Смех просветленного – Отзыв о посещении ретрита по медитации Tushita

«Умозрительное постижение истины полезно при сборе материала для проповедей. Но запомни – если ты не будешь постоянно медитировать – твой свет истины может погаснуть». — Гасан

Всем привет! Недавно я вернулся с 10-ти дневного ретрита в индийских Гималаях! И готов поделиться своими впечатлениями. Надеюсь, этот пост будет полезен тем кто хочет посетить какой-нибудь курс медитации в Азии, но не знает с чего начать и чего можно ожидать.

«Ретрит в Гималаях», должно быть очень пафосно звучит, но на деле все намного проще: курс, о котором пойдет речь, подойдет для самых новичков, даже для тех, кто никогда не занимался медитацией. Но обо всем по порядку…

Дарамсала

В солнечной Керале, что находится на юге Индии, наступил засушливый и жаркий сезон. И мы с моей супругой двинулись на север, в прохладные Гималаи. Точкой назначения стал городок Дарамсала, который располагается в узкой долине, окруженной зелеными склонами гор.

Местность не совсем похожа на ту картину, которая появляется в воображении многих людей при слове «Индия». Густые ели на крутых склонах, узкие горные тропки, пение птиц и прохлада – все это походит, скорее, на Алтай! Но вездесущий хинди и обезьяны, раскачивающиеся на ветках сосен, напоминают, что ты все еще в Индии.

Другой особенностью Дарамсалы является большое присутствие тибетской культуры и тибетского населения.

Индия давно стала приютом для беженцев из разных стран. Несмотря на огромную численность местного населения, страна постоянно принимает жителей соседних государств, тем самым добавляя в итак разросшийся котел различных культур и вероисповеданий культуры новые. (В связи с последними событиями Нью-Дели оказался заполнен спасающимся от ужасной природной катастрофы жителями Непала).

Например, во времена советского вторжения в Афганистан в Индию перебралось 60 тысяч людей из этой страны! Китайская оккупация свободолюбивого Тибета привела к тому, что 120 тысяч беженцев политических гонений оказались в Индии. Из них 80 тысяч обитает в Дарамсале. Очагом тибетской культуры в Индии, а также местом жительства 14-го Далай-Ламы и расположения Тибетского Правительства в Изгнании стал Маклеод Ганж – один из районов Дарамсалы.

По шумным улочкам, заполненным торговцами тибетских сувениров и одежды, прохаживаются буддистские монахи в своих темно-бардовых одеждах. А чуть выше в горах, в обрамлении сосен и в удалении от шумного Маклеода, располагаются несколько центров медитации и изучения буддизма.

Выбор

В одном из них мы и решили пройти 10-ти дневный курс медитации. На самом деле, было из чего выбирать. Как я сказал, центров здесь несколько, точнее три, о которых можно было найти какую-то информацию в интернете. Первый — всемирно известный центр Гоенка, представительство которого есть во многих городах мира, даже в Москве! Но я решил для себя, что пока не готов к 11 часам ежедневной медитации по системе Гоенка(обновление, в итоге я его прошел позднее, вот ссылка на впечатления), и мне не очень понравилось отсутствие йоги во время курса (даже не отсутствие, а запрет на это!). Другой центр назывался z_meditation. Программа там понравилась мне больше чем в центре Гоенка, но я не нашел большого числа отзывов о ретрите в интернете. Вдобавок, цены за прохождения курса в этом центре были весьма существенными. И это позволяло предположить, что z_meditation была сугубо коммерческой организацией. Третий центр назывался Тушита (Tushita). Отзывы в сети были очень хорошие и их было много!

Правда, читая программу ретрита на сайте? я увидел, что упор в курсе делался на теоретическое осмысление буддизма: в программе было много лекций, но не так много медитаций. А медитации в основном были аналитическими, а не тихими, к которым привык я.

Это тоже мне не очень подходило, так как я хотел получить именно опыт медитации, а не сидеть на лекциях. С моей точки зрения, буддизм – это не совсем та религия, которую можно осмыслить только лишь теоретически и аналитически, слушая лекции и теорию.

И у меня даже появилась идея организовать самостоятельный ретрит. Арендовать уединенный домик на горе и практиковать там медитацию в таком виде, в каком я хочу. Но потом я решил, что незачем замыкаться на своем понимании того «как надо медитировать» и лучше записаться на курс. Вдруг я узнаю что-то новое и важное для себя? Я так и сделал и сейчас не жалею.

Я выбрал центр тибетского буддизма Тушита. Я подумал, что в любом случае мне будут интересны лекции о буддизме, ведь я очень интересуюсь религиями мира. А аналитические медитации – это что-то совершенно новое для меня. Зачем привязываться к тому, к чему я привык? А новый опыт может принести большую пользу.

Начало

Центр располагается в очень живописном и тихом месте, в окружении сосен и изумительной природы Гималаев. Поднявшись по горному серпантину, мы прибыли в центр. Всех участников, которых оказалось в районе сотни, рассадили во дворе и начали рассказывать о порядке проведения курса. (Кстати желающих было раза в полтора больше, но часть из них не попала на курс, потому что количество спальных мест ограничено. Те, кто поздно записался, вынуждены были ждать следующего курса.)

