Опыт личного переживания. Или зачем убивать Будду?

К пониманию многих вещей в этом мире мы приходим благодаря нашему интеллекту. Из книг и других источников человек узнает то, как устроена банковская система, какие силы удерживают стабильным ядро атома, что за процессы происходят внутри компьютера. Человеку не обязательно опытным путем постигать эти вещи, он может много узнать об этом мире, опираясь на труды и исследования других людей.

Но способно ли интеллектуальное познание дать человеку адекватное знание о самом себе? И да и нет. С одной стороны, изыскания психологии, социологии, философии могут нам дать много знаний о человеке, о природе его мышления, о его эмоциях. С другой стороны, книжные знания далеко не всегда помогают нам глубоко проникнуть в собственную природу, осознать свои страхи, найти пути преодоления своих недостатков.

Опыт личного переживания

Почему так происходит? Первой причиной является тот факт, что современная западная наука о человеке, может нам рассказать о нем далеко не все. Человечество все глубже и глубже проникает в самые основы устройства физических явлений, квантовой структуры вселенной, осваивает космос и конструирует сложнейшие механизмы. Но в отношении понимания своей собственной природы и применения этого знания для совершенствования себя, все человечество в сумме, продвинулось не так далеко.

Вторая причина обращается как раз к теме этой статьи: проблеме интеллектуального и интуитивного познания. Она заключается в том, что далеко не все знания о человеке поддаются пониманию только лишь при помощи интеллекта. О каких-то вещах недостаточно просто прочитать в книгах, их можно постичь только при помощи «опыта личного переживания»

Например, я часто пишу на сайте: «не отождествляйте себя со своими эмоциями, ваши эмоции – это не вы сами». Это слова могут передать лишь очень примерный смысл, а многим людям они даже покажутся парадоксальными, противоречивыми или просто непонятными. Чтобы их понять, необходимо лично пережить, прочувствовать то, о чем говорит это знание. Более того, необходимо довести свой разум до того уровня, на котором эта истина станет ему доступна.

То есть понимание зависит далеко не только от развития вашего интеллекта. Мне кажется, что человек любого уровня интеллекта сможет понять эту вещь. Но понимание происходит благодаря интуитивному осознанию этой истины в сфере личного опыта.

Эта истина требует скорее определенного состояния ума, а не острого интеллекта. Состояния, при котором, вы не отождествляете себя со своими чувствами, и, следовательно, можете понять, что это возможно. То есть это состояние одновременно является и целью вашего познания и необходимым условием его! К этому нельзя прийти, оставаясь за пределами этого состояния. Этого положения ума можно достичь, например, при помощи медитации.

Восток и Запад

История подарила нам множество великих мыслителей: Сократ, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Фрейд и Юнг и многих других. Эти выдающиеся люди сделали очень много для науки, предвосхитили многие полезные открытия и продвинули людей на встречу пониманию их истинной природы. Но, тем не менее, их труды, в определенном отношении, стали лишь очередными вехами в истории философии. Не существует универсальной философской концепции. Многие философские школы находятся в противоречии друг с другом, хотя каждая претендует на истину. Учения великих мыслителей доступны, в основном, специалистам для теоритического изучения. Я не думаю, что кто-то живет по Сократу или по Гегелю.

Между тем, если сравнить Гаутаму Будду с этими философами, то он, на мой взгляд, проник намного глубже в понимание человеческой природы, чем они. И это его погружение в истину произошло не благодаря чтению книг и изучению научных, философских работ своего времени. Он просто медитировал, и этого было достаточно! Он направил свой взгляд внутрь себя, очистил свой ум от эмоций и пристрастий при помощи медитации и извлек из этого ума только то, что там уже содержалось. Ничего лишнего! При этом многие выводы Будды имеют практическое применение в реальной жизни.

Я не хочу сказать, что буддийское учение является универсальным, в отличие от всех западных школ. Хотя порой мне кажется, что западная мысль топчется на месте, ходя вокруг да около. А в восточной мысли был уже давно совершен решительный прорыв в понимании человека.

Та вещь, о которой я хочу сказать, заключается в том, что вся информация о человеке содержится в самом человеке, а не в книгах! Нужно просто посмотреть внутрь себя бесстрастным взором и найти эту информацию! Прежде чем разум ступит на какую-то территорию, необходимо, чтобы интуиция, личный опыт пробили ему дорогу. И тогда человеку уже не понадобятся никакие слова!

Интеллектуальное познание и дзен

Особенно ревностными приверженцами интуитивного познания являются представители дзен-буддизма. Насколько я понимаю, они очень близки к полному отрицанию интеллектуального познания вообще. Наверняка многие из вас встречали необычные и даже шокирующие высказывания учителей этой школы. Например: «Видишь Будду? Убей Будду!» или «Кто такой Будда? Дерьмо на палочке!»

На самом деле, это не совсем кощунство и не провозглашение нигилизма, как думали американские хиппи и битники, которые перенимали элементы культуры дзен-буддизма, так как нашли в них отражение собственных бунтарских настроений. Это метафорическое, «шоковое» установление истины о превалировании интуитивного знания над интеллектуальным. Дзен-буддисты считают, что, для того, чтобы достичь просветления не нужно никаких книг, священных текстов, ведь вся истина доступна человеку лишь в качестве непосредственного переживания, к которому человек может прийти только самостоятельно. Истину нельзя передать словами. И поэтому любые наставления бессмысленны. Даже наставления самого Будды.

