Топ 7 фильмов для духовного развития

Привет! Приближаются праздники, и многие из вас, устав от зимы, наверняка будут проводить время на природе. И это просто прекрасно и замечательно! Но кто-то в свободное время захочет посмотреть какое-нибудь кино. И, чтобы просмотр не прошел для вас впустую, а имел пользу для вашего духовного развития, я подготовил для вас ТОП-7 своих любимых художественных фильмов о духовных поисках, просветлении и самореализации.

Я сделаю обзор каждого фильма. Но, так как это будут фильмы духовной, эзотерической тематики, я постараюсь больше делать акцент именно на том, какую духовную работу они провоцируют, а не на художественных особенностях данных картин. Хотя, должен сказать, что именно в последнем отношении все нижеприведенные фильмы являются выдающимися.

Конечно, все, что вы прочитаете далее — это только мое субъективное мнение. Это выражение само по себе нонсенс, потому что наши мнения всегда субъективны. Но, тем не менее, я это пишу затем, чтобы предупредить, что ваши впечатления смогут сильно отличаться от моих. Не привязывайтесь к моим словам. Может, вы увидите в этих фильмах то, чего не увидел я, и мне будет очень интересно узнать ваши впечатления в комментариях.

Итак, начну по порядку, двигаясь к своему самому любимому фильму из этой тематики. Напоминаю, все фильмы не документальные, а художественные, несмотря на то, что некоторые из них описывают жизнь реальных людей.

7 Место – Мирный воин

Рассматриваемая традиция: философия Mindfulness/Наследие восточных практик

Цитата: «Где ты, Дэн? – Здесь. – Какое время? – Сейчас. Кто ты? – Этот момент».

Фильм рассказывает о талантливом, самонадеянном и успешном гимнасте, которому все дается легко. У него есть блестящие перспективы спортивной карьеры, девушки, машины и деньги. Но он попадает в аварию и получает серьезную травму. Все его надежды и перспективы в один миг рушатся. Травма не позволяет ему вернуться в спорт.
Но он встречает загадочного учителя, который переворачивает все его представления не только о спорте, но и о жизни.

Философия фильма — это «здесь и сейчас». Нет, это вовсе не значит забыть обо всем и не думать о завтрашнем дне. Это не синоним фразы «после меня хоть потоп». Все наши страхи, тревоги, сомнения – это только плод мыслей о будущем или мыслей о прошлом. Если мы концентрируемся на моменте «здесь и сейчас», то все эти страхи рассеиваются как облака в жаркую погоду. Этот подход обнаружил свою эффективность в избавлении от тревоги, депрессии и просто в плане повышения качества жизни. А в этом фильме показывается применение этого принципа в отношении спортивных успехов.

Конечно, в этом подходе нет ничего революционного. Последнее время он получил известность благодаря западным писателям, например, Экхарту Толле. Но все это просто наследие древних как мир философских учений и практик, в том числе восточных. В современном мире люди с настороженностью относятся к религии и эзотерике. И они охотнее слушают современного белого европейца, чем лысого монаха или длинноволосого йога из Гималаев. Хотя все эти люди могут рассказать им одно и то же. И в этом нет ничего плохого. Это даже хорошо, что древние техники медитации пробивают себе дорогу на запад через светских популяризаторов. Разным людям требуется по-разному объяснять значение древних истин, только тогда эти истины расцветут в их сердцах. Об этом я еще расскажу в обзоре следующего фильма.

Фильм Мирный воин говорит о том, как важно быть здесь и сейчас, отринуть свои ожидания о том, каким должно быть будущее, отказаться от своей гордой заносчивости, привычных представлений и смело, с открытым ко всему сердцем двигаться в потоке реальности.

6 Место – Последнее искушение Христа

Рассматриваемая традиция: Христианство

Цитата: «Если бы я был огнем, я бы жег. Если бы я был дровосеком, я бы рубил. Но я — сердце, потому я люблю. И это все, что я могу делать».

Прекрасная картина Мартина Скорсезе, который получил много критики со стороны христианских организаций, так как сюжет, который лежит в основе фильма, не соответствует каноническому жизнеописанию Иисуса Христа. Но, на мой взгляд, смысл этого фильма, также как и других подобных произведений искусства — это не сеять крамолу, не расшатывать авторитет Священного Писания, а продемонстрировать сокровенную суть христианского учения, которая лежит по ту строну догмы и традиций.

Есть такое выражение «Нужно смотреть не на палец, который показывает на Луну, а на саму Луну». По-моему, оно исторически относилось к учению Будды и было адресовано тем людям, которые слишком сильно привязываются к словам, к концептуальным и традиционным аспектам учения и при этом забывали то, о чем, собственно, было это учение.

Многие христианские (и не только) богословские споры, на мой взгляд, сводились к обсуждению того, каким был этот палец: длинным или коротким, гладким или морщинистым. Ладно бы это ограничивалось безобидными религиозными диспутами. Но нет! Из-за того, что одни люди были убеждены, что палец был изогнутый, их, бывало, пытали и убивали те, кто считал, что палец был прямой. А уж тех, кто думал, что пальцев было несколько или, что они вовсе не принадлежали одному определенному человеку, с теми поступали самым жестоким образом. Мало того, что это породило много недопонимания и жестокости среди людей, самое главное, что в пылу всех этих споров они забывали смотреть на Луну, на которую указывал этот палец, будь он хоть трижды изогнутый!

