Карл Густав Юнг и его тень

Как это очень часто бывает в моей жизни, я подхожу к различным концепциям мировой психологии не через книги и учебники, а через собственные переживания, личную боль и живой опыт. Мне всегда кажется, что чужие философские мысли и идеи вторгаются в мой мир удивительно вовремя, как раз в те моменты, когда я готов раскрыться им, увидеть в них отражение собственных волнений. Это происходит, когда я их уже осознал на своем личном глубинном уровне, еще ничего не читая о них и готов приобщиться к переживаниям человека, жившего до меня и отчеканившего свой опыт в образах мировой культуры.

Тогда я ощущаю некое единство, которое пробирает меня почти до слез, чувство обостренного понимания, которое расширяется, приобретает объем и более четкую форму, некую уверенность в собственном опыте, больше не одиноком, ведь он нашел поддержку в родственных ему переживаниях и заиграл новыми смыслами и гранями, обрел новую словесную форму в рассуждениях другого человека.

«Тень» Юнга подкрадывалась ко мне с разных сторон, притаившись, не спеша врываться в двери до тех пор, пока я не буду полностью готов. Она являлась мне в текстах песен, в беседах людей, искушенных в психологии, но лишь намеками, обрывками образов. Что-то уже тогда едва заметно откликалось во мне просто в ответ на само обозначение концепции: «Что за тень? У каждого человека есть тень в психологическом смысле, что это значит?» Но этот импульс внезапного интереса быстро затухал, как будто не накопилось достаточная масса опыта, чтобы притянуть мой интерес к Тени.

И только тогда, когда я все четче и яснее стал различать собственную теневую сторону, входить с ней в контакт и погружаться в нее, в памяти внезапно всплыло несколько фраз о Тени Юнга. Я подумал, что за этой метафорой может скрываться нечто родственное моему собственному опыту и поспешил проверять.

Я открыл эту дверь и Тень ворвалась в мой мир.

Что такое тень?

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии. В развитии своих идей он нередко обращался, как к различным религиям, так и к оккультным течениям. Именно он ввел такие термины в психологию как «коллективное бессознательное», «анима» и «тень».

Кто-то сказал, что заслуга аналитической психологии состояла в том, что она «открыла существование преисподней человеческого духа». Фрейд обнаружил бессознательное, в котором содержаться потаенные комплексы, скрытые травмы и сексуальные отклонения. А Юнг говорил о Тени, как о средоточии нашей демонической природы.

Тень следует за нами повсюду, она подобна «длинному мешку, который мы волочим за собой».

Согласно Юнгу вовсе не Тень является местом концентрации зла в человека, а скорее то, что ее формирует: наши ожидания, отсутствие любви в отношении к самих себя, абстрактные идеалы, отрицание своего «Я».

Что же такое эта Тень? Это комплекс всех наших качеств, желаний, любых атрибутов личности, которые мы не хотим в себе признавать, которые мы подавляем и отрицаем, которые мы ненавидим.

Если мы привыкли думать о себе, как об очень харизматическом человеке, который должен нравиться всем, то все те качества, которые противоречат этому образу, начинают воплощаться в «Тени». И если мы сталкиваемся с недоброжелательным отношением людей к нам самим, если наше обаяние, наши качества не вызывают в них ожидаемого восторга, то это рождает фрустрацию, боль и страдание, которые могут проявиться в ненависти к людям («они меня не любят, потому что дураки). Мы не можем признать, что не нравимся всем людям без исключения.

Более яркий пример – это чрезмерная жестокость в отношении самих себя, а также сексуальные девиации на религиозной почве. Когда человек боится признать себя обычным человеком, а видит в себе святого, которому должны быть чужды любые «низкие» помыслы, он начинает отрицать, скажем, свою сексуальность, винить себя за нее, наказывать себя за мысли о женщинах, а это может приводить к излишней жестокости в отношении себя или других людей.

Ханжеское и агрессивное осуждение целыми религиозными общинами людей или иных религиозных организаций является, согласно последователям Юнга, следствием «вытеснения в коллективную тень». Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью.

Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

Esse Homo

See my shadow changing,
Stretching up and over me.
Soften this old armor.
Hoping I can clear the way
By stepping through my shadow,
Coming out the other side.
Step into the shadow.

Tool — Forty Six & 2 (Aenima)

Юнг и его последователи говорят, что все это зло происходит, потому что мы боимся вступить в диалог со своей тенью, признавать наличие в себе тех качеств, которые мы так тщательно прячем от самих себя.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

Это вовсе не значит, что мы должны реализовывать каждое свое «теневое» желание. Путь преодоления этого зла лежит на тонкой, как острие бритва грани, которая так же далека от безудержного распутства, как и от лицемерной святости. Это тонкая грань осознанного диалога и принятия.

Мы должны увидеть за всем этим нагромождением возвышенных представлений о самих себе, ее, вытесненную идеалами, общественными ожиданиями и стереотипами, забитую в угол и отвергнутую. Мы должны полюбить ее в духе самой что ни на есть христианской добродетели, ведь она является частью нас самих, частью, которая продолжает существовать, несмотря на все наши попытки ее отрицать. Мы должны вступить в эту тень, заглянуть в ее глаза, признать ее существование.

Что же мы там можем увидеть внутри самих себя? О, что угодно! Маленького, забитого, ребенка, который хочет, чтобы на него обратили внимания и мороженного. Замученного работой человека, который только и желает забыться недельным сном и ничего не делать.

Нам с детства втемяшивают все эти идеалы (или мы их формируем сами): «ты должен быть сильным», «все хотят быть успешными и энергичными людьми», «ты всегда должен все контролировать», «у тебя всегда должно быть хорошее настроение и мотивация».

И чем более высокими и недосягаемыми становятся эти идеалы, чем сильнее становится наше желание им соответствовать, тем больше вырастает Тень за нашими плечами.

И эта Тень нуждается просто в том, чтобы ее признали, во внимании и любви. Это требует не только сострадания, но и большой смелости. Не так просто признаться себе: «На самом деле я не такой, каким привык себя представлять. Я не настолько обаятельный, умный, харизматичный, праведный.».

Отказываясь смотреть правде в глаза, мы инстинктивно оберегаем себя от боли, которая неизбежно возникнет, когда перед нами раскидывается вся пропасть несоответствия нашего я с нашими ожиданиями. Самые обидные оскорбления и выпады в наш адрес, это как правило стрелы, пущенные в нашу тень. Яростно защищаясь от критики, ополчаясь с гневом на критикующих мы, на самом деле, пытаемся защититься от самих себя, от того, чтобы взглянуть в эту пропасть.

Да, осознание собственной, иногда уродливой, жалкой, стороны личности приносит боль. Но, преодолев эту боль, мы обретаем состояние большей цельности, единства. Это как человек, который по необходимости начал общаться со своим больным от рождения братом, чье первоначальное отвращение сменилось теплой любовью, так как это плоть от плоти его. (Как герой Тома Круза в фильме «Человек дождя».)

Эта цельность, «обретение себя» есть источник принятия, честности перед собой, сострадания к себе и к другим людям, уверенности в самом себе, в конце концов! Через слияние с тенью личность смело утверждает саму себя, проявляет и реализует, восстает из-под гнета ожиданий и стереотипов, поэтому обретает свободу.

Свободу раз и навсегда решить: «Да, я такой, черт возьми! Что-то я могу изменить в себе, а что-то нет. В непрерывном становлении я принимаю себя таким, какой я есть, я следую собственному пути!»

Это движение от ненависти и отрицания, к любви и принятию.

Непроявленная, скрытая, придавленная самомнением Тень тянет личность назад, во тьму, гремит цепями и завывает в непроглядной ночи человеческого духа, готовая нас мучить и терзать. Но открываясь навстречу ей, напитывая себя ею, проходя в нее, сливаясь с ней, наше я начинает искриться всеми гранями своей подавленной индивидуальности, воплощаясь в единении святости и порока, силы и слабости, идеала и несовершенства. Слиться с тенью — это и значит «Обрести себя!»

И опять же, это не значит, воплощать в жизнь свою демоническую природу, предаваться пороку и злу. Это значит просто обнаружить в себе что-то, что мы скрываем, проявить к нему сострадание.

