Смысл жизни. Проблемы поиска

Как найти смысл жизни? Существует ли он вообще? А если его нет, то зачем тогда жить? Что делать, если смысл жизни потерян? Эти вопросы задают себе многие люди. «Вопросы о том, откуда мы пришли и куда идем, отличают человека от животного» — вторят им сборники афоризмов.

Как известно, спрос рождает предложение, и многочисленные религиозные учения, философские школы, а также светские доктрины пытаются предложить свои ответы.

«Смысл жизни в том, чтобы приблизиться к Богу» — говорят одни. «В жизни важнее всего дети» — говорят другие. Третьи считают, что смысла жизни вообще нет и нужно делать то, что хочется. А четвертые давно уже перестали задумываться об этих вопросах.

Можно говорить, что смысл жизни индивидуален и зависит от человека. Кто-то сполна отдается работе и не видит жизни без нее, другой посещает храмы и думает о своем посмертном существовании. Тогда в чем же состоит проблема? Пускай каждый находит свой смысл жизни и живет сообразно с этим.

Но, между тем, проблема есть. Один человек не видит смысла ни в чем и из-за этого жизнь кажется ему пустой, и ни один результат в этой жизни, на его взгляд, не стоит стараний. Второй, казалось, нашел этот смысл, но то, что поддерживало этот смысл, вдруг оборвалось и человек остался ни с чем. Третий не может обрести покой из-за того, что никак не находит ответы на самые фундаментальные вопросы вселенной.

Я вижу, что поиск смысла жизни или страх его утраты приносит людям немало страдания. Это и есть проблема. А так как этот сайт посвящен решению проблем, то я не собираюсь рассуждать здесь об отвлеченном философском понятии, а обращусь к проблеме поиска смысла жизни и помогу вам преодолеть мучительные терзания, связанные с этим вопросом или избавиться от боли, связанной с утратой смысла жизни.

Проблема 1 – муки поиска

Многие люди не понимают, зачем они живут и им кажется, что, если они поймут ради чего они каждый день просыпаются, то это поможет обрести им радость жизни. Именно эти поиски заставляют людей упрямо цепляться за работу, на которой они трудятся, за религию, которую исповедуют, или за светские идеи, которым они верны. Кто-то заполняет эту пустоту развлечениями, сексом, алкоголем и наркотиками и находит смысл в удовольствии.

Как-то раз на улице ко мне подошел человек с книгой в руке и вежливо спросил, знаю ли я, откуда появился мир, и кто создал человека, ради чего все это существует и куда движется. Я улыбнулся и ответил, что не знаю.

Человек мне начал рассказывать о Боге и о Библии, говоря, что книга эта содержит все вопросы, которые мучают человечество. С точки зрения эффективности его миссионерской задачи, это был удачный ход. Он презентовал свою религию в обертке ответов на самые волнующие вопросы. Он понимал, какая пустота заполняет многих людей, заставляя их вопрошать: «Зачем мы здесь» и предлагал им средство, которое поможет заполнить эту пустоту. Он говорил, где искать ответ на вопрос, который практически каждый человек задает вселенной, и на этом он строил свою методику привлечения паствы. Из него бы вышел отличный менеджер по продажам.

Но действительно ли получение ответа на эти волнующие вопросы дарит нам покой и счастье? На мой взгляд, это вопрос дискуссионный и ответ на него неоднозначный.

Будда говорил, что тот, кто с упрямой настойчивостью спрашивает: «Есть ли Бог?» «Есть ли смысл жизни?» напоминает человека, которого поразила стрела и который, вместо того, чтобы ее вытаскивать лежит и спрашивает: «откуда прилетела эта стрела?»

Будда пытался сказать, что в этих вопросах нет большого смысла, и поиск ответов на них не принесет нам счастья. Я могу с этим согласиться, более того, я считаю, что поиски смысла жизни не только не приносят счастья, но часто оборачиваются страданием.

Я бы перефразировал афоризм в начале статьи: «Способность страдать из-за бессмысленных вопросов, на которые, возможно, не существует ответа — это только человеческая черта!»

