Медитация и код эволюции – часть 2

Вернемся к лекциям профессора Роберта Райта о взаимосвязи буддизма, медитации с современной наукой. В первой части статьи мы выяснили то, что чувства обманывают нас, внося искажения в восприятие мира. Так нас устроила эволюция. В «замысел» природы относительно человека не входило счастье и самодостаточность людей. Выживанию человека в древнем мире способствовали перманентная неудовлетворенность и слепое подчинение эмоциям, поэтому эти вещи по-прежнему имеют большую силу и в наше время.

Гаутама Будда две с половиной тысячелетия назад пришел к пониманию страдания, неудовлетворенности как составляющей человеческой природы, задолго до того, как наука пришла к похожим выводам.

Основанное им учение, буддизм, явило собой восстание против того, какими нас сделала эволюция. Оно провозглашало принцип освобождения человека от страдания (дуккха), включающий себя медитацию.

Медитация – это способ перепрограммировать человека, изменить его «исходные настройки», заданные природой, для того, чтобы привести его к освобождению от страданий и иллюзий, которые окутывают его ум.
За счет чего это происходит, пойдет речь в этой части. Также мы попытаемся разобраться в том, где находится человеческое «Я» согласно буддизму и современным наукам о человеке и как это я работает? Может быть этих я несколько? Но не будем спешить, все по-порядку.

Сеть пассивного режима работы мозга

Когда Роберт перешел к научному объяснению медитации, я ожидал, что он будет рассказывать об изменении альфа-ритмов в мозге, метаморфозах в биохимический процессах, о которых свидетельствуют различные исследования мозга людей, занимающихся медитацией.

Но Роберт привел приближенное к реальному опыту объяснение. Все же увеличение альфа-активности мозга человек не может ощутить, кроме как косвенно. Но есть один факт, с которым могут согласиться почти все медитирующие люди, основываясь на опыте своих ощущений.

Райт начинает говорить о так называемой сети пассивного режима работы мозга (Default Mode Network, сокр. СПРР). Эта сеть наиболее активна тогда, когда мозг ничем не занят. Беспорядочное появление мыслей в голове, когда вы ничего не делаете, и есть признак работы этой сети.

Когда человек медитирует активность СПРР уменьшается. Это демонстрируют не только измерения активности мозга посредством специальной аппаратуры, а также личный опыт медитирующих людей. В начале медитации мыслей, как правило, много, но ближе к концу сеанса, ум успокаивается, и внимание начинает реже переключаться с одной мысли на другую и постепенно останавливается.

С точки зрения эволюционной психологии природа создала СПРР, как и многое в человеке, не просто так, а ради выполнения определенных функций, поддерживающих человеческое выживание. Мозг все время о чем-то думает, так как природа «рассудила», что это полезный процесс, потому что позволяет что-то обдумать, вспомнить, проанализировать, принять решение. То есть природа сделала так, чтобы наш мозг даже в период отдыха занимался бы какой-то работой, направленной на поддержание выживания.

Когда наше мышление ничем не занято, наш мозг говорит нам: «эй, ты ни о чем не забыл подумать? Об этом? А об этом? А может об этом?» И внутри нашего ума начинается перебор различных мыслей, каждая из которых борется за наше внимание с другими. Наше внимание, как правило, притягивается к тем мыслям, которые связаны с самыми сильными эмоциями. Раз что-то вызывает в нас сильный эмоциональный отклик, значит это важно для нашего выживания, «думает» наш мозг, в котором все еще живы архаичные механизмы.

Предположим, вы идете с работы. В вашей голове проскакивают мысли о текущих делах на работе, о том, чем вы займетесь дома, о ваших планах на завтра. Все эти мысли сменяют друг друга. Но вдруг вы вспоминаете, как вы себя глупо повели на свидании вчера. Это вызывает в вас сильные чувства. И все другие мысли тут же вытесняются воспоминаниями о свидании.

Мозг управляет нашим вниманием при помощи эмоций!

