Будда как клинический случай депрессии — Часть 3. Галлюцинации наяву

В предыдущей части статьи я говорил о роли привязанностей и антипатий в формировании депрессии и панического расстройства. Эта часть будет еще интересней. В ней мы поговорим об иллюзиях, неведении, как причинах психологических недугов.

Но сначала давайте коротко пробежимся по содержанию предыдущих частей.

Две с половиной тысячи лет назад почтенный представитель рода Шакьев, молодой, талантливый, преуспевающий в науке и спортивных состязаниях, царевич Сиддхартха Гаутама понял, что все наслаждения и радости его роскошной жизни не несут ему удовлетворения счастья и гармонии.

Оставив все свои притязания на богатство и власть, Сиддхартха обрел освобождение от всего страдания в своем неподвижном созерцании в полном одиночестве и изоляции!

Его учение, основанное не на священных писаниях, не на мистических откровениях, а на чистом, ясном опыте созерцания собственного ума, легло в основу одной из мировых религий – буддизма.

Об этом читайте в первой части статьи.

Привязанности, иллюзии и депрессия

Объект: статья
Объем: ~ 4400 слов
Задание перед прочтением: нет
Задание после прочтения: есть 2 в конце

Обретя просветление, Будда осознал причины любого страдания и способ избавления от него.

Возможно, тогда в своем великолепном замке молодой юноша Сиддхартха столкнулся с тем, с чем сталкиваются многие люди в наше время. У него было все, о чем можно было только мечтать, но он был совершенно несчастлив. Вполне возможно, что он страдал тем, что сейчас диагностируют как депрессию. И весь его духовный путь был направлен не на познание высшего божества, не на переживание мистического опыта, а на избавление от собственного страдания, и в последствии, на избавление от страдания всех людей.

Но не западное общество неохотно обращается к этому опыту, думая, что выводы Гаутамы были озвучены только для нищих монахов, странствующих аскетов, облюбовавших пещеры Гималаев в поисках просветления. Для многих это остается чем-то вроде экзотического, может быть, изящного и красивого, но не актуального сегодня восточного учения.

И во второй части статьи я попытался доказать, что выводы, которыми делился Сиддхартха со своими учениками больше двух тысячелетий назад, очень хорошо применимы к одним из самых значительных проблем современного общества, а именно к хроническому несчастью, депрессии, паническим атакам, тревоге и страху.

Будда сказал, что причиной страдания являются наши привязанности к «приятному» опыту и наша стойкая антипатия к «отрицательным» переживаниям. Вопрос о том, действительно ли это причина всего мирового страдания, я оставил открытым и не ставил перед собой цель на него отвечать здесь. Но, что можно сказать с полной определенностью, так это то, что привязанности и антипатии, как это ни парадоксально звучит, являются причинами депрессии, тревожного расстройства, фобий и страхов! Более того, мне удобней о них говорить не как о причинах данных недугов, а как о причинах того, почему они не проходят, почему люди, избавившись от этого при помощи таблеток или терапии, опять начинают страдать из-за нескончаемых тревоги и уныния.

«Это ужасное состояние! Я не могу его больше терпеть и хочу от него как можно скорее избавиться!»

Именно потому, что большинство людей, столкнувшись с депрессией или страхом, думают именно так и поступают соответствующим образом, этими вещами страдает столь большая часть населения. Отвечая на этот страстный призыв, фармацевтические компании успели сделать огромные деньги, давая людям быстрое облегчение от их страдания. Но, как мы выяснили, такой способ «лечения» только усугубляет недуги. И не только из-за побочных эффектов и привыкания, а из-за того, что такой метод усиливает наши привязанности и антипатии, которые и лежат в основе нашей проблемы, отвечая нашему желанию того, «чтобы неприятное состояние ушло и пришло приятное или удовлетворительное».

Это можно сравнить с действием наркотика. Да, наркотики могут приносить мгновенное облегчение, но в долгосрочной перспективе они только приумножают наше страдание.

Это относится не только к антидепрессантам, но и к любым формам психотерапии, которые ставят своей целью дать человеку скорое и быстрое облегчение. К счастью, в последнее время стали получать свое развитие методы помощи при депрессии и панике, основанные на принятии, медитации, осознанности, призванные убрать стойкую привычку подавлять неприятные эмоции и вызывать хорошие.

Такие методы показывают поразительную эффективность, так как основаны именно на работе с искоренением причины проблемы, а не на борьбе со следствием.

Тем не менее, как я уже писал, привязанности и антипатии лежат в нашей природе. Поведение, основанное на них, является естественным поведением. Поэтому принятие страха и уныния для большинства людей являются все еще контринтуитивным подходом, несмотря на все научные исследования и доказательства эффективности. И именно это дает возможность продолжать подсаживать людей на «таблетки от депрессии».

И в этой заключительной части я продолжу говорить об учении Сиддхартхи в контексте применимости оного к депрессии и тревоге. Тема этой статьи — неведение, иллюзии, проблемы «реального» и «не реального», которые тоже, с определенной точки зрения, связаны с нашим страданием.

Иллюзии и реальность

Один брамин, желающий посмеяться над Буддой, спросил его: «кто же ты теперь, бог или человек?» На что Будда ответил: «Я просто проснулся, тогда как вы все еще спите».