И фильм «Последнее Искушение Христа», представляя свою версию Библейских событий, расходится с догмой церкви (палец), тем самым напоминая нам о самой сокровенной сущности христианства (Луна), которую картина оставляет незатронутой. Каким бы ни был Христос, что бы ни привело его на крест, важно, что он открыл миру замечательное учение, суть которого есть Любовь и ничего кроме Любви!

Конечно, церковные инстанции настаивают на том, что все, что написано в той версии Писания, которая дошла до наших дней, есть чистая правда, не подлежащая сомнению. Но в фильме делается предположение о том, что определенные слова были сказаны для определенных людей только для того, чтобы пробудить в них веру, наставить их на истинный путь. Но это не значит, что они были полностью правдивыми.

Конечно, наличие таких «уловок» идет вразрез с христианской традицией. Но, если мы посмотрим на восточные религии, то там с этим все намного проще. В санскрите даже есть специальный термин «упайя», что переводится как «искусное средство». Например, Будда для того, чтобы привести людей к избавлению от страдания, мог говорить им совершенно разные вещи, в зависимости от типа этих людей. Кто-то мог встать на праведный путь, только услышав об удивительных чудесах святых. А кому-то необходимо было получить безупречное логическое, философское обоснование положений веры. И это вовсе не значит, что чудеса действительно происходили. Просто рассказы о них открывают врата праведности для многих людей, до которых по-другому не достучаться. Это и есть «искусное средство».

Некоторые последователи буддизма так прямо и говорят: «Буддизм – это ложь». И это не является крамолой. Потому что само учение – это просто набор слов и концепций, а личный религиозный опыт каждого человека является его сокровенным сокровищем, неподвластным языку и умозрительным идеям.

Может и нашей христианской традиции есть чему поучиться у такого подхода? В общем, постарайтесь воспринимать фильм «Последнее Искушение Христа» не как наглый вызов догме и привычным представлениям, а как возможность вновь вспомнить о любви, сострадании, доброте, которые являются главными ценностями христианского учения, безотносительно того, как разворачивались события, предшествовавшие рождению этого учения. Спросите себя, если бы Христос не воскрес, если бы он не был сыном Божьим, разве эти ценности тогда обесценились? Быть может, наоборот, они бы приобрели ценность для многих атеистов и агностиков, которые отвергают учение со всеми его ценностями только из-за того, что оно содержит обязательный аспект веры в сверхъестественное? Как вы считаете?

Я не говорю, что мы должны убрать концепцию Бога из христианства. Я говорю просто о более терпимом отношении к тем, кто имеет свое мнение о библейских событиях. Может, разные пути приведут разных людей к одному Богу?

И если какие-то сцены фильма задевают струны вашей души и вы ощущаете, что ваши чувства оскорблены, загляните внутрь себя. И спросите себя, откуда идет эта обида? Идет ли она от Любви или она является симптомом гордыни, чувства собственной правоты и гипертрофированного сознания своего «Я» со всеми его взглядами и убеждениями?

5 Место – Человек с Земли

Рассматриваемые традиции: христианство/буддизм

Цитата: «Я воспитан на Торе, моя жена на Коране, мой старший сын атеист, младший саентолог, а дочь изучает индуизм. У меня в гостиной могут разворачиваться священные войны! Но мы следуем правилу, живи и дай жить другим».

Очень интересный и интригующий фильм, построенный практически на одних диалогах. При всем при этом он держит зрителя в напряжении до самого конца. Фильм можно назвать фантастическим. И взгляд на христианство, который мы можем увидеть в фильме, тоже достаточно фантастический. Наверное, в силу такого уж очень оторванного от реальности описания христианской доктрины фильм не стал таким скандальным, как картина Скорсезе, которую я рассмотрел выше. Тем не менее, «Человек с Земли» содержит ряд очень интересных идей о сущности христианства о его преломлении в истории человечества.

Целью хорошей, качественной фантастики, будь это проза или кинематограф, не является просто изображение совершенно небывалых и фантастических обстоятельств. Изображения будущего, невиданных возможностей техники и человека фантастический жанр использует как средство для того, чтобы обратиться к проблемам настоящего.

4 Место – Самсара (2001)

Рассматриваемая традиция: буддизм

Цитата: «Скажи мне, что более важно? Удовлетворять тысячу желаний или победить только одно»?
(В скобках указан год, так как есть два известных фильма с таким названием.)

Очень красивый фильм о монахе из Ладакха, который мечется между «греховной» мирской жизнью и праведным монастырским существованием. (Ладакх – горный регион в Индии, в котором распространен буддизм).

На мой взгляд, фильм демонстрирует то, как потакание одному пороку рождает пороки другие. Если человек не может держать в узде свою похоть, то часто ему приходится и лгать, чтобы скрыть действия, порожденные этим пороком. Негативные результаты действий накапливаются как снежный ком, и человек в итоге полностью капитулирует перед своими желаниями, становясь их узником. И может, намного легче победить одно желание, чем всю жизнь удовлетворять тысячу желаний и никогда не доходить до полного удовлетворения?

Фильм очень хороший и я всем его рекомендую. Воздержусь от своих интерпретаций концовки, так как я не уверен, что понял ее. Было бы замечательно, если бы вы поделились своим мнением в комментариях относительно того, что произошло в конце этого фильма. Что именно понял Таши?

3 Место – Дзен (Zen) (2009)

Рассматриваемая традиция: дзен-буддизм/Духовный путь вне учений

Цитата: «Глаза по горизонтали, нос по вертикали…»

Прекрасный, очень красивый японский фильм о жизни патриарха дзен Догена.