Это, можно сказать, официальная трактовка этих реакционных высказываний. Я с ней согласен. Но у меня есть еще собственное мнение на этот счет. Возможно, мастера дзен, прибегали к таким оскорбительным словам для того, чтобы их ученики не столкнулись с парадоксом. Если кто-то говорит прямым текстом, «никого не слушай, даже Будду», то, если ученик согласится с этим утверждением, это будет значить, что он, все-таки кого-то послушал, а именно наставника дзен, который приказал ему никому не верить. Но если наставник будет бить ученика палкой и кричать: «Убей Будду!», то он этим самым будет сообщать: «Никого не слушай, даже меня. Ты же видишь, что, несмотря на мудрость в моих глазах, я несу какой-то бред об убийстве Будды! Я не авторитет! Никто не авторитет! Ищи истину в себе!»

Дзен-буддизм не был бы буддизмом, если бы просто отрицал учение Будды. Я думаю, его смысл можно передать в такой формулировке: «Возможно, ты достигнешь того, чего достиг Будда! Возможно, ты поймешь, что его слова – истина. Но ты это поймешь не потому, что об этом написано в священных текстах. А потому что сам переживешь это!» Японское изречение: «Не ищите «следы древних», ищите то, что искали они», как мне кажется, подходит этой формулировке.

Кстати говоря, мой интерес к Буддизму связан с тем, что когда-то я обнаружил, что мои мысли и идеи очень сильно пересекаются с буддийским учением. Не с той его частью, которая говорит о реинкарнации, сансаре и нирване, сотворения мира. А с практической частью учения, которая рассказывает о причине страдания и избавлении от него, а также о природе чувств и желаний, важности пребывания в настоящем моменте времени и т.д.

Короче с тем Буддизмом, который является больше практическим, философским учением, нежели религией. Это сходство существовало еще до того, как я хотя бы примерно начал понимать основы Буддизма! То есть, в каком-то отношении, я был буддистом, до того, как я узнал это! И это несмотря на то, что я говорил о том, что я не являюсь религиозным человеком. Я до сих пор не исповедую никакой религии.

Поэтому я люблю говорить следующее. Чтобы быть, например, мусульманином или христианином нужно читать священные тексты своего учения, совершать необходимые ритуалы. Но чтобы быть буддистом не обязательно быть буддистом! Можно вообще ничего не знать о Будде и его учении, тем более не посещать никаких храмов и не совершать специальных обрядов, при этом разделять основные идеи Буддизма, не подозревая о том, что эти идеи к таковому относятся. Хотя я конечно не настаиваю на этом положении, многие буддисты могут со мной тут не согласиться и будут иметь на этого причины…

После такого отступления хотелось бы вернуться к идее учения дзен о невозможности интеллектуального познания. Сам я считаю это учение радикальным. Книги и интеллектуальные знания, на мой взгляд, нужны. Просто не стоит переоценивать значение интеллектуального познания. Как мне кажется, что из-за того, что в современном мире книжным знаниям придают так много значения, человек так и не может познать самого себя.

Откуда берется знание?

Меня часто спрашивают: «Николай, вы написали так много статей, откуда вы взяли столько информации? Наверное, вы прочитали много книг по психологии? Посоветуйте мне парочку».

Правда заключается в том, что книг по теме саморазвития я прочитал совсем немного. В основном все свои знания я взял из самого себя, наблюдая за своим умом при помощи медитации. Я видел, что у других людей имеются схожие с моими проблемы, но что в основе этих проблем у разных личностей лежат одни и те же вещи.

Практически только благодаря этому я написал так много статей. Но я не хочу хвастаться этим фактом. Не смотря на это, я считаю, что мне нужно читать больше книг (статей, блогов) по теме своего сайта и я стараюсь это делать. И те книги, которые я прочитал (или люди, с которыми я пообщался), помогли мне понять многие вещи. Или научили меня лучше выражать словами те вещи, которые я уже понял.

Хотя конечно, больше всего информации, которая представлена на этом сайте, я почерпнул из медитации и применения ее опыта на практике.

Например, я медитировал и просто наблюдал за своими эмоциями. Я попытался применить этот принцип наблюдения в реальной жизни и увидел, что, если за чувствами просто наблюдать, а не поддаваться им, то они перестают иметь над человеком такую большую власть.

У него появляется выбор, либо подчиняться им, либо не подчиняться. И тогда это стало моим знанием, которое я смог возвести во всеобщий принцип. В таком познании теория выводится из практики, а не наоборот. Я сначала чему-то учился, а потом формулировал это в словах. Я думал: «я считаю так и так, потому что это работает», а не «…потому что эта мысль мне нравится». К этому знанию я бы не смог прийти, если бы я благодаря медитации не развил в себе способность наблюдать, не вовлекаясь в переживания.

Но, я не хочу сказать, что все люди совсем не нуждаются в поддержке и помощи. Если бы я считал так, на этом сайте не было бы никакой информации кроме: «медитируйте и разбирайтесь в себе сами». Нельзя каждого человека бить палкой и ждать того момента, когда он сам к чему-то придет, не подталкивая его к этому. Какие-то знания все-таки можно донести до него «интеллектуальным путем».