Женщина монахиня родом из Германии в весьма в бодрой и остроумной манере, так что все хохотали, говорила об организационных вопросах и правилах ретрита. Нельзя было пользоваться техникой, телефонами, (все эти вещи сдавались в камеру хранения до окончания программы) запрещалось покидать территорию центра, а участники должны были посещать все занятия курса и молчать (!) до самого конца ретрита! Именно так. 8 дней нельзя было общаться даже с теми людьми, с которыми я делил комнату! Ретрит должен был проходить в полной тишине. Правда за некоторыми исключениями, о которых я напишу потом.

Знаю, звучит страшно, но на деле все опять же проще. Участники были вольны в любое время покинуть центр Тушита. Администрация даже настаивала на том, что если кто-то чувствовал, что совсем не может прожить без выпивки, общения и секса, то лучше ему уйти, чем нарушать дисциплину. Тем более, молчание было не абсолютным, как, например, в соседнем центре Гоенка, в котором даже запрещается смотреть на других людей и встречаться с ними глазами, не то, что разговаривать В Тушите же таких запретов нет. Можно было задавать вопросы на лекциях, и каждый день проводился час диспутов, на котором участники программы обсуждали пройденный материал.

Нужно понимать, что эти правила введены не просто так. Молчание и дисциплина помогают лучше погрузиться в себя, что и является целью курса. В городе, в повседневной жизни слишком много раздражающих факторов, голова пухнет от обилия планов и дел. Именно поэтому многим людям так трудно сосредоточиться во время медитации. Тихая и спокойная обстановка ретрита, на котором не нужно ничего планировать, да и думать, тоже много не надо, способствует более спокойной и глубокой медитации.

Проживание

Затем нас расселили по нашим комнатам. Были общие помещения человек на 20, но, так как я записался рано, мне посчастливилось делить комнату только с двумя людьми. Один парень был из Дели, другой из Малайзии.

Не могу сказать, что условия проживания были очень суровыми. По сравнению с другими центрами, о которых я слышал и читал, они были довольно щадящими. Где-то приходилось спать на холодном полу и спасаться от скорпионов. Здесь же спал я на обычной такой кровати. А скорпионы в основном тревожили моего соседа из Дели, у которого кровать была ниже и поэтому они могли на нее забраться. Моя супруга вообще размещалась в отличной теплой комнате с туалетом внутри(!) и даже без скорпионов. Поверьте мне, это прекрасные условия для ретрита.

Еда

После размещения нас ждал неплохой ужин.

Еда только вегетарианская. Каждый день бобы, фасоль, чечевица, нут, чтобы организм получал достаточно белков. Это показалось мне очень правильным. В Индии принято добавлять как можно больше специй в еду. Если в еде только соль и перец, индиец вкуса не почувствует. Но на ретрите специй много не использовали. Потому что острая пища с большим обилием специй раздражает не только желудок, но и ум, делая его более беспокойным.

В след за ужином не без торжественности объявили начало молчания.

Холод

Я немного погулял, потом пошел в свою комнату, в которой было холоднее, чем на улице. Одел шапку, шерстяные носки, укрылся тремя одеялами и, не говоря соседям «спокойной ночи» (ведь говорить нельзя), заснул. После 8-ми месяцев жизни в ежедневной жаре за 30 градусов мне потребовалось время, чтобы вновь привыкнуть в холоду, а также к тишине, которая как будто весом гробовой плиты навалилась на мои уши. В Керале никогда не бывает тихо, даже по-ночам спишь под треск насекомых и лай собак. А здесь же стояла тяжелая, неподвижная тишина.

Проснулся я от звука гонга в 6 утра. Очень не хотелось срывать с себя покров трех одеял, внутри которого уже скопилось достаточно тепла. Но я успокоил себя мыслью, что участники курса Гоенка, что находился по соседству, встали в 4 утра, когда было еще холоднее, и уже вовсю медитировали. Сделав над собой усилие, я вылез из под своих одеял, коснулся ногами ледяного пола и вышел на улицу. В горных походах я разработал такой метод спасаться от холода по утрам.

Нужно максимально раздеться, насколько это позволяет приличие. Выйти из палатки или помещения и начать делать зарядку, отжиматься, приседать, разогревая тело. После этого одеться обратно. И тогда вроде как становится тепло. Это намного лучше, чем поеживаясь выползать из палатки в двух свитерах, шарфе и шапке и начинать пить горячий чай и дрожать всем телом, сидя у костра.

Мой метод дает закалку и хороший заряд бодрости организму. Но лучше его не повторяйте, если не уверены в своем здоровье.

Итак, сделав зарядку и умывшись, я отправился на первую медитацию…

Гомпа

Занятия проходили в очень красивом зале для медитаций (Гомпа). Внутренее убранство похоже на питерский Дацан, если кто-то там был. Стены и потолки оформлены традиционными для тибетского буддизма яркими и очень детализированными картинами (танка и мандала). В центре зала, залитого солнечным светом, который проникает через многочисленные окна, возвышается большая статуя основателя тибетской школы Гелуг. Полки уставлены статуэтками и фотографиями.