Картина очень хорошо раскрывает особенности учения дзен, главная из которых заключается в том, что никакого учения, собственно, нет. Все, что мы знаем о дзен из книг и слов — ложь. Основная духовная идея фильма, которая мне очень близка, заключается в следующем:

«Глаза (располагаются) по горизонтали, нос (располагается) по вертикали».

К этому, собственно, больше нечего добавить. Смотрите кино, очень рекомендую.

2 Место – Сиддхартха

Рассматриваемая традиция: Буддизм/Духовный путь вне учений

Цитаты (некоторые из них взяты из книги): «Знание можно передать, мудрость же — никогда. Её можно найти, ею можно жить, ее можно сделать своим парусом, ею можно творить чудеса, но облечь ее в слова, научить ей кого-либо невозможно».

«По поводу каждой истины можно сказать нечто совершенно противоположное ей, и оно будет одинаково верно».

Будда: «Ты умен, мой друг, и умно умеешь говорить! Остерегайся, однако, чрезмерного умствования».

«Со скрытой улыбкой, тихо, спокойно, напоминая здоровое дитя, шел вперед Будда, нося свое одеяние и ставя ногу так же, как все его монахи, по точно предписанным правилам. Но лицо его и походка, его тихо опущенный взор, его тихо свисающая рука и даже каждый палец на этой тихо опущенной руке дышали миром, дышали совершенством. В них не чувствовалось никаких исканий, никакой подражательности, от них веяло кроткой, неувядаемой безмятежностью, неугасаемым светом, ненарушимым миром».
«Не в мнениях дело, каковы бы они ни были – прекрасны или безобразны, умны или нелепы, каждый волен соглашаться с ними или отвергать их. Но учение, которое ты слышал от меня, не мнение, и не в том его цепь, чтобы объяснить мир для людей любознательных. Его цель иная – искупление, избавление от страданий. Бот чему учит Гаутама – и ничему иному».

Прекрасная экранизация одноименного произведения писателя Германа Гессе. Одна из немногих экранизаций, которые очень приятно и интересно смотреть даже после прочтения книги. Фильм рассказывает о духовном пути юноши, затем мужчины, позже старца, Сиддхартхи. Его искания напоминают путь его тезки Сиддхартхи Гаутамы, исторического Будды.

Подобно ему, Сиддхартха пытается принимать учения индийских мудрецов, практиковать предложенные ими методы избавления от страдания и смерти, чтобы, в конце концов, отвергнуть эти учения. Он постится и голодает, но не находит в этом спасения. Он пытается уничтожить свое Эго, отрицая окружающий мир, как покров Майи, иллюзии. Но и это не приносит вожделенного покоя. Наш вымышленный Сиддхартха отказывается стать учеником даже Сиддхартхи-Будды, понимая, что учение Гаутамы – это всего лишь набор слов и концепций, тогда как опыт просветления Будды принципиально невыразим. Сам он, Сиддхартха, должен стремиться к этому опыту, а не искать «идеального» учения. Он ищет свой собственный путь, более того, сам становится путем, проводником учения вне учений для самого себя.

Фильм очень красивый. Прекрасная операторская работа. Картина очень лаконично, но при этом емко передает главную идею книги Гессе: «не существует совершенного учения, все учения ложные, так как не могут передать тот сокровенный опыт, который лежал в их основе. Человек должен сам искать истину в своем сердце. Истина покоится перед ним, она окутывает его и проникает в него. Истина и путь неотделимы от реального мира, они и есть этот мир. И к этому миру больше нечего добавить. То, что есть, то есть. То чего нет, того нет. Глаза по вертикали, а нос по горизонтали. Вот и все. А слова – это просто слова».

Эта истина также не является оригинальной: о ней говорил и Будда, и мистики суфии, и индийские йоги… Но, тем не менее, люди по прежнему пытаются отыскать совершенное, единственно верное учение, которое даст ответы на их вопросы.

«Сиддхартха», фильм и книга, выражают и мое личное отношение к буддизму. Для меня Будда (также как Иисус) является скорее примером развития выдающихся способностей, феноменального сострадания, неземной любви, чем автором стройного и логичного учения о страдании и избавлении от страдания. Это живой пример того, чем может стать абсолютно каждый человек. Будда, а не его учение (как и многие другие пророки и святые древности) и есть истина и есть путь. Это больше вдохновение, мотивация, свидетельство небывалых возможностей человека, чем свод правил и предписаний, выраженных в учении буддизма. Будда – это луна, а его учение – это палец. Один из многих.

1 Место – Я – Бог (Naan Kadavul)

Рассматриваемая традиция: Индуизм/Радикальный шиваизм (Агхора)

Цитаты: «Смерть – это наказание, которое я воздаю тем, кто не заслуживает жизни! Смерть – это благо, которое я ниспосылаю тем, кто не способен жить!»

Мне всегда было интересно, почему индийские фильмы наполнены такими яркими красками, гиперболизированными эмоциями, наивными и радостными персонажами, веселыми песнями и танцами. После того, как я пожил в Индии, я ближе приблизился к этому пониманию. Если погулять по улицам Дели или Варанаси, то можно увидеть, что индийская реальность достаточно сурова для многих индийцев. На улицах можно лицезреть множество безобразных калек, грязных нищих, трупы и человеческие кости.

