Будда как клинический случай депрессии 4 — Карма и Реинкарнация

Когда я присутствовал на курсе по изучению буддизма в Индии, преподаватели в ответ на вопрос: «почему человек «создан» не просветленным, почему он страдает и заблуждается, а не рожден сразу счастливым и знающим все?» лишь отвечали «не знаю» или «буддизм не дает ответа на этот вопрос».

И это не является следствием некомпетентности. Более того, мне очень нравится такой подход. Буддизм не зря претендует на звание очень практического учения. Он действительно работает с реальным опытом, сторонясь давать ответы на ненужные с точки зрения практики вопросы: «Откуда мы появились?», «Почему мы не родились просветленными?»

Никто не знает ответа на эти вопросы. А даже если бы буддийские философы и дали их, они бы никак не помогли нам решить саму проблему страдания. Мы страдаем, испытываем неудовлетворенность здесь и сейчас и нужно, опять же, решать эту проблему здесь и сейчас.

И это верно с точки зрения конечной цели буддизма — просветления. Многие религии отвечают на все вопросы на свете. Да, это действительно дает покой некоторым людям. Но этот покой шаткий и временный, так как полностью основывается на вере в некоторую концепцию. Буддизм хочет, чтобы человек достиг покоя, опираясь на что-то более прочное и неизменное, а именно — на себя и на свое сознание, а не на космогонические представления. Эти представления могут меняться, подвергаться критике, у человека может появиться сомнение в них, они не смогут постоянно обеспечивать его чувством гармонии. Он может начать задаваться вопросами: «а что, если на самом деле это не так, что если жизнь не имеет смысла? Что, если Бога нет?» И начнет испытывать такие чувства, как будто весь смысл, вся основательность мироздания рушатся у него на глазах. Но сознание же остается с человеком всегда. Оно есть и в этом не может быть сомнения. И мы должны опираться на него, если хотим достичь постоянной гармонии, независящей от меняющейся реальности и изменчивых состояний ума.

Другим вариантом ответа на вопрос о происхождении нашего непросветленного, страдающего и заблуждающегося сознания, была такая фраза:

«Откуда взялось заблуждение? Из предыдущего момента времени! А туда оно пришло откуда? Из предыдущего момента времени…»

И так далее.

Из потока таких моментов и состоит сознание, которое проявляет себя в разных оболочках тел людей (но не тождественно им), животных, духов или божественных созданий. Это, если говорить грубо и упрощенно, и называется реинкарнация. Концепции реинкарнации и кармы, особенно в рамках Буддизма, достаточно сложны для понимания западного человека, воспитанного в духе авраамических религий (Христианство, Ислам) с их концепциями души и ее спасения.

Реинкарнация и эволюция

Реинкарнация в буддизме – это не «переселение душ». Буддисты не верят ни в душу, ни в неизменное постоянное «я». «Что же тогда перерождается, раз не душа» — сразу последует вопрос. Отвечу так, что, согласно буддизму, нет никакой автономной, изолированной сущности, которая бы кочевала от тела к телу, от жизни к жизни.

Все эти жизни — это поток моментов и состояний сознания и ума, вот и все. Сначала это состояния и элементы опыта одного тела, затем другого. Притом этот ум не тождественен ни нашей памяти в определенной жизни, ни нашим личностным качествам и эмоциям.

И наша карма как результирующий эффект наших поступков и мыслей направляет путь наших перерождений. Хорошие поступки приводят к хорошим последствиям, плохие – к плохим.

Это очень коротко и упрощенно. Подробно об этом говорить не буду. Концепция реинкарнации и кармы – это, на мой взгляд, то, что и делает буддизм религией. Потому что нельзя сказать, что эти концепции верифицируются обычным человеческим опытом. Для многих это просто элементы веры.

Конечно, некоторые буддисты говорят, что на глубоких уровнях медитации доступна информация о наших прошлых жизнях и кармическом влиянии. Но это трудно проверить нам, обычным людям.

Поэтому я, говоря о реинкарнации, постараюсь остаться в плоскости наблюдаемого опыта. Предупреждаю, мое понимание перерождения не соответствует каноническому буддистскому толкованию, это лишь моя вольная интерпретация. И, надеюсь, вы не сочтете ее очень натянутой.

(То, о чем я буду писать, не относится к изучению феномена реинкарнации на Западе. Это не имеет отношения ни к исследованиям Яна Стивенсона, ни к опытам Станислава Грофа с генетической памятью. Кому интересно, может почитать об этих исследованиях в интернете).