Будда пробудился и пытался пробудить своих учеников. Путь, который провозгласил Сиддхартха – это не движение к трансцендентному Абсолюту, не жажда посмертного спасения. Идеал Будды – это полное знание и понимание своей истинной природы, свобода от страдания и заблуждения, которыми спровоцировано это страдание.

В предыдущей части статьи я говорил, что привязанности проявляются наиболее ярко в период душевных проблем, тревожных или депрессивных расстройств. Что дает нам уникальный шанс наблюдать то, насколько сильно наши привязанности к приятным ощущениям и антипатия к неприятному опыту действительно обуславливает наше страдание, затрудняя выход из сковывающих нас уныния и тревоги.

Здесь я буду развивать эту логику и говорить о том, что и наши иллюзии, фантомы также обостряются во время депрессии. Наш ум начинает ошибаться еще сильнее, чем в обычном состоянии, и что самая большая его ошибка состоит в том, что он не видит этой ошибки, продолжая верить в тот спектакль, который показывает сам себе.

И опять же, если мы применим правильный подход, и при помощи силы нашего внимания, осознанности и интроспекции изучим наше состояние вместо того, чтобы подавлять его, то мы увидим фундаментальные заблуждения собственного ума, которые стали проявлять себя интенсивнее и, следовательно, стали более заметны! Мы придем к более глубокому пониманию того, какое разрушительное действие на нашу жизнь могут оказывать эти фантомы и не только во время депрессии! Этот опыт может изменить наши представления о жизни и саму жизнь в лучшую сторону. И все благодаря депрессии.

Но мы еще обязательно разоблачим эти фантомы в статье. Но пока позвольте мне немного теории, которая поможет нам глубже понять сущность иллюзий.

Жизнь — иллюзия?

«То же самое происходит в детском сне, когда ребенок уверенно мочится в совершенно реальное и конкретное ведро и слышит надежный громкий звон жидкости о его стенку, подтверждающий, что он не промахнулся — но его отчего-то не покидает смутное сомнение в происходящем. Серьезный взрослый человек отличается от обмочившегося во сне ребенка, во-первых, тем, что он, как правило, еще и обосрался, а во-вторых, тем, что у него полностью отсутствует сомнение в происходящем, которое все-таки приближает спящего ребенка к истине».
~Виктор Пелевин

Что же дает основание для появления этих иллюзий? Может быть, их вовсе нет и человек видит реальность такой, какая она есть? Давайте попробуем разобраться.

Прежде всего, я хочу обратиться к довольно распространенному мифу о буддизме. Некоторые люди, имеющие поверхностное знакомство с этой философией, убеждены в том, что в ее основе лежит солипсизм, позиция, отрицающая объективную реальность вообще, сводящая весь опыт к субъективному переживанию, сну.

Но буддизм не отрицает существование внешней реальности. Он говорит, что реальность существует, только не совсем в том виде, в котором мы ее воспринимаем. То есть нельзя сказать, что буддизм постулирует наличие какой-то виртуальной реальности, в которой мы все пребываем как в некой матрице из одноименного фильма. Да, говорит буддизм, объективный мир существует, но мы воспринимаем его в искаженном нашими органами восприятия и умом виде.

Штука заключается в том, что у нас нет никакого способа наблюдать реальность, кроме как через наш ум! Он является нашим единственным посредником, медиумом, связывающим нас с тем, что нас окружает. У нас нет ничего, кроме этого, мы не можем подключиться к реальности напрямую и узнать, как это все выглядит и работает безотносительно процессов нашего ума.

Сон или не сон?

Буддисты проводят явные параллели между нашими ночными снами и бодрствующим сознанием, говоря, что и у того, и у другого много общего. Опять же, не имеется в виду, что жизнь – это полностью сон.

Алан Уоллас в книге Attention Revolution пишет, что состояние бодрствования описывается состоянием сознания, обусловленного внешними раздражителями, тогда как состояние сна – это сознание, не обусловленное внешними раздражителями! Вот и вся разница! Не такая она и фундаментальная. И в том, и другом случае присутствует то же самое состояние сознания, только во время сна оно реализуется без внешних раздражителей. Нельзя сказать, что, просыпаясь ото сна, мы покидаем лоно своего ума и сливаемся с реальностью такой, какая она есть. Нет, человек никогда не покидает пределы своего собственного сознания, всегда находясь внутри него и во сне, и во время работы, и во время галлюцинаций горячки.

С такого ракурса размывается представление о реальности: где она кончается и где начинается?

И мне хочется обратиться с примером к феномену компьютерных игр. Многие люди делают жесткое разделение между играми и «реальностью». Некоторых заядлых игроманов обвиняют в том, что, играя в эти игры, они убегают от реальности.

Но давайте попробуем взглянуть на это с точки зрения буддийской философии. Возьмем двух людей. У одного много денег и власти в так называемом «настоящем мире». А у другого — много виртуальных денег и власти в компьютерной игре.

Тот факт, что деньги не «настоящие» не помогает нашему «геймеру» меньше их ценить и с меньшим рвением к ним стремиться. (В мире известны случаи самоубийств и убийств из-за утраты «виртуальной собственности»). Можно ли сказать, что для него эти вещи менее реальны, чем для человека, имеющего настоящий счет в настоящем швейцарском банке?