Эта та сторона реальности, которая скрыта от западного человека завесой социальной чистоты, общественных ритуалов и норм. Для европейца смерть, болезни, нищета и человеческое страдание – это как будто иная реальность. А для многих индийцев – это и есть реальная жизнь. И индиец находит отдохновение от этой жизни в радостных и безмятежных индийских картинах. Мы можем смеяться над наивностью этих фильмов на Западе, но нужно понимать, что это зеркальное отражение не очень радостных социальных реалий.

Индийский, точнее, тамильский фильм «Naan Kadaval» («Я – Бог») является представителем совершенно иного течения в индийском кино. Несмотря на то, что песни и танцы там присутствуют, он отражает суровую и мрачную сторону индийской реальности такой, какая она есть. Я не могу назвать этот фильм очень жестоким, но, тем не менее, если у вас очень чувствительная психика и вы с большим трудом переносите картины человеческого страдания, вид несчастных калек, то просто готовьтесь получить не самые приятные эмоции. Я не говорю «не смотреть», мне кажется, просмотр такого кино может быть полезен. Фильм произвел неизгладимое впечатление на меня, более сильное, чем все остальные картины в этом списке, поэтому я поместил его на первое место.

В основе сюжета лежит история об отце, который давным-давно оставил своего сына в священном Варанаси. Он возвращается в этот город, чтобы повидать уже взрослого сына. Но, к его ужасу, сын стал Агхори. Агхора – это течение радикального шиваизма, ответвление индуизма. Наверное, религия индуизма ассоциируется у многих с жизнерадостными кришнаитами, с развеселыми танцами, с благочестивыми запретами, в том числе, запретом на употребление в пищу мяса. На самом деле – это очень многогранное течение.

Вегетарианство? Агхори не то, что употребляют мясо, они едят сырую человеческую плоть. Благочестие и воздержание? Агхори принимают наркотики в целях духовного роста. А чтобы воздерживаться от секса, они во время обряда посвящения ломают себе половые органы. Веселые танцы? Агхори медитируют на кладбище, сидя верхом на мертвых телах. (Не беспокойтесь, этих сцен в фильме нет).

Но это не черные маги, не злобные жрецы. Они стремятся к свету через тьму и берут на себя очень большую часть человеческих страданий, выполняя свою роль во имя Бога. Об этом, на мой взгляд, фильм «Я — БОГ».

Он рассказывает о том, что разные люди выполняют разную работу Бога. Не всем предначертано судьбой сеять любовь в сердцах людей, кто-то должен выполнять «грязную работу» Бога. И чтобы ее делать, такой человек обязан вселять страх в окружающих, порвать все привязанности, иначе он не сможет выполнять свою миссию.

Когда я начал смотреть этот фильм, я не понимал действий главного героя. Он не походил на обычного, любящего святого. Он жестоко говорил со своими родными, медитировал в каких-то развалинах. Но под конец фильма приходит понимание, что у Бога был свой замысел для него. Он должен был выполнять свою работу. И только он мог ее выполнить, а не какой-нибудь мирный и добрый странствующий монах…

Для тех, кто решит посмотреть, вопрос на засыпку: что случилось с телом торговца нищими из Кералы? Почему тело не смогли найти? Пишите в комментариях=)

Мой рейтинг кончился не на самом позитивном фильме. Но это список фильмов для духовного развития. Последнее иногда подразумевает крушение воздушных замков, в которых многие из нас живут, дабы отгородиться от человеческого страдания. Осознание мимолетности человеческой жизни, понимание страданий, как мы знаем из истории, может стать основой для великих духовных перемен.

Я искренне желаю вам получить пользу из просмотра этих фильмов. Многих из вас они заставят задуматься. А кому-то помогут начать менять свою жизнь.

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

115 комментариев

  • Думаю теперь, хорошо, что я его не смогла досмотреть до конца, наверное, свихнулась бы…

  • Действительно это так. Но я думаю, что если бы все медитировали, проблем все же стало бы меньше. Все таки сконцентрированное, ясное внимание — это основа духовного развития. Хотя, конечно же, всех бы от страданий это не излечило.

  • Спасибо большое за развернутый ответ, стало понятно. Просто мне было показалось, что если бы все медитировали, то во всём мире проблем было бы намного меньше, но получается, что просто «заставить» всех медитировать недостаточно, и у каждого свой тернистый путь к истине 🙂

  • Таши испугался искушения от множества желаний и решил вернуться и подавить 1но,но если б не его жена,он бы не осознал,что дхарма-это любовь,любовь ко всему,что нас окружает,ведь сейчас это всё так,как есть сейчас)
    Поиск дхармы,не дает увидеть,то что есть сейчас в этот миг.Его учителем оказалась Жена(на месте жены могло оказаться,что угодно и кто угодно),которая помогла ему получить просветления.
    В Сиддхартхе перерправщик помог ему просветлению,а переправщику река.

  • Спасибо большое, Юлия за такой хороший и подробный отзыв. Не всегда отдаешь себе отчет, какое впечатление производит моя работа, но такие комменты воодушевляют и придают сил для дальнейшей работы!

    Спасибо!

  • Персонаж Сиддхартхи Гессе — это отчасти художественное воплощение Сиддхартхи Гаутамы, Будды. Будда говорил, что медитация — это мощный инструмент, но просто сидеть в позе медитации недостаточно, чтобы избавиться от страдания и обрести гармонию. Нужно также использовать этот инструмент, чтобы познать истину, реальность. Я с этим полностью согласен.

    Тем более пока не поживешь сам в грехе, трудно осознать сколько на самом деле это приносит страдания. Недостаточно кому-то поверить на слово.

