Как развить интеллект. Упражнения и рекомендации

В этой статье я расскажу о том, как развить интеллект. Здесь пойдет речь о возможностях и потенциале нашего ума.

Но для начала хотелось бы развеять ряд заблуждений, распространенных мифов об интеллекте, прежде чем перейти непосредственно к практическим рекомендациям.

Считается то, что интеллектуальные способности, тип мышления(математико-аналитичекий склад ума, гуманитарный склад) даются от природы и далее определяются воспитанием и развитием в детстве, что задает основной фундамент для нашего типа мышления и уровня развития интеллекта в зрелом возрасте. Это отчасти верно, но только отчасти.

Мифы и заблуждения об интеллекте

Из этого вытекает ошибочная убежденность в том, что раз формирование разума и способностей мозга уже состоялось, то интеллект это вовсе не то за чем надо ухаживать, что необходимо тренировать и развивать. Это частный случай того о чем я говорит в статье можно ли себя изменить;, в которой я разоблачал известный миф о том что себя изменить нельзя. Только я говорил о характере и способностях вообще, но это также справедливо и отношении возможностей мозга.

Да, я согласен с тем, что нужно очень счастливое стечение обстоятельств, чтобы стать Эйнштейном: с одной стороны благоприятствующие становлению ума условия на уровне генома, с другой — правильное, с точки зрения формирования личности гения, воспитание и развитие способностей в детстве. Но я категорически не разделяю убеждения, касающегося того, что человек не способен развивать интеллект, коль уж его способности не получили нужного толчка в юном возрасте или не были даны от рождения.

Каждый из нас может достичь приемлемого уровня интеллектуальных качеств, нужно только приложить усилие и не опускать руки. Может показаться, что я где-то повторяюсь, но на самом деле я просто вновь возвращаюсь к принципу, который лежит в основе моей системы саморазвития: внутри каждого человека лежит потенциал и нужно лишь проявить силу воли и осознанность, чтобы его раскрыть.

Теперь поговорим о втором заблуждении. Если первый миф относится к людям чьи возможности ума не получили нужного развития, то следующий касается тех, кому удалось хорошо поспособствовать усилению некоторых качеств рассудка, людей умных и/или одаренных и которые считают себя таковыми. Для них в самом факте осознания собственных выдающихся способностей корениться некоторая опасность.

Может казаться, что коль скоро они располагают определенными качествами ума (математическими способностями умением разбираться в людях, формулировать сложные концепции, хорошей памятью и эрудицией), то остальные параметры мышления в развитии не нуждаются, так как эти люди, по их убеждению и так достигли пика своего умственного формирования.

Например кто-то думает что быть умным в какой-то одной области, значит быть умным вообще. Какие-то индивидуумы обладают большими познаниями в области гуманитарных наук, бегло умеют охватить мыслью основную идею какой-нибудь мудреной концепции, но испытывают сложность когда приходиться считать мелочь в магазине, а кто-то наоборот быстро решает математические задачи но теряется при анализе жизненных ситуаций или при оценке людей. Ум должен быть развит гармонично! Несбалансированное развитие интеллекта, подобно неравномерной тренировке мышц. Это все равно, что записаться в тренажерный зал и работать над развитием только мышц рук и в итоге превратиться в какое-то подобие орангутанга! Хорошая спортивная фигура требует сбалансированной проработки каждой из групп мышц, а чтобы этого достичь, необходимо знать какие группы мышц бывают и как нужно их тренировать.

Пользуясь такой аналогией, я буду говорить об интеллекте: опишу то из каких функциональных частей он состоит и как можно развивать каждую из них.

Секреты развития интеллекта

Меня один раз спросили совета: «Николай, посоветуйте мне способ развить интеллектуальные способности. С детства у меня какие-то проблемы с соображалкой, прочитал книгу (не помню точно автора а название припоминаю примерно) И. Иванова — Стань гением за несколько дней! — не помогло».

И ничего удивительного, подобная литература использует желание людей к поиску легких и быстрых путей в обход проверенных, но сложных. Так же как и не существует тренажера или таблетки, который сделает из тебя культуриста и заменит целый тренажерный зал(хоть и была во времена моего детства реклама таких чудо-тренажеров), также и не существует универсального метода повышения интеллект быстро и легко.