Решение

Нам кажется, что если мы наверняка узнаем смысл всего существования, то это подарит нам вечный покой и удовлетворение. Это не всегда бывает так. Почему, об этом я расскажу, когда буду рассматривать следующие проблемы поиска смысла жизни.

Но пока я попытаюсь порассуждать над тем, есть ли смысл жизни вообще и доступно ли человеку это понимание.

Человек – это всего-навсего один из великого множества биологических видов, представленных на Земле и, возможно, во Вселенной. Наше восприятие несовершенно, оно подвержено сильному влиянию эмоций, которые мы испытываем, культуры, в которой живем, памяти, которой обладаем. Наша наука до сих пор не знает многого о процессах формирования звезд и планет, об истории развития Вселенной. Мы видим лишь 1% диапазона электромагнитного спектра. Вдобавок наше восприятие сугубо «человеческое» и комар, например, воспринимает мир совершенно по-другому.

Уверенность в том, что такому несовершенному «органу» как человеческий разум доступно понимание глобального божественного или вселенского замысла, лежащего в основе нашей жизни, было бы достаточно самонадеянным. Может быть, нашему уму вовсе не доступно познание смысла жизни? Или недоступно пока? И даже если нам вдруг покажется, что мы поняли то, откуда появились все люди и куда движется их жизнь, то мы не можем быть уверены в том, что действительно знаем. Мы можем только верить.

Почему бы не принять это? Почему бы не признаться в себе, что наш разум не всемогущ и некоторые вопросы ему недоступны? Почему бы не принять то, что наше жгучее и естественное любопытство может быть так и никогда не удовлетворено?

Я думаю, что если спокойно себе в этом признаться и принять это, то многие муки, связанные с поиском смысла жизни, уйдут. Может, смысл жизни заключается в том, может в этом, а может и в таком, что мы себе не можем вообразить! А, возможно, этого смысла вообще нет или он состоит в том, чтобы атомы нашего тела после смерти превратились в строительный материал другой материи, также как когда-то они являлись строительным материалом звезд. Этого никто не знает, примите это, осознайте, что у вашего разума есть границы.

С одной стороны, этот вывод может казаться пессимистическим, отрицающим на корню любые возможности найти смысл жизни. Это вовсе не так. Несмотря на то, что я «знаю, что ничего не знаю о смысле жизни», я при этом обладаю верой. Я верю, что смысл жизни есть. Но моя вера является только верой, а не уверенностью и претензией на абсолютное знание, маскирующееся под веру. На мой взгляд, вера на то и вера, что допускает вероятность и возможность ошибки.

Да, я верю, что у жизни есть смысл и я даже верю, что он заключается в каких-то вещах, хотя эта вера достаточно туманная и неопределенная. Но, в то же время, я осознаю, что все мои представления об этом могут быть сильно ограничены, и я вообще могу ошибаться. Может быть, я прав в своей вере, может быть, прав только частично, а может быть, вообще не прав, и после смерти меня (если я буду существовать в какой-то форме) ожидает большой сюрприз. Или ожидает ничто. Все может быть, и я это допускаю, ведь я всего-навсего человек и не могу всего знать!

(О том в чем, на мой взгляд, заключается смысл жизни, вы сможете прочитать в конце статьи)

Я не могу говорить, что я отрицаю попытки человека верить и рассуждать о смысле жизни в кругу своих друзей или наедине с собой.

Я просто хочу, чтобы люди перестали мучатся из-за этих поисков и привязываться к ним, думая, что в поисках смысла жизни и состоит смысл жизни! Ведь некоторые из них считают, что до тех пор, пока они не найдут точных ответов на самые глобальные вопросы жизни, то они не найдут покоя. Но, быть может, если они поймут, что этих ответов можно так и никогда не найти, они перестанут страдать из-за того, что они чего-то не знают? Может, у них появится какая-то вера, может, не появится, но, по крайней мере, осознание того, что некоторые вопросы можно оставить без ответов, принесет им успокоение.

Проблема 2 – Ускользающий смысл

Иногда, если мучительные поиски человеком смысла жизни наконец-то приводят его к чему-то, то он отчаянно пытается уцепиться за этот обретенный смысл как утопающий за веревку, спущенную с корабля. Может быть, на какое-то время он обретет покой и цель, пока та вещь, которая наполняет его жизнь каким-то содержанием и логикой, существует. Но что произойдет, если что-то случится с тем, на чем замыкается все существование человека?