Когда тень вошла в мою жизнь я ощутил какую-то большую независимость, готовность выдержать любые нападки и критику и остаться непоколебимым (ведь я итак знаю свои слабости, кто меня может обидеть?), готовность уверенно идти своим путем, а не чужой дорогой, чувство некой самости, центра, единства со своим я, любви к нему.
Юнг говорил:

«То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это несомненно большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?»

И эта фраза потрясла меня до самого основания, к ней потянулись все мои неоформленные чувства, найдя в ней поддержку, некое прочное основание, объяснение им самим.
Действительно, если самый главный враг сидит во мне самом, то что тогда?

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

35 Комментариев

  • «вот это никак не получается, как это сделать? »

    Учиться этому. Это навык, который следует развивать. Есть разные способы. В том числе медитация.

    «Почему когда я пытаюсь оставить негативные чувства как есть, они не исчазают». Потому что вы хотите, чтобы они ушли=) И реагируете на них. А нужно оставить как есть. И не реагировать.

    Если у вас тревожное расстройство, рекомендую пройти курс психотерапии. Или мой курс «БЕЗ ПАНИКИ» — вопросов и непонимания будет у вас еще много, и есть шанс пойти не в ту сторону, если начать заниматься самолечением. Потратите время.

  • Спасибо, Николай!
    ««проживание эмоций», это когда мы с ними ничего не делаем. Они есть и есть, приходят и уходят. Пришла эмоция — ушла эмоция. Никакого подавления. Никакого выражения. Просто временный феномен, который мы приняли и отпустили.» — вот это никак не получается, как это сделать? Почему когда я пытаюсь оставить негативные чувства как есть, они не исчазают. Постоянно возвращаются снова и снова. Страхи, тревоги. И автоматически пытаюсь избавиться от этих очень неприятных чувств. И это вроде тоже естествееное желание не находиться в негативе. Что делать с этой попыткой бороться с эмоциями? Ты говоришь что надо принимать и отпускать. Не пойму как, в чем здесь секрет? Когда пробую с ними не бороться, а позволять им быть, все равно лучше не становится. Тревоги не исчезают, и постоянно прокручиваются в голове. Когда возникают неприятные эмоции, надо ли на них фокусироваться или наоборот не надо?

  • Александр, здравствуйте, спасибо за интересный и четкий комментарий. Все разложили по пунктам. Такой экскурс в психоанализ. Очень интересно.

    Но понятие «бессознательное» введено Фрейдом. Вне рамок психоанализа бессознательного нет — это термин. То есть фактически может вообще никакого бессознательного не быть, а существовать только сознание. Поэтому для меня термины подавление и избегание суть одно. Выражение эмоция для меня, это не когда мы «срываем злость» (так как это не самый эффективный способ работы с эмоциями), а когда мы выражаем свои запросы в более эффективной, соответствующей контексту форме (или выражаем свою злость спокойно и цивилизованно, или злимся открыто, но только там, где это поможет решить ситуацию (например, когда кто-то угрожает)). Еще к этому я бы добавил: «проживание эмоций», это когда мы с ними ничего не делаем. Они есть и есть, приходят и уходят. Пришла эмоция — ушла эмоция. Никакого подавления. Никакого выражения. Просто временный феномен, который мы приняли и отпустили.

    «Может есть какие-то эффективные техники?»