Кто-то из участников однажды задал вопрос, зачем нужно такое пышное убранство в буддистском центре, ведь эта религия ориентирована на внутреннюю работу, а не на поклонение внешним атрибутам: статуям и изображениям богов. Преподаватель ответил, что это скорее культурный, а не религиозный аспект. Ландшафт в Тибете достаточно пуст и однообразен. Поэтому тибетцы стараются заполнить все внутреннее пространство своих храмов какими-то элементами живописи, скульптуры. В их храмах практически нет пустого места. Но это отличается от традиции к традиции. В храмах Дзен Буддизма не увидишь ничего кроме голых стен: ни статуй, ни картин – только стены.

Раньше я скептически относился к разговорам об «энергетике мест». Но, находясь внутри зала для медитаций, я мог очень хорошо почувствовать, что здесь занимались медитацией, погружениям в себя, оставляя суетные мысли за пределами этих стен. Атмосфера была пропитана этим. Здесь хотелось оставаться дольше и не было желания уходить.

По этой причине я люблю посещать храмы самых разных религий: от старой каменной православной церкви в Болгарии, до уединенного буддистского храма в Гималаях. В таких местах покой буквально разливается в воздухе вокруг. Приходит понимание, что Богу или тому, что мы называет Богом, нет никакого дела на религиозные различия. Он обитает во всех местах, где помыслы людей устремляются к высшему, а сердца открываются для любви и сострадания.

Появление преподавателя в зале для медитаций оборвало посторонние мысли в моей голове и вернуло в момент здесь и сейчас. Мы приступили к медитации.

Медитации

Медитации были в основном аналитическими. В своей практике я начал намечать штрихи такого подхода, но никогда всерьез этим не занимался. Во время аналитической медитации практикующий или слушает голос учителя, или сам мысленно пытается проникнуть вглубь какой-то проблемы, удерживая концентрацию на ней.

Большинство медитаций были посвящены развитию сострадания и любви. Тибетский буддизм традиции Махаяна нацелен на освобождение от страдания всех живых существ, а не только на достижение индивидуального спасения (Нирвана), как например другое буддистское течение Тхеравада.

Зачастую медитации проходили достаточно эмоционально. Например, преподаватель просил представить в красках собственную смерть или страдания кого-то из родственников. И большая часть женской аудитории в зале начинала плакать. Создавалось даже ощущение, что учитель сознательно давил на больные точки, так что у меня поначалу это вызвало тихое внутреннее сопротивление.

Но во время часа, который выделялся на обсуждение пройденного материала, одна девушка высказала мнение, что все это делается для того, чтобы разбить внутренние блоки, которые мешают людям, стиснутым страхами и комплексами, почувствовать сострадание и любовь. Моя супруга считает, что цель такой практики была очистительной. Прежде чем начинать медитацию, люди должны выплеснуть наружу последствия глубоких травм. Я отчасти со всем этим согласен.

Но все равно чувствую, что пока у меня отношение к этому неоднозначное. Нет ничего плохого в том, чтобы плакать во время медитации. Просто я чувствовал некое давление во время практики, к которому совсем не привык. Да, я и не думаю, что это может навредить. Просто люди могут привязаться к своим эмоциям и поверить в то, что каждая медитация должна сопровождаться таким катарсисом. Но очень часто во время и после медитации, если вы занимаетесь ей регулярно, не возникает никаких ярких чувств. И это нужно принимать.

Но после ретрита все чувствовали себя прекрасно. Все были довольны. Так что, скорее всего это действительно никому не навредило, а только помогло!

Медитация на собственную смерть мне очень понравилась. Острое осознание собственной смертности помогает меньше тратить времени впустую, делать только то, что действительно важно и больше радоваться уходящим мгновениям жизни.

Также я узнал массу техник на развитие сострадания и любви, которые планирую интегрировать в свою практику.

Были медитации на осознание буддистских доктрин, например, концепции пустоты. Тоже весьма интересно, хотя, на мой взгляд, медитация на пустоту меньше всего нуждается ни в каких словах и концепциях.

Я почерпнул массу нового из этих техник, несмотря на то, что первоначально относился к ним скептично. Хотя все равно считаю, что аналитических медитаций было слишком много. Было бы лучше, с моей точки зрения, если бы их разбавили 50 на 50 тихими медитациями. Порой, голос не только не способствовал погружению, но и отвлекал. К тому же, опять же, люди могут привязаться к этим техникам. И когда у людей не будет рядом этих преподавателей, под слова которых они привыкли медитировать, они могут забросить практику.

После утренней медитации был завтрак: каша на воде, хлеб с медом и арахисовым маслом. В принципе, неплохо. Отлично заряжает силами с утра.

Потом начались лекции.

Лекции

Лекции были довольно интересными. Мне очень понравился преподаватель. Это был молодой израильтянин со степенью по физике, который жил всю жизнь в Англии. Он очень доступно (насколько это возможно) объяснял мудреные (в теории, не простые на практике) буддистские доктрины. Демонстрировал прекрасное знание материала и мягкое спокойствие. Кому-то было скучно, кто-то жаловался на очень медленную речь. Но я к ней привык. Более того, такой способ проведения лекций, на мой взгляд, способствует здоровому замедлению и успокоению ума. Подготовке его к практике медитации.

