Что нельзя говорить начинающим медитаторам — 3 грабли учителей по медитации

Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании». Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

Но, несмотря на это, моя статья «как правильно медитировать» претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики», возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

«Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
Я конечно шучу. Все не так=)

Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

  • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
  • Они гуляют в своих мыслях

И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

«Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре Тушита, в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

(Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны». Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет». Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте». А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием». Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от дереализации) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения. И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

«Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
.
Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

«Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению», как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения. И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

«…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными отзывами людей, чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то секулярного догматизма. Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от депрессии и тревоги. Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

Теперь я понимаю, чем больше разнообразие методов обучения медитации (за исключением всякой «шизотерики»), тем больше самых разных людей откроют медитацию.
Не так важно, что кто-то объясняет эффект практики раскрытием чакр, а другой изменением активности определенных участков мозга. Если медитация способна сделать счастливыми самых разных людей: верующих, атеистов, рациональных, эмоциональных, мистиков и практиков, то пусть для каждого типа личности найдется свой учитель!
Пусть это будет похоже на множество маленьких потоков воды, которые спускаются с гор, но в итоге, образуют единый, мощный поток!

Поделиться в социальных сетях:
  • Nikolay Perov

    Захар, да, вполне возможно=)

  • Захар

    Иногда удается достичь такого состояния, что будто находишься между пустотой и тем местом, откуда появляются мысли. Конечно, это звучит слишком шизотерично. Если проще — внимание настолько остро, что ты находишься в моменте и видишь появление мыслей (чувствуешь), но выбираешь не обрабатывать и не анализировать их.

  • Nikolay Perov

    «По-моему внутренние часы со временем сами должны срабатывать»

    Ничего не должны. Зачем еще думать о времени?

  • Виктор

    Хорошая статья,дополняющая предыдущие о медитации для практикующих.А может и нам когда-то доведётся кого-то учить!

  • Виктор

    Хотел бы добавить про себя по поводу времени,спины и позы.Первое время ставил будильник,но мысль о нём мешала ближе к концу практики.Без его вначале получалось чуть меньше 20 мин.,а теперь чуть больше,что даже хорошо,если нет дефицита времени.По-моему внутренние часы со временем сами должны срабатывать. Поза: на пластм.7л. ведёрке,квадратная досочка,подушечка,ноги скрещены-просто,дёшево и удобно По поводу спины.Спина ноет от напряжения мышц(не нужно вытягиваться в струнку),а также от их слабости(придётся подкачать мышцы спины).

  • Виктор

    Спасибо.Галина за притчу! Казалось бы детская,но задуматься есть о чём.

  • Nikolay Perov

    Здравствуйте!

    Все зависит от техники. Та техника, которой я в основном обучаю всех, подразумевает, что вы осознанно наблюдаете дыхание. Наблюдение мыслей происходит само собой либо не происходит само собой. То есть вы стремитесь наблюдать только дыхание.

  • Клаус

    Очень полезная статья!кое что прояснилось
    И всё же-нужно следить за дыханием или за мыслями? 😀
    ну никак не доходит это до меня,и опять таки складывается понимание,что я что то делаю не так.
    Если я правильно понимаю,то происходит следующее-
    Сел,расслабился,наблюдаешь всё,что происходит в теле(ощущения,дыхание),возникает мысль-переводишь внимание НЕ НА ДЫХАНИЕ КАК ТАКОВОЕ(потому что мысль при этом исчезает),а на наблюдение мыслей ПРИ помощи дыхания,наблюдая при этом как мысль рождается и «сгорает».То есть наблюдаешь за всем
    я правильно понял?

  • Nikolay Perov

    Замечательная притча, спасибо, Галина!

  • Galina Parshukova

    Легенда о двух врачевателях.

    В давние времена жили в одной горной деревне два врачевателя.

    Один из них слыл добрым и мечтал избавить людей от боли и страданий. Дни и ночи он старательно изучал болезни, полагая, что это знание поможет ему приблизиться к своей мечте.

    Другой врачеватель слыл молчаливым, но мудрым. Большую часть дня он посвящал медитации. Когда его спрашивали, почему он, как другой врачеватель, не собирает травы, не готовит лекарства, то он неизменно отвечал:

    — Я обучаюсь искусству быть здоровым.

    И вот прошло время, и добрый врачеватель стал довольно искусен в своем умении лечить болезни. Слух о добром и искусном врачевателе распространился далеко за пределы горной деревни. Толпы страждущих ехали к нему, чтобы излечиться от своих недугов.

    А мудрый врачеватель, как и прежде, большую часть своего дня посвящал медитации. Многие уже посмеивались над ним, говорили:

    — Странный врачеватель! Какой прок от твоей медитации? Лучше бы ты, как и все, лечил людей!