Конечно, нельзя эти два случая полностью отождествлять. Один из этих людей может купить на свои деньги настоящую еду и не умереть от голода или приобрести какое-то оружие, чтобы причинить вред настоящим людям. Виртуальная еда не может насытить, также как компьютерное оружие не может убить. Тем не менее, между компьютерной и фактической реальностью намного больше общего, чем мы привыкли думать.

И тот, и другой человек испытывают очень похожие эмоции от своих денег и власти, несмотря на то, что деньги одного из них – это не более чем совокупность битов информации, хранящихся на жестком диске и не имеющих никакой ценности на рынке. И те, и другие эмоции возникают у двух этих людей в сознании, а не где-то еще. «Реальные деньги» не несут сами по себе какого-то удовольствия от их обладания. Это просто бумажки. Ценностью наделяет их наше сознание, в котором и появляется удовольствие от них! Получается, что оба этих человека, и геймер, и бизнесмен, стремятся не к деньгам и власти, а к определенным состояниям сознания!

Сознание первично! Оно обуславливает оба этих стремления. Их невозможно четко разграничить по признаку отношения к реальности. Не говоря уже о том, что бизнесмен может сам пребывать в иллюзии, только порожденной не компьютером и программами, а его собственным умом! Возможно, он жаждет богатства и власти из-за желания скрыться от реальности плохих отношений, детских комплексов и чего-то еще? Ум такого человека способен создавать целые миры, представления о жизни, истории, сотканные из иллюзии, так, как будто и он сам играет в какую-то компьютерную игру.

Многие могут запросто провести параллели с фильмами. Насколько реальность кино менее «реальна», чем окружающая нас действительность, раз она позволяет нам испытывать самые настоящие эмоции: гнев, страх, раздражение, радость?

Получается, что все, с чем мы можем иметь дело – это с феноменами нашего собственного сознания. И это сознание, согласно Будде, содержит в себе тотальное неведение, отсутствие понимания самих себя и мира вокруг. Это неведение и является причиной страдания.

Галлюцинации наяву

Итак, мы разобрались в том, что тот факт, что мы не воспринимаем реальность напрямую, а через призму нашего сознания и делает возможным появление заблуждений. Причем не только заблуждений о внешней реальности, но и о реальности наших чувств, переживаний, суждений и мыслей. Сознание имеет свойство заблуждаться даже относительно своей собственной природы! Но об этом чуть позже, а сейчас перейдем к следующему вопросу, на который я обещал дать ответ в предыдущих статьях этого цикла. А вопрос заключается в следующем.

Является ли обыденный опыт обычного, «здорового», «нормального» человека, согласно Будде, совокупностью фантомов восприятия, дымкой глубокого сна, средоточием иллюзорных наслаждений и страшных ночных кошмаров? Несет ли такой человек в себе семя страдания, которое может произрасти в любой момент времени, даже если в данный момент этот человек чувствует себя счастливым?

«Да, мы с вами, как практически все люди, ежедневно видим галлюцинации!»

Другими словами, можно ли сказать, что самые обычные люди, все те, кого мы встречаем каждый день, включая нас самих, находятся в состоянии сна?

Ответ на этот вопрос будет утвердительным. В соответствии с буддизмом, каждый человек, не обладающий просветленным сознанием, пребывает в иллюзии, которая является свойством нашего существования.

Соответственно, только полностью просветленные люди смогли полностью избавиться от пристрастий и заблуждений. Просветление называется «просветлением» именно потому, что это есть полное чистое знание, не омраченное ничем. И мы помним, что заблуждение или незнание вместе с привязанностями (где-то понятия привязанностей и незнания тождественны, и в этом есть большой смысл) является причиной страдания.

Следовательно, полное знание устраняет как само страдание, так и причину страдания. Хочу еще раз подчеркнуть то, что во время депрессии сила незнания увеличивается, тем самым увеличивая текущее страдание и делая возможным страдание новое. Но об этом, опять же, позже.

А пока передо мной стоит такой вопрос. Можно ли сказать, что все мы находимся, согласно Будде, в одинаково глубоком сне? Или у этого сна есть какие-то фазы, моменты хотя бы частичного пробуждения сознания?

Я считаю, что пробуждение или просветление — понятие не дихотомическое. Несмотря на то, что оно имеет свой предел, его, в то же время, может быть больше или меньше. Чтобы было проще понять, давайте сначала начертим на воображаемой шкале два крайних значения.

И если на одном конце шкалы мы видим Будду, просветленное существо, то на другой – человека, который находится в тотальном заблуждении и неведении. Это, например, человек, который испытывает сильное помрачение рассудка и страдает из-за своих галлюцинаций, которые не имеют никакого отношения к реальности.

Но это только две крайности, но между ними есть еще очень много места. Так называемый «нормальный», «здоровый» человек находится где-то посередине: ближе к Будде или к шизофренику, в зависимости от человека. Несмотря на то, что он не пребывает в мощном психозе, все равно он все еще находится в состоянии фундаментального заблуждения и иллюзии. Пускай эти иллюзии не такие сильные, как у пациента в смирительной рубашке, но все еще достаточно интенсивные для того, чтобы делать возможным существование страдания. И пускай «нормальному человеку» не мерещатся черти и вездесущие заговоры против него, он все равно подвержен галлюцинациям.