    В конце пути он медитирует на реальность, понимая, что вот она истина, то что его окружает. Истина не в учении, не в философских концепциях (поэтому Будда ему говорит: избегай умствования), а вот она здесь и сейчас в реке, в деревьях, в дыхании. То что есть, есть, то чего нет — нет. Вот и все.

    Важно понимать, что путь Сиддхартхи не является путем каждого человека. Кто-то подобно Будде или Сиддхартхе Гессе может найти истину в себе. Кому-то нужны учителя и учения.

  • Спасибо за рекомендации! У меня вопрос по книге Сиддхартха Германа Гессе, хотелось бы разобраться. Там ведь герой с детства был знаком с медитацией, и практиковал её. Почему же он в итоге не пришел к гармонии, и ему понадобилось пожить значительное время в миру и грехе, чтобы всё осознать? И в конце своего пути он всё время медитирует на реку, что ли?

  • Посмотрела фильм «Мирный воин»(первым по списку осилила:). С художественной точки зрения фильм в первые минуты не понравился.) Такой американский стиль, немного напыщенный, не совсем мне по душе. Но где-то с середины, начала записывать фразы Сократа, не хотелось упустить ни слова, каждая его мысль как драгоценный камень для человека, который только стал на путь «истинный».) Думаю, буду пересматривать его именно из-за этих мудростей, сразу все не запомнить, нужно постепенно переварить.
    (Сейчас исповедь пойдет:D)
    Меня кстати, Юля зовут, мне 18 лет, и до недавних пор я сумела до такой степени накрутить себя своими страхами и тревогами, что дальше уже просто некуда. Я всячески огородила себя даже от махоньких «раздражителей» моего спокойствия, фактически, поселила себя в кокон. Это состояние чуть-чуть можно оправдать тем, что я не так давно живу в Германии(3 года).
    Здесь конечно же совершенно другой мир, в котором нелегко адаптироваться. Материальные блага, которые тут появились, совершенно не осчастливили меня. Душу я запустила. Все время какие-то истерики, с которыми не могла справляться, негативные мысли, лень, скука . Но стоит заметить, до 15 лет, когда я жила в Кишиневе, тоже было много со мной проблем. Но сейчас не об этом.
    В мае месяце, когда на дворе весна, настроение у меня само по себе улучшилось, и я решила поискать новую для себя музыку, в поисковике набрала что-то про вкус, разные направления и.т.п. Первая ссылка, которая вышла в гуугле, была ваша статья: «Как развить музыкальный вкус и как правильно слушать музыку». «Хмм… Не совсем то, что мне надо»- подумала я, так как в своём вкусе была уверена, да и умела вроде слушать, и разбиралась даже.) Но от любопытства(что же он там все-так под хорошим вкусом подразумевает?:) я зашла почитать!
    Могу сказать, что ни капли не пожалела. Я приобрела больше, чем искала. Мне сразу понравился ваш стиль. Вы так доходчиво, без громких фраз, но с хорошим знанием дела наполнили эту статью, охватили так много нюансов. Мне, как очень нетерпеливому читателю, было очень интересно:(это успех:D) Признаюсь честно, не слушаю каждую неделю новый альбом, но всё же стараюсь открывать неизвестных исполнителей и расширять рамки своего сознания.
    И всё же к делу).
    Со мной редко случалось, чтобы так увлекла какая-то случайная статья! Я решила, что останавливаться ни в коем случае нельзя) и пошла дальше изучать сайт. Поняла, что он о саморазвитии, обрадовалась. Правда, сразу успоколила себя, так как в последнее время, я пыталась не сильно загораться, чтобы потом в который раз не разочаровываться. Но с первой же вашей статьи, я для себя подчеркнула, что ваш подход очень комфортен для меня и интересен.
    Хуух. Я решила начать этот путь. Мне понравилось, что есть несколько шагов . Сразу все не читала, постепенно взялась за дело. Начала медитировать, контролировать эмоции.
    «Я — это не набор моих негативных качеств. Это все можно контролировать.»
    Боже, это же так просто! Но раньше мне никто не говорил это! Почему? Всю жизнь эмоции меня подавляли, управляли, я руководствовалась только полагаясь на них. Какая ошибка…

    Статья про тонкую душевную организацию очень насмешила.)) Но только я давно для себя поняла, что весь этот психоз творческой личности, ни разу не подтверждает наличие у меня таланта, он просто рушит мою жизнь. Хорошо, что осознала.
    И вот уже неделю я изучаю статьи, но мне кажется, будто намного дольше.
    Я контролирую себя, я не поддаюсь сиюминутным перепадам в настроении. Мне стало легче, мне стало понятнее все вокруг. Это удивительно! Конечно, во мне еще таиться страх, что так идеально протекать вся жизнь не может, и когда-то я опять начну накручивать себя. Но надеюсь, пока медитирую, читаю вас — это не произойдет.))
    И чуть-чуть пафоса.
    Для меня, Вы — тот Сократ, мирный воин.) Открываете глаза на удивительные истины. Объясняете, учите. Спасибо вам огромное.
    «Высшая цель — служить другим.»
    Ваша служба — бесконечно помогла мне, верю, что и многим другим.
    Всего неделя, а я как будто другой человек. Не буду останавливаться, и вы пожалуйста тоже не останавливайтесь.
    Все вперед) На пути к счастью, к гармонии!