И начну я изложение своей версии с постановки вопроса.

Почему многие люди испытывают депрессию и тревожные расстройства? Почему человеческая психика вообще потенциально подвержена таким вещам?

Я постараюсь дать на этот вопрос ответ, несмотря на то, что он, на первый взгляд, не имеет большого практического значения.

Важно понимать, что здесь я пытаюсь не найти причину страдания, а сказать, что именно его сделало возможным. Нельзя сказать, что ответственность за появление рака у людей несет процесс деления клетки. Но именно этот процесс делает возможным мутации. Что же делает возможным возникновение депрессии и паники?

Давайте пойдем от общего к частному и поговорим о том, что создает возможность для человеческого страдания вообще, а уж потом доберемся до депрессии и тревоги. И с этим вопросом мы обратимся не к буддизму, а к науке, чтобы потом сойтись с ним в некоторой точке.

Для этого кратко изложу смысл статьи «медитация и код эволюции», в которой я привел лекции профессора Райта, касающиеся связи буддизма с современной наукой.

Райт дает ответ в своих лекциях на вопросы: «почему мы не чувствуем себя удовлетворенными?» «почему мы подвержены иллюзиям относительно природы реальности и нашего собственного сознания?»

Ответ один: эволюция! Естественный отбор сделал человека хронически несчастливым для того, чтобы подстегивать его к постоянному развитию и прогрессу, для которых не было бы стимула, если бы люди были всегда удовлетворены и счастливы. Это обеспечило выживание наших предков, когда те еще ютились в пещерах.

Также для выживания было важно, чтобы каждый человек имел чувство автономного, независимого я (что, согласно Буддизму, иллюзия), делил весь мир на своих и чужих, составлял окончательные выводы и суждения (пусть даже ошибочные) на основе неполной информации, проецировал бы свой ум на окружающий мир, чтобы потом поверить в эти проекции. Все это давало эволюционные преимущества, создавая некую ментальную и поведенческую среду для охраны своего племени от врагов, накопления собственности, поддержания родственных связей.

Потом появился Будда (хотя и до него были многие), который решил, что он не доволен тем, что сознание устроено вот таким вот образом, что в нем коренятся неудовлетворенность и иллюзии. Гаутама не желал мириться с этим порядком вещей, потому нацелился создать собственное сознание «с блэкджеком и шлюхами», испытывающее постоянное счастье, удовлетворение, полностью лишенное иллюзий в отношении восприятия реальности и самого себя!

Сиддхартха переводится как достигающий цели. Будда оправдал свое имя и получил то, чего хотел.

Поэтому Райт говорит о нем как о революционере духа, чей бунт направлен не против какого-то государственного строя, а против наследия эволюции, которая сделала людей хронически неудовлетворенными. И именно естественный отбор создал в людях благоприятную среду для формирования депрессии и тревожных расстройств. И этот аспект буду объяснять уже я.

Депрессия и эволюция

Важно понимать, что депрессия, навязчивые мысли, тревога не существуют независимо от человеческой природы. То есть нельзя сказать, что люди с депрессией радикально отличаются от всех остальных, и либо у человека есть депрессия, тревожность, навязчивые мысли, либо нет. На самом деле, все немного сложнее.

Навязчивые мысли есть у всех людей! Если человек голоден, он будет постоянно думать о еде. Если он хочет секса – о сексе. Так нас устроила природа. И эти механизмы позволили нам выживать в негостеприимных ландшафтах на заре становления человечества.

На самом деле навязчивые мысли испытывают все люди!

Но у некоторых людей тот же самый механизм переходит в более сильную и неконтролируемую фазу: они постоянно думают о смерти, о какой-то опасной болезни, переживают за своих близких, пережевывая в голове жвачку навязчивых мыслей. Нельзя сказать, что это что-то новое, чего до этого не было. Нет, это было, просто в установленных для нормального функционирования человека пределах. А потом в результате чего-то (стресса, срыва) вышло за рамки нормы.

В древности человек не выжил бы в природе, если бы в ответ на опасность его надпочечники не выбрасывали бы адреналин и норадреналин. Это позволяло ему мобилизовать свои силы и спастись от опасности. Но у каких-то людей эта естественная реакция вышла из-под контроля и стала проявлять себя тогда, когда никакой опасности нет. Это и назвали паническими атаками.