Человек способен просто «нащупать» интеллектом очертания какой-то недоступной этому интеллекту истины, а затем уж к ней стремиться. Иногда я говорю кому-то: «понимаешь ли, ты — это не твои эмоции. Ты можешь на них никак не реагировать. И тогда их контроль над тобой ослабнет». И даже если человек никогда не медитировал и не стоял вплотную к этой истине, он может ответить (как это уже происходило): «да, знаешь, в этом есть смысл. Я никогда об этом не думал (или я об этом думал, но не понимал, как добиться этого), но мне это почему-то кажется правдой. Ты понимаешь, как этого достичь?»

Слова могут придать человеку направление. Или разбудить то, что уже итак в нем есть. Но постичь эти принципы опытным путем, на личном примере убедиться в их истинности, сможет только он сам! Я или кто-то еще могут дать лишь первоначальный толчок.

Читайте книги, блоги, слушайте, что говорят другие люди, но, при этом, не стремитесь получить все знание только от них! Не нужно стараться в точности выполнять чужие инструкции, прислушивайтесь к себе, изучайте себя, свой ум. Наблюдайте за ним, за тем, как он себя ведет. Медитируйте. Все, что вам нужно знать о себе, в вас уже есть. Просто к этому знанию нужно прийти.

Многим из нас в детстве внушают: «Чтобы стать умным и мудрым, нужно много читать и упражняться в выполнении задач». Этого может быть достаточно для ума, но для мудрости, знания себя этого не хватит. Все только и стремятся получить только такое знание, изучая тонны книг, проводя сутки на лекциях. Но к чему это их приводит?

Многие умные люди очень несчастны. Почему? Почему их ум не делает их счастливыми? Потому что далеко не все знание доступно обычному «интеллекту». И если оно ему недоступно, это не значит, что оно недоступно человеку вообще. Не переоценивайте роль своего разума!

Чтобы достичь какого-то знания, нужно пропитаться им! Сделать свой ум способным принять, это знание. Если вы этого не сделаете, то это знание не проникнет в вас, каким бы умным вы не были. Не нужно становиться дзен-буддистом. Но частичку мудрости Дзен каждый может перенять.

Пускай ваша интуиция, воспитанная при помощи медитации, ваш личный опыт непосредственного переживания укажут верный для вас путь. Не пытайтесь все сразу понять, постичь, объять умом. Проявите терпение, ищите.

Вы можете опираться на чужие слова в этих поисках, но, в то же время опирайтесь и на свои собственные ноги! И тогда, когда-нибудь вы сами придете к тем вещам, о которых говорили великие люди, но которые сложно постичь умом. Может быть вы придете к любви к ближнему, которую проповедовал Иисус без чужих проповедей и священных текстов. Вы придете к избавлению от страдания, о котором говорил Будда, не используя волшебные мантры и сутры. И вы придете вы к этому своим путем!

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

66 Комментариев

  • «Мысли и идеи тоже приходят, в основном тогда, когда ум свободен от рутины, от мыслей о текущих делах, когда он как-то дистанцируется от всего этого и получает способность видеть в перспективе. Это тоже дает медитация.»

    То есть,когда ко мне приходят ответы на вопросы,на которые я не могла найти ответ вне медитации это тоже медитация?!

  • «Во-вторых, я не могу сказать, что мой ум полностью сконцентрирован на дыхании. Я часто отвлекаюсь. Или мне приходят какие-то мысли, ответы на вопросы.»
    Но,ведь,насколько я помню,Вы советовали переводить свой ум на дыхание или мантру,какими бы важными нам они не казались.

  • Elena, мне тоже после медитаций стало тренироваться проще. Более того, до того, как я начал заниматься медитацией я серьезно не занимался спортом. Только в детстве родители заставляли. А потом сам себя заставить не смог. Я не говорю, что медитация мне мешает, наоборот очень помогает.

    Просто мне сложнее оставаться в настоящем моменте, когда я например, бегаю. Мысли так и скачут, особенно в начале.

  • Николай, всплыла вдруг резко написанное мною фраза в предыдущем комментарии: «но порой просто не могу себя сдержать, я знаю, как это сделать, но силенок маловато…» . Глупость какая-то! Получается, я за этим думала о консультации что ли.., что б меня «пнули»?! Извини, а то это уже не имеет отношение к статье, а моим личным проблемам. Так в дополнение, раз уж написала.

  • Николай, у меня — наоборот, когда я стала медитировать, мне стало легче тренироваться, я стала внимательнее следить за техникой, концентрироваться на выполнении упражнений. Бывает, это как что-то вроде определенного транса – четкость линий, красивые движения в ритм с музыкой – гармония. Но главное, что я стала не просто «отжигать», я стала это делать более плавно и осознанно. И еще почти престала думать о «внешнем мире» во время тренировок). А раньше это очень мешало.
    Просто 2 года назад одна психотерапевтша сказала, что мне надо избегать подобных нагрузок, особенно с утяжелениями и темпом, что, мол, врабатывается кортизол – гормон стресса и при ПА это надо исключить. Но я не исключила, более того – усилила). Как я могла исключить, то, что мне помогало!?) Не всегда, но часто они очень хорошо помогали и помогают. Слово к твоей статье – организм тоже подсказывает). И особенно стало приятней, когда стала «выключать внешний мир». ПА прошли, нервяк остался. Я, кстати, думала, обратиться к тебе за личной консультацией. Если решусь, напишу на почту. Я просто страшно не хочу пить никакие таблетки, но порой просто не могу себя сдержать, я знаю, как это сделать, но силенок маловато… Все идет от правильного выстраивания мышления, от внутренних решений появляется спокойствие, что не дает даже феназепам, но опять-таки, порой нужна помощь. Хотя иногда опять начинаю думать, что мен надо к врачу! Наверное, это просто страх…
    Короче, я не делаю ставку на таблетки, более того, они еще и «убивают» чувственный мир.