Лучший способ развивать мозг — это регулярно нагружать его при этом комплексно, а не одним каким-то упражнением (то же и справедливо для мышц). Эта мысль не блещет оригинальностью, более того она банальна и очевидна: нет лучшего способа улучшить состояние своего здоровья и физическую форму чем бросить вредные привычки и заняться спортом. Таким же образом лучшим толчком к развитию ума является использование его в разных комплексных задачах. Многие это прекрасно понимают, но как доходит до практики почему-то благополучно забывают!

Это происходит из-за того, что лень и нежелание прилагать усилия затмевают доводы здравого смысла и сознание начинает искать легкие пути для достижение поставленных целей. Об этой особенности человека прекрасно осведомлены различные маркетологи, которые массово тиражируют чудо-таблетки или волшебные тренажеры и средства для похудения. Вы должны понимать, что без усилий ничего не дается и что они есть не только средство, инструмент (вы должны приложить усилие, чтобы достичь цели), но и самоцель!

Прилагая усилия, вы закаляете волю и укрепляете характер. Делая регулярные упражнения, вы формируете дисциплину. Получается, что заставлять себя ежедневно упражняться в чем бы то ни было в физическом/умственном развитии полезно не только для физического/умственного совершенствования. Это также делает вас более волевыми и дисциплинированными и формирует полезную привычку работать над собой.

Ладно.. пускай это будет темой отдельной статьи, которую я обязательно здесь опубликую.

Виды интеллекта и их свойства

Вернемся к описанию способностей интеллекта, они бывают следующие:

  • Аналитические: умение проводить всесторонний анализ информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации
  • Логические: логическое ядро рассудка, включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальной логики, умение делать верные, логичные и последовательные выводы
  • Дедуктивные: качества, способствующее тому чтобы выуживать общую идею из большого массива информации и грамотно формулировать ее, способность к дедукции и обобщению, умение группировать частности в нечто общее, находить закономерности
  • Критические: способность к мысленной критической оценке информации, умение отсеивать неправильные выводы, отметать ложные идеи, качество, позволяющее противостоять влиянию и внушению
  • Прогностические: умение позволяющее планировать наперед, формировать в уме модель будущих событий и одновременно удерживать в голове варианты решения различных альтернатив
  • Способности к абстрактному мышлению: позволяют проникать умом в сложные абстрактные идеи(как математические, логические так и философские) и удерживать в мышлении сложные концепции и системы
  • Способности к образному мышлению: способствуют возможности сопоставлять в уме разные по смыслу вещи, подводя их под общий условный знаменатель, умение формулировать сравнения, метафоры что помогает упрощать понимание сложных идеи, переводя их на более доступный уровень понимания, хорошее восприятие художественных образов
  • Способность концентрироваться, удерживать внимание: наверное в большей степени относиться к проявлению воли чем к работе разума, но тут считаю необходимым упомянуть, так как это во-многом определяет эффективную работу интеллекта

Также наш рассудок обладает некоторыми свойствами:

  • Логика архитектуры: степень упорядоченности мышления и согласованной работы разных способностей интеллекта (у кого-то например порядок в голове, про него можно сказать что он мыслит трезво и разумно, а чье-то мышление наоборот хаотическое, спонтанное и несвязное)
  • Глубина и широта ума: то, что пожалуй в общем понимании определяет, то насколько человек умный. Задает возможности всестороннего охвата объекта мышления и глубины погружения в мыслительные задачи
  • Быстрота выполнения операций: ну тут все понятно, то насколько быстро мы думаем и насколько быстро решаем задачи
  • Автономность: степень независимости разума, от работы чувств, внешнего влияния, способность принимать трезвые решения, как в спокойном состоянии, так и в условиях стресса, беспокойства, страха и психологического давления. Определяется мерой осознанности.

Поддерживает во всем этом нас наша память. На ней не буду останавливаться, думаю итак понятно какую функцию она несет, но считаю нужным выделить один из типов памяти, важных для работы рассудка

  • Оперативная память: умение удерживать в уме одновременно несколько промежуточных операций и находить их решение. (попробуйте перемножить в голове в столбик несколько двузначных чисел: вам придется удерживать в памяти промежуточный результат умножения (то что учителя в школе называли «в уме») для того чтобы получить результат конечный)

Вот собственно те составляющие нашего разума, которые я выделил, деление в какой-то степени условное, где-то что-то может пересекаться и дублировать другое, но тут ничего не поделаешь, наука не точная, да и к абсолютной точности мы не стремимся. Тут эта точность не реализуема в принципе и это не только обусловлено ограниченными познаниями человека в области работы сознания, но и самой структурой мышления и связей в мозге: там все взаимосвязано и может дублировать другое в функциональных аспектах (это придумано эволюцией для надежности, откажет одна часть — есть запасная).