Но, все равно, я считаю, что была сделана очень большая ставка на теорию. Буддизм – это не совсем то, что мы обычно называем религией на Западе. Если говорить совсем коротко, то буддизм не призывает поклоняться богам и безукоризненно исполнять какие-то обряды. Буддизм – это познание своего ума и его развитие.

Так вот, несколько часов в день нам рассказывали, как работает наш ум. А потом во время медитации мы «переваривали» эти идеи, слушая спокойный голос преподавателя. То есть аналитическая часть ума не замолкала даже во время медитации. Но истины буддизма находятся по ту сторону ума, их далеко не всегда можно понять аналитически. Было бы отлично, если бы вместо того, чтобы слушать, как у нас внутри все работает, мы бы просто заглянули внутрь сами и разобрались бы в этом во время тихой медитации.

Я вовсе не отрицаю ценность изучения теории. Но в этом курсе, казалось, ее слишком много, особенно для курса о буддизме, который является крайне практической и экспериментальной философией.

Одна женщина даже один раз задала вопрос: «Я вроде не глупый человек, но я не понимаю многие вещи, о которых вы говорите». Это потому, что, чтобы это понять, вовсе не нужно быть «умным». Наоборот, нужно выйти за пределы интеллекта, получить какой-то опыт медитации, чтобы осознать истины об отсутствии тождества «Я» с эмоциями, например. Вот именно такого опыта было не так много.

Но один из участников высказал мнение, что за такое короткое время люди без опыта медитации вряд ли смогут на собственном примере осознать такие вещи. А аналитические медитации быстрее подталкивали их к этому. Не могу сказать, что я с этим не согласен. Тоже отчасти верно.

Лекции заканчивались к обеду, перед которым был сеанс небольшой растяжки и йоги, а вот после обеда было самое интересное. Карма-йога!

Карма-йога

Этот элемент монастырской жизни унаследовала армия. Практика чистить зубной щеткой армейский туалет пошла, на мой взгляд, из монастырей, особенно китайских, где монахов заставляли, например, подметать двор тонким прутиком. Несмотря на кажущуюся простоту, такая активность может нести пользу и для духовного развития. Она развивает концентрацию, терпение и усмиряет гордыню («да, чтобы я чистил туалет!»).

Здесь конечно был не такой суровый вариант. Просто разным людям дали разную работу: кто-то мыл посуду, кто- то подметал двор, мне же посчастливилось чистить туалеты. Заметьте, что я не поставил слово «посчастливилось» в кавычки. Это было очень увлекательное занятье. В условиях молчания, отсутствия общения и впечатлений это было своего рода развлечением. Я со своими «коллегами», ни обмолвившись с ними ни словом, заканчивал чистить унитазы и душевые кабинки очень быстро, так, что все блестело. Это была совсем не тяжелая работа. Потом шел отдыхать на солнышке, расслабляясь под пение птичек, порхающих между густыми ветвями елей. (Ночью в горах холодно, но днем на солнце очень тепло и приятно).

Обезьяны

Главным развлечением для изголодавшихся по впечатлениям умам участников курса (помимо чистки туалетов) было наблюдение за обезьянами! Они были повсюду: маленькие и большие, тощие, вытянутые и толстые как бочка, воинственные самцы и спокойные самки, таскающие своих детенышей на спинах или под брюхом.

Монахи сделали им бассейн, чтобы они могли купаться и пить в жаркий сезон. И вот целая толпа участников ретрита рассаживалась на ступеньках перед залом медитации и наблюдала за тем, как мартышки резвятся у бассейна. Молоденькие особи влезали на сосну рядом с бассейном и, раскачиваясь на ее гибкой ветке, подобно прыгунам в воду, «бомбочками» прыгали в бассейн друг за другом! Выскакивали из воды все мокрые и, не отряхивая шерсти, носились туда-сюда, поскальзывались, падали, висели на веревках и ветках, пока более серьезные и спокойные старейшины обезьяньего племени вычесывали насекомых из своих партнеров.

Правда обошлось и не без казусов и небольших столкновений высших приматов с их более дикими и примитивными сородичами. Когда я только пришел на территорию центра, я сначала не понял, зачем на каждом обеденном столе, располагающемся на улице, лежит по горсточке маленьких камней. После первой атаки обезьян на мой обед, я понял, для чего это. Камни нужны были, чтобы отпугивать наглых мартышек, стремящихся утянуть кусочек с еды со стола.

На территории центра работает обезьяний патруль: пара людей и собак, которые отгоняют надоедливых животных. Но, несмотря на это, обезьянам удавалось что-то стащить. И однажды одну девушку укусил один из приматов. Но это был единичный случай. Просто с обезьянами нужно быть осторожнее и желательно не кормить.