Предположим, кто-то сильно привязался к своей работе, к своим деньгам, к тому влиянию и власти, которыми наделяет человека его социальная роль, потому что в этих вещах человек обрел ощущение смысла существования и своей роли в жизни.

Но вдруг, какое-то экономическое потрясение приводит бизнес к разорению. И смысл становится потерян для этого индивида.

Экономический кризис в 2000-х годах спровоцировал целую волну самоубийств в США и Евросоюзе. В некоторых изданиях приводятся шокирующие цифры 13 тысяч человек. То есть 13 тысяч человек не просто были разорены, не просто встали перед финансовыми трудностями, а их смысл жизни резко и внезапно обрушился, толкая их на ужасные поступки! А ведь у многих из них наверняка были семьи!

Конечно, все происходит не только так. Иногда случается такое, что личность разочаровывается в том, в чем она видела смысл жизни. Человек много лет отдавался работе, работая помногу часов в сутки. Но потом он вдруг понял, что, пока он упорно трудился, жизнь прошла мимо него, ее не вернуть, тогда как заработанные деньги не принесли ожидаемого удовлетворения. Может быть, когда-то давно человек думал, что обрел смысл жизни, но в последствии пришел к горькому выводу о том, что обманывал себя. Это разочарование может быть крайне болезненным.

Но почему я говорю только о работе? А как же дети?

Когда я выходил из квартиры, в которой я раньше жил и запирал дверь на ключ, я часто сталкивался со своей соседкой. Много лет назад у нее умер сын, это действительно трагическое событие. Но она никак не может принять эту утрату и живет только болью и воспоминанием о прошлом уже долгое время. В ее жизни не осталось больше цели и смысла.

А религия?

Многие из вас, должно быть, обращали внимание на то, как многие религиозные люди агрессивно реагируют на критику собственной религии. В этом нет ничего удивительного.

Ведь когда мы сомневаемся в основах их мировоззрения, происходит попытка выбить почву из под их ног, усомниться в том, что наделяет их жизнь смыслом, и без чего эта жизнь станет пуста и бесцельна. И их ум переходит в фазу защиты того, что для них представляет единственную настоящую ценность.

Часто благоговение верующего перед святынями своей религии есть не что иное, как проявление благодарности за то, что вера позволяет ему чувствовать смысл жизни и не давать тягостной пустоте разъедать его изнутри.

Но если вдруг человек начнет сомневаться в основах своей веры, что часто случается, то он начнет чувствовать, как соломинка, за которую он держится, начинает лопаться, почва уходит из под ног, а внутренняя пустота с ехидной насмешкой смотрит в глаза… Его сознание станет полем раздора между разумом, совестью и догматами веры. И бывает, что в этой борьбе компромисс становиться невозможен. Каким-то людям приходится предать разум ради того, чтобы сохранить смысл жизни. Либо послушать разум и утратить смысл. Сохранить и то, и другое удается не всем.

Я не пытался в абзаце выше вывести фундаментальное свойство религиозности. Скорее меня можно отнести к сторонникам религии, чем к противникам. И я понимаю, что такое поведение свойственно очень многим людям, не только верующим, в том случае, если их идеи подвергаются сомнению.

Также я не пытаюсь сказать, что в работе и заботе о детях нет никакого смысла. Этими примерами я только хотел обозначить опасности сильной, болезненной привязанности к тому, на чем основывается ваш смысл жизни. А точнее, опасность основывать свой смысл жизни на чем-то одном определенном.

Эта привязанность также рождает ограниченность человека, его зацикленность на чем-то одном. Во-первых, это может вызвать то, что мы не замечаем или не придаем значения всем тем вещам, которые выходят за рамки нашего индивидуального «пространства смысла жизни»: мы мало времени уделяем близким из-за работы или губим свое здоровье наркотиками и алкоголем, так как видим смысл жизни в сиюминутных удовольствиях. Во-вторых, если у нас свет клином сводится на чем-то одном, то это может сформировать болезненное отношение к этой вещи. Например, кто-то пытается полностью контролировать жизнь своих детей, так как не имеет собственной жизни. В-третьих, сильная привязанность порождает страх утраты. Если мы видим основу нашего существования в какой-то единственной вещи, которой мы обладаем, то мысль об утрате этой вещи может вызывать страх и беспокойство.