Я выделил эти блоки для того чтобы в последствии было удобнее говорить какое упражнение за развитие какой функции отвечает.

Приемы и упражнения для интеллекта

Теперь наконец-то поговорит о том, как можно повысить интеллект. Во-первых, примите к сведению, что упражнения не должны быть слишком нудными и монотонными, выберете то что больше подходит вам и приносит хоть какое-то удовольствие. Надо стараться не переусердствовать, делать так чтобы это занимало не настолько много времени, чтобы вам было сильно в тягость. Но главная это регулярность подачи нагрузки на мозг, надо чтобы упражнения вошли в вашу привычку.

В физкультуре есть базовые упражнения (которые задействуют сразу несколько групп мышц — отжимания от пола, отжимания от брусьев, приседания), а есть изолированные(тренирующие одну отдельную группу мышц), также и в развитии интеллекта существуют вещи которые помогают совершенствовать сразу несколько качеств нашего рассудка.

Далее я расскажу, какие именно вещи помогают развить ваш ум. В этой статье я коснусь их вкратце, но приведу ссылки на свои статьи, где каждый из этих пунктов раскрывается подробнее. Для тех пунтков, для которых не будет ссылок, я потом обязательно напишу статью, так что подписывайтесь по почте (иконка вверху справа) и ждите обновлений.

Итак, что же улучшает наши умственные качества?

Логические и интеллектуальные игры: (отдельная статья Развивающие мозг игры. Польза шахмат, польза покера) Это шахматы, нарды, покер, преферанс, логические головоломки, развивающие компьютерные игры различных жанров и т.д.

Интеллектуальные игры отлично тренируют ум, концентрацию и память. В добавок они доставляют радость соперничества(если игра ведется против противника) и удовольствие от повышение мастерства. Настольная игра — древнейший вид умственного состязания, в котором проявляли себя лучшие умы.

Могу порекомендовать очень хороший сайт с большим количеством увлекательных упражнений и игр на развитие интеллекта — Wikium.

Занятия математикой, точными науками: (отдельная статья Зачем нужна математика) Точные науки развивают целый спектр умственных качеств. Это логическое и абстрактное мышление, критические, аналитические, дедуктивные, прогностические способности, а также память и быстрота мышления. Это, можно сказать, упражнение на многие группы мышц.

Точные науки не только улучшают ваш интеллект, но и организуют, структурируют мышления, наводят порядок в голове, в мыслях. Математика крайне важна в контексте умственного становления индивида, как ребенка, так и взрослого.

Чтение художественной литературы: Мне кажется, что влияние книг на развитие ума, несколько преувеличено. Я говорю о распространенной убежденности в том, что, чтобы стать умным надо много читать. Это утверждение верное, но неполное. Да, бесспорно, хорошие книги расширяют ваш кругозор, способствуют эмоциональному становлению, формируют хороший вкус и развивают определенные качества вашего ума.

Книги обязательно нужно читать и взрослым и детям. Но литература усиливает только какие-то определенные умственные свойства. Для того, чтобы иметь сбалансировано развитый ум, одних книг недостаточно (как, впрочем одной математики или логических игр), нужно заниматься всем вместе: и точными науками и литературой и т.д. Иначе какие-то ваши способности получат развитие, а какие-то останутся в зачаточном состоянии.

Обучение: Уникальная способность нашего мозга — это возможность обучения новым навыкам, получения новой информации и применения ее в своем повседневном опыте. Учение — свет! Обучение способствует не только тому, что мы постигаем знания, которые, как могут пригодиться нам, так могут вовсе не понадобиться. Ценность не только в самих знаниях, а в обучении как таковом!

Обучаясь, мы учимся работать с информацией, обрабатывать ее, а затем, находить для нее место в общей структуре наших знаний. Даже если эти знания никогда не пригодятся в жизни, обучаясь им, мы напрягаем свои ум и память, учимся концентрации. Также обучение способствует расширению кругозора, и чем больше мы учимся, тем легче нам дается обучение новым знаниям! В этом процессе мы учимся учиться!

Изучение других языков: также развивает определенные стороны нашего мышления. Где-то я читал, что многим хорошим математикам, «технарям» трудно, по-началу, дается язык. И наоборот, те, кто хорошо знают языки, как правило, не в ладах с точными науками. Это так, но я не хочу, чтобы вы делали неправильные выводы! Это, вовсе, не говорит о наличии пресловутой дихотомии «технари — гуманитарии», о том, что первые созданы для одного, а вторые для другого.

