Чего не хватает медитации / Как не стать духовным говнюком?

Фраза «медитация изменила мою жизнь» стала своего рода клише. Сколько раз я говорил эту фразу? Сколько об этом писали другие преподаватели медитации?

Практика осознанности вторглась в современную жизнь западного человека подобно урагану для одних, уничтожая традиционный способ мышления и восприятия (все успеть, гнаться за успехом, жить преходящим удовольствием) и подобно остужающему ветерку — для других (успокаивая и балансируя ум и тело).

…может показаться, что чем больше медитируешь, тем более одухотворенным, просветленным, чутким ты становишься…

Медитация действительно изменила мою жизнь. И это было поразительно, что такая, казалось бы, бесхитростная практика сидения на коврике (или на скамейке пригородной электрички, как было у меня) способна переворачивать мышление и отношение к вещам, избавлять от тревожности и депрессии.

Поэтому, я думаю, не трудно понять энтузиазм (порой, переходящий в чистый фанатизм) многих практикующих, особенно в начале практики.

На волне такого энтузиазма может показаться, что чем больше медитируешь, тем более одухотворенным, просветленным, чутким, независимым от преходящих страстей ты становишься. Линейная зависимость — все просто. Но в реальности все может быть сложнее.

Наверняка вы сталкивались не самыми приятными духовными последователями, которые буквально сочатся высокомерием и осуждением ко всему миру, опытными медитирующими, прячущими собственные неврозы за маской показного благолепия, короче, с духовными говнюками.

Возможно, вы сталкивались с чертами духовного говнюка в себе, уж автор этой статьи точно, иначе откуда еще ему черпать часть материала?

Нет, я не хочу сказать, что медитация — это плохо. Медитация — это прекрасно. Но просто у нее есть свои ограничения и, если вы стремитесь к всестороннему развитию, практику необходимо дополнять. Об этом и пойдет речь дальше в статье.

Я пишу эту статью с большой осторожностью. Я знаю, сколько сопротивления или даже гнева среди адептов медитации могут вызывать разговоры о ее потенциальном вреде в некоторых случаях, об ограниченности применения. В меня могут полететь помидоры и, конечно, я сам, как преподаватель медитации, не собираюсь пилить сук, на котором сижу.

Поэтому, прежде чем публиковать статью, я выписал на бумаге то, какие цели я преследую. Она может показаться язвительной, осуждающей, но цель ее — не в осуждении.

Медитация — это полезная и крайне важная практика. Это одна из лучших вещей, которая произошла в духовном и психологическом пространстве Запада наряду с психотерапией, новейшей философией и искусством. Тем не менее, возникают следующие вопросы, на которые я постараюсь ответить в данном цикле статей:

  • Почему одной медитации может быть недостаточно для духовного и психологического взросления? Почему годы медитации могут не принести желаемого результата?
  • Почему происходит так, что известные учителя медитации ведут не самый праведный образ жизни и транслируют собственные неврозы своим адептам?
  • Почему многие религиозные последователи, опытные медитирующие могут воплощать черты явного нарциссизма, пассивной агрессии, близоруких и наивных взглядов на реальность, в общем, являться духовными говнюками?
  • Как можно избежать вышеописанного на пути собственного развития? Как не стать духовным говнюком?

Разочаровался ли я в медитации?

Вовсе нет. На самом деле, я стал заниматься ей больше. Эффект от практики стал с годами глубже (и с экспериментами с разными техниками), хотя были и периоды застоя. Моя практика состоит как из ежедневных занятий, так и из более продолжительных и интенсивных ретритов.

Но определенные повороты в моей жизни помогли мне прийти к осознанию необходимости дополнять практику.

О чем речь?

Психологическое образование и личная терапия

Получая магистра психологии, я увидел, сколько других способов помощи человеку существует помимо медитации, а также опробовал их на себе. Это понимание помогло увидеть также те ограничения, которые есть у практики, как таковой (об этих ограничениях я буду рассказывать дальше). Помимо этого расширилось и мое понимание осознанности.

Также на меня сильно повлиял опыт прохождения психотерапии у хорошего специалиста. Для студентов-психологов прохождение так называемой «дидактической» терапии является обязательным, если они претендуют на диплом о высшем психологическом образовании.