Досуг

Свободного времени было не так уж и мало. Кто-то читал, (в центре есть хорошая библиотека, вдобавок нам просто выдали на руки какую-то литературу) другие занимались йогой, а кто-то просто отдыхал на траве. Если меня не отвлекали мартышки, то я старался заниматься своей уютной тихой медитацией, так как не ретрите мне ее недоставало.

Я решил использовать все возможности этой спокойной, молчаливой обстановки, которая прекрасно располагает к медитации. Читать совершенно не хотелось, так как мой ум итак получал немало теоретической информации на лекциях.

В условиях постоянного молчания и отсутствия впечатлений, мозг становится очень наблюдательным к мелочам. Улавливаешь настроение окружающих тебя людей и не только. К концу ретрита я уже знал в каких отношениях находятся друг с другом местные собаки!

Конец

Всего медитацией с преподавателем занимались часа два с половиной в день (не считая моей самостоятельной практики). В последние два дня упор был на медитацию, лекции кончились. И в эти дни занимались часов пять… В молчании, медитации и размышлениях прошли эти дни. В последний день нас ждала заключительная беседа, где каждый мог высказать свои впечатления. Почти всем, в том числе и мне, очень понравилось. Хотя, конечно, прозвучали и критические замечания.

Потом был прощальный ланч с пиццей и шоколадными шариками. Все с жадностью набросились на эту еду, так как таких угощений на ретрите до этого не было. Была возможность познакомиться со многими людьми и обменяться с контактами. Так что ланч проходил в веселой, дружелюбной и непринужденной обстановке.

Многие участники решили погостить еще какое-то время в Дарамсале и арендовали себе комнаты в местных отелях или гестах. Мы с супругой решили поселиться в деревушке, в которой находится центр Тушита. Здесь очень уютно и приятно. Наш балкон выходит на долину, заполненную светом, порхающими бабочками и пением птиц. Вокруг пасутся коровы и всякая другая живность. Вот так выглядит вид.

Люди

Порядка 100 человек из разных стран учувствовало в курсе. Было много израильтян, англичан, американцев. Русских только было 2-е: я и супруга. Надеюсь, благодаря этой статье участие нашей страны в курсе возрастет. Мне было отрадно видеть, что так много людей интересуется медитацией. Особенно приятно удивило присутствие индийцев в Тушите. Тем кто никогда не был в Индии может казаться, что здесь все сплошь и рядом занимаются йогой и медитацией. Каким бы странным это ни казалось, йога, наверное, популярнее на Западе, чем в Индии.

Пару дней назад я познакомился с индийцем из Дели в одном из кафе. Он рассказал мне, что медитирует с пяти лет. Я ответил, что очень удивлен этому: не так много жителей Индии занимаются практикой. Он согласился со мной и сказал, что вся его семья потешается над ним из-за его занятий. Вот такая вот Индия.

Но, надеюсь, с приходом к власти нового премьер-министра ситуация изменится. Наренда Моди (премьер-министр Индии) сам занимается йогой и активно ее пропагандирует.

С большинством участников я ни обмолвился ни словом во время прохождения курса. Но когда я случайно сталкивался с ними на шумных улицах Маклеода, мы разговаривали настолько непринужденно и легко, с такими теплотой и участием, как будто были закадычными друзьями, хотя в большинстве случаев даже не знали, как друг друга зовут!

Действительно, ретрит сблизил всех людей без всякого общения друг с другом!

Самое главное, я понял, насколько может быть обманчиво первое впечатление о человеке. И что не нужно ему постоянно верить.

Итоги

В целом, подводя итоги, хочу сказать, что для меня курс не прошел впустую, я получил массу новых знаний о себе, о различных техниках медитации. Курс сильно повлиял на меня в положительном плане. Но, конечно, были и минусы. Я их обозначаю не для того, чтоб отговорить вас от посещения ретрита Тушита (посетить однозначно стоит). Просто хочу, чтобы потенциальные участники из России были готовы к определенным нюансам.

Минусы:

  • Слишком много теории.
  • Временами чрезмерная академичность материала на лекциях. («вот это делиться на пять добродетелей, каждая из которых разделяется еще на три истины» и идет перечисление)
  • Мало времени уделялось ответам на вопросы о медитации.
  • Не могу сказать, что удавалось хорошо погрузиться в медитацию. Опыт именно медитации не могу назвать очень глубоким. Но с другой стороны, это хорошо для новичков.

Было еще кое-что, что многие относили к недостаткам, но я затрудняюсь это назвать минусом. Людям не понравилось, что в графике был выделен час, посвященный обсуждению пройденного материала. Вроде как мы должны были хранить молчание, а здесь разговариваешь и слушаешь других. Это раздражает ум. С последним я согласен. Но для меня все не так однозначно.

Данная практика, судя по всему, пошла из монашеской традиции диспутов. И для меня она была полезна. Дело в том, что, когда много медитируешь и мало разговариваешь, очень сильно повышается осознанность. Замечаешь малейшие движения психики, но при этом есть возможность не поддаваться этим импульсам и просто наблюдать за ними. В общении с людьми рождается множество различных психологических реакций: это может быть какой-то подавленный стыд, скрытые комплексы, безотчетное волнение, гипертрофированная или заниженная самооценка. В обычном общении в суете города не всегда это замечаешь. Но на ретрите видишь все как на ладони.