    – Я обучаюсь искусству быть здоровым, – неизменно отвечал он.

    И вот прошло еще какое-то время, и люди стали замечать, что, несмотря на все искусство доброго врачевателя, им приходится обращаться к нему вновь и вновь: вылечили одну болезнь – появилась другая, вылечили другую – появилась третья. И тогда кто из любопытства, а кто в надежде обрести исцеление, потянулись люди к странному врачевателю.

    — Зачем вы пришли? – спрашивал он. – Я не собираю травы, и у меня нет лекарств. Все, что я могу, – это обучить искусству быть здоровым.

    И много страждущих садилось подле него и говорили:

    — Учи! Мы хотим быть здоровыми!

    — Выполняйте условия, потребные для здоровья, и болезни покинут вас,– начинал врачеватель. – Обратите свой взгляд внутрь себя, и если узрите в душе своей ненависть, ревность, гнев, обиду или злобу, то знайте, что это они терзают ваше тело, а не боль в членах.

    Вытеснить дурной воздух из легких можно, лишь впустив чистый. И потому, если кто обнаружил в себе злобу – пусть концентрируется на добре, если кто обнаружил в себе ненависть – пусть концентрируется на любви, если кто обнаружил в себе обиду – пусть концентрируется на прощении.

    Так учил мудрый врачеватель.

    И вот прошло еще какое-то время. Весть о мудром врачевателе разнеслась далеко за пределы горной деревни. Все больше и больше приходило к нему людей и говорило:

    — Учи! Мы хотим быть здоровыми!

    И добрый врачеватель возненавидел его.

    — Он обманывает вас! – кричал он у дома мудрого врачевателя. – Никто не способен вылечить без лекарств! Я тридцать лет потратил, чтобы изучить болезни! Я знаю!

    Ученики мудрого врачевателя пытались растолковать доброму врачевателю смысл концентрации, которую проповедовал Учитель, но все было впустую.

    И вот однажды добрый врачеватель тяжело заболел. Он испробовал все травы и все лекарства, которые знал, но ничто не помогло ему. В отчаянии он решил прибегнуть к концентрации, о которой не раз говорили ему ученики мудрого врачевателя.

    — Как же мне избавиться от злых чувств, что мучают меня и не дают мне покоя? – думал он. – Изничтожу их, изрублю на корню.

    Долгую и мучительную борьбу вел добрый врачеватель со своей ненавистью, обидой и злобой, но болезнь все продолжала мучить его.

    И вот в один день, собрав последние силы, медленно, опираясь на посох, побрел он к дому мудрого врачевателя.

    — Я скоро умру, – сказал он. – Но я пришел, чтобы сказать тебе перед смертью, что ты лжец и обманщик. Я испробовал все средства, которые знал, чтобы избавить себя от болезни, в отчаянии я даже пробовал применить концентрацию, которую ты проповедуешь, но, ты видишь, я умираю.

    Мудрый врачеватель помолчал и сказал тихо:

    — Ты просто ошибся. Ты решил, что я призываю прекратить дышать, и перестал дышать. Ты начал разрушать свои пороки, вместо того, чтобы созидать добро.

    И тут добрый врачеватель заплакал, словно ребенок, и медленно опустился на землю подле мудрого врачевателя.

    — Учи! Я хочу быть здоровым! – сказал он.

  • Nikolay Perov

    Евгений, я не рассматриваю это как альтернативу, а рассматриваю это как дополнение. Как альтернатива, на мой взгляд, это не принесет такого же эффекта как сидячая медитация, потому что сосредоточиться будет сложнее. Но, тем не менее, это можно и нужно практиковать на ряду с «формальной» сидячей медитацией. Лично я практикую.

  • Nikolay Perov

    Верно, Артем, ключевое слово «естественно»=)

  • Евгений

    Спасибо.
    Прочитал еще несколько ваших статей. Посмотрел фильм Дзен из одной из них. Очень понравился. Даже не смысл, который там передан как-то сомнительно по моему, а сама атмосфера, просто не мог оторваться, очень красиво и слаженно.
    Вот. После этого полез искать почитать что-нибудь про дзен и про самого Догэна. Как все подобное, что читал — начало отличное, понятное, правильное, но то, что начинается после базиса — жуть 😉 (в отличии от вас, пардон за лесть)
    В итоге вышел на ‘медитативный бег’. Последние время стараюсь бегать хотя бы раз в неделю минут 15-30. Постепенно появилась возможность не задыхаться, а наблюдать по сторонам, будто сидишь в кресле, и соответственно открылось пространство для вариаций, но о медитации в подобном виде до сегодняшнего дня не задумывался.
    Что вы думаете по этому поводу? Просто кое-где подобный вид медитации преподносится как альтернатива обычной, для западного типа мышления, которое очень сложно (и, возможно, не нужно) по настоящему до конца остановить.