И мне уже только этого опыта хватило, чтобы взглянуть на себя с другой стороны, увидеть то, что я не мог обнаружить при помощи медитации. Более того, как бы это ни казалось странным, после самой психотерапии углубляется практика медитации. Потому что прорабатываются глубинные омрачения, которые и являются машинами по производству отвлекающих мыслей во время практики (к этому мы еще вернемся).

Идея о том, чтобы просто сесть на коврик, заглянуть внутрь себя, обнаружить то, что «сломано» и «починить» это, кажется заманчивой.

Признаюсь, что я во многом эту идею поддерживаю, она верна для меня, но только отчасти. Интроспекция, осознанность — классные вещи, при помощи них, действительно, можно исправить многое внутри, но есть особые ограничения. О них расскажу позже.

Жизненный опыт взаимодействия с людьми

Если медитация — это чудесная панацея, тогда люди, которые медитируют, должны излучать добро и сострадание, быть образцами нравственности и праведного образа жизни.

…Йога и медитация могут стать оплотами для нарциссизма, деспотизма, проявления высокомерия, а также культивации личных неврозов…

Реальность неуклонно демонстрирует что это не так. Возьмите любую школу буддизма (или йоги) на западе и прочитайте про нее статью на англоязычной википедии. Вы скорее всего прочитаете о том, что ее основатель и главный учитель вел довольно рок-н-ролльный образ жизни: спал со своими учениками, употреблял наркотики в огромных количествах, манипулировал своими учениками (не все, но многие).

Можно, конечно, здесь говорить, что просветленный человек просто стоит за рамками всех условностей, но по мне это — чушь.

Йога и медитация могут стать оплотами для нарциссизма, деспотизма, проявления высокомерия, а также культивации личных неврозов. Возможно, вы сталкивались с высокомерными йогинами, через высоконравственную маску которых прорывается ядовитое шипение пассивной агрессии. За сложенными в индийском приветствии руками и блаженной улыбкой которых таится клубок неврозов.

Со строгими религиозными последователями, которые срываются на окружающих, обрушивая на них волны суждения и «праведного» гнева.

Возможно, вы сталкивались с самим собой, со своим собственным гневом, завистью, неприятием, которые проявляются в самые мрачные минуты и часы вашей жизни, когда защитный покров ежедневных практик рассеивается, обнажая вашу истинную, затравленную суть.

(Я не хочу, чтобы эти слова выглядели так, как будто бы я сам сужу людей со своей высоты, тем самым впадая в грех, описанный выше. В этих рассуждениях я отталкиваюсь не только от наблюдения окружающих, но и от наблюдения за собой, как я говорил. Просто не буду же я ругать себя в своем же блоге.)

Как же так? Ведь религия, духовность — это оплот общечеловеческих ценностей, эти вещи должны делать человека добрее и терпимее к окружающим!

Почему так не всегда происходит, я расскажу далее.

Собственный опыт медитации

Я вернулся с последнего ретрита с двойственными впечатлениями. С одной стороны, это был один из самых глубоких опытов медитации. Самый классный учитель. И самая подходящая для меня техника.

«…непрестанная тренировка и дисциплина ума, неустанный контроль, непрерывная осознанность. Вы думали, сидеть на заднице — это так легко? Это тяжело…»

Моя личная практика после этого ретрита улучшилась в разы. Право, ведь я хожу на ретриты не только для того, чтобы испытывать глубокие переживания в результате многочасовой медитации, а, в первую очередь, для того, чтобы совершенствовать каждодневную, рутинную практику.

С другой стороны, заглядывая внутрь себя во время ретрита умом, изголодавшимся по сенсорной стимуляции мозга и посему находящего развлечение в самоанализе, я обнаруживал, что обретаемый покой и инсайты стоят довольно больших усилий.

Непрестанная тренировка и дисциплина ума, неустанный контроль, непрерывная осознанность. Вы думали, сидеть на заднице — это так легко? Это тяжело. И это плата за возвышенное состояние и спокойствие ума.

Нельзя ли как-то попроще и побыстрее? Или что к этому можно добавить, чтобы облегчить себе медитацию, чтобы для достижения того же эффекта не высиживать мозоли на заднице по много часов подряд? Об этом я буду рассказывать чуть позже.