Мне уже не терпится закончить эту мысль, так как я чувствую, что этот раздел приобрел пессимистичный и обреченный тон, и я бы хотел это исправить. Помните, я пишу не о тленности человеческого бытия, а о преодолении проблем и достижении счастья и удовлетворенности!

Конечно же, я не признаю полного поражения человека перед этим «ускользающим смыслом». Выход всегда есть!

Решение

Мудрый инвестор не вкладывает весь свой капитал в один проект, так как этот проект может прогореть и потянуть ко дну весь его капитал. Поэтому он распределяет свои средства между разными проектами, каждый из которых приносит ему доход. Если что-то плохое случится с одним из источников прибыли, у него останутся другие.

Я понимаю, что этот подход нельзя полностью применить в жизни в отношении тех вещей, которые мы любим, это было бы слишком цинично. Но кое-чему мы, все же, можем научиться у разумного инвестора.

Попытайтесь не привязывать свой смысл жизни к чему-то одному полностью. Будьте открыты миру и всем тем возможностям, которые он таит в себе, не замыкайте свою жизнь на чем-то одном, будь то работа, служба или даже семья. Учитесь находить радость в разнообразии, ищите новые увлечения и получайте радость от неожиданных вещей. Природа реальности такова, что все вещи непостоянны и, вкладывая смысл только во что-то одно, мы сильно рискуем проиграть…

Так или иначе, я бы не хотел проводить аналогию с инвестициями дальше определенного предела. Все-таки доход нашего воображаемого инвестора зависит только от проектов, в которые он вложил деньги. Но я не хотел бы, чтобы ваш смысл жизни зависел только от внешних вещей. Они слишком нестабильны и изменчивы, чтобы полностью на них опираться. И рано или поздно, в обладании теми или иными вещами достигается пресыщение. Помимо вещей нужно также определенное внутреннее состояние. И это является первичным аспектом, ведь ваше восприятие определяет то, способны ли вы получать радость от внешних вещей и событий или нет. К этому вопросу я обращусь, рассматривая следующую проблему.

Проблема 3 – Бессмысленность и пустота

Многие люди не видят никакого смысла во всем, что они делают, жизнь кажется им пустой и бессмысленной. Кто-то из них покорно с этим смирился, кто-то продолжает страдать, а кто-то не прекращает поиски смысла, пытаясь обнаружить ту жизненную соломинку, за которую можно ухватиться.

Ведь люди не просто так отчаянно цепляются за религию или за работу. Вне этого они видят только пустоту и эти вещи и становятся их спасительными соломинками. И я это знаю не понаслышке.

До того как я окончил университет, я бесцельно слонялся, развлекался и пьянствовал и буквально не мог найти себя. И когда я устроился на первую работу, я отдался ей с рвением, доходящим до фанатизма. Я работал по много часов в день, терпел бесплатные переработки, ходил на работу даже когда болел и не думал ни о чем кроме нее.

И это служило выражением моей благодарности за обретение чувства того, что жизнь наполнилась смыслом. До этого я был неприкаянным студентом. Но вдруг у меня появились дела, рабочие задачи, направление деятельности, профессия, четкое место в иерархии. Перед тем, как я начал работать, я был полностью предоставлен самому себе, имел массу свободного времени, что доставляло мне немалый дискомфорт и скуку. Но теперь время было предоставлено работе, оно, как мне казалось, не уходило в пустоту, у меня появились смысл и цель. Образовалось чувство, что меня наконец-то взяли за руку и куда-то повели.

Я помню себя в тот период. И поэтому я и говорю, что подобострастное, благоговейное отношение у людей вырабатывается не только к религии, но и ко всему, что наделяет их жизнь смыслом, даже работе. Да и не только к ней. Чтобы заставить человека рисковать жизнью ради чужих политических интересов, нужно дать ему ощущение смысла всего того, что он делает и ради чего умирает. Этим беззастенчиво пользуется вся армейская дисциплина в самых разных странах. А философия труда в современных корпорациях многое оттуда перенимает.

