет сильно мешать процессу. Например, вы будете слушать один из самых великих, по мнению критиков, альбомов на Земле, который по достоинству оценили миллионы людей. Но вы заметите, что не чувствуете ничего, музыка будет вам казаться скучной. Вы начнете думать: «это со мной что-то не так» или «почему я не могу получить сейчас удовольствие.»

Вместо этого просто расслабьтесь, позвольте чувствам быть такими, какие они есть. И даже если вы ничего не испытываете, то примите и это. Скорее всего, не все приходит с первого раза. Мне потребовалось много раз прослушать определенные альбомы, прежде чем они стали моими любимыми. А может, действительно, эта музыка не для вас. Я говорил, что вкус — это не более чем привычка, но я не говорил, что абсолютно все должно вам нравиться.

Такой подход научит вас принимать свои эмоции такими, какие они есть и не испытывать фрустрацию из-за того, что ваши ожидания не совпадают с реальностью.

Правило 3 – не вешайте ярлыки

Когда вы не получите от композиции ожидаемого удовольствия, вы начнете думать: «мне просто не нравится этот стиль», «я не люблю женский вокал», «эта музыка слишком тяжела/проста/мрачна/скучна для меня», «предыдущий альбом был ничего, а этот какой-то простой».

Избавьтесь от скорых суждений и просто слушайте. Я давно пришёл к выводу, что практически в любой музыке от легкого джаза до металла может быть своя красота, только каждый стиль выражает ее по-разному. Мы привыкаем к определенным музыкальным жанрам и не принимаем другие: мы не слушаем хип-хоп, потому что, нам кажется, что мы просто не способны оценить быстрый речитатив. Или мы не любим тяжелый рок, так как нам не нравится звук гитар и вся эта рок эстетика с длинными волосами и черными костюмами.

Но не стоит рубить с плеча и обобщать. В каждом музыкальном стиле есть свои самородки, безотносительно того, держат ли они в руках гитару, скрипку или запираются на студии в окружении музыкального оборудования. Музыкальные идеи меняются год за годом, появляются новые жанры, а старые исчезают. Это вещи временные. Попытайтесь увидеть за этими вещами что-то вечное и неизменное, ту красоту, чувство гармонии и порядка, которую человек уже начал выражать со времен диких племен. Все меняется, но эта красота остается и существует она во многих стилях музыки. Не зациливайтесь на одном стиле, слушайте разное.

Это научит вас видеть единство в мнимых противоположностях и находить самое сокровенное и вечное под покровом преходящего.

К этим правилам хочется добавить совет почаще ходить на концерты, в том числе, концерты классической и джазовой музыке. Выберите день когда вместо привычного досуга в баре вы сходите на концерт. Изменение стандартных привычек может быть очень увлекательным!

Дальше только для тех кому это интересно я расскажу о своей любимой музыке. Я не считаю, что это должно быть интересно всем, поэтому скажу, что то, что я писал выше, является самодостаточной частью статьи и вы можете закончить на ней и не читать далее. Но, возможно, кто-то благодаря мне найдет новых интересных исполнителей. И для этого я публикую маленький обзор музыкальных направлений и музыкантов, от джаза до электроники.

Что послушать?

Я думаю, для искушенных меломанов мой список будет дилетантским и поверхностным. Так оно и есть. Про свои музыкальные пристрастия последних нескольких лет я могу сказать, что я просто люблю хорошую музыку, независимо от ее стиля. Несмотря на то, что я всегда тяготел к необычной, странной музыке, я не слушал андеграунд. Также я редко достаточно глубоко погружался в один музыкальный жанр и не могу прослыть глубоким знатоком, например джаза или техно. Я просто выбирал хороших исполнителей из разных направлений, и, как правило, это были самые известные представители своего жанра. Потому что тактику поиска «великих альбомов», которую я предлагаю вам, я никогда не стеснялся использовать сам, поэтому в мое поле зрения, в основном, попадали самые известные (правда, не всегда в самых широких кругах) исполнители. Начнем мой поверхностный обзор мировой музыки с джаза.

Все альбомы, которые я советую будут выписаны в таком порядке, в каком я рекомендую с ними ознакомиться (от «простых» для восприятия к более «сложным»).

Джаз

Почему я начал с джаза? Потому, что, на мой взгляд, этот стиль доступен людям разных возрастов и вкусов. Несмотря на то, как я говорил, вкус – это всего-навсего привычка, иногда эта привычка бывает достаточно сильно укоренена в культурном прошлом определенного человека. И эту привычку сложно преодолеть. Я думаю, моему дедушке было бы сложно найти удовольствие в прослушивании электронных щелчков и скрипов жанра IDM, тогда как мне не принесли бы особого удовольствия ретро-шлягеры (но некоторые мне все же нравятся). Но каким-нибудь альбомом джазмена Майлза Дэвиса, я думаю, мы могли бы насладиться вдвоем.

Так что, если вы никогда не понимали в чем заключается удовольствие слушать импровизацию духовых и клавишных инструментов, наложенных на сбивчивый ритм барабана, то настало самое время понять!

Херби Хэнкок

Замечательный и очень известный и влиятельный джазовый пианист. Если вы зайдете на сайт whosampled.com (на этом сайте можно посмотреть какие музыкальные фрагменты (сэмплы) одних композиций были заимствованы в других), то вы увидите, что фрагменты его классических джазовых произведений были использованы великим множеством современных исполнителей, в основном, в жанрах hip-hop и r’n’b. Херби Хэнкок, можно сказать, один из самых цитируемых хип-хопом дзажовых исполнителей. Музыка варьируется от запоминающихся и популярных мелодий до авангарда. Я присутствовал на его концерте в Москве, это был потрясающий опыт. Хэнкок исповедует буддизм и занимается медитацией.

Рекомендуемые альбомы:

  • Fat Albert Rotunda (легкий и веселый альбом)
  • Maiden Voyage (более лиричный альбом про море, рекомендуется слушать на берегу океана)
  • Head Hunters (Бодрый джаз-фанк)
  • Crossings (Джаз-рок, переходящий в авангард к концу)

Джон Колтрэйн

Должен признаться, что до текущего момента я знал о Колтрейне весьма немного. Я решил зайти на википедию и прочитать несколько фактов из его биографии. И теперь намного сильнее заинтересовался его творчеством.

Джон Колтрейн является одним из величайшим джазовых музыкантов. Но его уникальность состоит не только в его виртуозности, блестящем владением саксофона, а еще и в том, что музыка стала для него результирующим эффектом его духовной трансформации. Колтрейн при помощи религии и духовных практик избавился от героиновой и алкогольной зависимости. И конечно же эти факты очень заинтересовали меня.