А теперь настало время рассказать о тех самых пресловутых ограничениях медитации, которые:

  • не дают сильно продвинуться в практике, сколько бы часов вы ни сидели
  • из-за которых ваши личные неврозы еще сильнее цементируются вместо того, чтобы исчезать
  • из-за которых вы становитесь высоконравственным «духовным» говнюком

Я расскажу о каждом ограничении и коротко скажу, что с этим можно делать.

Медитация не учитывает историю

Я писал магистерскую диссертацию по применению медитации при решении творческих задач. Сперва, при утверждении темы кафедра восприняла мою направленность весьма критично из-за слова «медитация»,сказав, что это религия и этому не место в психологии. Затем, я все утряс (заменив слово медитация на «майндфулнесс»), но, как говорится, осадочек остался.

Такое отношение не совсем понятно, и не только потому, что медитация активно применяется в современных когнитивных терапевтических подходах, не только потому, что эксцентричный Фриц Перлз, основатель гештальт-психотерапии, был увлеченным последователям дзен-буддизма и привнес в свою терапию многое оттуда. А потому, что психология и психотерапия изначально начиналась с интроспекции (самонаблюдение, которое во многом и есть медитация) в рамках экспериментов первого психолога Вильгельма Вундта.

Уже после Вундта, Фрейд отдавал предпочтение изучению истории личности, а не интроспекции (интроспекция — это наблюдение текущих феноменов сознания, как они проявляются в данный момент), учитывая при этом психодинамические процессы (например, вытеснение в бессознательное), тогда как его предшественники рассматривали сознание, как однородное пространство, в котором все процессы доступны наблюдению, видны в любой момент времени.

Фрейд считал, что сознание неоднородно, обнаружив некие скрытые силы, которые мы не осознаем, даже если будем очень тщательно наблюдать за тем, что происходит внутри. Фрейд открыл «преисподнюю» человеческого духа, бессознательное.

Эта преамбула нужна была для того, чтобы объяснить слово «психодинамический». Так вот, медитация может быть слепа к психодинамическим процессам, упирающимся в историю формирования психики личности, в этом состоит ее большое ограничение.

Сразу приведу пример. Он будет из когнитивно-поведенческой терапии, а не из психоанализа, надеюсь меня не распнут коллеги за такие вольные интерпретации.

Предположим, некоего субъекта в детстве стыдили родители, цементируя и укрепляя чувство стыда.

Субъект вырос, и стыд его стал сопровождать повсеместно. Он начал постоянно тревожиться по поводу того, что о нем думают окружающие. Стараться удовлетворить ожидания всех и каждого, беспокоясь, если этого не получается.

На поверхность вышла тревога (возможно панические атаки), а вовсе не стыд. Это более заметные состояния.

Чем данный субъект может помочь себе во время медитации?

  • Обнаружить тревогу
  • Научиться не вовлекаться в тревожные мысли, принимать тревогу и панику
  • Преодолевать привычку тревожиться, которую заимел с детства

И это уже будет большим успехом. На этом этапе человек может почувствовать большое облегчение.

Но проблема в том, что стыд, стоящий за тревогой, можно не заметить. Можно продолжать думать, что проблема — это тревога, хотя это не совсем так.

Ведь медитация работает с наличными феноменами, которые проявляются здесь и сейчас. Она не учитывает психической иерархии, которая формировалась много лет. Она может видеть только верхушку айсберга. Держите этот принцип в голове, я к нему еще буду возвращаться.

Конечно, при помощи медитации можно обнаружить скрытые, подавленные эмоции, но просто не всегда.

Медитация не всегда учитывает теневые процессы

Здесь опять возвращаюсь в психоанализ. Начну сразу с примера. Допустим, какой-то человек долго подавлял эмоции. Представим, что у него было строгое религиозное воспитание. Ему говорили, что злиться — это плохо. Поэтому, испытывая злость, он всячески стыдил себя и не стремился ее проявлять, натягивая неискреннюю улыбку, даже когда люди его бесили.

В таком случае медитация может стать для него продолжением пути обесценивания и подавления эмоций.

Он будет медитировать, возможно даже не увидит своей злости. А если увидит, будет ее «отстраненно наблюдать», продолжая разрывать контакт между собой и своими эмоциями.

Но злость-то никуда не денется, она будет проявляться, просто весьма скрыто и болезненно (а есть здоровые проявления злости, злость — это не плохо).