    » Нужно оставаться в настоящем моменте. Потом в жизни это поможет не привязываться к сиюминутным чувствам, страхам и т.д..» — Абсолютно согласна, но это очень сложно!! Правда, когда получается, помогает). Прям радуешься, что вроде как свет какой-то есть-таки..

  • Elena

    «Во время утренней медитации, которая вот никак не шла, сплошное втягивание в мысленный процесс.
    Я подумала, могут ли интенсивные спортивные нагрузки накануне вечером влиять на это?»

    Могут. Я сам за собой замечал, что во время занятий спортом, бывает очень трудно очистить голову, постоянно о чем-то думаешь. Как-то связано с химией в голове конечно. Но по поводу того, что «не идет» медитация, не парься. Раз уж тут зашла речь про Буддизм, то справедливо будет сказать, что его цель — это освобождение от привязанностей, которое сулит счастье и просветление (не спрашивайте как, хотя нет, можете спросить=)). А медитация как раз учит от них освобождаться, воплощая в себе принцип некритичного отношения к своим мыслям и переживаемому опыту: вы не стараетесь не вовлекаться в эмоции, т.е. не привязываться к ним. Также вы не должны привязываться к идеям о том, как «должна» идти медитация, как вы «должны» себя чувствовать. Все идет так, как идет. Нужно оставаться в настоящем моменте. Потом в жизни это поможет не привязываться к сиюминутным чувствам, страхам и т.д.

    Кстати только что подумал об этом во время медитации.

  • Да нет, я медитирую!)))
    Правда, вечером пока только в метро. Вот я и жду, что скоро, чуть почищу свою голову.

    Очень интересно насчет последних научных исследований. И то, что в голове у Буддистского монаха. Странно, я только сегодня об этом думала…Во время утренней медитации, которая вот никак не шла, сплошное втягивание в мысленный процесс.
    Я подумала, могут ли интенсивные спортивные нагрузки накануне вечером влиять на это?
    Жду статью=)

  • Elena

    «Мне даже стало ее не хватать!» Ты не медитируешь?=) Надо!)

    Вообще на толковых сайтах о медитации, в принципе, та же самая информация, что и у меня. Не я это придумал. Правда, мне тоже в начале практики казалось, что ничего не надо. Но по мере углубления и большего изучения на личном опыте появляются какие-то еще вопросы или просто большая заинтересованность. Не только по поводу самой техники, но и по научным исследованиям, опыту других людей. Или интересно, что происходит у людей, которые медитируют по 8 часов в день или более. Что в голове у Буддийского монаха? Я писал, что прослушал курс лекций и там был освящен этот вопрос с точки зрения современной психологии. Скоро напишу про это статью=)

  • Да, медитация, как-ни крути, учит дисциплине. Мне даже стало ее не хватать! А когда начинала — мука просто была.. как подумаешь, аж перекашивало. Зато сейчас иногда происходит как «уборка в голове». Сидишь и думаешь (или смотришь за тем, что думаешь): «Ну и фигня ж в голове крутиться! И это то, чем занят мой мозг, то, что трепит нервы и «мутит воду». Иногда я даже улыбаюсь и умиляюсь такой бестолковости «проблем») Иногда я понимаю вдруг, как люди сильно страдают от этого и мне становиться их дико жаль!!! В общем, разные вещи происходят. Но не всегда так бывает, конечно. Но все-таки случилось то, чему я по-хорошему позавидовала в одном из комментариев: «а я предвкушаю медитацию». Вот такое иногда и у меня стало происходить). Я не знаю, может, я что-то делаю не так, но я даже не хочу искать более никакой информации о медитации, более той, что имею из этого сайта и википедии. Разве что «технические аспекты»..

  • Николай, да, я бывает и свой и другие новые не вижу на другом компе, те, что видела, когда писала на предыдущем. Попробую тоже у кого-нть спросить. Сорри, я конечно, «по теме» с вопросом=). Ну так, вдруг — ерунда..
    Кстати, через другой браузер не пробовала войти.

  • Катерина, это хороший вопрос. Наверное это не так просто объяснить словами, но я попробую.

    Во-первых, я узнаю информацию не только во время медитации, а через те навыки, которые мне дает медитация. Она делает меня более осознанным. Я начинаю видеть себя как будто со стороны. Мой ум частично дистанцируется от эмоций, которые мешают адекватному самоанализу. Чтобы видеть себя и мир такими, какие они есть, необходимо избавиться от пристрастий, интерпритаций, чувств и привести ум в спокойствие и неподвижность. Этому помогает медитация.