Колтрейн придерживался взглядов, свойственных многим представителям различных мистических направлений и нью-эйджа. Он считал, что все религии ведут к Богу и не делал различий между различными религиозными традициями. Его настольными книгами были Коран, Бхагават-Гита, Тибетская книга мертвых, Библия. Его альбомы носят названия: “OM”, “Meditations”, “Amen”, “Dear Lord”. Он считал, что каждая религия содержит свою мудрость. На мой взгляд, то факт, что человек начинает видеть единство разных традиций, а не противоречия, говорит о том, что он стоит на более высокой ступени духовного и религиозного развития, чем те, кто увязает в распрях, порожденных спорами о том, чья религия лучше и какая из них более истинная.

Я понимаю, что личные взгляды Колтрейна не всегда интересуют тех, кто просто хочет послушать его музыку. Но мне всегда было интересно, какой человек и характер стоят за определенным произведением искусства. И я вижу, что за искусством Колтрейна стоит только хорошее.

Рекомендуемые альбомы:

  • Love Supreme (мой любимый альбом джаза)
  • My Favorite Things
  • Blue Train

С другими его вещами я только собираюсь ознакомиться.

Майлз Дэвис

Пожалуй, самый известный представитель джазовой музыки, появившейся после 60-х. Явился изобретателем сразу нескольких подстилей джаза. В отличие от Колтрейна не обладал такой виртуозностью, но его спокойные музыкальные высказывания были более лаконичными и точными. Также, в отличие от Колтрейна, так и не избавился от своих зависимостей, что плохо отразилось на его карьере ближе к концу жизни. (Было бы хорошо если бы он занимался медитацией, следуя примеру своих коллег по цеху Колтрейна и Хэнкока) Тем не менее, это не помешало Дэвису писать великолепную музыку.

Рекомендуемые альбомы:

  • In Silent Way (очень спокойный альбом для расслабления)
  • Kind of Blue (пожалуй, самый известный его альбом, мелодии из которого активно заимствуют другие музыканты)
  • Bitche’s Brew (джаз-рок, джаз-фьюжн, более необычное звучание, чем у вышеназванных альбомов, при записи использовались одновременно два басиста, два пианиста и два барабанщика)

Как слушать джаз?

В наше время дзаж ассоциируется с утонченной музыкой для искушенных эстетов. Но, на мой взгляд, это просто музыка, такая же как и вся остальная. Джаз – это как кокаин. Пока наркотик был доступен всем, его употребляли низшие слои общества. А как только его стоимость возросла, он превратился в прерогативу богачей. А ведь джаз тоже был когда-то популярной музыкой, и джазовые концерты посещали люди из самых бедных районов, а не только высокоинтеллектуальные снобы.

Поэтому, когда вы будете слушать джаз, не пытайтесь найти там какие-то «высокие музыкальные идеи», а просто слушайте. Эта музыка также как всякая другая способна увлечь, заставить сердце биться сильнее, а голову кивать в такт, стоит только привыкнуть к ее изменчивой гармонии.

Rock

Рок бывает разным, как, пожалуй, и любой стиль музыки. Здесь я приведу две свои любимые рок команды.

King Crimson

Британская прогрессив-рок группа, образовавшаяся в 70-х годах. На всем протяжении творчества их музыка впитывала влияния различных музыкальных стилей и добавляла в эти стили что-то от себя. Их ранние работы испытывали сильное влияние джаза, конкретной и авангардной музыки, а некоторые их композиции напоминали по структуре длинные классические сюиты. Состав группы, также как ее звучание постоянно менялись на всем отрезке существования коллектива. Единственным неизменным участником коллектива, сердцем идеологии группы стал Роберт Фрипп. Он является изобретателем оригинальных стилей игры на гитаре и последователем российского мистика и духовного учителя Георгия Гурджиева. Музыка King Crimson является довольно технически сложной и виртуозной. Она всегда заигрывала с авангардом и экспериментальной музыкой, но при этом никогда не уходила далеко от понятных многим людям традиций рока.

Рекомендуемые альбомы:

Все, в хронологическом порядке. Лично мне, в зависимости от жизненного периода, нравились разные альбомы. Лет 5 назад я любил немного пафосные, длительные, мелодичные альбомы раннего периода. Сейчас мне больше по душе более минималистичные и лаконичные работы, относящиеся к более позднему творчеству (например, альбом Discipline).

Tool

Эта современная тяжелая рок группа из США является самой парадоксальной командой из всех, которые я знаю. На одном американском сайте я прочитал: «Если вам нравится Tool, это значит, что либо вы очень умный, либо очень тупой!»

Конечно, это просто гипербола речи, но в ней есть своя правда. Группа является очень популярной. И армию ее поклонников входит и великовозрастные эстеты, находящие в ее текстах отсылки к Юнгу, и подростки пубертатного возраста, любящие коллектив за тяжелое, агрессивное звучание.

Наверное, из числа известных рок-групп только Pink Floyd может похвастаться таким разнообразием поклонников.

Если вы послушаете их агрессивный звук в первый раз, то подумаете, что это очередная альтернативная группа, воспевающая насилие, крутой нрав и секс. Но здесь заключается очередной парадокс. Коллектив в достаточно энергичной манере, активно использую тяжелый гитарный звук, импульсивный вокал и быстрые удары барабана рассказывает о том, как важно жить моментом здесь и сейчас, стремиться к абсолюту, Богу, воспитывать свое Эго (хотя не в каждой песне). Вокалист Джеймс Мейнард Кинан повествует о медитативных духовных переживаниях в своей эксцентрической манере.

Я чувствую, что эта музыка очень близка ко мне по философии и по духу, несмотря на то, что я никогда не был любителем тяжелого звучания. И по мере моего увлечения Tool, я обнаружил еще один парадокс. Энергичные гитары, медленно гипнотизируют, даже успокаивают, вызывая эффект, который обычно производит монотонная и спокойная музыка. Но музыку Tool, сложно назвать спокойной! Возможно, в этом состоит заслуга искусных музыкантов, которые, опираясь на традиции металла создали новое, оригинальное звучание. Это металл с духом эмбиента! И парадоксом это кажется только поначалу, а на самом деле, постепенно приходит понимание, что и слова, и музыка, и манера исполнения, на самом деле, едины и являют из себя образец прекрасной гармонии, пусть и очень необычной.

Рекомендуемые альбомы:

  • Lateralus
  • 10000 Days
  • Aenima
  • Ambient

    Осуществить плавный переход от инструментальной, «живой» музыки в область электроники нам поможет плавный и спокойный стиль Ambient. Ambient, если не брать в расчет какой-нибудь дремучий авангард, является, пожалуй, самым скучным стилем музыки. Многие популярные исполнители активно адаптируют звучание этого жанра, включая мелодичные переливы в свои композиции, насыщенные перкуссией и вокалом. Но чистый эмбиент, как правило, не содержит ничего этого. Он текучий и монотонный. Композиции, как правило, длинные и лишенные барабанов и разнообразных эффектов.