Навязчивый самоанализ, постоянная оценка своего состояния не играют на руку избавлению от депрессии и панического расстройства. Они, наоборот, усугубляют эти вещи. Но эти качества, опять же, в нашей природе. Анализ позволяет оценивать обстановку и находить выход из проблем, это наследованная черта нашего мышления. Просто когда он направляется вовнутрь, чтобы найти решение от уныния или страха, это только усиливает эти чувства. Об этом я более подробно писал во второй части статьи.

Получается, что результаты биологического отбора создали среду для появления всех этих недугов. И у внимательного читателя уже наверняка зреет вопрос: «раз эволюция создала нас такими, значит, так было нужно, значит, это помогает нам выживать!»

Отвечу на этот вопрос таким образом. Во-первых, помогало! Мы давно не живем в пещерах и сейчас некоторые принципы выживания просто потеряли свою актуальность. Во-вторых, человеку уже не нужно опираться только на инстинкты, у него есть разум, который может принимать решения. И если какие-то инстинкты нам мешают, сеют раздор между людьми (злоба, гнев, зависть), их можно как-то подкорректировать. В-третьих, я не говорю о том, что нужно убрать инстинкты и автоматические механизмы реакции совсем, но возможно что-то сделать с крайними их проявлениями. Иначе мы так и будем страдать из-за психических недугов.

Наверное, вы уже забыли, что все эти рассуждения начались с вопроса о реинкарнации? И тут я хочу предложить одну аналогию. Согласно буддистской концепции реинкарнации, наши так называемые «врожденные» качества являются ничем иным как привычками, протянувшимися из прошлых жизней. Буддисты считают, что определенный человек подвержен злобе больше других не только из-за обстоятельств его нынешней жизни, но из-за привычек жизни прошлой! Если он в прошлой жизни часто испытывал гнев, то привычка гневаться закрепиться за ним и с его следующего рождения. Это то, что наука связывает с генами. И, на мой взгляд, между этими двумя подходами много общего.

Несмотря на то, что концепция реинкарнации и кармы не совсем проходят проверку опытом, никто не будет спорить с тем, что действия наших предков обуславливают наш собственный характер и личность, подобно тому, как карма определяет нашу жизнь, по верованиям буддистов.

Мы подвержены злобе и гневу, потому что когда-то наши предки испытывали эти эмоции, так как они обеспечивали их выживание. Мы чувствуем тревогу и страх, потому что эти чувства когда-то спасали от опасности тех, кто жил до нас. Эти чувства формировались под действием естественного отбора: те особи, которые ими не обладали, «отбраковывались». Поэтому закрепились как «полезные» и есть у каждого представителя нынешних поколений уже с рождения.

Короче, сейчас мы пожинаем плоды того, что посеяли наши предки. Согласитесь, это очень сильно близко к концепции кармы и реинкарнации. Можно возразить, что в рамках передачи ген следующему поколению не может идти речи ни о какой душе. Но буддисты тоже в нее не верят. Они говорят о последовательности состояний ума, которые реализуются в разных телах. И ум в каждом новом теле не будет тем же самым, чем он был в предыдущем, но и не будет чем-то совсем иным.

Можно ли сделать из всего этого какие-то практические выводы, которые помогут нам справляться с депрессией и паникой? Я думаю, да. Во-первых, мы должны понимать, что эти вещи — продолжение нашей собственной природы, а не нечто изолированное от нее. Поэтому нельзя сказать, что это является «болезнями». Мы должны работать с нашими врожденными механизмами психики, использовать способы увеличения контроля над собственным умом и инстинктами, которые и порождают беспокойство, а не искать волшебных таблеток от «депрессии».

Об этом подробнее еще чуть позже. Во-вторых, не только наши прошлые жизни влияют на нынешнюю, но и нынешние на будущие. И если мы научимся управлять своим состоянием, избавляться от бессмысленного гнева, неуправляемой жажды власти, неудержимой похоти, то эти пороки ослабят свое влияние не только на нас, но и на будущие поколения. Единственный способ сделать так, чтобы наши пороки были перемолоты жерновами эволюции и не достались по наследству людям будущего, это постараться, чтобы они как можно меньше реализовывались сейчас в нас. Можно сказать, что так мы уже сейчас формируем семена благоприятной кармы (генома), ростки которой взойдут в будущем!

Концепция кармы

Один из популярных мифов о буддизме состоит в том, что в этом учении отсутствует этическая составляющая, что учение Будды, мол, стоит по ту сторону добра и зла. Такой «имидж» религии появился в западной культуре в силу запутанной и местами противоречивой философии.
«Видишь Будду – убей Будду!» гласят дзенские тексты.