    Во-вторых, я не могу сказать, что мой ум полностью сконцентрирован на дыхании. Я часто отвлекаюсь. Или мне приходят какие-то мысли, ответы на вопросы. Но даже если бы ум был полностью сосредоточен на дыхании, это бы все равно не мешало самопознанию. Это не имеет большого значения.

    Тем более, что ум не всегда полностью сконцентрирован на дыхании. Потом, при достижении концентрации ум как бы наблюдает самого себя.

    Мысли и идеи тоже приходят, в основном тогда, когда ум свободен от рутины, от мыслей о текущих делах, когда он как-то дистанцируется от всего этого и получает способность видеть в перспективе. Это тоже дает медитация.

    В-третьих, сама по себе медитация и есть предмет познания. Человек погружает свой ум в определенное состояния и свойства этого состояния как раз и дают знания. Короче, когда человек медитирует, он постепенно замечает, что его ум перестал так реагировать на эмоции, что эмоции временные, что стоит за ними наблюдать, не вовлекаясь, как они исчезают, что это ведет к сильному расслаблению. И это тоже знание.

  • Elena

    «Неужели медитация…?»

    Да, скорее всего=))

    «PS Николай, я пишу комментарий на одном компе, потом проверяя в течении неск. дней на другом не вижу твоего ответа, хотя он уже есть. Я открываю и закрываю сайт, а там ничего нового..»

    Хм странно… Может это связано как-то с кэшировавнием страниц. Сейчас проверю у себя. Открою сайт в другом браузере, потом оставлю комментарий, затем обновлю страницу и посмотрю, покажется он или нет.

  • Николай,как Вам удалось узнать про себя так много информации во время медитации,если все Ваше внимание было сконцентрировано на мантре/дыхании?

  • Николай, спасибо за ответ. Утешает). Да, алкоголь это очень разрушительная вещь. К сожалению, почему-то у нас его употребление в 90% культивируется….И я это поняла буквально пару месяцев назад!!!! Вот именно не умом, (понятно 1000 лет назад было, это вредно, некрасиво, последствия итп), а вот как-то «Изнутри». Заметила, не у меня одной здесь приходит это понимание «не умом»..) Интересно… Неужели медитация…?
    И вот как у Lara у меня тоже было «появилось неугасающее чувство неудовлетворенности собой, окружающими… Все какие-то несобранные, медлительные, не понимают элементарных вещей, да и по отношению к себе очень много претензий…». Поначалу на людей, а потом — на себя.

    Даааа, Николай, значит ни у одной меня так с Фрейдом вышло). Прочитав его я надулась от сознания собственного превосходства как пузырь!))) Вот смешно-то! если б не привело к отрицанию 99,9% знакомых людей, действительности, ухода в себя и прочим последствиям. Но я ни о чем не жалею!). В моем случае надо было, пожалуй, на все «грабли понаступать»)). Значит так.

    PS Николай, я пишу комментарий на одном компе, потом проверяя в течении неск. дней на другом не вижу твоего ответа, хотя он уже есть. Я открываю и закрываю сайт, а там ничего нового..

  • Всегда казалось странным желание быть не собой:пьяным,обкуренным,бьющемся в молитвенном экстазе.Однако видела,что окружающие придают этим состояниям некую значимость,не постижимую мною,и потому казалась себе ущербной.К тому же никогда не»млела»от страданий.Сейчас понимаю:я нормальная

  • Анна, лет десять назад, если бы мне показали мои статьи в будущем, я бы сам подумал, что брежу)

    Да, у многих людей, в том числе у меня путь саморазвития начинается со страданий и поиска способов избавиться от него. Неприятные переживания могут давать сильные откровения. Но не всех так. Будда, наоборот, до того как начал двигаться к просветлению, жил в роскоши и достатке. Не было страданий в его жизни. Так что я не скажу, что страдания единственное возможное начало саморазвития. Но так часто происходит и ничего страшного в этом нет.

  • И кстати, начала понимать и воспринимать после серьёзных, болезненных для меня жизненных перемен в худшую сторону.
    Одним словом, мой внутренний мир вдруг рухнул в один миг…я упала и уже не понимала как снова подняться…
    Неужели только так и никак иначе, возможно делать скачки вперёд на пути саморазвития?

  • Соглашусь с комментарием выше — «Как я тебя понимаю!»
    Всё верно…я всю свою сознательную жизнь думала, что все вокруг такие же как я…не хуже, не лучше, мы все одинаковые…но даже это понимание и верное и не верное одновременно)))
    Смотря с какой стороны смотреть.
    Многое можно понять Умом, но не всё понятое Умом пережито внутри…это сложно объяснить, но Вы всё точно описали, хотя, думаю, не всем понятно будет. Лет десять назад, я бы подумала что Николаша бредит))) ну или в лучшем случае, я бы подумала, что что то в этом есть, но всё равно, сейчас мне это не воспринять и я вернусь к этому позже.
    И только недавно я начала это всё понимать и воспринимать)))

  • Lara

    «появилось неугасающее чувство неудовлетворенности собой, окружающими… Все какие-то несобранные, медлительные, не понимают элементарных вещей, да и по отношению к себе очень много претензий…»

    Не зацикливайтесь на этом чувстве. Из-за медитации возможно такое в начале. Вы начинаете видеть недостатки других, но еще не научились их принимать, поэтому реагируете эмоционально. Пускай ваша неудовлетворенность собой станет стремлением развиваться и становиться лучше. Пускай ваша неудовлетворенность другими станет стремлением помогать и относиться к людям терпимо и с пониманием.