    Но, если набраться терпения и уделить этой музыке какое-то время, то она отроет для вас свои удивительные сокровища. К тому же Ambient, на мой взгляд, обладает самым значительным терапевтическим эффектом, позволяя расслабиться, достичь состояния сосредоточенности и спокойствия и уловить те оттенки эмоций, которые обычно вам недоступны. Ambient – это почти медитация. Более того, я считаю, что эта музыка доступна практически всем возрастам и культурам.

    Brian Eno

    Брайн Ино считается одним из изобретателей эмбиента. Но свою музыкальную карьеру он начинал отнюдь не со спокойной музыки. Да того, как он написал первый ambient альбом, он был участником глэм-рок группы Roxy Music (кстати, весьма хорошая группа, советую), одевался в экстравагантный костюм с перьями, в котором выходил на сцену. Также он выпускал сольные альбомы, и принимал участие в совместных работах с другими музыкантами, например с тем же Робертом Фриппом из King Crimson.

    Говорят, что идея записать альбом со спокойной, медленной музыкой с повторяющимися отрывками посетила Ино, пока тот лежал в больнице и слушал доносящиеся из окна шумы. И он решил начать делать музыку, которая медленно гипнотизирует, обволакивает слушателя, погружая его в определенную чувственную атмосферу, а не оглушает его стремительными аккордами и новыми звуками.

    Ино жил какое-то время в Санкт-Петербурге. Он имел тесные контакты с советской-российской сценой и даже спродюссировал альбом группы Петра Мамонов – Звуки Му.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Music for Airports (ранний великий альбом эмбиента, в котором пока еще мало электронных звуков и активно используется пианино)
    • Ambient 4: On Land (хороший, уже электронный и немного мрачноватый альбом)
    • Apollo: Atmospheres and Soundtracks (альбом о космических полетах, передающий атмосферу восторга и одиночества человека, который впервые оказался в космосе)

    Steve Roach

    Еще один известный исполнитель классического эмбиента. Путешествовал по удаленным уголкам Австралии, под впечатлениями от которых записал прекрасный альбом Dreamtime Return. Автор длительных получасовых композиций.

    Рекомендованные альбомы:

    • Structures from Silence
    • Dreamtime Return

    Biosphere

    Гейр Йенсен живет в Норвегии, в маленьком городке за полярным кругом. Его музыка – это воплощенная в звуках полярная ночь, чье небо переливается красками северного сияния. Она способна незримо окутать слушателя мягким снегом и северным морозным ветром. Музыка Biosphere демонстрирует способность эбиента погрузить человека в мир, в котором он ни разу не был. Это наверное и есть то, что меломаны называют «атмосферностью». И это свойство присуще в большей степени именно эмбиенту чем какой-нибудь другой музыке. И в особенности музыке Гейра Йенсена. Это, пожалуй, мой любимый музыкант в этом стиле.

    Рекомендуемые альбомы: Начните с великолепного альбома Substrata, а затем перейдите к самой первой работе с элементами техно – Microgravity и слушайте все в хронологическом порядке.

    Другая электроника (Techno, IDM, Experimental)

    В этой части обзора я, пожалуй, напишу о музыке, которая, вероятно, является вызовом для меломанов. Это экспериментальная электронная музыка. Она может быть достаточно сложной для восприятия и, одновременно, прекрасной. Вряд ли ее поймут люди всех возрастов, хотя, я могу в этом ошибаться. Поэтому я пишу о ней в последнюю очередь. Хотя это совсем не андеграунд, а довольно известные в своем жанре музыканты.

    Plastikman

    Я долгое время считал стиль minimal techno чем-то совсем глупым и примитивным. Не нужно большого ума и таланта, чтобы наложить простую последовательность из нескольких электронных звуков на монотонный бит. Но все не так просто, и музыка Рича Хаутина, который выпускает ее, в том числе, под псевдонимом Plastikman – яркое тому подтверждение.

    Его музыка демонстрирует всю разницу между минималистичная музыкой и музыкой простой, примитивной. Минимализм – это сложное, выраженное в простом, многое, выраженное в малом. Красота музыки Plastikman заключается не в сложных мелодиях, разнообразных звуках и динамических прогрессиях. Ее красота не похожа на блеск пышного убранства старинных храмов или на идиллический южный закат. Ее красота – это красота идеально гладкой поверхности черного шара из слоновой кости, красоты геометрии и математического порядка.

    Она отличается от многословной, щедрой и несдержанной красоты той музыки, которую мы привыкли слушать. Поэтому она может вызывать сначала такое непонимание. И поэтому я пишу о ней здесь.

    Ведь это действительно другая форма музыкального выражения, а не какая-то «недомузыка». И когда я начал ее понимать, я осознал, что требуется очень большое умение и талант, чтобы из нескольких скупых звуков и эффектов построить такую композицию, которая может нравится слушателю! Более того, я стал думать, что имея в арсенале огромное количество форм музыкального выражения и свободу делать музыку какой угодно сложной, удивить слушателя намного легче, чем когда этих средств выражения мало, как в минималистическом искусстве. Все гениальное просто! Все гениальное минимально!

    Умение и талант Plastikman заключается в том, что у него нет ничего лишнего композициях, а то что там есть, стоит на своем строго определенном месте. Складывается ощущение, как будто, если что-то поменять, то вся структура быстро разрушится. Музыкант, казалось бы, сумел уловить тот единственный возможный порядок, в котором и может существовать музыка в условиях заданных ограничений. При этом, каждый звук из скупого набора звуков проходит точную и филигранную обработку на специальном оборудовании. И он тоже звучит так как должен звучать и никак по-другому. Когда слушаешь какую-нибудь другую музыку, то наслаждаешься мелодией, сотканной из звуков. Здесь же наслаждаешься самими звуками.

    Возможно мне не очень точно удается описать свои впечатления от музыки Plastikman своими словами, поэтому лучше вам ее просто послушать.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Artifacts
    • Consumed
    • Closer

    также рекомендую послушать другие проекты Ричи Хоутина помимо Plastikman.

    Coil

    Coil – британский электронный дуэт. Его участники увлекались оккультными и сексуальными практиками, а также наркотиками и всяческим развратом. Они были последователями Макркиза да Сада и Алистера Кроули, поклонниками Пьеро Паоло Пазоллини. Если за музыкой Джона Колтрейна, о котором я писал выше, скрывается много всего хорошего: его религиозный путь и духовное развитие. То за музыкой Coil хорошего стоит меньше: это воплощение декаданса, эстетского распутства, безудержного и не знающего ограничений гедонизма. Тем не менее, мне давно очень нравится творчество этого коллектива. Их музыка обладает способностью вызывать самые разные эмоции из неизведанных уголков подсознательного, и вдобавок, она бывает очень красива, особенно тогда, когда не режет слух. Джон Бэлланс и Питер Кристоферсон за свои не очень длинные жизни успели записать достаточно много материала и весь он очень разнообразный. Музыка порой очень странная, что само по себе не является странным фактом учитывая то, какими были эти ребята.