  • Василий Трофимов

    Очень хорошее слово для разотождествления: Присутствие. Почувствуйте свое присутствие.
    Очень хороший приём остановки мыслей: Ожидание следующей. Задайте себе вопрос: Какая мысль будет следующей? И внимательно следите…

  • Светлана Горяченко

    Да, статья действительно стоящая. Думаю, такая тема как медитация не может быть раскрыта полностью в одних лишь статьях, книгах и обсуждениях. Для каждого человека она раскрывается по своему. Я недавно начала практиковать медитацию, и каждый раз испытываю разные ощущения. Иногда они мне нравятся, иногда не очень. Но я не особо о них задумываюсь, принимаю как данное. Эта статья еще раз подтвердила, что я двигаюсь в правильном направлении и развеяла некоторые сомнения.

  • Натали Гутнова

    Дааа,это Николай четко подметил, разным людям обьяснять нужно по-разному,у всех не одинаковое восприятие материала,еще такого тонкого как медитация!

  • http://www.shpykuliak.com/ Artem Shpykuliak

    Отличная статья, Николай!

    Самое интересное что мозг и чакры — это только абстрактные понятия или можно сказать, что это структуры из которых мы состоим. Я тоже достаточно скептически относился к чакрам и аурам пока на ретрит не сьездил.)))

    Мне помогает обьяснение, что в медитации все должно приходить естественно, наблюдение за мыслями приходит естественно просто как будто сработал переключатель в голове с концентрации на дыхание переключился на мысли.) Главное помнить «естественно» если переключатель не сработал, это тоже хорошо.)

  • Nikolay Perov

    Евгений, здравствуйте

    Время конечно можно увеличивать. Я так делаю.

    По поду спины, она со временем должна привыкнуть. Она обычно напрягается сильнее, когда вы держите колени высоко, но если вы сидите в позе лотоса, то у вас не должно быть этой проблемы. Ноги обычно так и затекают. Я либо не обращаю внимание, либо медитирую на специальной скамейке для медитации.

  • Евгений

    Отличная статья!
    Хоть и много у вас уже сказано о медитации, эта статья хорошо дополняет остальные. Спасибо.
    В моем случае, правда, признаюсь, усиленное чтение вашего блога стало чем-то вроде сигнализатором хандры. Мол, читаю что-то не бесполезное, и будет с меня, хотя мог бы делать и что-то пополезнее, ведь, как вы уже упоминали, смысл медитации передается всего в одном предложении. Ну ничего, все прочитаю, и придется делать что-то еще. А так, может быть заранее буду знать ответы на некоторые вопросы, ведь действительно у вас очень хороший сайт, и очень подходящее для меня мировоззрение (по сравнению с подобным в сети).
    Хочу задать вопрос о времени медитации. Можно ли его увеличивать? Иногда просто очень этого хочется, и отведенные 20 мин. уходят только на разогрев, точнее на достаточное успокоение 😉
    И второй вопрос по позе. В полулотосе ноги за 20 мин. жестко затекают, и спина ноет и постоянно пытается ссутулиться. Имеет ли смысл это терпеть, или стоит сменить позу (на сидение на стуле, или вовсе лежание), чтобы тело не так сильно отвлекало?

  • Nikolay Perov

    Ну как раз таки много вопросов по этой теме заставили меня задуматься над этой формулировкой и подготовить такую статью. Кстати говоря, статью как правильно медитировать я уже обновил давно и дал в ней ответ на этот вопрос=)

  • Pavel B

    Мне понравилось написанное в одном блоге, посвященном саморазвитию, что-то типа «Одна из основных целей медитации — это не остановить внутренний диалог, а научиться замечать, когда мысли уносят нас в сторону, и возвращать внимание на предмет медитации (дыхание и т.д.), таким образом тренируя себя в самоконтроле». До того как я это прочитал, я несколько расстраивался, что часто теряю фокусировку на дыхании. Но потом я понял, что это — нормальная часть тренировки по самоконтролю (т.е. по контролю своего внимания, своих мыслей, эмоций, действий).

  • Евгения

    «Баночка с медом — странный предмет: он если есть, то его сразу нет» (с)
    Винни Пух говорил о меде, но мне очень нравится сравнивать афоризм в приложении к мыслям.

    Я помнится как то давно задавала вам вопрос на тему «наблюдения» мыслей. Вы тогда ответили, что то вроде «продолжайте, как получается» …

    «И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере).»

    С удовольствием отправила бы себе этот исчерпывающий ответ себе в прошлое, да еще в форме такой красивой аллегории
    :)