  • Николай, здраствуйте!
    То что он его съел становится понятно сразу, если чуток изучить культ агхори) А вы встречали агхори?

  • Дмитрий, верно!

    Может и нереально, но это кино.

    Во-первых тело не нашли.
    Во-вторых садху в храме говорили, что он ничего не ест.
    В-третьих агхори едят людей
    В-четвертых он сам это говорит, только запикивается. Тот кто понимает тамильский может прочитать по губам=)

  • Есть вариант, что съел, но мне кажется, что это нереально физически.

  • Дмитрий, может быть, но не совсем. В фильме дается несколько подсказок=) И прямо говориться один раз, только «запикивается»=)

  • Вероятней всего с телом торговца произошло тоже, что и с телом слепой женщины, только если ее он избавил от перерождений, то с торговцем — наоборот, был совершен какой-то обратный ритуал. Ведь ОН — БОГ как раз и говорил, что он определяет кому что.

  • Я — БОГ, посмотрел кто? В конце обзора этого фильма я подготовил для вас вопрос. Кто ответит — молодец=)

  • Упс=)) Извиняюсь=) Но с точки зрения дзен вовсе не спойлер. Так как смерть неизбежна. Узнать, что кто-то умрет — вовсе не шокирующая новость=))))))))))))

  • Евгения, спасибо. Когда я смотрел этот фильм, у меня никакого определенного мнения не сложилось. Хотя я склонялся к тому, что в принципе, не обязательно уходить в монастырь, бросая свою семью, мудрость и просветление можно реализовать и в обычной мирской жизни.=)

  • Мне так кажется, что каждое событие (в т ч фильм) отражается в нас в зависимости от того, какой урок мы проходим в данный момент, то есть оно сверкает одной из своих граней в душе каждого. Поэтому наверное нет «правильной» интерпретации концовки «Самсары». Очень жаль, что вы, Николай, не поделились вашими собственными взглядами о том, что же понял Таши.
    Лично меня очень поразила мудрость мирских персонажей и то, как четко прослеживается тема «отдавать, чтобы получать». Ведь если присмотреться, все беды и страдания навалились на него, как только он начал хотеть иметь больше, отдавая столько же, а то и меньше. Тот хрупкий баланс, уклад, отточенный веками, порушился буквально за считанные годы.
    В свете этих размышлений, как же прекрасно иллюстрирована иллюзорность чувства несправедливости! В одной из ваших статей, вы говорили об этом. Но одно дело — прочитать, другое — прочувствовать…
    Спасибоза наводку, очень впечатляющая подборка:)

  • Спасибо, действительно неплохой минимал, надо будет вслушаться)

    Кстати да, девочка та же играет, что интересно ей очень подошли обе роли, будто играет одну на 2 фильма, что собственно еще больше делает их похожими.

  • Ох, спасибо, Николай, за такую оценку. Рада, что разделили мои мысли. П.с. исправила «не в реке, а в море», но не суть))) И да, статья оказалась полезной для меня. Спасибо, что Вы есть!!!

  • Спасибо, Александра! Да, это очень хорошее толкование. Каких я только не читал мнений об этом фильме, в т.ч. на англоязычных сайтах, ваше единственное, которое раскрывает связь метафоры про каплю и проводит связь между ней и опытом Таши. Да, я думаю, ваша интерпритация ближе всего. Конечно, на мой взгляд.

  • Что именно понял Таши? По моему мнению, он перестал отождествлять себя с какой-либо формой. Слова его жены «так мог поступить только мужчина» говорят о том, что человек, достигший просветления не будет идентифицировать себя ни с полом, ни с расой, ни с возрастом и т.д. Надпись на камне о капле раскрыла суть — мы все одно целое и пытаясь спасти себя одного, ты все равно потерпишь поражение. Спасение только в понимании единства (для капли — в реке). От сюда трансформация сознания — просветление — освобождение от страданий. Ну и вывод — к этому можно прийти в любом месте, при любых условиях, независимо ни от чего.

  • Спасибо за подборку, Кстати еще хороший фильм «Перед классом». Там говорится о человеке, который стал учителем года, несмотря на то что у него синдром Туретта.

  • Здравствуйте!

    Просто не знал, что это называется «слоу-лайф». А так у меня есть пара статей на эту тему.

    Например, как справиться со скукой, как правильно отдыхать во время отпуска.

    Также эта тема прослеживается в статье про музыку и что дала мне медитация=)

  • Гульнара, спасибо! Посмотрю Баб’Азиз. Так как не знаю фильмов этой тематике, было бы интересно посмотреть=)

  • Извини, Николай, у меня просто есть хороший друг Сергей Перов, я и описался.
    А еще здорово было бы почитать статьи про слоу лайф, медленный и неспешный стиль жизни. На эту тему вообще не так много статей в интернете, да и те что есть — либо идентичные копии друг друга либо та же статья но своими словами. Я заметил что люди проявляют интерес к данной тематике, но материала в сети очень мало. Мне кажется один из способов прийти к слоулайфу — через ежедневные медитации + некоторая доля волевых усилий.

    Да и вообще интересна тема, почему люди по разному реагируют на жизненные ситуации (у меня есть приятель с работы — флегматик, и он всегда спокоен. я его спрашивал даже: «как ты можешь быть предельно спокоен в такой ситуации?»), всегда восхищался флегматиками, да и что уж греха таить, сам хочу таким стать, да и вообще это по началу являлась одной из причиной почему я вообще решил начать медитировать.