    Рекомендуемые альбомы:

    • Music to Play in the Dark vol . 2 (Красивый «лунный» эмбиент с вкрадчивым голосом Джона Бэлланса. Многими критиками и также мной считается лучшим альбомом группы)
    • Love’s Secret Domain (танцевальный альбом, где эйсид-хаус перемешивается с мрачными вокальными исполнениями под медленный бит. Отличная пластинка)
    • Music to Play in the Dark vol . 1 (Первая часть двойного альбома, тоже очень хорошая)
    • Angelic Conversations (нео-классика со стихами Шекспира)

    И еще много других различных релизов среди которых попадаются практически невыносимый нойз и авангард.

    Autechre

    Еще один британский дуэт, чей музыкальный стиль критики относят к IDM, что расшифровывается как Intelligent Dance Music. На счет intelligent не знаю, но танцевать под ее сбивчивые псевдо-хаотические ритмы очень и очень сложно. Музыка дуэта очень необычна, но и очень талантлива. Как говорил один мой друг, Autechre больше программисты музыки, чем музыканты, и я с ним в этом согласен. В их музыке красота выражается через строгий математический порядок, она как будто парит где-то высоко, отрешенная и лишенная всего человеческого. Кажется, что ее писал робот или инопланетянин. В ней вы не встретите привычных эмоций, если вообще встретите хоть какие-то эмоции. Если ранние альбомы еще содержат какой-то намек на нежность, мелодичность и знакомую гармонию, хоть и отрешенную, странную и нечеловеческую, то более поздние пластинки лишены и этого. Это романтика микросхем, бездушных механизмов, холодного космоса и безжизненных импульсов, бегущих по нейронному волокну электронного мозга.

    Это не то, что вы привыкли слушать. Но музыка, конечно же должна быть красивой. А музыка Autechtre очень красива и выполнена, должен сказать, очень профессионально! Даже само название группы Autechre очень красиво, но, в то же время абстрактно. Но ум проводит ассоциации с какими-то технологиями и искусственным интеллектом. Название полностью соответствует музыке. Это один из моих любимых проектов. Даже в поздних, пропитанных хаосом работах прослеживается определенный порядок и замысел создателя. Хотя, на первый взгляд, кажется, что это просто произвольно сгенерированная последовательность семплов.

    Рекомендуемые альбомы: все, начиная с первого Incunabula и идти по хронологии, именно в таком порядке возрастает «сложность» музыки. Мне у Autechre нравится практически все, но любимый альбом, все же Amber. Клип ниже не является показательным для того, чтобы продемонстрировать их творчество, просто мне нравится видеоряд. Да и вообще в случае Autechre трудно найти показательный трек, все очень разное. Лучше слушать альбомами.

    Boards of Canada

    В отличие от всех вышеназванных исполнителей в рубрике экспериментальной электронной музыки, работами шотландского дуэта Boards of Canada сложно кого-то шокировать. Я думаю, даже если вы дадите послушать их своему дедушке, он не будет особо возражать (Но трудно вообразить, что с ним будет если показать ему клип Autechre, который выше). Музыка довольно мягкая и спокойная.

    Но, тем не менее, понять эту музыку мне удалось с большим трудом. Мне было очень интересно, за что эту группу так любят, оценивают так высоко их альбомы. Тогда как их музыка казалась мне скучной и унылой. И у меня вновь появилось чувство, что я что-то упускаю, и я стал слушать и пытаться уловить в музыке Boards of Canada то, что сделало их такими популярными в мире практически без всякой раскрутки и рекламы. Мне пришлось прослушать их альбомы по 10 раз, прежде чем мне начала нравится их музыка и очень нравится! (Вот, кстати, в чем еще преимущество рейтингов и критических обзоров. В них можно найти такую музыку, которая достойна того, чтобы попытаться в нее «вникнуть», даже если ты ее пока не понимаешь и не можешь положиться на собственный вкус.) Я вовсе не жалею о потраченном времени, теперь, Boards of Canada – моя самая любимая группа и их альбом Music has the Right to Children (а также другие их работы) я до сих пор могу слушать постоянно. Эта музыка не надоедает. Мне кажется, что, всех кто слушает или когда-то слушал «Досок» можно разделить на два типа. Первые, это кому их музыка совсем не нравится. А вторые — это те кто просто без ума от этой группы! Середины, я думаю здесь нет. Если творчество коллектива раскрыла перед вами хоть не много своего великолепия, то вы станете их преданным поклонником надолго и будете возвращаться к этой музыке вновь и вновь.

    Эмоции, которые пытается выразить творчество BoC достаточно необычны. Нельзя назвать это каким-то одним словом: «грусть», «тоска» или «радость». Это что-то более тонкое. Это не яркие оттенки, не резкие мазки, а мягкие полутона, смесь различных цветовых гам, которую ваш глаз с трудом различает. Когда слушаешь эту музыку, что-то рождается внутри, что именно – трудно сказать. Некоторые мелодии имеют явный ностальгический оттенок, как отголосок детства, какое-то забытое чувство из давних времен, которое сложно воспринять целиком, а можно только уловить его еле заметный, но ни с чем не сравнимый далекий аромат. Музыка Boards of Canada – это воспоминания о том, чего никогда не было.

    Рекомендуемые альбомы: все работы. Начать рекомендую с Music has the Right to Children.

    Заключение

    Вот и все. Надеюсь, вам понравился мой маленький обзор. Я не стремился рассказать о всех исполнителях, которых люблю, здесь я привел самых интересных, тех, кто смог изменить мои представления о музыке. И если вам понравилось что-то из моей маленькой подборке, рекомендую также ознакомиться с творчеством следующих исполнителей:

    • Massive Attack (трип-хоп, на самый широкий вкус. Их песни звучат во многих кинофильмах)
    • Tricky
    • Aphex Twin (считается одним из изобретателей IDM. К сожалению не написал о нем, хотя он безусловно заслуживает упоминания. В качестве компенсации за это опущение прилагаю его замечательный трек)
    • Burial
    • Pink Floyd
    • Joy Divison
    • Старуха Мха и другие проекты Романа Сидорова (только для самых психически устойчивых. Сказать что музыка депрессивная и угнетающая – значит ничего не сказать. Слушать осторожно)
    • DJ Krush
    • Ryuichi Sakamoto (замечательный японский пианист)
    • David Sylvian (Мой любимый вокалист. Тоже надо было посвятить отдельный пункт обзора)
    • Aesop Rock (Хип-Хоп кажется вам примитивной и глупой музыкой? Послушайте этого парня!)
    • Dead Can Dance
    • Talking Heads
    • Godspeed You! Black Emperor
    • Radiohead

    Также я буду рад, если и вы мне что-то посоветуете в комментариях! Не обещаю, что прослушаю скоро, так как в очереди у меня стоят еще много разных исполнителей!