Да, мы с вами, как практически все люди, ежедневно видим галлюцинации! И это утверждение может вас удивлять лишь постольку, поскольку галлюцинации обладают свойством некой реальности, то есть галлюцинирующий человек не всегда отдает себе отчет в том, что он галлюцинирует. И сейчас я попытаюсь это суждение доказать простым мысленным экспериментом, который может проделать каждый из вас.

В Википедии дается такое определение галлюцинациям. «Галлюцинация – образ, возникающий в сознании без внешнего раздражителя». Как я сам понимаю это определение: человек видит то, чего нет в реальности, но это не значит, что проекции сознания человека не могут на эту реальность накладываться. Представьте себе кого-то, кто страдает неким психическим заболеванием или находится под действием психотропных веществ.

Он гуляет по парку и видит на месте большого валуна какое-то животное. На самом деле там был просто камень, а его сознание спроецировало на него образ живого существа. Он увидел саму проекцию, а не то, что за ней скрывалось. Теперь представьте, что с ним шел его друг, который был абсолютно «нормальным», не страдал психическими расстройствами и не употреблял наркотики.

Наш первый герой в удивлении крикнул:
— Смотри, ящерица!
— Ящерица только у тебя в уме, а на самом деле это камень, — возразил ему друг
— Как же так? Вот ее хвост, а вот голова!
— Нет, это просто камень. Ты видишь то, чего на самом деле нет!

Но вас, наверное, удивит, что мы сами сталкиваемся с такими вещами ежедневно и наш повседневный опыт для просветленного человека, должно быть, обладает такой же характеристикой странности и патологии, как для нас опыт человека, который употребил галлюциногены или заболел шизофренией!

Мысленный эксперимент

И вот теперь представьте, что вы сами в ясном и бодрствующем, по вашим собственным меркам, сознании гуляете по улице вместе со своим другом или подругой. И вам навстречу идет красивая девушка (если вы мужчина) или красивый мужчина (если вы девушка).

— Смотри, какая красивая девушка! — говорите вы.
Но у вашего приятеля другой вкус: — Ну, я так не считаю, что же в этом человеке красивого?
— Ну как что? Вот волосы, ноги, лицо!
— Нет, совсем не красиво

Мимо проходят другие женщины и не обращают совершенно никакого внимания на девушку, которая понравилась вам.

«Как, неужели, они не видят того же, что вижу я?» — застываете вы в раздумьях, а девушки уже и след простыл!

Что здесь произошло? Что же вы увидели в этом человеке? Вы смотрели на ее волосы, руки и плечи, думая: «ах, какие красивые, какие плавные изгибы!»

А что было в реальности? В реальности в вашем зрительном поле возник некий объект, которому ваше сознание присвоило определение «девушка». Ведь для маленькой девочки она будет «тетенька», для того, кто увидел плотный слой омолаживающего макияжа — «женщина», а для пролетающего мимо комара она вовсе не станет ничем кроме объекта, у которого можно похитить кровь.

Вы стали рассматривать этого человека, думая «какая она красивая!» Но была ли она красивой сама по себе? Нет, так как ваш друг и проходящие мимо дамы этого не заметили. Ваше сознание спроецировало на нее ваши представления о прекрасном, также как сознание человека в парке спроецировало на камень вид ящерицы. И также как человек в парке, вы поверили в собственную галлюцинацию, решив, что это не галлюцинация, а объективное свойство реальности: мол, девушка красива сама по себе, это свойство является ее собственным неотъемлемым качеством, независимым от воспринимающего ума! Но это была ошибка! Это была иллюзия, которая, в числе прочих, обуславливает наше страдание. Как же она связана со страданием? Я об этом обязательно расскажу в главе о «пустоте».

И помимо этого, у обычного человека есть масса других фантомов, которые и определяют то, что он полностью непросветленный. Я не буду останавливаться на них подробно, так как это вопрос для рассмотрения в отдельной статье, здесь я больше времени хотел бы посвятить именно теме о связи иллюзий с депрессией, к которой я скоро перейду. Пока я только перечислю примеры «ошибок» нашего ума:

  • Мы проецируем наши оценочные суждения на мир вокруг, будучи уверенными, что результат этих суждений – это объективное свойство реальности, не зависящее от нашего ума. Например, нам кажется, что наши друзья хорошие сами по себе, а враги плохие. Хотя у наших друзей есть враги, а у врагов есть друзья, которые, в свою очередь, приписывают противоположные свойства этим людям.
  • Мы обладаем крайне эгоцентрической перспективой восприятия мира. Когда мы подвержены сильным эмоциям, например гневу, весь фокус нашего внимания смещается на нас самих: МОЯ обида, МОЕ достоинство. И мы рассматриваем всю ситуацию с такой перспективы, будучи уверенными, что такой взгляд единственный и абсолютный. Многим из нас очень сложно поставить себя на место другого человека. Тоже касается споров, дискуссий: «Я думаю, Я считаю, Мое мнение!» (Которое, естественно, самое верное).
  • Мы не отдаем себе отчета в своих эмоциях и во влиянии этих эмоций на наше мышление. Мы не всегда понимаем причины своих поступков. Когда мы убеждаем себя, что поступаем из сострадания, на самом деле, в основе нашего действия могли лежать гнев и обида.
  • Мы имеем иллюзии относительно осуществления счастья. Все стремятся к счастью и многие считают, что имеют вполне определенное представление о том, как его достичь. «Вот, будут у меня деньги, тогда заживу!» Но часто, достигая поставленной цели, мы ненадолго задерживаемся в состоянии удовлетворенности и начинаем желать чего-то еще: «теперь мне нужен большой дом, без него я не смогу быть полностью счастливым». И наоборот, мы не осознаем причину собственного страдания: «у меня депрессия, потому что у меня плохая работа». Прошлый опыт нас ничему не учит, мы вновь и вновь становимся жертвой одних и тех же иллюзий. И главное заблуждение состоит в том, что мы ошибочно думаем, что источник счастья или страдания находится где-то вне нас, там, в перспективной работе, в финансовом благополучии. Но в силу того, что все, что у нас есть – это наше сознание, через которое процеживается любой опыт, счастье и страдание проявляются также в нем и идут оттуда.