(Именно поэтому мои коллеги подвергают определение осознанности Джона Каббат-Зина критике, в котором он говорит о «безоценочном» наблюдении. Этот термин следует уточнить. Безоценочное  — не значит совсем отстраненное и незаинтересованное, а скорее теплое и дружественное внимание. В таком случае вы не уйдете в подавление чувств, а напротив, разовьете контакт с ними)

Убежденный веган-эзотерик может злобно осуждать людей за поедание мяса, только потому что ему самому хочется животной пищи.

(Классический пример из психологии — это убежденный гомофоб, который является скрытым гомосексуалистом, но здесь мы рассмотрим пример ближе к культуре медитации и йоги.)

Он в этом себе, естественно, не признается («отлично себя чувствую!», — когда окружающие замечают болезненную худобу и зеленоватый цвет лица), эта информация не доходит до сознания, сгорая в огне самообвинения и скрытой злобы на самого себя. Что происходит с этой злобой? Она начинает вымещаться на окружающих. (чувство вины также проецируется во вне «все вокруг виноваты, им должно быть стыдно!») и насаждаться тем, кто не разделяет взгляды.

Может быть вообще такое, что человек пришел в вегетарианство, компенсируя, опять же, давнюю вину и стыд. Ему что-то не нравится в себе глубоко, он не может понять что. Или винит себя за что-то. Чтобы это компенсировать он находит этическое движение и становится его последователем, тем самым подавляя сознание своего морального несовершенства.

Это только примеры, друзья. Я признаюсь, что лично меня часто отталкивает веганская зож-культура, хотя к самому вегетарианству, как идее, отношусь уважительно. Мне кажется, данная культура, по крайней мере в России, прямо-таки томится в сладостном самолюбовании, ощущении морального превосходства. Если вегетарианца лишить возможности считать себя лучше других, то он с жаром набросится на кусок свежего мяса.

Человек травмированный, болезненный может использовать любую философию, учение, метод, чтобы поощрять свои компенсаторные стратегии и неврозы.

Это, конечно, не общая формула для всех вегетарианцев. Более того, в последних абзацах я пересказываю понравившееся мне публичное замечание одного из уважаемых вегетарианцев о людях, которые выбрали растительную диету, но по его словам, до нее не доросли. Диета для них стала вкусным кормом для собственного нарциссизма («пусть меня похвалят») или компенсацией чувства вины. Это имеет место скорее всего тогда, когда вегана либо постоянно «бомбит», либо он постоянно хвалится, проповедуя направо и налево.

И опять же, это просто близкий мне пример для демонстрации принципа диссоциации, когда человек уже потерял контакт со своими эмоциями, а медитация только этому способствует.

Нет, медитация не виновата. Человек травмированный, болезненный может использовать любую философию, учение, метод чтобы поощрять свои компенсаторные стратегии и неврозы. Более того, при правильном применении (и интеграции, например с психотерапией) медитация, напротив, поможет восстановить контакт с самим собой.

Принять себя таким, какой вы есть, со всей своей детской злобой, ожесточенной завистью и глубокой обидой.

Такое принятие может стать проблемой для многих опытных медитирующих, особенно учителей медитации, которые могут стать объектом взвинченных ожиданий своей публики, своих близких и самого себя.

Возможно и вам приходилось слышать: «А почему ты злишься, ты ж медитируешь?!»

И вы начинаете думать: «И правда, а чего это я злюсь». И начинаете прятать свою злобу, вытесняя ее туда, где она превращается в качество внутреннего говнюка.

Замечу, что на многое из того, что я написал в последних разделах статьи, меня вдохновила прекрасная книга К. Уилбера «Интегральная духовность». Очень советую, если интересуетесь темой, описанной в этой статье.

АНТРАКТ!

Друзья, я давно не писал длинных статей, сосредоточившись на ведении Инстаграм (кстати, подписывайтесь). Наверное за это время меня извел писательский зуд, так что я, как обычно, хотел короче, но столкнувшись с отсутствием рамок социальных сетей, пустился в свой размашистый пляс пальцами на клавиатуре. Не буду себя ограничивать. Просто разобью эту статью на несколько и пообещаю продолжение в скором времени.

А сейчас выдыхаем и делаем паузу.