    Последний совет и предостережение

    Эта статья была о музыке. Точнее о восприятии музыки. Но я надеюсь, что ваше, а также мое, знакомство с аудио искусством не ограничится только на потреблении, а реализуется также в создании! Я надеюсь, что это станет моим будущем увлечением, о чем я обязательно напишу статью на сайте.

    И помните! Любовь к экспериментальной музыке не делает вас умным и крутым!

    Удачи и успехов!

    Поделиться в социальных сетях:

    Оставить комментарий

    84 Комментариев

    • Ооо не знал, что что-то выходило еще, совсем следить перестал! Да, интересно будет послушать, спасибо! Просто почему подумал что вы перепутали, потому что на словах The Endless River, собственно заканчивается Division Bell=)

    • «музыка создается в первую очередь для людей, чтобы они могли ей наслаждаться, а не только для знатоков и ценителей.» полностью с вами согласен!) Я думаю эту фразу можно спроецировать на всё искусство в целом, то-есть «искусство существует и создается в первую очередь для людей, чтобы они могли им наслаждаться, а не только для знатоков и ценителей»

      Division Bell — четырнадцатый альбом, вышедший в 1994. The Endless River- пятнадцатый, вышедший в 2014.) Если интересно можно глянуть в википедию:)

    • Артем, да видно что вы не дилетант=) Но даже если бы были, не нужно быть знатоком и в чем-то разбираться, музыка создается в первую очередь для людей, чтобы они могли ей наслаждаться, а не только для знатоков и ценителей.

      Вот Miles Davis у меня пошел не с первого раза кстати далеко=)

      По поводу Пинк Флойд, разве их последний альбом это не Division Bell?=)

      А так спасибо за отзыв! Очень было интересно почитать!

    • Здравствуйте еще раз) сразу хочу сказать я не претендую на какую-то объективность в своих комментариях, так как я считаю себя дилетантом в музыкальном плане, скорее это даже будет не комментарий, а отзыв в виде «мне понравилось» или «мне не понравилось»

      Первым делом прослушал группу Tool альбом Lateralus, мне он зашел с первого раза, я более-менее привыкший к такой музыке, тяжелое детство и юношество прошедшее под группы Rammstein, Korn, Slipknot, ранний LinkinPark оставило свой отпечаток :)) (тяжелое в смысле музыка была тяжелой)), а детство обычное, как у всех, школа и футбол во дворе). Группа Tool понравилась своим нестандартным звучание, ломаным темпом, при этом они смогли сохранить красивую мелодию.

      Вторым прослушал Miles Davis альбом Kind of Blue, тоже с первого раза понравился, до этого джаз не слушал, может быть только в живую пару раз и то случайно))) Единственное, что не много резало слух это тричетверти на барабанах, которые задают темп, а так, все отлично)

      Слушал как советует Николай, отложил все свои дела, включил альбом на ноуте и просто лёг на кровать, не вставал пока не прослушал до конца.

      От себя бы хотел посоветовать группу Pink Floyd альбом The Endless River это их крайний студийный альбом. По-моему мнению The Endless River — это лучшее, что могло случиться с электрогитарами;)

      Ну и напоследок, друзья медитируйте, наукой доказан факт, регулярная медитация повышает уровень счастья человека 😉

    • Конечно не будет считаться=) Буду очень рад услышать ваше мнение=)

    • Здравствуйте, отзывы к вышеперечисленным исполнителям не будет считаться флудом в комментариях?

    • все это прекрасно и джаз и рок. но только классическая музыка дарит ВСЮ полноту музыкальной гармонии и мировосприятия . это сложно принят не нырнув в этот пласт культуры. однако на своем примере могу судить — отколбасив в рок группах, электронщине-диджеевщине и только спустя некоторое время пришел к классической музыки . и могу однозначно заявить что от чисто профессионального содержания( как то музыкальная гармония, полифония, мелодизм, аранжировка(насыщенность,полнота) и до просто душевного, чувственного восприятия — не один стиль никогда не сравнится с классикой

    • Ошибся: не Leo, а Theo Travis. Ещё: Robert Fripp & the Orb: «FFWD», David Gilmour & The Orb: «Metallic Spheres».

    • Роберт Фрипп, т.н. фриппертроника или soundscapes. Навскидку: «A Temple In The Clouds» (with Jeffrey Fayman), «November Suite», «That Which Passes», «Equatorial Stars» (with Brian Eno), «Love Cannot Bear», «At The End Of Time», «Thread» (with Leo Travis)

    • само собой) но обмен мнениями важен)) поэтому смысл есть.
      Успехов на поприще))

    • Леонид. Для меня вкус — это способность улавливать гармонию и красоту в музыке, безотносительно того, к какому жанру и культуре эта музыка относиться. Вкус — это способность слушать хорошую музыку. Понимаю, хорошая — понятие относительное. Но вообще и вкус понятие субъективное. Если избегать субъективизма в этом вопросе, то вообще нет никакого смысла о вкусе рассуждать.

    • По поводу вопросов вы немного неверно охарактеризовали мое письмо. Мне действительно интересно узнать, что вы считаете «Музыкальным вкусом»)) Я выразил свое собственное мнение,и, естественное, оно для меня нерушимо. Но Ваше мнение мне все же знать интересно.

    • Леонид, я смотрю, у вас множество интересных мыслей и самостоятельное мнение на счет многих вещей, вы не соглашаетесь с первыми утверждениями, которые прочитали. Это хорошо! Вы можете создать сайт, где будете делиться этим мнением, писать статьи и давать советы!

      PS извините на такой ответ. Не думайте, что я не воспринимаю ваше мнение всерьез. Просто по тону письма я вижу, что вы априори со мной не согласны. За вашими вопросительными знаками скрываются только утверждения и непоколебимая уверенность в собственном мнении. Это хорошо=) Но обсуждать это с вами нет никакого смысла=) Скажем так. Я с вашим мнением не согласен. У меня свое, также как у вас. На этом все=)

    • Вот еще статью я вижу и не понимаю сути. «Как развить музыкальный вкус». А что для Вас конкретно является вкусом к музыке? Большинство образованных людей настоящим вкусом считают классику, но Вы ее не слушаете. Для Вас понятие «вкуса» отличается от «Вкуса» такого типа людей. И что значит развить?))
      Давайте исходить из личных предпочтений каждого человека. В Вашей статье я вижу статью о Вашем предпочтении. Ваше субъективное отношение к данному вопросу. Я считаю что вкус является таковым, каким человек для себя его принимает. Зачем надо было по 10 раз прослушивать альбом группы Boards of Canada. Чтобы понять зачем его слушают другие? Или раз его слушает много людей и по версии журналов эта группа популярна? Я не думаю что заставлять себя слушать то, что признано большинством это правильное становление собственного «я» и выроботка субъективизма по отношению к мировосприятию. Как Вы думаете, не является ли истинным становлением собственного вкуса абстрагированное от внешнего влияния собственный (субъективный, потому что в данном случае именно это выражает личное отношение к данному вопросу)вкус? почему, человек прослушав музыку в первый раз и не поняв его, должен тратить время на становление хорошего отношения к этой музыке. Ведь Вы именного этого ждали, 10 раз прокручивая Boards of Canada? Знаете как показывает психиатрическая практика: если хорошо поверить, то и лягушка будет казаться принцессой. Я считаю, что принимать музыку надо по первым ощущениям. Те песни, которые я когда либо так принимал, не теряют для меня актуальности из года в год.