И в том факте, что люди так самоотверженно отдаются тому, что наделяет их жизнь смыслом, содержится проблема. Она заключается в том, что они не видят удовольствия и радости в том, что они просто живут, их жизнь наполняет пустота, спасения от которой они ищут в самых разных вещах, как я находил какое-то время в работе.

Но потом, когда я занялся саморазвитием, когда иллюзии, окутавшие меня, начали развеиваться, я понял, что пока я тружусь по 12 часов, уделяя мало времени жене и другим своим делам, пока я провожу выходные за развлечениями, покупками и пьянством, жизнь идет где-то в стороне. А ведь так можно работать до самой пенсии, лишив себя здоровья и энергии. И ради чего?

В общем, я столкнулся с проблемой «ускользающего смысла». Но это не привело меня к отчаянию. Это понимание явилось следствием того, что пустота, неприкаянность, безрадостность существования, чувство разъединения со своими истинными желаниями, со своим «истинным я», разъедавшие меня изнутри, стали рассеиваться из-за того, что я глубже стал понимать себя, и во мне стало появляться больше покоя и радости. Я понял, что до этого я стремился чем-то заполнить пустоту, которая пела у меня внутри. Но если этой пустоты нет, если человек испытывает удовлетворение просто из-за того, что он живет и дышит, то нечего и заполнять, верно?

Что же привело меня к этому пониманию?

Решение

«Тот кто много рассуждает о смысле жизни, на самом деле, не живет по-настоящему». Это примерное воспроизведение по памяти фразы, которую я где-то слышал. Хоть формулировка не точная, но смысл остается тем же. Я полностью согласен с этим афоризмом. Если люди испытывают какое-то несчастье, внутреннее неудовлетворение или просто не умеют наслаждаться тем, что живут, то они начинают цепляться за какие-то вещи, которые на время лишают их чувства бессмысленности существования. Но подобно тонким соломинкам, связь с этими вещами часто обрывается, что увлекает человека в пучину пустоты и бессмысленности. Даже если с соломинкой ничего не происходит, то жизнь просто проходит мимо, пока человек полностью отдается какому-то делу.

Выше я писал о людях, которые, спасаясь от чувства бессмысленности, обнаружили убежище в работе, в семье или религии. Но есть и такие люди, которые даже от этих вещей не получают удовольствие и не способны увидеть даже короткие проблески осмысленности жизни. Что же делать всем этим людям?

Возможно, мы и не в силах познать глобальный замысел вселенной. Может вся жизнь действительно стремиться к Богу? Или она просто представляет из себя совокупность строго детерминированных физических реакций, которые образовались ниоткуда и стремятся в никуда? А вдруг все это просто компьютерная программа, как в фильме «Матрица». Вероятность этого также исключать нельзя.

Как я писал ранее, для некоторых людей является вопросом жизни и смерти разобраться в том «как-же-есть-на-самом-деле». Но сейчас я скажу вещь, которая, возможно, вас удивит. На самом деле нет большой разницы в том, в чем же состоит замысел Вселенной. Возможно, мы никогда не сможем этого постичь. Но, что мы можем сделать, так это прожить эту жизнь сполна, насладиться ее моментами. Даже если эта жизнь нереальна, представляет собой обман, все равно, наши страдания и счастье реальны. И что мы можем сделать на этой Земле, это быть счастливыми, безотносительно того, чем на самом деле является жизнь. Пускай мы не можем угадать глобальный смысл жизни. Зато нам доступно то, что мы непосредственно переживаем, некий «локальный смысл существования», который заключается в том, чтобы достичь состояния радости, любви, гармонии, покоя и счастья.

Я вас уверяю, если человек обретает хотя бы часть этого состояния, то все настойчивые вопросы о смысле жизни сразу снимаются. Потому что такой человек уже видит смысл в том, чтобы просто жить, быть «здесь и сейчас».