  • Елена, я думаю, любой человек способен измениться.

    Все срываются. Если я и не срываюсь на табак и алкоголь, то могу сорваться на другие свои слабости, нежелательные эмоции. Это всегда так. Три шага вперед, два назад. Главное чтобы в долгосрочной перспективе был прогресс. Ну и конечно стараться не запускать. То о чем я говорю это тонкая грань между принятием и тем, чтобы пустить все насамотек. То есть принимать, но при этом стараться все улучшать. Так что осторожнее с этим!

    Несмотря на мой молодой возраст, я за свою жизнь выпил достаточно алкоголя, а это, кстати, тяжелый наркотик. Но сейчас та часть жизни кажется чем-то совсем другим. Я даже ее плохо помню, она вся как в дымке, конечно из-за того, что по памяти и мышлению удар был. Многие люди часто приходят к медитации вовсе не от хорошей жизни и многие находят свое счастье благодаря прошлому несчастью. Есть даже цитата: «люди с плохим прошлым строят лучшее будущее», как-то так. Все возможно. Все меняется, прошлые привычки и шаблоны мышления, отношение к кайфу постепенно меняется, это я знаю по себе.

    Я тоже в 16 лет читал Фрейда. Читал Ницше. Казалось тогда, что это много дало. Хотя это не дало практически ничего кроме иллюзорного чувства собственного превосходства над другими людьми. В этом чувстве, в каком-то самовозвеличивании нуждался мой закомплексованный, сомневающийся в себе юношеский ум, поэтому я его так радушно принял.

    Медитация привела меня к противоположному, я наоборот понял, что не так сильно отличаюсь от других людей, что все, в принципе, по большому счету, одинаковые, что то что чувствую я не намного важнее того, что чувствуют другие люди (я это пытаюсь в себе культивировать, но тоже не без неудач иногда проявляя эгоизм). Я перестал противопоставлять свое я остальному миру и стал более с ним единым. И я счастлив, что так произошло.

  • Николай, как приятно заходить на Ваш сайт/блог. Хорошо, как-то становится, спокойно. Я в последнее время в дичайшем замоте, медитировать удается урывками по 10-15 минут с утра, пока домашние спят, появилось неугасающее чувство неудовлетворенности собой, окружающими… Все какие-то несобранные, медлительные, не понимают элементарных вещей, да и по отношению к себе очень много претензий… Ведь мы сами моделируем свое представлении о гармонии и душевном равновесии….А прочла Вашу статью, и эту, и другие, и как-то сбросила кирпичи с плеч, которые давили, прижимали к земле. Да, медитация- это путь к себе, как не крути. И правильный человек, который вовремя тебя на эту мысль натолкнет… И вся эта придуманная и построенная в голове башня «правильной и гармоничной» жизни оказывается «дерьмом на палочке», которая к гармонии и спокойной улыбчивой уверенности никакого отношения не имеет. Спасибо Вам.

  • Благодарю Вас.Ваш сайт мне очень помог в саморазвитии.Он углубил понимание тех вещей,которые были необходимы мне на Пути.

  • Прочитала много Фрейда в 20 лет). Введение в психоанализ тяжеловато пошло, зато потом — как по маслу. Результат не заставил себя ждать, я всех людей я как бы сканировала и делала выводы своим 20-ти летним умом, получала что-то вроде осознания того, что «все тупицы, а я все знаю и насквозь вижу и все тааааак неинтересно, потому, что известно! Результат — я умнее многих, кругом тупь да мрак, наркотики только могут внести радость в мою жизнь, там явно, кроется то, что «остальным тупицам» недоступно а это (наркотики) — «тот оазис», где можно наслаждаться жизнью, читать, узнавать, рисовать, созерцать, понимать, в общем — быть» не с ними!… Но, о знакомстве с Фрейдом я не жалею. Даже еще может, перечитаю. Но такой мираж я помню очень хорошо…О чем тоже не жалею).

  • Согласен с Вами Николай,по поводу слов:»Не переоценивайте роль своего разума!»Душа, рано или поздно,выведет нас на верный путь ,если мы встали на путь самосовершенствования.

  • книга»Чжуань Фалунь»Ли Хунчжи-это книга по совершенствованию по системе Будды

  • Книги по психологии полезны если ты поднимешь задницу и начнешь делать что там написано. Но человек ленив, к сожалению. Иногда читаешь и думаешь все правильно вроде, а с чего начать и не знаешь или не очень понимаешь. Все таки человек нуждается в проводнике, чтобы тот водил и объяснял непонятное. Медитация я думаю и есть тот проводник и учитель.

  • Это я точно СЮДА пишу, а не к статье «МИФ-себя изменить нельзя». Меня именно нутро волнует, не знаю, как выразиться.. Физиологическая что-ли сущность… работа психики.. прохождение всего этого процесса пути к себе…
    Надеюсь, Николай, ты понял вопрос!

    К докторам я такой вопрос не адресую=). Я знаю их ответ(.