А в сутре сердца, одном из главных текстов буддизма говорится:

«Нет заблуждения и нет прекращения заблуждения и так вплоть до отсутствия старости и смерти и отсутствия прекращения старости и смерти. Нет страдания, причины страдания, уничтожения страдания и Пути. Нет мудрости и нет обретения, и нет того, что было бы обретаемо».

Последний текст как бы «отрицает» все главные ценности буддизма. По словам религиоведа Е. Торчинова, уровень возможного шока от прочтения этой сутры может быт равным «уровню шока христианина от гипотетического христианского текста, в котором бы «Христос провозгласил, что нет ни Бога, ни сатаны, ни ада, ни рая, ни греха, ни добродетели и т. д.»»

Но, по мнению того же Торчинова, данный текст, во-первых, не следует понимать буквально, во-вторых, он ориентирован на совершенно другой уровень сознания, чем обычное, обыденное сознание.

Для некоторых маргинальных интеллектуалов, битников и хиппи буддизм стал неким оправданием вседозволенности, распущенности чувств, с которым у этих людей ассоциировалось свобода.

Буддизм, действительно, является учением о свободе, но он никоим образом не противопоставляет себя морали. Наоборот, этический, нравственный аспект в нем представлен достаточно сильно. Учение Будды – это синтез мудрости и сострадания. Тибетские учителя говорят, что без этического образа жизни невозможна глубокая медитация.

Но не только наша духовная практика зависит от нравственной стороны нашей жизни, но и качество наших будущих рождений, условия следующих жизней, которые определяются нашей кармой.

Карма – это в переводе с санскрита действие, а в переводе с языка пали — «причина-следствие». Карма в буддизме абсолютно безличностна, она приводится в действие нашими поступками, а не каким-то высшим судьей, который придумывает для нас наказания и награды. Это, скорее, последствия наших поступков, чем какое-то воздаяние. Вот, например, человек читает: «не стой под стрелой», но все равно стоит под ней. В итоге оказывается в больнице. Можно ли сказать, что его наказали? Нет. Просто он испытал не себе результаты своих действий.

Как вы уже догадываетесь, принцип работы кармы может быть описан пословицей: «что посеешь, то и пожнешь». Но здесь замешан и нравственный аспект. Плохие, с точки зрения морали, действия приводят к плохим последствиям для субъекта этих действий, а хорошие — к хорошим. Другими словами, в соответствии с концепцией кармы, если вы кому-то навредили, вам это вернется бумерангом в этой или следующих жизнях.

Что посеешь, то и пожнешь

Кто-то наверняка заметит: «ну опять эти сказки о вознаграждении за добрые поступки и о наказании за злые, как это ни называй: «карма», «божественное воздаяние»». Другой скажет, что это метафизическая категория, не поддающаяся опыту.

Отчасти это так и есть. Мы (по крайней мере большинство из нас) не можем знать, есть ли другие жизни или нет. И даже если есть, подвергаются ли они воздействию кармы. Но о чем мы можем знать наверняка, так это о последствиях наших поступков в этой жизни.

С одной стороны, пока мы растем и развиваемся в обществе, нас учат проявлять доброту, сострадание, заботу о ближнем. Эти ценности составляют костяк всех религий. Но, с другой стороны, в человеке также взращивают дух соперничества и эгоизма. В университетах, на спортивных соревнованиях формируются системы рейтинга, готовящие людей к гонке за успех, за первенство. Даже семьи, родители могут взращивать убеждение, что ТЫ должен быть самым лучшим, ТВОЕ счастье и успех превыше всего, осуществление ТВОИХ желаний — самая важная вещь на свете. Наше «Я» заботливо помещается в центр всего существования нашими друзьями, родственниками и социальными институтами.

И у многих людей формируется представление, согласно которому нравственное поведение и альтруизм, хоть и желательны, но не продуктивны в плане достижения целей, жизненного успеха и счастья. А все религиозные и философские концепции о воздаянии за грехи, о карме, якобы придуманы для того, чтобы придать какой-то смысл морали, наделить ее неким высшим свойством регулирования и контроля. И чтобы достичь счастья и успеха в этой жизни, нужно как можно больше думать о себе.