Смысл жизни проистекает из нашего восприятия, из внутреннего состояния. И оно не является чем-то, что противопоставляет себя внешнему миру, стремясь замкнуться в своей самодостаточности! Напротив, это состояние поддерживает и наполняет смыслом, что мы и так уже имеем: семью, работу, заботу о развитии себя и своих близких. Хотя, несмотря на то, что смысл жизни неразрывно связан с этими вещами, он не исчерпывается только ими. Он проистекает из сознания жизни, из того факта, что мы живем и дышим.

Первично состояние нашего ума, отношение к вещам, восприятие. Внешние вещи – это просто пустые сосуды. И только наше восприятие способно их чем-то наполнить. Если внутри нет ничего, то сосуды так и останутся пустыми стекляшками.

С другой стороны, если мы чувствуем жизнь во всех ее проявлениях, мы понимаем, что мы должны изменить в своей жизни, что мы должны из нее убрать, что мешает этому чувству. Мы можем прийти к пониманию, что пока мы гнались за деньгами, за престижем, за женщинами, жизнь проходила мимо и мы вдруг в один момент осознали, что бежали за призраками. Что мы до этого занимались всеми вещами подряд, но только не жили!

Как же достичь этого состояния?

Я уверен, что это состояние достижимо через воспитание любви в отношении себя, своего ближнего и всех живых существ, через развитие сострадания и эмпатии, через достижение осознанности и принятия при помощи медитации, йоги и других практик, через самодисциплину, отсекающей пороки и формирующей добродетели, через познание своей собственной природы, через закалку здоровья тела и духа, через осознание своего неразрывного единства со всем миром и через преодоление болезненных привязанностей.

Заповеди разных религий, относящиеся к развитию любви и состраданию придуманы не просто так. Это не только способ достичь какого-то блаженства после смерти. Это путь к счастью здесь и сейчас, к тому, чтобы обнаружить рай внутри себя, а не только за чертой смерти!

Если религия помогает вам прийти к этим вещам, то это прекрасная религия и не важно, какому Богу она посвящена. Если какое-то светское учение указывает путь к ним, то это отличное учение и не важно, кто его автор. Просто никакие религии и учения не должны служить средствами бегства от вашей неудовлетворенности и несчастья, подобно опьяняющим наркотикам. Но если они просто указывают вам путь при помощи которого вы самостоятельно сможете прийти к состоянию гармонии и ясности и устранить причины собственных пороков, а не просто скрыть их под маской праведности и развить свои лучшие качества, то это очень хорошо! Моим путем стала медитация, но я не отрицаю, что могут быть и иные пути. Но я полагаю, что без практик развивающих осознанность и сострадание, подобно медитации на вашем пути вам все равно не обойтись.

Вопросам медитации и саморазвития посвящено множество материалов на моем сайте, вы их можете прочитать, а здесь же я хотел наметить только направление.
Выше я обещал раскрыть аспекты своей веры в глобальный смысл жизни. Я верю в то, что вещи, помогающие прийти к ощущению счастья и смысла жизни здесь и сейчас: осознанность, любовь, принятие, доброта — являются также составляющими глобального смысла существования и ведут нас к вселенской гармонии или, если угодно, к Богу. Это и есть моя вера! Но все может быть как угодно по-другому, и я это принимаю!

Поделиться в социальных сетях:
  • Nikolay Perov

    «Чем, на Ваш взгляд, это может быть обусловлено? »

    Здравствуйте. Обусловлено это вашим сознанием, чем еще. «Объективно» тут не причем. «Объективно» к счастью не имеет отношения, все проходит через ваше сознание. Что-то есть там, что не дает вам чувствовать себя удовлетворенной.

  • владимир шебзухов

    Однако
    Владимир Шебзухов

    Жил-был на свете столяр.
    Он делал табуреты.
    Прожив своё на Свете,
    Достойно мастер помер.

    Уж до Небес добрался.
    (Не требовалось сил).
    «Кем на земле ты звался?» —
    Господь его спросил.

    «Я спец по табуреткам!
    Их много у меня.
    Хвала была не редкой.
    Знать, прожил жизнь не зря!

    Детьми назваться могут.
    И в том секрета нет;
    Что выстраданный в родах,
    Мой каждый табурет…»

    Представший прерван знаком.
    (Знакомо бытиё)
    «Завидую, однако,
    Но… каждому своё!»