Вывод в статье, в которой я об этом читал был следующий. Каждый при должных усилиях способен освоить все что угодно! Факт о сложности в изучении языков, со стороны технарей, говорит о том, что умственные качества, которые развиваются точными науками не являются смежными с теми свойствами интеллекта, которые улучшаются знанием языков! Короче говоря, если вы долго отжимались от пола, то потом вам будет легче тянуть штангу от груди, так как и там и там задействованы одни и те же мышцы.

Но если вы хотите хорошо приседать, то тут вам ваш опыт отжимания совсем не поможет. А если вам хочется иметь и сильные ноги, и рельефную грудь, то будьте добры делать и то и то. Также и здесь. Математика мало способствует развитию тех частей мозга, которые нужны для изучения языков. ТЗдесь задействованы совершенно разные качества, а для гармоничного умственного развития, необходимо развивать и те и другие. Помните, одно другого не исключает, пускай даже что-то будет вам будет даваться намного трудней чем другое.

И последнее…

Познание нового: чтение научной и научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, полезные, познавательные сайты, все это способствует обогащению вашего ума и эрудиции. Не пренебрегайте этим! Стремитесь сохранить любознательность как у ребенка! Всегда узнавайте новое, постигайте этот мир и человека. Помните, знание — сила! В мире происходит масса удивительных вещей. Все мироздание — это одно большое чудо! Стремитесь узнать как можно больше о нем!

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

91 комментарий

  • Вот интересный сайт нашел. Бесплатные онлайн-тренинги по скорочтению, лидерству, творческому мышлению, устному счёту… 4brain.ru/

  • Виктор, читайте больше книг, решайте задачки, укрепляйте мозг естественным путем, а не химией. Наукой доказано, что при обучении укрпеляются существующие нейронные связи и растут новые без всяких дополнительных веществ. К чему такая гонка за принудительным наращиванием интеллекта? вы думаете, став умнее вы станете счастливее? Не за этим надо гнаться.

  • Приходится принимать не только ноотропы(их меньше всего надо).
    А ещё самые нужные для мозга вещество и они в добавках(я считаю лучше попить и проверить чем не верить что это всё подделки).
    Вот список, сделанный после исследований, на данный момент это лучшее для мозга(хотя наверняка есть ещё,но это пока не известно, веду дальнейшее изучение и наблюдение за исследованиями).
    Ссыска-https://cloud.mail.ru/public/913f30913626/nutriens.doc
    Хорошо бы сделать ветку по исследованию и методам развития мозга и интеллекта веществами,звуками,электрическими токами и может ещё какими методиками, открытыми учёными.
    Ведь наверняка есть тайные технологии(когда к примеру в спецслужбах есть подготовка для сотрудников, где они за короткий срок могут запомнить несколько языков или навыков, наверняка используют приборы и вещества)
    В Японии есть прибор(открытый) позволяющий за очень короткие сроки обучаться любым навыкам.
    Хотя я понимаю, обучение это не интеллект, но близко.
    Может есть ещё какая либо информация по приборам или веществам?

  • Виктор, не понятно, ноотропы их повышают только на время их применения и может чуть-чуть после. Они просто усиливают приток крови к мозгу, но они не меняют ваши гены, не увеличивают количество серого вещества. Бросьте таблетки, они вредны и имеют побочные эффекты и противопоказания.

  • Хорошо написано!
    Но есть исключения.
    Я вот очень много занимаюсь и результаты есть, но всё таки очень медленно. Очень много всё таки зависит от генов,физиологии.
    Делал много сравнений с людьми, которые толком ни чего не делают, а прогресс большой.
    И пришёл к выводу, необходимо повышать функции мозга веществами,в частности ноотропами и другими.

  • Все красиво и толково описано, спасибо. Хочется зделать такой же подобный сайт. Математика развило у меня чувство юмора. Еще слышал писать двумя руками одновременно текст, труднее писать два текста. Мелкая моторика рук сильно развивает мозг, например игра на гитаре,, тут работает учение наизусть песень, моторика рук, улучшается дикция. Спасибо.

  • Очень интересная статья!Но как мне известно,за изучение языков отвечает левое полушарие,которое как раз сильнее используется технарями,математиками,но может быть различие в конкретных зонах мозга.В этом плане просто чудесен японский язык,т.к. он очень логичен.Сама изучала некоторое время,мы часто обращались к простейшим алгебраическим действиям при разборе новых правил.