В своих статьях я уже не раз озвучивал то, что, на самом деле, зацикленность на собственном я, на своих желаниях очень часто ведет к страданию. Многие люди считают, что беспорядочный секс, развязная жизнь, удовлетворение любых желаний есть свобода. Нет, это самое большое рабство. Рабство у своих желаний. Этот жестокий господин держит в одной руке кнут неудовольствия, а в другой – пряник наслаждения. Он властно заносит кнут и подманивает нас пряником, говоря: теперь ты будешь делать то, что я тебе скажу! Но просветленный человек может ответить: «что мне твои кнут и пряник! Я делаю то, что я хочу! Я сам себе хозяин»

Вот почему можно сказать, что буддизм — это учение о свободе, а различные практики, которые используются в буддизме, в том числе, например, медитация приводят к освобождению!

Я больше не буду останавливаться в этой плоскости рассуждений, а сужу ее до масштабов депрессии и тревоги.

Связь депрессии и тревоги с нравственным поведением

И здесь работает тот же самый принцип: эгоцентризм, гордыня, постоянная злоба, раздражение могут привести к депрессии или панике. Я не хочу сказать, что это проблема всех людей, страдающих этими недугами. Но, тем не менее, многие лица, подверженные хронической злобе и зацикленные на себе, сталкиваются с депрессией и не понимают, отчего это с ними происходит.

Многочисленные исследования показали, что сострадание, эмпатия, помощь другим оказывают благотворное воздействие на нашу психику и даже физическое здоровье. И, наоборот, отсутствие этих качеств может вести к проблемам. Техники развития сострадания, например, медитация метта, согласно исследованиям, ведет к улучшению состояния людей, испытывающих депрессию.

Важно понимать, что наши качества тесно связаны с нашими поступками. Когда человек ворует не из-за нужды, он культивирует свою жадность, зависть, свою привязанность к материальным благам. Когда кто-то постоянно изменяет своему партнеру, это формирует еще большую похоть, привязанность к чувственным наслаждениям. Развитие этих качеств приводит к тому, что человек страдает. Вот она, безличностная карма в действии, без всякой метафизики! Можно ли сказать, что такого человека кто-то наказал? Не в большей степени, чем можно говорить о наказании курильщика, который заработал рак легких своими собственными действиями!

Наши поступки и намерения имеют свои последствия. Это и есть карма! И никакого волшебства!

Я совсем не хочу сказать, что все люди, которые страдают депрессией и тревогой, злые и ведут себя безнравственно. Здесь речь также идет о крайне эгоцентричной перспективе, в которую помещает людей их депрессия или тревога. Когда я в своей жизни столкнулся с этими проблемами, я только и думал и чувствовал так:

«Моя тревога! Моя паника! Я страдаю, а весь мир пускай катится к черту! Мне не важно, что чувствуют другие, важнее всего то, что сейчас плохо МНЕ!»

Такая перспектива заставляет нас придавать чрезмерную важность своим ощущениям и самочувствию. И чем больше мы зацикливаемся на этом, чем больше уделяем внимания своим чувствам и мыслям, тем хуже мы себя в итоге чувствуем! Многие люди могли наблюдать этот эффект на практике: стоило только перестать на время думать о том, как нам плохо и перевести внимание на что-то еще, как становится намного легче!

Именно поэтому в своем курсе «БЕЗ ПАНИКИ» я учу своих студентов больше уделять внимания тому, что делают другие, хотя бы на время переводить фокус на то, что происходит вокруг, вместо того, чтобы постоянно вариться в собственных мыслях. Я даю техники на развитие сострадания и добросердечия.

Благодаря искренней помощи другим, участию в чужих проблемах человек может освободиться от депрессии и тревоги. И это произойдет не в силу волшебства, а потому что такой человек осознает, что в мире существует что-то еще кроме его страдания и страха. Если он приглядится к миру, который его окружает, он увидит, что его проблемы не являются такими роковыми и неразрешимыми. Участие и забота дадут ему радость и удовлетворение, возродят веру в себя и позволят отвлечься от нестерпимой жизни «в своей голове».

Почему в таком случае нельзя сказать, что у этого человека хорошая карма, и теперь он пожинает ее благоприятные последствия?

Карма и ответственность

И помимо принципа, что мы должны быть добрее к людям, если не хотим страдать, мы можем взять из концепции кармы кое-что еще полезное.

Буддисты говорят, что за кармический эффект несет ответственность сам человек: «если убил кого-то в прошлой жизни, теперь сам неси ответственность!»

И совершенно точно, что за свою депрессию, за свою панику несем ответственность мы! И это имеет куда более глубокие выводы, чем просто признание того, что это произошло из-за нас, а не из-за кого-то еще. Это еще значит, что не травмы и стресс виноваты в вашем состоянии, не люди, которые вас раздражали и обижали. Ваш собственный ум, ваша собственная реакция на события жизни (а не сами события как таковые), а также отсутствие работы над своим умом — все это привело к тому, что есть сейчас!