    Тут мастер растерялся
    «Я, что-то не пойму! –
    Но храбрости набрался —
    Завидуешь… чему???»

    «Что ты так не услышишь
    От многих табурет —
    А в чём же смысл жизни?» —
    Был мастеру ответ.

  • Богдан

    По моим наблюдениям, проблемой смысла жизни мучаются (именно мучаются, а не ищут) те люди, которые по разным причинам чувствуют себя несчастными. Еще слышал, что не видят смысла в жизни те, кому недостает любви. Получается, что смысл жизни — это не то, что находят, понимают, а то, что чувствуют. И каждый чувствует по-своему. Не верю, что счастливый и самодостаточный человек, имеющий любимую работу, семью, досуг и т.д., будет мучаться отсутствием смысла жизни.

  • Юля

    Я с Юлией совершенно не согласна…Я пример классического сангвиника и никаких психических заболеваний 100% нет. Я часто задаюсь разными вопросами и нахожусь в каких- то сомнениях или поике… Я часто себя спрашиваю ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ…Человек рождается и развивается вплоть до последнего дня своей жизни. Горе, разочарование и беды — неизбежны и влияют на нас — развивают или развращают.Это ЖИЗНЬ. Настроение меняется и иногда надоедает просто радоваться жизни, хочется серьезных размышлений, душевных волнений и раздумий…Это наш путь, наше развитие, наша дорога….Ничего нездорового тут не вижу…Скорее наоборот. Ведь мы тем и отличаемся от животных, что думаем, анализируем и размышляем….

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Юлия, да, от части верно.

  • Юлия

    По моим наблюдением смыслом жизни задаются только депрессивные люди. Человек психически здоров никогда не будет думать о смысле жизни, он просто живет и наслаждается ею. А человек в депрессии терзает себя поисками смысла. Я думаю смысл жизни — это счастье, способность испытывать чувства, эмоции, быть наполненным энергией. Когда человек теряет счастье, он теряет смысл жизни. Вроде все есть для счастья — дом, семья, работа…Но ничего из этого не приносит ему удовольствия и поэтому он ни в чем из этого не видит смысла. Потому он начинает искать, а в чем же тогда смысл? Другими словами: что в этой жизни способно вызвать во мне счастье и удовольствие? Не надо искать смысл, надо вернуть состояния счастья.

  • Haverhadash

    Привет,Николай.Вопрос о смысле жизни напрямую связан с вопросом Веры.Если допустить,что жизнь на земле возникла не случайно,а благодаря вмешательству каких то высших сил ( можно назвать их мировой разум,бог и т.д. ) то вероятно у них есть план относительно человеческой цивилизации.Но этот мировой разум предпочитает игру в молчанку с людьми.Вероятно резонно полагая,что при сегодняшнем уровне развития цивилизации,контакты любого уровня преждевременны.Думаю,что при жизни этот вопрос останется открытым еще тысячи или миллионы лет.Так что только после смерти есть шанс узнать ответ на вопрос о смысле земного существования.

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Енот, не знаком=)

  • EmZhy

    На этой планете правит естественный отбор.Старикан Дарвин прав.Люди.как свиньи у корыта расталкивают друг друга в жадной погоне за жизненными благами.И философствовать ни к чему…

  • Енот

    Николай,вы знакомы с книгами Вадима Зеланда?

  • Emil

    Николай,спасибо за статьи.Безусловно поиск смысла жизни — фундаментальный вопрос бытия.Ответ на него знает один лишь Всевышний.Земная жизнь человека — это проверка представителей низшей формы существования материи (человека и других биологических видов) на возможность перехода к высшей нематериальной форме жизни.Вывод-не стоит слишком уютно устраиваться на этой планете,с собой в другую жизнь мы ничего не возьмем.

  • АЛександр

    НИколай-молодец.Молодой а мудрые вещи пишет, на мой взгляд.

  • Наталья

    Спасибо за статью. очень бы хотелось почитать ваши рассуждения на тему суицидальных проблем человека

  • Андрей

    Спасибо.

  • Друид

    Начал медитировать , вроде не сложно, уроки не сложные, буду стараться , спасибо !!!