    Да, конечно, медитация. Для этого и создана, собственно

  • Очень интересная статья, Николай, Спасибо! Это как раз то, над чем надо работать. Со своей тенью. С вашего разрешения, в дополнение о тени, немного напишу о «3-х методах Психологической защиты», которые использует психика. Чтобы помочь человеку избежать психологической боли от испытывания чувств, защищая его. 1) Вытеснение и подавление. Вытеснение — это когда было сильное переживание, чувства, которые вытеснены в бессознательное из-за очень сильной боли. Чтобы вообще не осознавать эту боль, чувства. И чтобы удерживать это в бессознательном, используются Отрицание и Проекция. Отрицать что это есть, что это было. Проекция — когда мы приписываем свои чувства другим. Например, чувство вины — человек начинает обвинять других, чтобы не чувствовать себя виноватым или плохим и от этого не чувствовать себя дискомфортно. Чтобы почувствовать себя лучше. Подавление — когда пытаемся сознательно подавить что-то в себе. И это держать в бессознательном. (по Юнгу — в Тени). 2) Избегание — когда мы перемещаем фокус внимания с чувства на что-то еще, например игры, какие-то занятия. Чтобы не испытывать этого дискомфорта и чувствовать себя лучше. 3) Выражение — когда подавленные чувства накопились и уже не могут больше подавляться. Например срываемся в злости от пустяка, нужен только повод для выпуска эмоций. Но это не помогает решить проблему, только снять излишнее напряжение. Подавленное чувство в прошлом остается при этом.
    Остается всегда вопрос: Как принять себя полностью, и свою тень? Как я понял, все духовные учителя говорят что надо просто наблюдать, осознавать, без борьбы с тем, что есть. Но как это сделать, тоже непонятно. Борьба со своей тенью тоже сама возникает. Может это возможно с ростом осознанности, не вовлечения. Но если нет этой осознанности. Может есть какие-то эффективные техники?

  • Спасибо Николай! Так вот откуда Тень Андерсена, и стивенсоновские Джекиль и Хайд! Значит если признать ее своей и дать ей место, можно ее контролировать, даже создавать что-то ценное, как на белых и черных клавишах рояля. А отрицая и подавляя ее только загоняешь нарыв вовнутрь. Очень верно, по опыту… Очень люблю Ваши статьи.

  • Я недавно обнаружила (как бы это странно не звучало), что я в депрессии, и ведь даже не заметила как в нее попала.

    Началось все со спазмических болей в спине и шее, они со мной уже три месяца. Сначала просто были боли, пошла лечиться. Ни медикоменты, ни массажи не помогали, на прием к неврологу ходила как по расписанию. Начало портиться настроение. Могла просто рапслакаться не от чего, просто накатывало изнутри, и дело явно было не только в боли. Вернулась к своей психологической работе над собой, поговорила со своим психологом, раскопали причину плохого настроения. За три дня боли утихли, представляете? Дней пять ничего не болело, потом опять начали возвращаться. И я четко отследила, что боли усиливаются именно тогда, когда накатывает, и когда я ПОДДАЮСЬ этой волне, когда усиливаю свою душевную боль. И так себе можно сделать только хуже. Сейчас работаю над своими внутренними глубинными установками, и попутно стараюсь не поддаваться очередной накатившей волне.

    По-моему, специально пытаться усиливать свою депрессию — путь весьма сомнительный, и не факт, что вы докопаетесь до причины, до своей тени таким образом. Лучше найдите хорошего психолога, психотерапевта, и выйдите на причину депрессии, а там и до тени докопаться можно.

  • Что могу сказать, это Ваши эмоции. Просто они вот такие=)

  • Привет всем! Очень хочется поделиться книгой, в которой очень просто описываются естественные техники работы со всеми этими недугами. Курлов — Абалденика. В процессе чтения жизнь прям ощущается другой)))

  • Почему-то неприятно читать ваши статьи. Будто вы тот, кто символизирует меня такого, какого я в себе не люблю. Вижу ваши недостатки ошибки, переношу их на себя. Открытия сделанные вами кажутся незначительными, невежественными, запоздалыми. Хочется поправить текст, изменить строки, убрать лишнее. Как секунда на пианино. Как бы смешно это не звучало в контексте, ваши мысли как тень преследуют меня.

  • Хочу положить пару горошин от себя. Человеческое неприятие своего тела или некоторых его частей так же лежит, на мой взгляд, в неприятии своей тени. Будучи неспособным принять (а порой и вовсе обратить внимание на) внутренние, назовем их субъективные, недостатки, человеческая психика переключается на недостатки внешние. И вот сидит в кабинете хирурга девушка которая не любит свой нос, губы, грудь etc. А это замкнутый круг. Взгляни повнимательнее вовнутрь и увидишь, что проблема ой как глубже.