Помимо этого, существует масса других ошибок и заблуждений, в перечислении которых я пока не вижу нужды. Притом таких ошибок, которые составляют более фундаментальный пласт восприятия, чем те, которые я обозначил. Важно понимать то, что большинство людей даже не отдают себе отчета в том, что их ум может так сильно ошибаться. Что те умозаключения, которые нам кажутся логичными и продуманными, могут оказаться лишь результатом мгновенных эмоций, иррациональных привычек и даже просто вкуса. Основная наша ошибка состоит в том, что мы не осознаем наличия факта этой ошибки. Это и отличает взрослого серьезного человека от сонного ребенка, который стал мочиться во сне. Последний хотя бы имел смутное ощущение того, что все это ему снится…

Иллюзии во время депрессии

И влияние этих заблуждений на сознание человека, охваченного депрессией или страхом, становится еще более глубоким. Такой человек начинает верить, что все движения его ума: навязчивые, тревожные мысли, ощущения опасности, чувство отсутствия смысла жизни, являются точными отражениями действительности.

«Раз я боюсь, значит существует опасность!»
«Раз мне кажется, что я умру, значит так и будет!»
— Думает человек с паническими атаками.

«Раз мне кажется, что жить нет смысла, значит так оно и есть!»
«Раз в данный момент времени я убежден, что уныние продлится вечно, значит так оно и будет!»
— Думает человек с депрессией.

И он даже не отдает себе в том, что все это есть лишь работа его собственного ума, подверженного тоске и тревоге, который накладывается на ощущение объективной реальности. Ему представляется, что если у него возникает страх, например, перед тем, чтобы выйти на улицу, то, значит, улица страшная сама по себе! Там есть угроза! Но страх возникает в сознании и там же и умирает, имея мало отношения к реальности также как страх убийцы, который привиделся во сне.

Можно сказать, что люди не могут долго избавиться от паники или депрессии, потому что не видят в этом обман, не понимают, что видят что-то вроде сна, что никакой внешней опасности или внешней причины страдать в многих случаях не существует. Также как во время сна ощущение страха инициировано не внешними стимулами, а только лишь сознанием!

Когда человек понимает, что депрессия и тревога по сути похожи на сон, он начинает свой путь к освобождению!

Здесь я коснулся этого вопроса бегло, более подробно о нем в следующих частях. Опять же, последняя часть стать получилось больше, чем я планировал, поэтому я разбил ее на три части. Но я решил не превращать это в сериал с длительным ожиданием следующей серии. Все части уже готовы, я знаю их точный объем, и уже дал установку себе сильно не растягивать. Так что все они появятся в течение недели, мне осталось их только проверить и опубликовать. И чтобы вам было интереснее следить за ними, я помещу в каждое из них какое-нибудь интересное задание.

Как признание того факта, что наш ум ошибается, может помочь нам в жизни?

И прежде чем переходить к подробному разбору основных заблуждений, которые очень сильно проявляют себя во время депрессии и освобождение от которых является центром буддийского учения, я сделаю небольшой вывод касательно того, о чем писал выше.

Мы узнали, что многие наши представления о реальности ошибочны, что мы практически галлюцинируем наяву. Кого-то такой вывод может огорчить. Но лично меня он наоборот приободряет. Во-первых, он позволяет не привязываться к мгновенным эмоциям, не делать далеко идущие выводы или ответственные решения, основываясь на них. Пускай, например, первое впечатление о человеке мне может казаться очень реальным. Увидев его прическу и стиль одежды, я вдруг понял, какой у него характер. Важно отдавать себе отчет, что это может быть обманом: мнение может измениться. То же самое касается многих идей, эмоций, впечатлений. Все это проецируется на внешний мир. Но, подобно проекции фильма в кинотеатре, картинка может измениться и мы потому увидим все совсем в другом свете. Просто нужно об этом помнить и держать в голове.

Также это понимания помогает мне с бОльшим терпением и любовью относиться к другим людям и, в первую очередь, к самому себе.

Когда я только начал медитировать, я столкнулся с острым осознанием того, как же много тараканов у меня в голове. Раньше я об этом просто не думал! Мне казалось, что я самый адекватный человек на свете. И я увидел, что от недостатков можно избавиться и стал к этому стремиться.