    • Сегодня он играет Джаз, а завтра Родину продаст! А вы баните пользователей Николай?)

    • Николай спасибо, очень интересно найти что-то новое. Крайне рекомендую сходить на балет, на Чайковского желательно в крупный театр с известным дирижером. Тот звук, который создает оркестр играя классическую музыку, свел меня с ума раз и на всегда.. После этого классическая музыка вас поглотит и уже не отпустит)

    • Тяжелую музыку слушаю редко, хотя не отказался насовсем (Behemoth, Death). У них и тексты интересные.
      Из электроники посоветую ребят из австралийской музыкальной школы Red Bull: Ta-ku, Onra. Еще неплохо послушать риддим, ну это уже для любителей андеграунда. Туда же идет весь newbreed. Классический электроник-дэнс — это jungle, отец дабстепа да и вообще почти всего, что звучит на современной электронной танцевальной сцене. Тут много достойных исполнителей, не останавливайтесь на ком-то одном, тем более что они растут как грибы после дождя — любой может научиться делать музыку на компьютере.
      Еще слушаю дроун, это вид эмбиента. Эта музыка обладает значительным психоактивным эффектом, я посоветую Oophoi, Mathias Grassow, Bruno Sanfilippo, Robert Rich, Rudiger Gleisberg, Klaus Wiese. Тут часто можно встретить звуки поющих чаш из Тибета, обрывки классических инструментов, шумы ветра и звуки, о происхождении которых знают разве что сами авторы.
      Конкретная музыка — разновидность академической электронной музыки, в основе которой лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев подвергнутых различным преобразованиям (обработка фильтрами, искажение, изменение скорости). Сюда можно отнести частично Брайана Ино.
      В общем, я пришел к выводу, что настоящая музыка — это понятие не искусственное. Если вы прислушаетесь к звукам в каком угодно месте, то услышите те, что привычны для вашего мозга, услышите свою музыку. А развитие музыкального вкуса — возможность побывать в неведомых местах, в неведомые времена. Если вас это интересует… вперед

    • This will destroy you (post rock, noise)
      Marquette (post rock)
      Explosions in the sky (post rock)
      Dionaea (post rock, math rock)
      Jean Baudin (instrumental, experimental) — игра на одиннадцатиструной бас-гитаре, весьма любопытно :)

    • Артём, Высоцкий конечно авторитетный автор, но его музыка со смыслом, и почти всегда с глубоким, а значит его надо слушать внимательно и ещё соображать при этом )))) А этот момент при прослушивании будет напрягать… В зависимости от настроения конечно… Но как релакс — не знаю, кому как 😉

    • Спасибо за Субстрату ) уже поставил на закачку )))
      Вы угадали — к музыке я весьма чувствителен и восприимчив )
      Досадно что молодые подростковые, так называемые, золотые годы прошли с пристрастием к тяжёлому металлу. Вероятно оттуда и идут корни неврозов и расшатанная психика ))))

    • Nikolay Perov Советую послушать В.С. Высоцкий, я считаю его (и не я один) величайшим автором и исполнителем авторской песни.
      Тексты многих его песен и манера исполнения затрагивают на глубоком эмоциональном уровне.

    • Дмитрий, я Phaedra тоже не понял. Но это просто были пионеры. Когда только вышел этот альбом, еще не было тако музыки. И естественно, первые электронные экспперименты казались людям вообще чем-то космичким. Но мы уже стали избавлованны хорошим, сложным и качественным электронным звуком. Я не говорю, что это плохой альбом, скорее всего, он хороший. Но конечно же звучит не так интересно как звучал в 70-х.

      Еще из этих великих альбомов послушайте Aphex Twin — Selected Ambient Works 2. Biosphere начните с альбома Substrata. Если хотите осеннего леса, то послушайте русский Dark Ambient проект Старуха Мха. Начните с альбома ОГНИ (fires), но это очень мрачный и страшный осенний лес. С бабами ягами, зловещими извиивающимися деревьями, топкими болотами и непроглядным туманом. Музыка очень угнетающая, но красивая (хотя качество звука далеко не такое как у западных ребят). Если вы чувствительный, то лучше не слушать=)

    • Спасибо!
      Присмотрюсь к ним. Про Biosphere слышал, но не слушал. Может и попадался где-нить в сборниках, но не обращал внимания.
      Сейчас осваиваю Tangerine Dream, но как то пока они до меня не доходят почему-то )))
      Вроде альбом Phaedra входит в двадцатку лучших эмбиент-альбомов, но я пока его не понимаю… Берлинский эмбиент очень специфичный. И далеко не всё там «айс» )))

    • И снова здравствуйте) Хочу порекомендовать уже вскользь упомянутую мной группу Autumn’s Grey Solace, благо недавно прослушал всю их дискографию и отобрал для себя несколько особо полюбившихся треков. В соответствии с названием, их музыку точнее всего будет оценить именно как «осеннюю», воздушно-задумчивую, сдержанно-лиричную, украшенную очень чистым и приятным женским вокалом. Кроме Gondwanaland, лично мне понравились такие композиции как A Soul Ensnared (потрясающе атмосферно!), Reflections of falling leaves, Hunting The Beast (примеры нежного и красивого женского вокала), Musica Eternal (образцовый этереал, хоть я и не силен в терминах)), Fluttermoth (довольно динамичный трек, но все же несущий на себе характерные черты стиля и группы), Waning Faithful и Zenith (конечно, у другого человека будет, наверно, во многом другая выборка). При прослушивании рекомендуется представлять себя в осеннем лесу, не спеша любующимся листопадом)

    • Дмитрий, спасибо за отличный комментарий и советы. Я оставлю это у себя в закладках=)) Рекомендую вам послушать еще проект Loscil и Biosphere, который указан тут.