(Примечание. Сразу бы хотелось ответить на вопрос, который наверняка у многих из вас возник. Ведь если эволюция, наделили нас такой замечательной функцией, зачем же тогда ослаблять ее работу? На мой взгляд, повышенная активность сети пассивного режима работы мозга не дает существенных преимуществ в современном мире. Всем известны ситуации, когда наш мозг полон посторонними мыслями и из-за этого мы не можем расслабиться. Или когда мы начинаем обдумывать какую-то проблему, к которой приковывается наше внимание, днями и ночами, но не приходим ни к какому решению, а только гоняем мысли по кругу. Или когда мысли отвлекают и желания нас от работы. На мой взгляд, высокая активность СПРР может быть связана с появлением навязчивых мыслей и синдрома дефицита внимания.

Должен заметить, что во время медитации эффективность работы СПРР как будто повышается вместе с торможением ее активности лично у меня. Мои посторонние мысли не «отключаются» полностью. Они все равно приходят, занимая мое внимание на какое-то время. Но так как я это внимание стараюсь уводить в сторону от них и просто наблюдать, я постепенно теряю эмоциональную привязанность к этим мыслям. И я получаю больший контроль над своим вниманием и большую свободу от эмоций. «Быть может мое поведение на свидании не было таким глупым, вероятно это мои эмоции сгущают краски?», «Быть может мне стоит подумать о чем-то более важном, чем вчерашнее происшествие, после того, как я закончу медитировать?»

И мысли, которые мне поставляет СПРР во время медитации, становятся более полезными для меня, чем эти же мысли во время бодрствования. Они как будто приобретают большую точность, беспристрастность и выражают взгляд с большей перспективы, чем перспектива сиюминутных эмоций. Многие мои хорошие идеи пришли мне во время медитации.)

Более подробно о функции контроля внимания, связи ее с самоконтролем мы поговорим немного позже. А пока ответим на вопрос, «что такое Я» с точки зрения буддизма.

Что такое Я?

В одной из своих лекций, Роберт приводит фрагмент интервью с буддийской монахиней о медитации. В этом интервью она говорит, что в глубокой медитации эмоции кажутся «ненастоящими, нереальными». Нереальными, как телевизионный фильм. «Вы просто видите картинку на экране, вы можете понять, что это просто фильм, происходящее в котором лишено привязки к реальности» — говорит она. «Кино – это не вы.»

Продвинутые медитаторы воспринимают эмоции и чувства как фильм, участниками которого они не являются. Они
просто наблюдают за тем, как они рождаются и исчезают, не поддаваясь им.

И самое поразительное, что по их словам, они видят со стороны не только эмоции, но и свои мысли! И у них появляется ощущение, что эти мысли производит не их мозг, они берутся откуда-то еще!

Рассуждать о том, что рождает мысли, наш мозг или что-то другое, это значит, входить в сферу метафизики, чего не хотелось бы делать. Поэтому пока можно просто сказать, что мысли и эмоции рождает не наше «Я» и остановиться на этом, не заходя дальше.

Если все так, то что же такое наше Я? Где простираются его границы?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала обратимся к буддизму, а затем я приведу научную точку зрения на этот вопрос.

Учение о «Не-Я»

Райт пересказывает учение Будды о «не-Я» (анатман). Согласно учению Будды, никакого постоянного, неизменного «Я» нет. Также не существует «Я», которое бы главенствовало над всеми остальными областями психики, осуществляя над ними контроль, подобно царю или руководителю.

Сиддхартха Гаутама утверждал, что мы испытываем сильную иллюзию относительно природы своего «Я» и говорит об отсутствии «Я», о «Не-я». Эта концепция трудна для интуитивного понимания. Но важно знать, что Будда под «Я» разумел нечто, обладающее двумя свойствами: постоянство и способность контролировать. Так как наша психика постоянно меняется и нет в ней той части, которая бы все другое контролировало, то значит и нет никакого неизменного, управляющего «Я». А наше мнение о нем как о постоянным и способным управлять – это иллюзия.

Если принять во внимание эти свойства, которыми Будда наделял «Я, то понять его доктрину становится немного проще.