  • Благодаря статье о музыке стал слушать другие направления, полюбил джаз, внял советам: «учитесь слушать медленные вещи». Сколько себя помню постоянно слушал тяжелую музыку, ежедневно по дороге на работу и обратно, куда бы не шел — в ушах плеер а там тяжелая музыка =) Видимо это оказывало какое то влияние на мой характер и я постоянно всюду спешил, был более раздражительным и тп и тд.

  • Можете посоветовать фильм для духовного развития с Исламской/восточной тематикой? Баб’Азиз уже смотрела.

  • Мне очень понравилась концовка, очень хорошо сыграна и берет за душу

    — Учитель умер
    — (сквозь слезы) Продолжайте медитацию!

  • Владимир, спасибо! Ангулимала 2003 посмотрю=)

    Весна, лето, осень, зима — смотрел, сначала даже думал включить в список, потом передумал, поняв, что писать о нем нечего=) Не оставил он во мне следа никакого. Хотя, вероятно, я его просто не понял.=)

  • Спасибо за советы=)

    Трасса 60, да, хороший, совсем про него забыл. Там вроде та же самая девочка снимается, что в мирном войне.

    Со своей стороны могу порекомендовать также хороший синтезаторный альбом 80-х (с вокалом), стиль minimal wave

    Oppenheimer Analysis — New Mexico

  • Вита, спасибо! Согласен, да, похожую мораль я также вынес из фильма. В картине не просто так показывается, что Таши практиковал радикальные методы, например, медитировал несколько дней в пещере. Вроде как это не гарантирует просветления или высокодуховной жизни без правильной мотивации, развития мудрости и сострадания.=)

  • Здравствуйте! Меня зовут Николай!=)

    Спасибо за ваш отзыв, мне очень приятно=) Но не понимаю, зачем раздел вопрос ответ. Вопрос про медитацию, например, вы можете задать под статьей про медитацию и т.п=)

  • Глаза по горизонтале, нос по вертикали… Красивый фильм «Дзен» и язык японский очень интересный.) Еще фраза с фильма «В таком случае мы выпьем вареной воды и будет медитировать» вот это я понимаю веселые ребята.)))

  • Хмм… Возможно. Признаюсь что палийский канон я не изучал, хотя до знакомства с дзен-буддизмом считал что тхеравада это то учение в которое мне стоит углубиться 🙂 Насколько я знаком с биографией, то думаю что по достижению просветления Будда до самой сметри странствовал по Индии в окружении последователей, распространяя свое учение. Конечно же не берусь утверждать, так как для меня это собирательный образ из множества не документальных источников.

    Только что посмотрел Сиддхартха 1972. Удивляюсь своей памяти. Лет пять назад читал книгу Германа Гессе, а сейчас глядя фильм вспоминаю лишь крупицы от сюжета. Наверное интересно будет перечитать, увидеть теперешним взглядом.

    Хотелось бы порекомендовать пару фильмов от себя.

    Ангулимала 2003 — порой тяжелый фильм, но познавательный. После просмотра захотелось отдельно поинтересоваться о главном герое. Образ наглядно показывает фанатизм, заблуждение и к чему это приводит… И ведь, в субъективной реальности реальности фанатика он прав, он действует на основе своих рассуждений, даже желая освобождения от страданий всем своим жертвам. Увы, мы тоже не всегда можем совладать со своим эго, и не пытаемся отстранено посмотреть на свое поведение.

    И картины Ким Ки Дука. Довольно широко известный фильм — Весна, лето, осень, зима… и снова весна. Есть о чем подумать, особенно многозначительная концовка, это отдельная тема 🙂 И «Пустой дом» немногословная история странного «преступника». Фильмы отлично сняты, кроме сюжета радует еще и исполнение 🙂

  • Здравствуйте.) Вчера посмотрел «Последнее искушение Христа» очень фильм мне понравился.) На мой взгляд Скорсезе хорошо удалось передать саму суть учений Христа «Возлюби ближнего своего как самого себя» вот именно этого не хватает нам сегодня, любви.
    «Мирный Воин» смотрел год назад, тоже фильм отличный, оставил сильные впечатления после просмотра, хорошо показывает как вера и дух берут верх над телесной немощью и психологическими барьерами.

  • Спасибо за подборку, Николай!
    Некоторые фильмы видел и даже пересматривал по нескольку раз)
    Хочу порекомендовать очень даже отличный фильм Трасса 60, его я так же несколько раз пересматривал) по стилю очень похож на Мирного Воина, позитивный и одновременно дающий хорошую пищу для размышлений.
    Кстати давно хотел предложить вам написать статью, схожую с вашей музыкальной- «зачем смотреть фильмы, как могут помочь фильмы, какие фильмы лучше всего смотреть, как выбирать и т.д.»
    Хоть темы и схожи на первый взгляд, но все же очень много полезного об этом можно написать.