  • «Куда бы человек не улетел, он всегда с собой берет себя»
    обреТЕНие себя важнейший этап в жизни каждого человека, ведь признание себя как минимум даёт возможность увидеть все то, что мы желаем в себе изменить, а продвижение по пути саморазвития, достижение гармонии, покоя и умиротворения без этого и вовсе невыполнимо.
    И вновь всё сводится к первобытному противостоянию мозга.

    Спасибо за труд, Николай, обязательно поразмыслю над этой темой.

  • «Ну есть причины, по которым я это не освещаю»
    Это вполне понятно. Не каждый готов открываться настолько. Я тоже не готов писать публично и полно о пользе медитации в моей жизни.
    Но было бы хорошо иметь и такие истории, с возможностью обсудить с автором, пусть и в анонимной форме. Может быть у Disqus есть возможность создавать страничку с анонимными комментариями.
    На Reddit.com масса интересных обсуждений, но они все на английском.

  • Интересная синхрония. Я как раз размышлял, как вовремя открыл для себя Алана Уоттса, и как его высказывания близки к моим размышлениям.
    А у Юнга мне очень понравился комментарий к Тибетской Книге Мёртвых, которую он называет чуть ли не основополагающей в начале его практики, и которую без этого Юнговского комментария достаточно трудно воспринимать западному человеку.

  • Спасибо, Лана! Ну есть причины, по которым я это не освещаю=) А так, это не так важно. Это было только триггером, причины же ПА были куда глубже и о них я всегда открыто пишу!

  • Светлана, ну песня как раз про это. Желание разобраться в смысле текста и натолкнуло меня на исследование вопроса тени. Тогда я уже подозревал, что она о том, что зреет во мне.

  • Юля, привет!

    Ну во-первых, это не догма:

    «Существует такое мнение, что мы любим людей за те хорошие качества, которые присутствуют в нас самих, и нелюбим за те плохие качества, которое также присутствуют в нас, однако скрыты от нас в «нашей тени»»

    Но что-то в этом есть.

    «Как получается тогда, что эти качества присутствуют в теневой стороне человека, если они совершенно противоположны его основным хорошим качествам?»

    Ну вот такой пример как раз обдумывал сегодня. Вегетарианец не любит мясоеда. Казалось бы противоположные люди. Но если подумать, то страстный пыл со стороны веганов в сторону мясоедов вызван тем, что люди, вероятно подсознательно «обламываются» на своей строгой диете, но не признают это, бояться признать (в их тени как раз и сидит подавленная личность, которая хочет мясца, сладкого и т.д.)

    Чтобы компенсировать облом, они начинают унижать людей, которые дерзнули свое желание реализовывать, а не подавлять со всей ненавистью и желчью. То есть такое желание сидит в них самих, но в подавленом, нереализованном виде, а другие его просто воплощают. Разницы в желаниях нет, разница только внешнее. Как-то так. Не хочу обобщать этот пример и говорить, что в каждом случае ненависти к слабостям другого присутствует такой механизм, но очень часто так бывает.

  • Татьяна, откуда такие познания? Речь идет об усилении симптомов для того, чтобы научиться их принимать, как я понял. Почитайте про парадоксальную интенцию, но это больше про страх и фобии. Но и вопрос был про страх в том числе.

  • И ещё тогда вот о чем упомянула бы по случаю. В своих «Воспоминаниях…» Юнг коротко и чётко говорит, что в годы (10 лет?) его личного выхода из кризиса ему помогала и помогла его семья и йога (книги рядом нет, не могу указать страницу). Николай, я достаточно давно и с различной степенью усердия изучаю статьи на Вашем сайте. Вы аккуратны и точны почти в каждой формулировке. Почему же так редко (мне честно сказать, ещё ни разу не попадалось)) Вы упоминаете крах в личной жизни (любви, дружбе) и особенно резкие сломы в ней как одну из «бомб», взрывающих и запускающих адское колесо срывов в т.ч. в ПА… Спасибо большое за Ваш труд! Светлана

  • Ещё не изучила статью подробно, но впервые комментирую что-то в интернете в неудержимом почти порыве восторга: великий Карл Густав, соседствующий с 46’s’2 right ahead of me — это почти откровение и чистый, ничем не замутнённый поток радости.