Пишу статью на непростую, но очень актуальную для меня тему. Напоминаю, что эта статья не против медитации. Я. обеими руками за практику. Эта статья против абсолютизма, фанатизма и слепоты. Против высокодуховного самообмана, против мерзких человеческих качеств, маскирующихся под духовность. Эта статья за то, что если вы не будете зацикливаться на одной практике, а будете ее дополнять, то тогда сама практика будет способна заиграть новыми красками и поднять вас на новый уровень.

Если эта статья вызвала у вас явные возражения, не спешите кидать в меня помидорами. Возможно, действительно, медитации лично вам достаточно. Это та практика, которая позволяет вам расти, побеждать страсти и пороки. Раз так, то вы счастливчик и данная статья не для вас. Я вовсе не пытаюсь возвести провозглашенные принципы в абсолют.

Но если вы:

  • Сталкиваетесь с духовными говнюками и недоумеваете, почему они так себя ведут, а возможно пострадали, находясь рядом с ними
  • Сами чувствуете в себе черты духовного говнюка
  • Не понимаете, почему вы так долго медитируете, а многие ваши проблемы не уходят или кажется, что усугубляются
  • Страдаете из-за жестких требований к себе (#яжмедитирую), пребывая в напряженном пространстве между молотом этих требований и наковальней ваших реальных потребностей, страдаете чувством вины и стыда на фоне этого.
  • Хотите всесторонне развиваться, видеть свои «слепые пятна» и познать самих себя, какую бы правду вы о себе ни обнаружили
  • Хотите улучшить свою практику

Тогда ждите продолжения. В продолжении пойдет речь о:

  • Может ли медитация заменить психотерапию? Как сочетать эти вещи?
  • Какие ментальные установки в отношении могут сделать вас слепым?
  • Почему важны этика и правильные наставления в медитации?
  • Должны ли мы отказаться от всех воззрений и размышлений, превратившись в бесстрастного наблюдателя?
  • И, наконец, какие существуют пути дополнения практики?

А теперь, собственно, антракт

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

4 комментария

  • Очевидные вещи не очевидны. Когда только начал читать Ваш блог и практиковать медитацию переживал гамму позитивных эмоций, однако в какой-то момент понял что заставляю себя периодически. Медитацию надо хотеть сегодня впервые за долгое время осознанно сел медитировать без чувство поскорее бы это закончилось. И да сейчас понимаю, что в те моменты, когда начал себя заставлять медитировать начал проявлять своего духовного говнюка. Яжмедитирю почему этого никто не ценит и прочие мысли. Чувство осозннаности ушло после медитации

  • Николай,хочу выразить вам благодарность!Именно с ваших статей я начала свой «путь к себе» 2 года назад. Позади год работы с психотерапевтом, поездка в Гималаи и много всего еще…Но именно с ваших статей все началось!БЛАГОДАРЮ за ваш труд.Ваша статья очень откликается…А я все понять не могла,что же меня смущает….Очень жду продолжения

  • • «Запада наряду с психотерапией, новейшие философией и искусством». Вместо «новейшие» должно быйть «новейшей».

    • «А теперь наслало время рассказать». Вместо «наслало» → «настало».

    • «Такое отношение не совсем понятно, и не только потому что, медитация активно применяется …, не потому что эксцентричный Фриц Перлз, …». Вместо «не потому что» → «не только потому что».

    • «айзберга» → «айсберга».

    • «Он в этом себе, естественно, не признается («отлично себя чувствую!» Когда окружающие замечают болезненную худобу и зеленоватый цвет лица), эта информация не доходит до сознания, сгорая в огне самообвинения и скрытой злобы на самого себя.» ← Проблема со скобками.

    • «Это только примеры друзья.» ← Пропущена запятая.

    • «Замечу, что многое из того что на многое из того, что я написал в последних разделах статьи» ← «многое из того что» лишнее.

    • «В продолжении пойдет речь о:» Если обобщающее предложение не закончено, то подпункты списка должны его продолжать. Например, так:

    В продолжении пойдёт речь о:
    • медитации,
    • мастурбации,
    • интоксикации.

    Иначе выглядит нескладно. Лучше написать, например, так «В продолжении мы ответим на следующие вопросы:».

    Кстати, когда не все пункты списка заканчиваются знаками вопросов, но при этом начинаются с вопросительных местоимений, это немножко напрягает. По-моему, добавление двух вопросительных знаков смысла не изменит.