  • Николай, здравствуй!
    Отличная статья)) Так и хочется сказать: «Я так тебя понимаю!!!!»)))!
    Ну и ответы на некоторые вопросы я тоже нашла, точнее, сложилось как пазл. У меня вообще так с твоими статьями частенько случалось).
    Но что ты сделал — ты не побоялся, взял ответственность и выложил все, что узнал! Это достойно огромного уважения!! Жму тебе крепко руку. Я с тобой наверное во всем согласна, касательно и остальных статей, так как и сама могла убедиться в их работе. Но так как я пока все делаю шатко-валко, что-о получается, где-то срываюсь итп. То у меня периодически возникает один вопрос: а каждый ли способен изменить себя? Ну я имею ввиду, если человек не имеет таких патологий, с которыми лежат в психушках. Может ли, допустим, человек, который на протяжении 15-20 лет все время стимулировал свою психику и алкоголем, и тяжелыми наркотиками и легкими и постоянно искал какого-то кайфа, отыскать-таки его в себе? Точнее не кайфа, а спокойствия и удовлетворенности естественным и настоящим.. Или этот человек навсегда как бы подпорчен что-ли…?
    Как ты считаешь?

  • Мария, сложный вопрос. Давайте я скажу мое мнение. Мнения бывают разные, некоторые из них обоснованные, опираются на обширные познания, другие из них просто мнения. Так вот мое, это просто мнение, я на нем не настаиваю, так как я не большой знаток психологии. Я могу ошибаться, имейте в виду.

    Так вот. Я знаю людей, которые очень много прочитали книг по психологии, тем не менее, это не помогло им решить свои проблемы. Я знаю людей, которые ходили к психологам и ничего дельного не вынесли из этих встреч, они им чем-то помогли, но не было заметно разительных изменений. Ко мне даже иногда обращаются люди с психологическим образованием с жалобами на страхи и проблемы…

    Как мне кажется, в основы западной психологии не заложена возможность глобальной трансформации человека. Она как будто пытается решить проблемы эмоций и ума, находясь внутри этих эмоций и ума, а это сделать очень сложно. Она воспринимает психологию человека, как некую константу, за пределы которой нельзя выйти и которую нужно принять как данность. Именно поэтому возникают проблемы с решением каких-то личностных бед. Трудно это сделать изнутри. Поэтому она продолжает в каких-то местах топтаться на месте.

    Хотя для решения каких-нибудь частных вопросов она иногда подходит, но ответа на глобальный вопрос, как, например, стать счастливым, перестать чувствовать вечную неудовлетворенность, она вам не даст. Но все-таки в ней все равно можно найти массу полезного.

    Я бы не стал здесь уходить в крайность, и сказал бы, конечно читайте книги по психологии практического толка. Но совмещайте их с медитацией. Медитация — это верный способ найти ответы внутри себя. Только они придут не сразу, имейте это в виду. И не становитесь заложницей психологического детерминизма. То есть иногда, люди, начитавшись книг по психологии получают вред. Они начинают думать про себя: я личность такого-то типа, у меня такой-то темперамент. И они обретают веру в то, что их личность неизменна, что они являются заложником своего типа.

    В буддийской психологии, как мне кажется, в самой основе заложена возможность глобальной трансформации человека (при помощи медитации в том числе).

  • Николай, добрый вечер! Спасибо Вам за статью было очень интересно. А как Вы относитесь к книгам по психологии? Надо ли их читать, или это относится к не очень качественной информации, ведь можно потратить время на что-то более ценное, например, чтение классической общепризнанной литературы? Что делать, если мучает какой-то жизненный вопрос из сферы психологии, но не можешь найти на него ответ внутри себя? Надо ли пытаться целенаправленно его получить с помощью интеллектуального канала, перечитывая кучу психологических исследований и книг?

  • Ольга, спасибо за комментарий. Да, именно об этом я писал статью, желая подчеркнуть, что тонны книг не обязательно вас обогатят, а могут, наоборот, лишь запутать. Правда содержится в мире и в вас самих. Может вы и придете к тому, о чем писали, авторы, но придете своим путем.

    Мой совет, это избегайте спекуляций на счет того, как устроена вселенная, есть ли душа, существует ли бог и какой он, какие энергетические каналы есть у вас внутри. Такое знание бывает произвольным. Каждый автор считает по-своему. И здесь невозможно знать, кто прав, а кто нет. Используйте только то знание, которое можно приложить на практике и понять, правильное оно или нет, получив практический результат. Если вам что-то помогает быть более счастливой, свободной, осознанной, то значит это правда, по крайней мере для вас. Пускай опыт подтверждает знания.

  • Здравствуйте, Николай! Спасибо за статью! Очень актуально. Я в отличие от вас, прочитала огромное количество книг по саморазвитию, психологии, эзотерике, книг с неким религиозным оттенком, но при этом в моей голове полная каша и у меня ощущение, что сама я думать совершенно не умею. Мне всегда раньше казалось, что читая, я автоматически обогащаюсь, но всю информацию всегда воспринимала поверхностно, глубоко не анализируя прочитанное. Сталкиваясь с противоречиями в прочитанном, всегда терялась, не зная, кто из «авторитетов» прав. У меня совершенно атрофировалось аналитическое мышление, и мнения своего ни на что нет. Как я могу утверждать что что-то верно, если вокруг столько противоречий и заблуждений, как я могу быть уверенна, что именно мое мнение самое верное или главное просто искать свое и то, что кажется наиболее разумным?