  • Забавно 🙂 слышал что если нейроны пропускают через свою сеть определенную информацию, которая повторяется, и вновь усваивается, то в сети нейронов прокладывается как бы — тропа, которая улучшает передачу информации в дальнейшем и увеличивая скорость мыслей в данном направлении.

  • Марат,

    «adidas говорит что бег повышает умственные способности»

    Это говорит не только adidas и не только применительно к бегу. Ученые доказали, что занятия спортом укрепляют нейронные связи.

    psychologytoday.com/blog/the-athletes-way/201312/can-physical-activities-improve-fluid-intelligence
    en.wikipedia.org/wiki/Brain-derived_neurotrophic_factor

    на русском, к сожалению не нашел

  • Очень хорошая и полезный пост, хочется кое что добавить .Автор прав что нужно развиваться развиваться в разных сферах и ракурсах, не засиживайтесь на одном и том же занятии. Занимайтесь спортом, adidas говорит что бег повышает умственные способности.Мы то что мы едим, поэтому питайтесь правильно, но не зацикливайтесь на этом. Человеческий ум удивительная штука, и от Вас зависит каким он будет. Для начала думаю стоит всем пересмотреть свою жизнь, расставить приоритеты. Наша жизнь коротка чтобы ее тратить на ненужные мелочи. Правильные Книги дают пищу для размышлений, не переусердствуйте только, всему есть мера, постепенно у Вас выработается свой вкус, свой характер, свое Я. Уделите целый день самому себе, в тишине поразмышляйте, экспериментируйте, общайтесь с людьми больше. Посмотрите зачем вы делаете это, разговаривайте со Своим Я. Стремитесь как птица ввысь, постоянно совершенствуясь, Общайтесь с умными людьми, откровенно разговаривайте, спросите у них как например у них получается держаться молодцом всегда:) как он научился так красноречиво разговаривать, или станьте лучше его учеником, спросите чем он может поделиться из жизненного опыта, попросите научить жить, какие он делает наблюдения. Такие люди только и ждут когда их спросят об этом. Ведь всем хочется выразить свою мысль, и рядом с настоящим слушателем. Вообще наша жизнь она и есть одна большая школа. P.S. — Свет нуждается в постоянной поддержке, в отсутствие света тьма воцаряется само по себе!

  • у меня вообще проблема с интеллектом, такой бред несу парой самой стыдно, не могу выражаться хотя в голове есть мысли но правильно и четко не получается. Спасибо автору за то что расшевелил мою голову так лень читать было, но я все таки переодалела себя…. А книгу я обязательно прочту. Спасибо!

  • Динка, я не могу посоветовать книг специально для увеличения интеллекта. Но могу посоветовать интересную литературу, которая поспособствует этому.

    Научно-популярные: Краткая история времени — Хокинг, Сумма Технологий — Лем, периодический журнал «Наука в фокусе»
    Художественные: Игра в Биссер — Гессе, Толстой, Джойс, С. Лем

    + всякие учебники по шахматам, занимательная математика и физики и т.д.

    первое что пришло в голову)

  • Можете посаветовать несколько книг для развития интелекта?Например какие-то логические, литературную класику, математические, энцеклопедические и т.д…

  • Не плохо написана статья,в пример используется тренировка тела как тренировка ума,это наверно из за стереотипа ,что все качки тупые)
    збс респект автору!

  • мне понравился стиль написания .. читабельно и все понятно. Спасибо за хорошую статью!

  • Иван я посмотрел ролик. Если честно, я не понял его аргументации. Основная мысль, что при медитации снижается кровоток мозга и эта практика ведет к уменьшению мыслительной активности. А выводы какие? Уменьшение энергопотребления мозга вредно? Но сон также к этому приводит.

    Человек на видео не может внятно выразить свою мысль, и вроде бы допускает фактические ошибки, которые заметны даже мне, человеку далекому от биологии (эндорфин — гормон счастья, например. Вроде бы это не гормон, а нейромедиатор. Да и то, что он вызывает счастье — это под сомнением (из википедии))

    Вместо того, чтобы слушать частное мнение (притом я так не понял в чем мнение заключается) сомнительного (см. раздел критика в википедии про него) ученого, почитайте статью про медитацию на википедии, лучше на английском со ссылками на результаты исследований многих других ученых относительно положительного эффекта медитации.