Все понимают, что если запускать свое тело, не заниматься физкультурой и питаться всем подряд, то это приведет к проблемам со здоровьем. Но почему-то в современном мире не придают такого значения развитию ума и психики. Хотя здесь работает тот же принцип. Если вы относитесь халатно к здоровью своего сознания, например, не уделяете времени расслаблению, освобождению ума от тревожных мыслей и напряжения. Если вы не развиваете спокойствие, концентрацию, принятие, то все это может привести вас к проблемам.

И ответственность за них будет лежать на ваших плечах.

Это то, что очень многие отказываются понимать, списывая ответственность на что-то еще: «у меня депрессия, потому что нарушился химический баланс в мозгу» или «мои родители не любили меня, поэтому я вырос таким тревожным». Люди верят в это из соображений психологического комфорта, поэтому их бывает очень трудно переубедить. Часто случается так, что им намного важнее оставаться с этим убеждением, чем избавиться от депрессии.

Но, как я люблю говорить, признать ответственность — это не значит, что нужно винить себя. Зная, что негативные последствия текущей жизни обусловлены негативной кармой, хороший буддист будет формировать положительную карму. Ведь она зависит от него! А зная, что к негативным последствиям вашей жизни вас привели ваши собственные действия (или бездействие), мысли и эмоции, вы будете изменять их, чтобы освободиться от этих последствий. Мы не всегда можем изменить окружающий мир, но мы можем изменить себя.

Принять ответственность — значит признать, что раз все зависит от нас, значит, мы сами сможем помочь себе избавиться от страдания.

Не существует неизменного я, мы его можем изменить. Но об этом уже в следующей, заключительной части статьи. Где я буду говорить об основных заблуждениях нашего сознания, которые не только приводят к депрессии и тревоге, но и усугубляют эти недуги, не давая людям возможности выбраться. Мы поговорим о взаимообусловленности, отсутствии «Я» и моей любимой концепции «пустоты», непонимание которой может быть чревато большими эмоциональными проблемами. Постараюсь опубликовать последнюю статью на этой неделе.

Поделиться в социальных сетях:
  • Nikolay Perov

    Анна, «нормально» не «нормально» оценивается только по тому, насколько это сказывается на вашей жизни. Если последствия плохие последствия, например, человек вам систематически хамит, а вша пассивность только еще больше распыляет его (как пример), то понятно, что надо что-то делать. Если же результат только положительный, даже если ничего не делаете, просто забиваете, то это нормально. Зависит от ситуации. В обоих из этих двух случаев будет правильнее сохранять спокойствие и доброжелательность, даже если вы решили «поставить человека на место»

  • Анна Сергеевна

    Очень сложная тема, поднята в этой части. Не сразу и не для быстрого осмысления. Николай, а если практика медитации привела к такому состоянию: «Даже если случилось плохое, и человек намеренно тебе это делал, а ты просто принимаешь это как должное, не оценивая, не придавая эмоциональной окраски» это нормальное поведение? Не хочется думать не о возмездии не о том, что будет в итоге с этим человеком

  • Сергей Яковлев

    долго не читал ваш блог. сейчас читаю и получаю удовольствие. в данном топике больше всего понравился абзац:

    «В своих статьях я уже не раз озвучивал то, что, на самом деле, зацикленность на собственном я, на своих желаниях очень часто ведет к страданию. Многие люди считают, что беспорядочный секс, развязная жизнь, удовлетворение любых желаний есть свобода. Нет, это самое большое рабство. Рабство у своих желаний. Этот жестокий господин держит в одной руке кнут неудовольствия, а в другой – пряник наслаждения. Он властно заносит кнут и подманивает нас пряником, говоря: теперь ты будешь делать то, что я тебе скажу! Но просветленный человек может ответить: «что мне твои кнут и пряник! Я делаю то, что я хочу! Я сам себе хозяин»»