    • Здравствуйте, Николай!
      Благодарю Вас за разноплановый ознакомительный музыкальный материал )))
      Кое-что оказалось знакомым, Autechre собираюсь переслушать со временем, а Massive Attack уважаю еще со времён Доктора Хауса )))
      Но меня в последнее время очень сильно притягивает именно релаксирующая музыка.
      И эмбиент здесь просто незаменим! А Стив Роуч в этом жанре непревзойденный красавчик! Видимо не зря из его работ вы разместили здесь именно The Other Side. Композиция наиболее полно и ярко раскрывает всю суть жанра. Жаль, что даже у Стива она такая одна…. неповторимая! Но приятно что с годами он не перестаёт удивлять и не изменяет себе – последние альбомы Future Flows и The Delicate Forever тоже довольно хороши и как раз в его духе. К примеру, когда слушаешь Brian Eno, такого состояния не возникает. А от музыки Роуча спокойствие по нарастающей накатывает как бы волнами и погружаешься в это состояние глубже и глубже… Всё зависит только от вашего наличия свободного времени )))). Вот этот момент оказался для меня очень приятным открытием примерно через месяц после знакомства с музыкой Роуча. Есть у него альбом Dream Circle, так я его раз 20 уже прослушал, а понимать начал только на 21-м )))) Вобщем музычка достойная!
      Интересны также его дуэтные работы с Erik Wollo в альбоме The Road Eternal, а также замечательный виртуозный альбом Silent Conversations совместно с Полом Эллисом. Последний можно переслушивать до бесконечности!
      Из моих личных предпочтений по части релаксирующей музыки, если кому интересно, могу посоветовать:

      Liquid Mind. Музыка ОЧЕНЬ спокойная и однотипная. Я, к примеру, слушаю альбом Dream. Там всего три трэка по 10, 20 и соответственно 30 минут. В зависимости от длительности вашего перерыва ))) Хорошо помогает собраться с мыслями и отключиться от всего внешнего.

      Aeoliah. Для тех у кого имеются маленькие и беспокойные дети – альбом Angel Love For Children – лучшее что можно придумать. Композиция Angelic Lullaby реально усыпляет капризного младенца уже минут через 10. На личном опыте проверено и неоднократно! )))

      Heavenly Music Corporation. У них не так много альбомов. Мне подошёл Consciousness III.

      Хорош по своему Vidna Obmana с альбомами Eternal Circulation и The River of Appearance.
      Также может заинтересовать творчество команды Galaxy. Мне понравился Science Of Ecstasy. Или чистый эмбиент Harold Budd — The White Arcades, а также Harold Budd & Brian Eno – Pearl. Класс!!!

      Из наших есть один малознакомый джаз исполнитель Дмитрий Самойленко. На мой взгляд лучший альбом — Exciting Meetings with Mom Nature с эмбиент-композицией Quiet Night Under the Sea of Stars. Или Chris Wonderful (Евгений), просто потрясный трэк I Love You… Да много чего ещё…..

      Кто что слышал и знает по теме музыкального релакса, пишите, делитесь, буду признателен ))))

    • Еще есть эпическая музыка, прямо на все случаи жизни, Two Steps From Hell, наверное, многие знают как достойный пример.
      Плюс еще саундтреки для игр, фильмов и сериалов просто неимоверно хороши бывают. Атмосферны и концентрируют неплохо.
      Если уж тут речь о медитации и восточных учениях, то музыка Джереми Зукермана в Легенде об Аанге/Корре придется кому-то по вкусу =)

    • Джованни, спасибо!

      Вот, к сожалению, не знаю такого музыканта. Зато я знаю буддистов, играющих джаз или металл!=))

    • О!
      Давно хотел предложить вам, Николай, написать статью про музыку! Даже рубрику целую вести, раз в месяц или чаще/реже писать свои мысли или просто делиться с читателями своими предпочтениями в музыке, рассказывать о различных авторах, группах, альбомах и т.д.
      Или можно просто не большие биографии-статьи об исполнителях, занимающихся медитацией, буддизмом, написать. Не помню к сожалению имени, но есть интересный человек- американец, давно практикующий медитацию в восточной школе, буддист в общем- создает музыку, не помню какую правда, по-моему даже на электрогитаре.
      Было бы интересно узнавать о таких людях, чем они живут и как думают.
      p.s. Очень рад последним новостям о вашем путешествии)

    • кира, здравствуйте! Хорошо, послушаю! Хотя когда слушаешь RHCP внимание обращаешь на басиста, а не на гитариста. Хотя и гитарист замечательный!

    • Николай! мне кажется, вас должно очень вдохновить (если ещё не вдохновило) творчество Джона Фрусчианте из Red Hot Chili Peppers. И не только творчество, а вся его жизнь — человека, также преодолевшего зависимости и в прямом смысле убежавшего от смерти с помощью музыки и той же медитации. послушайте The Empyrean — мне кажется, для всей мировой музыки это очень важный альбом.
      и ещё Терри Райли — прекрасный, удивительный композитор, самый важный для меня.

    • Здравствуйте!
      Я только сегодня нашла ваш сайт, чему очень рада. Я прочитала несколько ваших статей, и могу сказать что мне нравится что вы говорить и еще больше — как вы это делаете (без пафоса и претензий на истину в последней инстанции). Так же радует что вы оцениваете не только положительную сторону явлений))
      Удачи вам дальше, пойду почитаю еще)

    • Две потрясающие статьи, Николай!
      ГРОМАДНОЕ спасибо Вам за труды!
      Дело в том, что я сам меломан, вот только совсем недавно, к сожалению, начал слушать то, что действительно мне по душе. И кстати, благодаря Вам )))
      Перечитаю материал поподробнее и ещё напишу!

    • Николай, в дополнение ко всему вышепредложенному, однозначно советую альбом исполнителя Henry Saiz с пугающе длинным названием Reality Is For Those Who Are Not Strong Enough To Confront Their Dreams.
      Жанр формально можно отнести к Techno (но оочень формально). Это Техно с примесью звуков природы, джаза (Sleepwalk), перуанской флейты (Love Mythology, Rave Flute), красивого женского вокала (The Light, Fill Me Up, All The Evil Of This World) и просто смесью жанров (Mirage, Golden Air и т.п.).
      Первый трек вообще начинается с таинственного шепота, который постепенно дополняется звуками и очень плавно наводняет вас атмосферой альбома. Я в такого рода музыку именно с этого альбома начал врубаться.
      Слушать советую абсолютно всем!))

    • Юля, я рад что тебе понравилась статья и пришлась к месту! Да, нет ничего плохого, что группа видоизменяется, намного хуже если на протяжении 20-ти лет играют одно и то же=))

    • Владимир, спасибо

      Bonobo слушал и даже ходил на концерт, мне нравится, но я не фанат, также как The Cinematic Orchestra, тоже люблю но не самая любимая группа.=)) Fever Ray хорошие да, Apparat и Mum тоже, остальное послушаю=))

      Сэмплы, кстати «крадут» многие (см. на сайте whosampled.com). Вся музыка Prodigy соткана из фанковых, джазовых, роковоых и других сэмплов. Но это даже и незаметно, они очень умело это делают. Также как и Massive Attack=)) В этом нет ничего зазорного если сделано хорошо.