И по мере этого приходило понимание каких-то более фундаментальных заблуждений, о наличии которых я до этого не догадывался и от которых было не так просто избавиться. Омрачения, иллюзии проявляли себя в реальной жизни, заставляли ошибаться, терять контроль над эмоциями, тем самым демонстрируя несоответствие себя самого тому высокому стандарту, который я воздвиг перед собой. Это хороший соблазн для того, чтобы впасть в пучину самообвинения.

Но, исходя из сказанного в этой статье, понятно, что не ошибается, не имеет пристрастий и омрачений только просветленное существо! Все остальные так или иначе живут во сне или в полусне. Именно их незнание о реальности и создает все их проблемы, личные недостатки, недостойное поведение.

Мысль о том, что «я не просветленный, следовательно, я делаю ошибки и позволяю себе их делать» очень сильно все упрощает и устраняет ненужное самокопание и самокритику.

Нет, это не попытка снять с себя ответственность, опустить руки. Нужно стремиться к лучшему, отслеживать собственные ошибки, стараться их исправить, в конце концов, пытаться пробудиться ото сна. Но в то же время успех этого процесса зависит от трезвого понимания того, что пока мы этого не достигли, мы не идеальны, мы не обладаем полным знанием, наш ум по-прежнему допускает ошибки, и пока мы никуда от этого не денемся.

И когда мы учимся с любовью принимать себя, у нас получается так же принимать остальных. Все мы похожи друг на друга, все мы стремимся к счастью и не хотим быть несчастными. Но так уж получилось, что этот путь преграждает много омрачений, фантомов, которые извращают нашу личность, формируют ложные цели, деструктивные желания. Так почти у всех. Так и у меня…

Прежде чем бороться с демонами, нужно их для начала принять. Это откроет врата для любви и человеческого понимания.

Спасибо! Ждите следующей статьи, в ней пойдет речь о карме и реинкарнации в контексте научного знания о депрессии! Статья появится скоро!

Задание 1

Посмотрите на эту картинку:

Какая из желтых линий длиннее? На самом деле они одинаковые. Эта иллюзия порождена вовсе не особенностями строения нашего глаза, а именно проекцией наших стереотипов и привычек видеть мир особым образом. В реальности на ней присутствуют лишь сходящиеся и расходящиеся под разными углами линии. Но наш ум воспринял это как перспективу с близким и дальним углом какого-то трехмерного предмета, например здания. Мы ошибочно восприняли как перспективу то, что является просто двухмерным объектом. Соответственно наш ум решил, что удаленный объект, смещенный в конец перспективы меньше объекта, который якобы находится ближе. Мы видим такие предметы в жизни постоянно (здания) и приписываем их свойства объектам, которые сами по себе ими не обладают, например эти линии на рисунке. Источник.

Задание 2

В следующий раз, когда у вас будет приступ паники депрессии или любой сильной эмоции, вместо того, чтобы поддаваться ей, понаблюдайте. Спросите себя: «откуда идет эта эмоция?» Она идет извне, ее кто-то вам передает. Или же она рождается в вашем сознании. Продолжая наблюдать за ней, попытайтесь понять, является ли оно точным отражением реальности или нет? Если у вас возник страх в какой-то ситуации, значит ли это, что ситуация страшна сама по себе? Откуда идет страх? Есть ли он где-то за пределами вашего ума?

Поделиться в социальных сетях:

Оставить комментарий

21 комментарий

  • Прекрасная работа , простыми словами читателю , понятно даже ребенку , Николай , я думаю вы упустили ещё один момент, это психоделическая культура , все кто занимался более пяти-десяти лет медитацией , понимали что один прием псилоцибина, или аяхуаски в перу у шаманов , превосходит все годы старания , но , я думаю надо начинать с медитации, ибо не подготовленный человек может испытать тяжелейший бэд Трип , тоесть за 5 часов с человека начинает все вылазить, можете представить себе такое ?, Трудно , но это так ,,,, ещё раз хочу по благодарить вас за прекрасную работу .

  • Здравствуйте, Николай. Выражаю искреннюю благодарность за вашу работу. Ваши статьи интересные, и они расставляют многие точки над «й». Но могли бы Вы помочь мне с одним вопросом, который удивительным образом тормозит меня в области медитации. Заранее прошу прощения, я в этом деле дилетант, возможно и вопрос дилетантский.
    Я занялся медитацией для лечения депрессии. И вылечить её хотел, потому что она не даёт двигаться к желаемым целям, к желаемой жизни, двигаться к счастью. Занявшись медитацией, я выяснил, а самое интересное, что почувствовал «пространство сознания» (из книги Э. Паддикомба), или так называемое «голубое небо». Его описывают, как внутренний источник удовлетворения и счастья. Получается, что человеку возможно чувствовать себя удовлетворённым и счастливым, одновременно испытывая негативные эмоции, но не позволяя им оказывать влияние на себя. Получается, что убирается необходимости устранять материальные причины негативных эмоций и неудовлетворения?
    Однако, счастливым меня должны были сделать как раз те вещи, стремление к которым и загнало меня в депрессию. Именно счастье и удовлетворенность являются целью работы, учебы, отношений, амбиций, в конечном итоге. А тут выходит, что есть внутренний источник этих чувств. И человеку не нужно стремиться себя реализовать.
    Я нахожу в этом нечто, фундаментально ошибочное. Где-то тут я ошибаюсь, не должно быть такого. Целью любого живого существа является развитие и продолжение рода. Но выходит, что я могу уйти в горы, стать монахом и все, цель жизни выполнена и я счастлив? Я нутром чую, что тут есть какая-то логическая ошибка. Я хочу стремиться ко всем тем вещам, развиваться в жизни, реализовать максимум своего потенциала, и при этом наслаждаться путём к этому. Но чтобы деструктивные эмоции и мысли не вставляли палки в колеса.
    Николай, скажите, не рискую ли я занимаясь медитацией, потерять интерес к «мирским» целям и жизни? Но при этом быть счастливым.