  • Veronika

    Здравствуйте Николай! Давно хотела вам написать, поблагодарить за статьи и медитацию, она очень мне помогла. Хотела у вас так же спросить что вы бумаете об Advaita Vedanta ( non dualism ) помоему это сейчас более прогрессивное движение, более чистое и прямое чем Буддизм. Я оочень советую Вам и всем кто читает ваши статьи и занимается медитацией найти и прослушать аудио книгу » Spontaneous awakening » by Adyashanti и желательно не один раз! :-) книга на английском — это запись его 5ти дневног ретрита в Калифорнии). Очень бы хотелось услышать ваше мнение после прослушивания этой аудио книги. Adyashanti мне очень напоминает вас, он занимался медитацией и был в Zen буддизме 15 лет и вконце концов он пробудился и сейчас делиться со всеми то к чему он пришел — Он говорит что на пути к Просветлению можно реально «застрять», идти НИКУДА не нужно, все уже есть ЗДЕСЬ и сейчас! :-) Просто мы этого не видим или боимся увидеть. Медитация вещь полезная но вопрос только » а КТО медитирует?» Вы, Николай, когда нибудь задавали себе этот вопрос? А это главный вопрос и это следующая и последняя ступень которую нужно постичь.. :-) Вообщем, я настоятельно рекомендую Всем прослушать эту книгу, и не только эту. На ютюбе есть много полезных видео на эту тему от Adyashanti, Rupert Spira, Jeff Foster, Mooji ( Муджи на русском), Gary Weber ( вы упоминали о нем в статье Код эволюции), Buddha at the gas pump ( цикл интервью с пробужденными людьми, их истории, очень рекомендую), Tony Parsons, Eckhart Tolle, Gangaji
    Еще раз Спасибо, благодаря вам я пршла к медитации, благодаря медитации я нашла Advaita Vedanta. Но медитацией я продолжаю заниматься, и не только 40минут в день сидя с закрытыми глазами а в течении всего дня занимаясь своими обычными делами. Качество медитации совсем другое сейчас.

  • АлексаС

    Да уж, спасибо

  • Nikolay Perov

    Спасибо, Алекс.

    Что касается книг по саморазвитию, то у меня есть несколько обзоров на сайте. А по поводу литературы по медитации рекомендую автара Allan Wallace, но возможно нет на русском. Проверьте=)

  • Nikolay Perov

    Лиза, кратко вот именно на ваш вопрос по поводу эволюции я ответил в статье.

    А по поводу кармы ответил в комментарии ниже на аналогичный вопрос.

  • Nikolay Perov

    Давайте тогда лучше так сформулирую. Есть страдание. Оно в фундаментальном смысле тоже продукт нашего ума. Тем не менее, лишены его только просветленные. То есть на том уровне на котором мы с вами находимся бессмысленно отрицать, что страдание есть. Так вот, плохие действия — это те действия, которые вызывают страдание (и для субъекта и для объекта) или направлены на это, а хорошие — это которые ведут к освобождению от страдания. Вот лучше наверное так сформулировать. И так уж получилось, что здесь существует много точек пересечения с моралью, которая безусловно является изобретением человека, но тем не менее это не исключает того, что действия, отраженные в системе моральных ценностей, имеют реальный эффект и последствия.

  • Nikolay Perov

    Дарья, здравствуйте.

    С точки зрения буддизма кармическую ответственность за свои действия несет также тот, кто эти действия сделал. То есть если человек нанес вам боль именно с той мотивацией навредить вам (мотивация тут также играет роль), то он будет за это нести ответственность, даже если для вас эти его действия обернулись хорошим результатом.

    Ну вроде кто-то как украл у человека машину, а она была неисправна совсем, сломалась на ходу и в итоге авария. Косвенным образом он спас человеку жизнь, но сел в тюрьму за угон все равно. Как-то так=)

    То что обидчиков надо прощать и делать выводы из обид, учиться у них — это совершенно верно. Но речь идет об ответственности обидчика.

    А что касается ваших рассуждений, то к ним подходит вот эта притча:

    » Один мужчина встретил в лесу дикую лошадь и забрал её себе.
    — Ого-го! — сказали соседи, так вот взял и обзавёлся лошадью повезло тебе!
    — Не знаю, повезло мне или нет… — ответил он
    Его сын стал объезжать эту лошадь, она была своенравна, и сбросила его.
    Он сломал обе ноги.
    — Ах! Какое несчастье! — восклицали соседи — как плохо!
    — Я не знаю хорошо это или плохо — отвечал мужчина.
    Вскоре началась война и всех пригодных юношей забирали в армию.
    Соседские сыновья тоже отправились на войну и погибли.
    — Хорошо тебе, — говорили оставшиеся без детей люди — твой сын остался жив.
    — Я не знаю, хорошо это или плохо — по прежнему отвечал мужчина…»

  • Nikolay Perov

    Вита, здравствуйте. Согласен что тяжело. Согласен, что не сразу. Согласен, что иногда откатывает назад и совершенства даже за несколько лет не добьешься. Ну, собственно, и что? Вот так оно и есть, что ж поделаешь==)

  • Aleksey P.