    • Ура! Наконец-то появилась статья про музыку))) Давно хотела увидеть пост, где Николай делится с нами своими музыкальными пристрастиями, а читатели советуют в комментариях что хорошего еще можно послушать. Кстати, неплохо было бы и о книгах создать такую тему.
      Да, музыка для меня занимает важное место в жизни, она поддерживает в трудные минуты, просто развлекает, учит, вдохновляет и радует. Всегда была любителем рок музыки, а новое воспринимала с трудом. Даже новый альбом любимой группы и то первые разы слушаешь «с опаской», но прослушав 5 раз начинаешь его любить и понимать, не говоря уже о других стилях. Потом пришло понимание того, что нельзя останавливаться на одном стиле, начала слушать немного фанк/регги, и мне понравилось. Только всегда хочется, чтобы кто то посоветовал, кто уже изучил новый стиль. Недавно почувствовала потребность ближе познакомится с джазом и тут как раз эта статья! Спасибо, Николай, как всегда во время и в тему!)) Постараюсь в ближайшее время скачать и послушать музыку, которую ты советуешь.
      Вообще, развитие и изменение музыкальных вкусов вещь наверно естественная, это можно проследить на примере творчества музыкальных исполнителей, которые со временем немного видоизменяют музыку или вообще кардинально меняют. Раньше я к этому относилась негативно, консерватором была, думала раз я люблю группу за ее неповторимый стиль, зачем его менять. А сейчас наоборот, вижу как изменяются мои взгляды, а когда это совпадает с изменениями музыки моих любимых групп это только радует.

    • Я тоже всегда старался и стараюсь привить себе вкус к хорошей музыке. Помню был такой журнал «Play» о музыке и кино, так вот ко многим рецензиям этого журнала я прислушивался. Также, помню, ездил на Горбушку и там много слушал по советам продавцов и многое из того открыл для себя интересного. Думаю надо не стесняться прислушиваться к мнению других людей, особенно если эти люди искушенные в музыке. Конечно у всех свои внутренние «частоты» и не каждые «частоты» той или иной музыки совпадут в итоге с твоими, но надо пытаться.

      Уже в первом Вашем, Николай, ролике узнал мелодию с одного своего любимейшего исполнителя — Yonderboi. Я знал, что он «крадет» сэмплы, т.к. он диджей, но он их использует у себя мастерски. Очень рекомендую его первый альбом «Shallow And Profound». Послушать стоит и второй «Splendid Isolation».

      Присоединяюсь к рекомендациям Bonobo и The Cinematic Orchestra.

      Также рекомендую:
      Fever Ray «Fever Ray»
      Apparat «Walls»
      Hidden Orchestra «Night Walks»
      Under Byen — ранние альбомы. Сначала мне показалась их музыка сложной, но чем больше слушал, тем больше нравилось.
      Rumpistol — возможно Вас, как любителя Ambient заинтересует.
      Sigur Ros — музыка, которая должна, по моему мнению должна звучать в Раю, никак иначе:)
      Mum «Yesterday Was Dramatic — Today Is Ok»

    • Топ-20 русской классической музыки:
      1) Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром
      2) Чайковский Симфония №6 1 часть
      3) Чайковский Концерт для скрипки с оркестром
      4) Чайковский опера «Евгений Онегин»
      5) Чайковский Вариации на тему Рококо для виолончели с оркестром
      6) Рахманинов Концерт №2 для фортепиано с оркестром
      7) Рахманинов Симфония №2 3 часть
      5) Рахманинов «Всенощное бдение»
      6) Скрябин Симфония №3 1 часть
      7) Прокофьев музыка к балету «Ромео и Джульетта»
      8) Мусоргский «Картинки с выставки»
      9) Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада»
      10) Глинка романс «Я помню чудное мгновенье»
      11) Стравинский музыка к балету «Петрушка»
      12) Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»
      13) Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и Волк»
      14) Шнитке Сюита в старинном стиле
      15) Свиридов сюита «Время, вперед»
      16) Хачатурян Концерт для скрипки с оркестром
      17) Хачатурян музыка к балету «Спартак»
      18) Калинников Симфония №1
      19) Прокофьев Симфония-концерт для виолончели с оркестром
      20) Бородин Симфония №2 «Богатырская»

    • Мне повезло в плане музыки, все мое детство прошло под радио «Маяк», где звучала самая разнообразная музыка: джаз, классика, диско, эстрада, фольклор, бардовская песня… И я узнал многих исполнителей разных музыкальных жанров и мне нравилось такое разнообразие. К сожалению эта радиостанция перестала существовать в том формате, что меня сильно опечалило в свое время, и я все мечтал собрать у себя в компьютере все то музыкальное многообразие, что я слышал и я потихоньку собираю)) Я стараюсь слушать самую разную музыку, узнавать каких — то новых исполнителей, музыкантов. Я бы порекомендовал начинать слушать музыку любого жанра с простого и легкого. Например знакомство с классической музыкой многие рекомендуют начинать с Моцарта. Постепенно так двигаться от простого с сложному. Ну и еще бы неплохо читать о музыке, о жанре, о музыкантах, а не просто слушать. Спасибо, Николай, за интересную статью.

    • Дмитрий, спасибо. Классику не упомянул, потому что не очень ей увлекаюсь и действительно знаю о ней очень мало. Спасибо вам)

    • Николай, со своей стороны порекомендую сборники «шедевры инструментальной музыки», их легко найти в сети. Если говорить о конкретных именах, то очень нравятся все альбомы Джеймса Ласта (James Last), его действительно можно слушать фоном часами, это действительно гармоничная музыка (есть даже группа вк: https://vk.com/club14099359) . Его произведения, как и музыку Поля Мориа (Paul Mauriat), смело можно отнести к классике 20 века.

      Также очень нравится звучание флейты, здесь выделю имена Николы Стефана (вот один из прекрасных треков: Stefan Nicolai — Without You) и группу Ocarina, названную так по одноименному музыкальному инструменту, одному из видов флейты.

      Если говорить об отдельных музыкальных треках, выделю лишь парочку, дабы не пытаться объять необъятное) Во-первых, этот трек (Autumn’s Grey Solace — Gondwanaland), соответственно своему названию при прослушивании он почему-то навевает мне стойкие ассоциации с Землей каменноугольного периода, представляются всякие гингко, гигантские папоротники и летающие в лучах заходящего солнца птеродактили). Второй трек называется Chris Spheeris — Eros (Raining Version), это красивая музыка в аранжировке звуков дождя).

      В заключении не могу не упомянуть о самой настоящей классике (Вы ее в статье вроде даже не упомянули), без нее немыслимо культурное развитие человека. Кроме того, помнится, где-то читал научную статью о том, что музыка Моцарта имеет доказанный терапевтический эффект.

    • Николай, спасибо вам за ваш труд))) Я в восторге! Столько нового звучания и нового понимания музыки!

    • Trip-hop/instrumental hip-hop:
      40 winks
      AFTA-1
      Bonobo
      TOKiMONSTA

      Nu-Jazz/Lounge/Funk:
      The Cinematic Orchestra
      Quantic
      Alpha

      Ambient/experimental/neo-classical :
      Library tapes (мрачный депрессняк :))
      Ólafur Arnalds

      Electronic:
      The xx
      Pretty Lights
      Praveen & Benoit (альбом Songs Spun Simla)