  • Всё будет ок! Вы себя слышите, и это хорошо. Этот голос не даст останавливаться в развитии. Хорошо, что слезли с таблеток. Не садитесь на религию 🙂 Развитие осознанности (например, через регулярную медитацию) действительно поможет.

  • Здравствуйте, не читал. Возможно прочитаю. Давно интересует этот автор==)

  • Читали ли вы книгу Гроф, Помощь При духовном кризисе? Мне кажется очень итерессный материал

  • Галина, медитировать, отслеживать мгновенные эмоции, учиться их фиксировать, принимать и отпускать. Больше никак. Это вы и делаете во время медитации это и тренируете. Также тренируйте и во время жизни. Любая тренировка, любое развитие навыков требует время, чтобы это освоить. Вот почему так мало людей умеют обращаться со своими эмоциями. Потому что это сложно. Но не значит, что не возможно. Регулярность и терпение — ваше все.

  • Спасибо за комментарий.

    «чем быстрее ты привыкнешь к скучности и однообразию своей жизни, тем счастливее ты будешь»

    действительно мудро, но печали тут никакой нет. И очень связано с медитацией. Хотя не совсем точно. Нет никакого однообразия. Все меняется, каждую долю секунды, каждое мгновение. Просто мы этого не замечаем.

  • Попробую ответить на вопрос Сергея.

    «У узбеков нет иллюзий».

    В тридцатые годы прошлого столетия группа психологов во главе Александром Лурией отправилась в экспедицию в удалённые кишлаки Узбекистана, с целью выяснить, как отличается психология восприятия людей, незатронутых цивилизацией, от «цивилизованных» людей.

    Выяснилось много интересных вещей, одна из них — умение видеть на двумерной картинке образ трёхмерного мира (понимание перспективы, светотени) — не врождённая способность, а навык. Узбеки, не затронутые цивилизацией, во-первых, не воспринимали известные оптические иллюзии (типа той, которая описана в статье), во-вторых, на чёрно-белых фотокарточках не узнавали лица — для них это был узор чёрных, белых и серых пятен. Узбеки же, получившие начальное образование в ликбезах, воспринимали картинки в большинстве также, как и «цивилизованные» люди.

    Лурия, получив такие довольно неожиданные результаты, отправил в Москву телеграмму «у узбеков нет иллюзий», из-за двусмысленности которой (а продвижение советской власти в Средней Азии в то время шло очень тяжело), получил проблемы в дальнейшей научной карьере.

    Подробности можно найти, например, в статье самого Лурии «Психология как историческая наука» (есть на сайте scepsis.net), а также просто погуглив фразу «у узбеков нет иллюзий».

  • Николай, по поводу задания 2, в частности — сильной эмоции. Когда я наедине с собой и возникает какая-то отрицательная эмоция, то я могу разговаривать сама с собой и выяснять, откуда она взялась и все вполне вероятно встанет на свои места. Но мы живем в мире быстрого реагирования, общаемся с людьми и возможность появления эмоции и ответ на нее (вспышка раздражения или гнева, например ) может быть мгновенной, ситуация может не позволить дать мне время на размышления… Что делать? А «слово не воробей» уже вылетело… Ну, допустим, «спустить на тормоза», но тебя продолжают «накачивать», а если это еще делается специально — на публику? Нужно быть очень сильным человеком… Как научиться не поддаваться мгновенным эмоциям?

  • У меня есть просьба о совете, связь которого с темой достаточно косвенная. Работа. Личный опыт: я не люблю свою работу, мне она кажется унылой и не дающей никакого развития, нет движения. Мне 24, так я работаю третий год. Держит заработная плата, а точнее ее стабильность, а также что нет ответственности и сверхобязанностей. Есть еще родственники, взрослые знакомые, которые повторяют «держись за работу, терпиЮ сейчас кризис, вон некий К. с тремя образованиями полгода не мог найти нормальную работу». Но внутри всегда это терзает, всегда казалось, что способна на большее. И все- начинается уныние, страх, безысходность, всегда кажется, что «шило-на мыло» только менять. Есть склонность к депрессии, никогда не считала себя «больной», но семья отправила меня к психиатру, в итоге год антидепрессантов, жуткий отходняк от них и пусто. Люди, никогда не лечите свою «депрессию» таблетками! Лучше заведите собаку (я так и сделала). К состоянию «овоща» я уже привыкла, не жду от жизни «подарков», но иногда нахлынывает «Идеальное Я», которое вспоминает про прошлые успехи в юности и «что стало с твоей мечтой??» и горькие слезы. Переодически мне помогает православие, даже наверное от того, что я вижу, как умиротворенны и гармоничны верующие люди, но не получается у меня стать «убежденной» в царстве небесном. Последние пять лет я смирилась с преждевременной гибелью. Понимаю, что причины глубже, но сошлось на работе, потому что кроме нее нет других составляющих (личная жизнь и др.). Есть собака- радость и друг, и книги. Еще есть ощущение, что я уже не осуждаю алкоголиков и бомжей, отношусь к ним с пониманием. В мультфтфильме про улитку, которая мечтала стать гонщиком, была сказана фраза другой, более зрелой улитки «чем быстрее ты привыкнешь к скучности и однообразию своей жизни, тем счастливее ты будешь»-мудро и печально.