    Еще из музыки хотел вам предложить такой жанр Synthwave. Синтезатор, стиль 80-ых.
    В последнее время я его достаточно часто слушаю. Бывает, что даже 1 трек может вызвать целое разнообразие эмоций.
    Вот несколько треков для ознакомления.

    mpmsoundtracks — Automatic Transmission
    SelloRekT /LA Dreams — Noir Dark City
    Jan Hammer — Crockett’s Theme
    miami nights 1984- ocean drive
    futurecop! nasa
    flashworx- futurusima
    Vanguard — Apollo
    Power Glove — Telecom

  • Добрый день, Николай. Спасибо за фильмы, два из них я уже смотрела ранние. А сегодня посмотрела «Самсара», очень понравился фильм. Что поняла я для себе с этого фильма.
    Первое, это то, что искушения есть везде, не зависимо где вы живёте, в монастыре или мирской жизнью.
    Второе, что понял Таши. Изменив жене, под влиянием чувства вины и письма от свего наставника он решил сбежать в монастырь, но по дороге встретил свою жену. Она сказала, ему все, что чувствовала она и свой взгляд на учения Будды. Пока он медитировал и искал просветления (любовь, милосердие, доброта к ближнему и т.д), она давным давно практиковала в своей обычной жизни эти добродетели. И при всем хорошем к нему отношении, Таши бросает её и их ребёнка ночью, даже не попрощавшись, что только » мужчина» может так поступить, ведь мать не может бросить своё дитя. Ещё один урок для Таши, нельзя калечить судьбы блиских тебе людей и надо уметь нести ответственность, за тех кого мы приручили.

  • В первую очередь, от всей души, хочу выразить огромную благодарность Николаю за его труды, за его статьи и этот замечательный сайт, который стал пожалуй самым лучшим подарком на Новый 2015 Год (так как наткнулся на него как раз в новогодние каникулы). До этого на протяжении многих лет и пробуя различные техники из книг и интернета пытался понять причины своего состояния (чувства постоянной спешки и тревоги), все эти техники может и давали какой то эффект но не на долго, пока я не открыл для себя медитацию, благодаря данному сайту где все по полочкам толково написано (так как новичка обычно отпугивают различные термины типа мантры чакры и тп ).

    Очень было бы любопытно почитать статью — своеобразный топ книг. Их очень много и везде разные подходы,свои школы, интересно было бы подискутировать на данную тему.
    Сергей, а вы не хотите создать к примеру отдельный раздел Вопрос — Ответ, где можно было бы вам написать вопрос и ждать ответа, потому что не всегда в комментариях удобно задавать вопросы не по теме статьи?

    Еще раз спасибо за сайт и статьи, желаю успехов вам в вашем деле.

  • Спасибо большое, Николай! Обязательно посмотрю))

  • Спасибо, Владимир=) Да, интересное мнение=) Можно еще рассуждать так, что главный герой следовал крайностям: либо монастырь с его строгими запретами, либо жизнь мирянина со всеми мирскими страстями. Но есть «срединный путь» — это порядочная мирская жизнь согласно дхарме, которая тоже дает возможность для реализации…

    Кстати, что касается монолога жены, то Сиддхартха, согласно буддийскому канону, после обретения просветления вернулся к своей семье, подарил им учение и они достигли реализации, вроде…

    Но не значит, что это правда. Возможно, очередная упайя и в реальности Сиддхартхе пришлось чем-то пожертвовать ради спасения живых существ.

  • Да, забыл про этот фильм. Но я его смотрел давно и не очень хорошо помню, к тому же он очень популярный и наверное очень многие про него знают. Здесь я старался делиться фильмами, которые не такие известные. А так да, «глубина в глазах смотрящего», с точки зрения Дзен, каждый фильм — это фильм о Дзен=))

  • Приветствую, Николай! Спасибо за статью! Как всегда интересно почитать. Мне очень нравится твое стремление к объективной оценке, когда речь заходит про христианство, желание видеть суть учения за догмами на которых сосредоточено большинство. Не сомневаюсь что с удовольствием посмотрю предложенные фильмы, так как те что уже видел мне понравились.
    Отдельно хочется отметить Дзен 2009, этот фильм наглядно показал мне суть дзен-буддизма, как вижу его я 🙂 важность ключевых аспектов буддизма: благородных истин, восьмеричного пути, практики медитации… То что религиозные ритуалы и священные писания вторичны и при буквальном их понимании ведут к заблуждениям. Наверное, пора пересмотреть 🙂
    Что касается Самсара 2001, то тут тоже не могу сказать что на 100% понял монолог жены главного героя. Помню что она рассказала о том как Сиддхардха покинул свой дом отправившись за просветлением, оставив ее с ребенком (видимо это сравнение с их семьей) говорила о том что этот поступок не справедлив по отношению к ним, «так мог поступить только мужчина». Видимо это одна из тех ситуаций когда нельзя принять абсолютно верное решение, чем-то приходится жертвовать. «Если бы ты любил дхарму так же как меня, то достиг бы просветления в этой жизни» наверное речь о том что нужно выбирать, или путь порядочного мирянина или монашество, но наш герой пошел на поводу у своих страстей и в итоге не получилось ни то ни другое.

  • А как же Бойцовский клуб?)
    Хотя, при желании, можно в любом фильме найти глубину. Глубина в глазах смотрящего и т.д.

  • Давно уже не смотрела фильмы, как раз размышляла на тему, что можно посмотреть на выходных, и тут как всегда кстати статья))) Хорошо смотреть кино, когда заранее знаешь, что не потеряешь время впустую. Приму эти советы как маленький квест, чтоб потом поделится впечатлениями))) Книгу Сиддхартха читала, понравилась, интересно будет посмотреть экранизацию, об остальных фильмах узнала впервые. Из последнего, что я смотрела, стоящим был фильм «Полианна» про маленькую девочку, которая в любой ситуации задавалась вопросом «чему можно порадоваться?», может он не такой глубокий и серьезный, но поучительный светлый и добрый.

  • Как то не ожидал увидеть здесь подборку фильмов. Спасибо, обязательно посмотрю и постараюсь узнать «что понял Таши» ☺