Вот здесь я пытаюсь казаться лучше, чем я есть. Почему? Или я замечаю, что не слушаю человека, торопясь высказать свое мнение. Зачем? Если относиться к этому правильно, то есть без злобы на себя, а с терпеливым снисхождением, как к маленькому ребенку, то можно узнать много нового о себе и проработать свои недостатки, которые раскрываются в социуме.

Теперь о плюсах, которых было намного больше чем минусов.

Плюсы:

  • Отличная организация курса. Курс проводится уже много лет, видно, что у работников центра очень много опыта.
  • Вкусная, сбалансированная вегетарианская еда.
  • Прекрасная территория, тишина и свежий воздух. Красивый зал для медитации.
  • Опытные преподаватели.
  • Очень дружелюбная и спокойная атмосфера.
  • Интересные лекции, существенно расширяющие кругозор.
  • Много различных техник медитации (с возможностью приобрести диск с записью в конце).
  • Низкие требования к опыту участников. Подходит для новичков.
  • Недорого.
  • Отличный вариант отпуска. Увеличение работоспособности, мотивации, моральных сил и терпения гарантированы!
  • Позитивный и полезный опыт.

Требования

  • Обязательно! Знание английского. Все лекции и медитации на английском. Участники друг с другом общаются опять же на английском.
  • Готовность провести 8 дней в Тишине (первый и последний день можно разговаривать) сохранять дисциплину и жить не в таких комфортабельных условиях, к которым вы привыкли. Но не нужно себя недооценивать. Были участники, которым казалось, что они не выдержат, но все для них прошло легко. Хотя были и такие, кто систематически нарушал молчание, покидал территорию. Необходимо понимать, что если будете давать себе много поблажек, то это помешает не только вам, но и остальным участникам курса.
  • Опыт в медитации и в изучении буддизма не обязателен.
  • Отсутствие серьезных психологических осложнений. Здесь уже неоднозначно. С одной стороны, психические недуги могут обостриться. С другой — многие, наоборот почувствуют облегчение смогут интегрировать в свою жизнь полезные практики, позволяющие избавиться от страха или депрессии. На курсе были люди с тяжелыми психологическими травмами ,(как я люблю говорить, «к медитации приходят не от хорошей жизни») все в итоге для них прошло хорошо, и они получили ценный для себя опыт. Просто будьте осторожнее.

Для кого этот курс?

Для всех людей всех возрастов, которые хотят развиваться, улучшить качество своей жизни, раскрыть в себе потенциал счастья, любви и сострадания, изучить основы самой древней мировой религии. А также для тех, кто испытывает ностальгию по пионерским лагерям. Обстановка в Тушите напомнила мне быт детского лагеря.

Последствия

Как я писал, курс Тушиты мне очень понравился, несмотря на недостатки. Достоинств было больше. И я сделал для себя несколько выводов, которые, надеюсь, улучшат мою жизнь, а также жизнь многих людей, которые со мной взаимодействуют.

Что я наметил для себя? Некоторые из нижеописанных тенденций начали оформляться во мне до того, как я приступил к курсу, но после него, я в них укрепился.

  • Я решил добавить в свою практику больше техник для развития любви, сострадания и прощения. Использовать аналитические медитации.
  • Сделать осознанность своей привычкой, практиковать медитацию, когда я хожу, бегаю, моюсь, работаю, ем, делаю зарядку. Чаще заниматься йогой.
  • Меньше заниматься всякой ерундой, потому что жизнь очень коротка. Посвящать время более важному.
  • Окружить себя еще больше дисциплиной. Я еще раз осознал, как подъем рано утром в одно и то же время, железный распорядок дня помогают поддерживать тонус, хорошее настроение и работоспособность. И это экономит массу времени!
  • Я понял, что мне очень повезло, что у меня уже сейчас есть возможность помогать людям.
  • Я заметил, что я стал намного спокойнее. Меньше тороплюсь и переживаю.
  • Курс лишний раз напомнил мне, что не стоит искать счастья нигде за пределами себя самого!
  • Появилась огромная мотивация заниматься медитацией и другими духовными практиками. Судя по моему сайту, вы скажете, что она итак была. Да, но ее стало намного больше. Наверное, по той причине, что мне все-таки удалось заглянуть одним глазком туда, по ту сторону привычных представлений. Об этом дальше.

В последний день, когда мы медитировали часов 5, после одной из последних сессий я почувствовал удивительный покой. Это было не похоже на покой пьяного человека, которому просто на все наплевать. Это было спокойствие, основанное на знании и хорошем понимании того, что все на самом деле очень просто, намного проще, чем я думал всю жизнь. Это трудно описать словами. Я могу только вспомнить истории про монахов, которые уходили на долгое время в медитацию и, возвращаясь, начинали хохотать как сумасшедшие.