  • У меня есть просьба о совете, связь которого с темой достаточно косвенная. Работа. Личный опыт: я не люблю свою работу, мне она кажется унылой и не дающей никакого развития, нет движения. Мне 24, так я работаю третий год. Держит заработная плата, а точнее ее стабильность, а также что нет ответственности и сверхобязанностей. Есть еще родственники, взрослые знакомые, которые повторяют «держись за работу, терпиЮ сейчас кризис, вон некий К. с тремя образованиями полгода не мог найти
    нормальную работу». Но внутри всегда это терзает, всегда казалось, что способна на большее. И все- начинается уныние, страх, безысходность, всегда кажется, что «шило-на мыло» только менять. Есть склонность к депрессии, никогда не считала себя «больной», но семья отправила меня к психиатру, в итоге год антидепрессантов, жуткий отходняк от них и пусто. Люди, никогда не лечите свою «депрессию» таблетками! Лучше заведите собаку (я так и сделала). К состоянию «овоща» я уже привыкла, не жду от жизни «подарков», но иногда нахлынывает «Идеальное Я», которое вспоминает про прошлые успехи в юности и «что стало с твоей мечтой??» и горькие слезы. Переодически мне помогает православие, даже наверное от того, что я вижу, как умиротворенны и гармоничны верующие люди, но не получается у меня стать «убежденной» в царстве небесном. Последние пять лет я смирилась с преждевременной гибелью. Понимаю, что причины глубже, но сошлось на работе, потому что кроме нее нет других составляющих (личная жизнь и др.). Есть собака- радость и друг, и книги. Еще есть ощущение, что я уже не осуждаю алкоголиков и бомжей, отношусь к ним с пониманием. В мультфтфильме про улитку, которая мечтала стать гонщиком, была сказана фраза другой, более зрелой улитки «чем быстрее ты привыкнешь к скучности и однообразию своей жизни, тем счастливее ты будешь»-мудро и печально.

  • Хороший вопрос! Но на него трудно ответить, не будучи просветленным. И о том насколько легко или нелегко так жить тоже трудно. Я думаю, вряд ли просветленные люди любят смотреть телевизор.=)

    В принципе, проекции нашего сознания распространяются даже на текст, который мы читаем. И я не думаю, что просветленный человек не сможет его прочитать, потому что увидит лишь набор пикселей на экране=)

  • Спасибо!

    «Хоть это и не правильно по одной из истин буддизма о «привязанности»»

    Это не неправильно, это так как есть=) Ничего плохого в этом нет. Привязанностей не имеют только святые.=)

  • Интересное сравнение с шизофреником, интересное в том смысле что, человек страдающий этим недугом, воспринимает свои иллюзии как объективную реальность, он может потрогать, понюхать, попробовать на вкус «чёртиков», которых он видит, то-есть они для него такие же реальные как и монитор, который сейчас предо мной, и нету способа, что бы убедить его в обратном, так как уже он посчитает шизофреником вас, ведь они для него существуют, для вас почему то не существуют.

    Вывод; В какой-то степени мы все шизофреники если мы не Будды но Будда сказал, что мы все Будды только еще этого не осознали.))))

  • А вот интересно. Просветленный человек увидит, что желтые линии одинаковые? По идее — да. Он ведь лишен иллюзий. И воспринимает эту картинку как двухмерный объект. Тогда он и изображение в телевизоре воспринимает как цветные точки. Нелегко, однако, так жить.

  • Николай, получается очень познавательный цикл статей, поздравляю, большой труд проделан.
    Хоть это и не правильно по одной из истин буддизма о «привязанности», но я с нетерпением жду не дождусь продолжения :))))
    Кстати, очень хорошо получилось с заданиями в конце статьи, помимо практического смысла, эти задания простыми словами описывают суть статьи и помогают тем самым закрепить её.

  • Николай, потрясающая статья! С заданиями придает более трехмерный вид, после прочитанного. Спасибо большое)

  • Добрый день, Николай! Соскучилась за Вами. Очень интересная статья, спасибо! Лично мне помогает проснуться, как Вы писали, наблюдение, и взгляд на ситуацию по другому, с другой стороны. И хочу сказать, что я сейчас стала «взрослее» чем была ранее. Я сдерживаю свои сиюминутные желания, негативные эмоции, я «заставляю» делать себя то, что будет полезно для моего тела и души. И конечно осознание своих прошлых ошибок, чтоб не повторять их в будущем. У меня получается и я горжусь собой.
    Свою жизнь я не представляю без моих снов. Мне снятся сны постоянно. Я могу осознавать себя во сне и понимать что, это сон. Мне снятся сны, которые предсказывают мое будущее. Как так получается я не знаю, но порой мне кажется может это просто мое сознание со мной «играет»….