    Этот Савельев всего лишь один человек (пусть и ученый), который имеет частное мнение, но не имеет отношение ко всему полю исследований медитации. Если хотите знать о результатах научных исследований, читайте про исследования на википедии, но мнение единственного скептично настроенного человека не является научным фактом.

  • Здравствуйте, Николай. Мне очень нравится позиция, с которой Вы пытаетесь изложить медитацию и другие техники, направленные на интеллектуальное развитие или же избавление от ставших распространённыи недугов, действительно очень радует отсутствие эзотерической терминологии и наличие здравого смысла, но всё-таки, любопытно, как всё это можно завязать с особенностями физиологических процессов, может быть, есть какая-то стоящая книга, которую Вы можете посоветовать по этой теме?

    Также хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу хотя бы вот этого короткого ролика: youtube.com/watch?v=gAeCp16KUAI. На видео точка зрения доктора биологических наук, палеонвролога(ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87) на медитацию, в общем человек самым непосредственным образом связан с областью ментального и довольно резко настроен против подобных практик. Я, к сожалению, сам пока не удосужился прочесть хоть один медфаковский учебник, так что приходится ссылаться на мнение более авторитетных людей, но всё же может быть, у Вас есть ответы на это возражение, хотя бы по отдельным, понятным дилетантам, вроде меня, пунктам?

    И ещё, если есть свободное время, просмотрите, пожалуйста, данное интервью: rusrep.ru/2010/06/savelev, интересно, как бы Вы его прокомментировали.

  • а какую научную литературу посоветуете вы, и какие фильмы. Очень хотелось бы знать))

  • Хорошая статья.. Возможно полезно было бы написать что нибудь про питание и режим дня например.. что бы лучше было считать и читать)

  • Тупой, я думаю ссылок на научные статьи где доказано, что люди от природы делятся на технарей и гуманитариев, это написано у них на роду и изменить они ничего не могут, вы тоже не найдете.

    Я не опровергаю научный факт, я опровергаю расхожее, обыденное мнение. Какие научные статьи?

  • Я так и не понял, почему деление людей на: гуманитарий;технарь — не верно? Ведь по логике, нужно проверять точность информации. Где ссылки на научные статьи ? Эмпирически это доказано? Правильно, опять совершаем ошибку — верим на слово написанному.

  • спасибо за вашу статью, а особенно за то,что так лихо разрушили,по крайней мере в моей голове, устоявшееся давно мнение ,что коли умом гуманитарий,то не быть мне математиком,и дали надежду=)

  • Такая интересная тема статьи «Как развить интеллект», а пишете с грамматическими ошибками. Читать не стала.

  • Стас, я читал Капабланку. Но сложновато. Может есть что-то более доступное: литературы много. Некоторые рекомендуют читать или смотреть разбор шахматных партий.

  • отличный сайт парень спасибо что ты есть сидел на наркотиках два года перепробывал все кроме героина и кокса тобишь : курительные разных видов порошки колеса грибы лсд и тд проблемы с сознанием сейчас уже отслужил 8 месяцев практикую медитацию уже знаю что после приезда поеду в индию для повышения так сказать классификации уровня Людм не когда не опускайте руки даже если пахнет полной психушкой я этого не сделал и всегда есть к чему стремится можно даже если ты уже не когда не будешь собой и понимаешь это тт можно сделать лучше я думаю это и есть жить в гормонии с миром природой и тд. Всем спасибо.

  • Максим:

    Занятия точными науками, шахматы, хорошая, качественная литература.

    На оперативную память есть хорошее упражнение. Нужно перемножать числа в столбик в уме. Попробуйте умножьте 29 на 37, не пользуясь бумагой и ручкой. Если легко, то повышайте порядок чисел. Берите трехзначные числа.

  • Интересно, как повысить степень упорядоченности мышления и увеличить объём оперативной памяти. Какие упражнения способствуют этому?

  • Спасибо автору за то, что не равнодушен к окружающим. Хорошая подача, понятный язык и мотивационная составляющая в конце.

  • Я! Вообще классно статья написана сразу же захотелось взять в руки шахматы или книгу =)

  • спасибо за ссылку, очень полезная.

    Чтение классической литературы действительно развивает воображение память и образное мышление, но нельзя этим ограничиваться. Нужно развивать параллельно все другие виды мышления.

  • Решение задач в уме не плохо заставляет мозг поработать. например тут http://1001task.ru много упражнений.

    Да и чтение классической литературы воображение развивает.