Что же такого смешного они находили? Возможно то, что многие вещи, к которым они всю жизнь относились с такой преувеличенной серьезностью, вкладывая в них столько эмоций и надежд, по сути, просто слабая рябь на воде, дымка, которая рассеивается, стоит только солнцу выйти из-за горы. Она рассеялась, вот ее нет! За ней только Солнце и все! Много лет мы придавали столько значению этой дымке, жили в ней, а на деле это просто ничто! Иллюзия и проекция ума! Когда приходит это понимание, приходится только смеяться.

В тот час я написал в своей тетрадке:

««Сойти с ума» — не совсем правильное выражение. Мы называем сумасшедшими тех, кто все еще находится внутри своего ума, пускай болезненного и изощренного, терзаемого маниями, галлюцинациями. На самом деле, такие люди очень глубоко зарылись в работу своего рассудка. Повезло же тем, кому на самом деле удалось выйти за пределы ума!»

Это понимание, которое находится по ту сторону любых слов и концепций. Но этот «свет истины» стал постепенно затухать. Тем не менее, я получил какое-то представление о том, что будет там. И теперь мне больше хочется туда стремиться.

(Но ни в коем случае не привязывайтесь к моим ощущениям. У вас могут быть совершенно другой опыт или вообще отсутствие такового. На ретрите я вспоминал пост Игоря Будникова о посещении ретрита и поймал себя на том, что я жду ощущений, которые были у Игоря. Я вовремя увел свое внимание от этих бесплодных ожиданий и сосредоточился на том что происходит здесь и сейчас со мной. Неадекватные ожидания сильно отравляет душу. На ретрите я выдавливал этот яд из себя капля за каплей. Думаю, напишу об этом вопросе статью.)

В целом, я считаю, что этот курс будет полезен всем людям, которые имеют интерес к медитации и к религиям мира. Вообще мне кажется, что более глубокое чем уровень обыденных представлений изучение любой религии формирует понимание, что самые разные религиозные традиции говорят, в принципе, об одном и том же.

Что касается буддизма, то это наименее догматичная и наиболее открытая из мировых религий, содержащая в своем арсенале массу полезных практик, которые могут существенно улучшить вашу жизнь. А как говорят преподаватели Тушиты: буддизм – это большой супермаркет. Вы вправе оставлять на прилавках то, что вам не подходит и выбирать то, что поможет вам стать лучшим христианином, мусульманином и даже атеистом!

PS. Информация о ретрите. Сайт tushita.info/ Курс который я посетил называется Introduction to Buddhism

Поделиться в социальных сетях:
  • http://www.shpykuliak.com/ Artem Shpykuliak

    я приглашение в группу пришлю.))))

  • Nikolay Perov

    Здравствуйте, Артем! Классный блог! Супер, поздравляю! Прочитаю обязательно. Если забуду, напомните мне пожалуйста

  • http://www.shpykuliak.com/ Artem Shpykuliak

    Здравствуйте, Николай. Я недавно приехал с 7-ми дневного ретрита в Wat Kow Tahm, если вам интересно что происходит в Тайланде на ретритах и как там кормят можете зайти почитать на shpykuliak.com также будет интересно услышать ваш отзыв о статьях.)

  • Nikolay Perov

    Это действительно бизнес с очень продуманным маркетингом. Но это не значит, что они шарлатаны. То что они зарабатывают деньги не значит, что они вас дурят или что-то еще. Думаю, они могут вас научить хорошо медитировать, несмотря на то, что это большой бизнес. Я согласен, что лучше учиться с учителем, но во многих других организациях можно сделать это намноооого дешевле или вообще бесплатно (напр. випассана Гоенки, указанная в статье)

  • Федот Федотов

    Николай, скажите что Вы думаете о трансцендентальной медитации, почему учителя оной говорят что ей самостоятельно не научиться, необходимо приходить в центры где ее преподают (а цены там огого), это не просто бизнес ли?

  • Nikolay Perov

    Спасибо большое Софья! Мне очень приятно читать именно такие комментарии, благодаря которым я вижу, что мой сайт — это не просто сборник «интересных» статей, а действительно катализатор личностных изменений=)

  • Sofia Demina

    Какая замечательная статья! Спасибо большое! Прочитав этот рассказ, как будто сама там побывала, до того здорово ты описал все свои впечатления)) Очень захотелось самой посетить этот курс, в будущем обязательно так и сделаю! Вообще спасибо тебе огромное, Николай, за всю твою бесценную работу, за этот сайт, благодаря которому я начала медитировать и мыслить совершенно иным образом, и в результате моя жизнь, мой внутренний мир и внешнее окружение изменилось в самую, что ни на есть лучшую сторону))) Я очень благодарна тебе! Продолжай и дальше радовать нас своими статьями и развиваться в том же духе!

  • Nikolay Perov

    Привет, Лена!

    Рад тебя слышать! Да, это отличный ретрит, нетяжелый и не жесткий, как соседня випассана, хороший получится отпуск!

    Но, да, нужен английский. Не только для лекций, но и для медитаций. На самом деле, это хороший язык. Очень логичный, простой и четкий, поэтому на нем говорит весь мир=)

    Без его знания вообще трудно путешествовать. Да и в жизни тоже постоянно требуется.