    Здравствуйте Николай.
    Большое спасибо Вам за ваши статьи.
    Посоветуйте пожалуйста какие-то книги по саморазвитию и литературу по медитации. С уважением, Алекс.

  • Галина

    Хороший пример тому — Ник Вуйчич. Не имея ни рук ни ног, помогая другим справиться с проблемами, изменил свою жизнь.

  • Lisa

    Я заметила некоторые странности… Будда пошёл против эволюции, интересно, а кто знает что так будет лучше, может всетаки эволюцию природа не зря создала….

    И например такое категоричное разделение кармы, на хорошие и плохие поступки, иногда человек поступает плохо с кем то, но благодаря этому другой чему то учится и меняется, иногда в лучшую сторону, иногда на первый взгляд плохой поступок может принести хорошие плоды, кто может справедливо оценить хороший поступок от плохого, темболее бывают много факторов способствующих какому либо поступку. И если кармой ни что не управляет, то как она может влиять на слудующую жизнь если память не хранит информацию о прошлых поступках и жизнях, если они были…. Что тогда приводит в действие этот механизм…. И не всегда неправильные действия приводят к плохим результатам, иногда смерть например случается от действий других людей не намеренно, или случайно….

  • Kirill Pashin

    спасибо! очень интересные мысли, особенно понравилось понимание реинкарнации через передачу генов.

  • Игорь

    Плохие, с точки зрения морали, действия приводят к плохим последствиям для субъекта этих действий, а хорошие — к хорошим. …. Но ведь мораль, это изобретение человека. И она носит отпечаток конкретной культуры. Что плохо в одной, необязательно плохо в другой. Если реальность отражение ( или свойство ? ) нашего ума, уместно ли вообще говорить о плохом и хорошем ?

  • Дарья

    Со всем согласна.

    Вот только как понять, где хорошие действия, а где плохие?

    Четыре года назад со мной очень плохо поступил один человек. Плохо, разумеется, в моем понимании: не по-мужски, как трус, безответственно. А я верила. Оооочень долго не могла простить его, проклинала, держалась за обиду и превратила свою жизнь в ад. Со мной поступили плохо, плохое произошло в моей жизни.

    Но вот спустя несколько лет я вижу его, этого обидчика, и воспринимаю реально как учителя, чуть ли не подбежать и расцеловать хочется. Потому что за 4 года я изменилась и если бы не он, ничего этого не было бы. Его действия и слова стали мощным толчком. При этом не было такого, что я делала что-то, чтобы доказать ему, нет. Я просто жила и перепросматривала все, что было, перерабатывала, анализировала, разбиралась, как и почему я так реагирую… И мои отношения с людьми пошли в гору, и дела пошли в гору. Я могу сказать, что счастлива, хотя личную жизнь за это время так и не устроила. Но я просто так счастлива. И я пришла к выводу, что мы должны благодарить своих обидчиков. Сразу пришло прощение всех обидчиков.

    Так вот как так, что его негативные действия привели к положительному результату? Он же обманул меня, сделал плохо мне. А в итоге вылилось это в хорошее для меня. И я так это ощущаю. И мне так легко и хорошо. То есть я тоже могу сделать другому больно, плохо даже сознательно уже и тот сможет на этом НАУЧИТЬСЯ И СТАТЬ СИЛЬНЕЕ, ЛУЧШЕ? Выходит все настолько неоднозначно, что сложно понять это умом. Нет белого и черного, нет хорошего и плохого. Любое можно обернуть, как тебе вздумается. Значит, кармы нет?

  • Вита Ефремова

    Добрый день, Николай! Я с Вами полностью согласно. Но проблема в том, что человеку очень тяжело менять свои привычки, нажитые за жизнь. Например, что курить вредно человек знает, но все-равно курит, заниматься спортом полезно, но очень мало людей это делают, надо кушать полезную пищу, но не едят. Они живут в замкнутом круге, очень тяжело выйти с него и поэтому люди чувствуют депрессию и тревогу. Я пробую изменить себя и мне тяжело отказаться от каких-то привычек, все это происходит медленно. И в процессе изменения себя и все равно чувствую отголоски депрессии, тревоги и скуки. Может, я просто еще не до конца прошла свой путь.
    Я согласна с Вами, что карма это результат наших поступков. Когда я делаю добро и помогаю людям, мне возвращается все тоже добром.