  • «Путь дзен «Алан Уотс
    «Ум дзен-ум начинающего» Судзуки
    «Простыми словами о внимательности» Хенелопа Гунаратама

  • Шикарный ответ на вопрос посоветовать книгу учения Будды! ОФИГЕННЫЙ даже! B-)

  • Светлана, наверное, какой-нибудь мастер дзен бы вам ответил на ваш вопрос так: «Раскройте свои ладони и смотрите на них, это и будет книга Будды» или «Загляните в колодец, там найдете книгу», «Посмотрите у себя на полке, вон она там!».=))) Подразумевая под этим то, что учение Будды есть истина, а она содержится по всюду, в мире вокруг и нужно читать этот мир, самого себя как книгу. Чтобы описать ложь нужны книги, так как ложь не является природой вещей. Но истина в них не нуждается, так как она и есть все вещи. Как-то так=))

    Конечно, я не мастре дзен и могу что-то посоветовать конкретный книги. Но в такой реакции Буддийского наставника, которую я попытался смоделировать своим далеким от просветления умом (поэтому я не настаиваю на ее адекватности), содержится тоже зерно истины. Я хочу сказать, что про Буддизм можно много не читать, чтобы понять о чем он. Прежде всего нужно медитировать, и тогда все поймете. Хотя конечно книги не помешают.

    Мне кажется достаточно ознакомиться с четырьмя благородными истинами и комментариями к ним (например, «жизнь есть страдание» часто неправильно понимается, так как речь не совсем о страдании, а скорее о невозможности прийти к удовлетворению). Вот и будет весь Буддизм. После этого идет много философии, дискурса, спора между различными направлениями, как мне кажется, это уже, не так нужно.

    Что касается конкретных источников, самих сутр (священных текстов, которые, как считается, написаны лично Буддой) я читал мало. Их очень сложно «переварить» =)). В основном я читал уже вторичные источники исследования буддизма. Это, например, Торчинов, введение в Буддологию. Там тоже описываются разные школы и направления. Но мне кажется, основная суть это четыре благородные истины и восьмеричный путь, включающий медитацию (и в этой книге даны неплохие комментарии к четырем истинам). А в принципе все это можно свести к одной лишь медитации, только к практике и интуитивному постижению этой истины.

  • Николай Посоветуйте пожалуйста книгу где можно почитать о учении БУдды?

  • Вита, такие переживания встречаются у всех. Природа любых чувств — это непостоянство. Все меняется, все течет. И этому, кстати, учит Буддизм. А привязанность к этим чувствам рождает страдание: вы боитесь, что радость уйдет и поэтому не можете ей в полной мере насладиться. Когда она вас покидает, вы начинаете переживать и тем самым только усиливаете свое страдание.

    Но это нормально, так у всех. Чувства не могут длиться вечно, в том числе, приятное. Когда понимаешь, что есть эти волны, что ничто не вечно, тогда легче просто спокойно удерживаться на поверхности этих волн, покачиваясь, но не давая себя им поглоить.

  • Согласна с Николаем, что природе человека свойственен буддизм. Еще открыла для себя опытным путем о великой силе любви к ближним ,проведуемой христианством , сколько сразу отпадает или уменьшается проблем и негативных эмоций , они каким то волшебным образом начинают отступать. Задача конечно будет в сохранении в себе этой любви.

  • Здравствуйте, Николай!
    Спасибо за интересную и познавательную статью. Хочу поделиться собственным опытом. Я занимаюсь изучением себя. И заметила, что какое-то время чувствую себя хорошо, я полна сил, счастлива и радостна, а потом проходит время и начинается депрессия и меня ничего не радует, хотя обстоятельства жизни не изменились. И так повторяется постоянно. Я даже дала этому состоянию название – волны. И в этот период жизни начала читать книгу «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грэя и наткнулась на главу 7 «А женщины подобны волнам», где написано то, что я чувствую. Благодаря этой информации, поняла, что я «нормальная», такие переживания и проблемы встречаются у многих женщин.
    Я считаю, что каждый человек проходит свой жизненный путь в развитии себя. И в определенный период жизни каждому человеку встречается «нужная» книга, сайт, фильм и человек.

  • «Я не авторитет! Никто не авторитет! Ищи истину в себе!»
    Вот! Я уже давно ждала эту статью! Только я рассчитывала, что она должна оказаться крайней (ну для меня по крайней мере)))…. Я ошибалась. У меня еще много вопросов (читать пробелов)! ))

  • Ольга, я не такой радикальный) Я не отрицаю полностью возможности получения знания посредством интеллекта, от одного человека к другому =)

  • Видишь Перова? Дерьмо на палочке. Убей! Убей Перова! ))))
    не читай! а.. уже прочитал, ну, ладно..

  • Что-то каментов маловато.
    «Люди не хотят практиковать, если не помашешь им сатори перед носом.»(с)

    Одна, из лично моих проблем в практике-я бросаю ее, когда становится «все хорошо».

    ps проверяй статьи в вроде — ошибки грамматические есть — несолидно 😉