    По поводу медитации, вообще на этом ретрите, по той системе, по которой они медитируют это делается с перерывами каждые 24 минуты. Все встают, тянутся, разминают ноги пару минут и садятся обратно. Потом опять минуты 24, потом уже отдых, завтрак и т.д. И потом опять сессия продолжительностью 45 минут с одним перерывом (ну и в день таких штук 6 — 8). Я нахожу такой подход эффективным=)

    Вот на соседней випассане они делают перерыв только каждый час. Но, как говорят, та система, которую используют они это позволяют. Хотя первые дни там многие люди сталкиваются с сильной болью. Но потом они через какое-то время, судя по отзывам, к ней не то что привыкают, а максимально разотождествляют себя с ней, воспринимая ее как просто физический опыт, лишенный каких-либо коннотация «прияное-неприятное».

  • Nikolay Perov

    Владимир, все верно. Соотносится это самым прямым образом. Чем больше дисциплины, тем больше свободного времени, которое я могу посвящать чему захочу. Если я встаю рано, делаю все вовремя, меньше сижу на фейсбуке, то и заканчиваю раньше и больше доволен результатом своего труда. Это раз. Два, у меня есть цель в жизни. Разве есть что-то нелогичное в том, чтобы тратить больше времени на осуществление этой цели и меньше на то, что от нее отвлекает?

  • Лена

    Коля, привет!
    Очень интересно было читать отзыв и появилось еще большее желание самой там побывать. Особенно понравилось, что нельзя разговаривать. Просто, порой, я замечаю в обычной жизни, что когда говорю, то внутри все начинает как бы будоражиться и стала предпочитать говорить меньше). Смущает, что надо учить английский, который мне активно не нравится, т.к. я знаю другой язык, четкий и красивый, учила и говорю на нем с удовольствием, но, например, читая газетные статьи, все равно обращаюсь к словарю. Т.е. чтобы слушать лекции, нужна еще и хорошая языкова практика?

    Еще у меня давно назрел вопрос: а как можно медитировать несколько часов? У меня например, затекает нога к 17-19 минуте и потом я несколько минут ее растираю, что бы наступить можно было. Я сижу даже не в полулотосе, а скорее по-турецки. Как ты это делаешь?)

  • Владимир

    Николай вы писали в статьях что медитация вызывает интерес к жизни, что вы как стали медитировать начали гулять слушать музыку читать общаться и т.д. С другой стороны в этой статье написано что нужно меньше заниматься ерундой, больше дисциплины и т.д. Как это соотносится ?

  • Амир

    Очень интересен метод про который вы обещали написать статью ( випасанна вроде).

  • Nikolay Perov

    Работал над своим видеокурсом про панические атаки=) Сейчас наверстываю упущенное. Вот сегодня вышла очередная статья. И в голове еще много идей, даже не успеваю их переносить в блог в качестве статей=)

  • данил

    а почему вы последнее время стали писать меньше статей ?

  • Nikolay Perov

    Здравствуйте, у меня много методов. Часть из них рассмотренны в разделе «медитация», а о другой части я еще собираюсь написать.

  • Nikolay Perov

    Спасибо, Юля!

  • Амир

    здравтсвуйте. вы можете написать про свой метод медитации?( не про дыхание)

  • Юля

    Такой интересный подробный рассказ, у меня такое впечатление, что побывала на этом ретрите )) Мысленно окунутся в эту умиротворенную гималайскую атмосферу тоже бывает полезно, спасибо за эффект полного присутствия, Николай! 😉

  • Миша Облако

    Прекрасно, спасибо.

  • Кирилл Зимников

    За статьи вам огромное спасибо! Но вам однозначно нужен редактор, по моему ещё не было ни одной статьи без ошибок и опечаток. 😀

  • Nikolay Perov

    Несколько раз перечитал. Где опечатка-то?=))))

  • Nikolay Perov

    Здравствуй, Егор

    Да, несмотря на то, что випассана — это древний термин, обычно под ней понимают именно медитацию по системе Гоенка. И ты тоже скорее всего ее имеешь в виду.

    Да, я собираюсь ее посетить. Но вроде тот центр, что неподалеку забронирован до осени. Но все равно есть шанс попасть, наверное, пойду. Сейчас уже больше готов.

    Про медитацию на смерть обязательно напишу!

  • Егор

    Николай, спасибо, долго ждал статью про ретрит, было интересно прочитать. Когда ты упомянул в одной из статей, что собираешься посетить ретрит, я подумал про випассану (там где люди вообще не общаются, ни книжек, ни блокнотов, только ты и твои мысли). Не собираешься ли в дальнейшем ее посетить? Было бы интересно почитать в твоем изложении пережитый опыт. Или это и есть медитации по системе Гоенка?
    И еще вопрос. Будет ли отдельная статья (или затронуто в какой либо статье) по медитации на смерть? Показалось очень любопытным. Сам в последнее время стал обращать внимание, что все меньше и меньше хочется тратить время на какие-то бесполезные действия. А когда собираешься посмотреть какой-нибудь фильм, приходится заручаться рекомендациями проверенных друзей с одинаковыми вкусами, т.к. дурацкий фильм длинной в 2 часа очень расстраивает именно из-за потерянного времени:)