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Друид, с чего начать? С медитации.

  • Друид

    Статьи сразу видно что со своей жизни пишешь Николай . Всё понято объясняешь. Хотя я сам на стадии на которой ты раньше был , но никак не могу тормознуть, вечером думаю всё завтра надо что то менять к лучшему, но никак , всё снова . Пока не пью . С чего по легче начать, чтоб выйти из это тумана? Статьи ни раз читал ,охота всё сразу, но…

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Алеша, спасибо за комментарий

    Я со всем согласен и в статье не выражал мнения, противоположного вашему. Я говорил о том, что не стоит привязываться к поискам смыслам жизни (думая, «в чем смысл жизни? Пока я его не найду, я буду несчастным, мне нужно во что бы то ни стало его найти!), а просто жить здесь и сейчас. Но это не значит, что его совсем не нужно искать. Здесь просто разговор о том, что нужно соблюдать баланс.

  • Алеша

    Николай, мне нравятся Ваши статьи, я во многом с Вами согласен, но не в этом случае.
    Вы пишите, что не нужно искать смысл жизни, потому что его, возможно, не существует. Однако разумный человек ищет этот смысл на протяжении веков из поколения в поколение, потому что испытывает такую потребность.
    Я считаю, что нужно искать смысл. Нужно для себя ответить на вопрос зачем? Мнение, к которому я пришел самостоятельно, и встречаю здесь в комментариях, что смысл жизни человека в саморазвитии, для достижения состояния счастья, для принесения пользы людям и помощи им достичь такое же состояние. Человек создан для того, чтобы быть счастливым. Наличие счастья является индикатором правильности пути человека в жизни. Несчастье (депрессия) говорит о необходимости изменений.
    И, возможно, не осознанно Вы уже нашли свой смысл. И через сайт пытаетесь помочь другим людям достичь того же состояния гармонии и счастья, которое достигли Вы, помочь решить их проблемы, мешающие им быть счастливыми. Ради этого пишите статьи.
    Думаю, такой смысл никуда не исчезнет. И думаю, что ради этого действительно стоит жить.
    Другой разговор, что при этом нельзя впадать в крайности и нужно наслаждаться текущим моментом, не увлекаться, забывая про близких,делать только то, что в твоих силах, на что ты можешь повлиять, то, в чем разбираешься, не пытаясь разом решить все проблемы. Но стремиться к разрешению проблем ради всеобщего блага.

    Здесь есть дуализм, как и во многом в жизни. Трудно осознаваемое единство противоположностей. Взять например понятие судьбы. Веками спорят, все ли предопределено или же человек сам кузнец своего счастья. Истина же в том, что одновременно некоторые моменты предопределены и человек не может на них влиять, они от него не зависят, а некотрые не предопределены, и человек может их изменить путем своего выбора.

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Спирит, спасибо за комплимент, мне это очень приятно слышать=) Да, конечно задумывался. Но пока по некоторым причинам не начал этого делать. В будущем, обязательно!

  • Спирит

    Статьи читаются очень легко и есть много ценных выводов. Николай не подумываете ли написать книгу? Думаю получилось бы очень ценное философско-мировоззренческое произведение. Возможно не хуже Лао Цзы или Ницше. Я серьёзно.

  • Спирит

    Статья хорошая. Особенно понравилась фраза Будды ««Есть ли Бог?» «Есть ли смысл жизни?» напоминает человека, которого поразила стрела и который, вместо того, чтобы ее вытаскивать лежит и спрашивает: «откуда прилетела эта стрела?»» Сам когда-то пришёл к схожим выводам.
    Вообще скажу также , что смысл понятие внешнее т.е в чём смысл лопаты? Копать. Кто наделил её этим смыслом ? Человек. Т.е чтобы представить что у жизни человека есть какой-то смысл, надо полагать что кто-то внешний создал человека, чтобы наполнить его жизнь каким-то смыслом. А здесь нет доказательств никаких достойных внимания. Да и более того скажу так, в отличие от лопаты, человек существо наделённое сознательностью и разумом, а значит способно само решать что ему лучше а что нат для жизни и не подстраиваться под какую-то решённую другим вселенскую гармонию.