  • Безусловно, наш главный враг сидит в нас самих. Существует такое мнение, что мы любим людей за те хорошие качества, которые присутствуют в нас самих, и нелюбим за те плохие качества, которое также присутствуют в нас, однако скрыты от нас в «нашей тени». У меня в связи этим возникает такой вопрос, как распознать свои теневые качества и начать «работать с ними», учится их принимать? Если предположить, что жизнь это обучающая программа для шлифовки нашей души, приобретения добродетелей и устранения пороков, то судьба часто посылает нам людей и обстоятельства, в которых мы можем через принятие внешней ситуации научится потом принимать эти «негативные» качества в себе. Однако на практике часто бывает, что, например, человека организованного раздражают люди неорганизованные, или человека спокойного огорчают люди взбалмошные, или некурящий не приемлет курящего, или чистюля не любит неряшливого. Как получается тогда, что эти качества присутствуют в теневой стороне человека, если они совершенно противоположны его основным хорошим качествам?

  • Преодоление страха, как критерий собственных возможностей? Сознательность, как пусковой крючок анализа, скажем своих границ.. Депрессия-это патология, болезнь.. если это оставлять без внимания, «усиление» может привести к суициду.. Вероятно то, что усиливает депрессию и есть ваша ТЕНЬ! ПиСи: попробуйте потренироваться на другом примере.

  • А почему вы спрашиваете у меня? Попробуйте! Когда вам страшно, усильте свой страх (только не с мыслью «сейчас я тебя усилил, теперь уходи», а с желанием, чтобы он правда стал сильнее. И смотрите уже на собственном примере, что это даст.

  • Николай, не могли бы Вы мне разъяснить некоторые слова из этой статьи? А именно: «Другой путь состоит в том, чтобы усилить симптомы, которые порождают Тень. Если я свою депрессивность, свои страхи, или чувство виновности не буду пересиливать, а начну нагнетать, то я ясно распознаю свою Тень. Чем сознательнее я буду чувствовать свою Тень, тем меньше будет она иметь власти надо мной. И в какой-то момент она сама собой исчезнет. Но чем больше буду я бороться с ней, тем больше она будет мне противостоять. Вместо того чтобы исключать Тень, мне необходимо сдружиться и пригласить ее быть частью моей индивидуальности. В таком случае расширятся и мой горизонт, и моя индивидуальность.»
    Это значит, что когда я боюсь чего-то, то нужно усилить свой страх, когда я в депрессии, то нужно усилить депрессию, и тогда я распознаю свою тень и она исчезнет?

  • А меня у Юнга ещё зацепило вот что: «Себя любить совсем не так просто, это означает, что всё в себе надо любить, в том числе и теневые стороны, т.е. и то, в чем чувствуешь себя таким неполноценным, таким неприемлемым. Эти мучительные, унижающие стороны смиренно принять, по Юнгу, означает исцеление.»

  • Вот ведь чему учили наши старцы-монахи. Они говорили считать себя большими грешниками, а мне казалось это будет вредить самооценке. Я думал «да, я грешен, но всего чуть-чуть. Не такой я уж и плохой.» Но теперь я понял, что я просто подавлял свою тень.

  • Мне очень понравилось, мало, кто так может подробно объяснить свою точку зрения. Я прекрасно понял вашу мысль, которую вы хотели донести.

  • Наверное пока не готов ответить подробно, или бы написал в статье. В целом помогает осознанность и честность с самим собой. Некоторые жизненные обстоятельства вынуждают быть честнее с самим собой.

  • Супер статья. тема принятия себя во всей полноте и обретение целостности и силы через этот процесс, очень важна для меня в последнее время. Осознавание и принятие того от чего человек пытается спрятаться открывают большие возможности для развития.

  • Николай, спасибо! Также встречал много разных взглядов и терминов на проблему «Тени», поэтому спасибо за ещё одно название этой составляющей личности. Это очень актуально — можете ли вы поделиться личными практическими наработками? Что помогает вам в изучении и, главное, принятии своих «теневых» сторон?

  • Отличная статья, Николай!
    Хочу помочь Вам отшлифовать ее немного: «к различным к концепциям» (первое предложение), «напитывая себя ей» (ею).
    Спасибо за всегда интересный и мотивирующий материал!