Сиддхартха выделял пять агрегатов сознания (скандх): чувства, ощущения, представления, воля и опыт, сознание. И он спрашивал своих учеников: «если и существует «Я», то тогда где оно находится? В чувствах? Нет. В ощущениях? Нет. В представлениях? Нет. В воле? Нет. В сознании? Нет. Получается «Я» нигде нет!»
Райт говорит, что существуют разные трактовки этого утверждения.

(Примечание. Будда, согласно преданию, умел адаптировать свою проповедь под целевую аудиторию и говорил людям, только то, что они способны понять. Более простым людям он не сообщал сходу сложных для понимания истин и стремился оставаться в плоскости их понятий и представлений во время своей проповеди. Поэтому разным людям он мог говорить разные вещи. Этим, возможно и порождено некоторое количество различных толкований о концепции анатмана.

К тому же, насколько я успел понять из своего поверхностного знакомства с буддизмом, Будда, проповедуя, не стремился преподнести какую-то абсолютную истину о мире. И те вещи, о которых он говорил, интересовали его в первую очередь с точки зрения практической возможности помочь людям избавиться от страдания, а не в контексте соответствия высшей истине. Если Будда проповедовал о «Не-я», то он проповедовал об этом так, чтобы это в наибольшей степени затронуть умы и сердца конкретных людей, которые слушали его в конкретный момент времени и научить их освобождению от страдания.

С этой точки такой способ преподнести учение о «Не-Я» , который выбрал Будда, служил определенной практической цели. Об этой цели я скоро скажу словами Роберта Райта.)

Самая «жесткая» трактовка доктрины об анатмане, заключается в том, что «Я» вообще не существует. Это очень сложно понять. Если «Я» нет, то что же тогда наблюдает за эмоциями и мыслями со стороны (которые производит не это «Я») во время медитации? По крайней мере, буддисты не отрицают наличие «осознанности», которая и является этим бесстрастным наблюдателем. Можно персонифицировать эту осознанность или не персонифицировать, думая о ней, как о некой универсальной природе мира. Но так или иначе, есть какая-то область, которая изнутри которой мы можем наблюдать за тем, что происходит в нас. Поэтому говорить о полном отсутствии «Я», довольно тяжело, по крайней мере, для людей, далеких от просветления.

В более мягком варианте доктрину о «Не-Я» можно представить не как постулат об отсутствии «Я», а как попытку Будды в своей проповеди уничтожить привязанность учеников к своим эмоциям, идеям, представлениям. Он говорил: «Ваши эмоции – это не ваше Я! Ваши представления – это тоже не ваше Я! Поэтому не нужно привязываться к этим вещам, зависеть от них! Страдать из-за них!»

(Примечание. Примерно то же самое я имею в виду, когда пишу у себя на сайте: «не отождествляйте себя со своими эмоциями». Если вы испытываете страх, то не нужно ассоциировать себя с ним (страх – это не вы), наблюдайте за ним со стороны и тогда вы научитесь не поддаваться ему, не страдать из-за него. Эта истина помогает в практическом плане. Быть может, вопрос, о том, где же находится это «Я» и есть ли оно вообще, не так важен на данном уровне развития меня и вас. Пока важен вопрос: «Где этого Я нет!»)

Но почему же мы ассоциируем свое «Я» со множеством вещей внутри нас? Прав ли Будда, говоря, что мы испытываем иллюзии о «Я»?

Отдел рекламы

Роберт Райт проводит онлайн беседу с профессором психологии Университета Пенсильвании Робом Курзбаном (Rob Kurzban) о проблеме «Я». Курзбан написал книгу под названием: «Почему все (остальные) люди лицемеры: эволюция и теория модулей сознания» (“Why Everyone (Else) Is a Hypocrite: Evolution and the Modular Mind”), в которой написал о том, как человек склонен ошибаться относительно своего «Я» и за счет чего это происходит.

Курзбан пришел к выводу, что то, о чем мы думаем как о своем «Я», на самом деле не осуществляет контроль над сознанием, а его функция состоит в рекламе самих себя, самопрезентации. Что же это значит? Курзбан утверждает, что назначение нашего «Я» (точнее нашего представление о себе как о целостной личности) это собирать информацию о самих себе (чаще всего, ту, которая на наш взгляд, представляет нас в самом выгодном свете) и транслировать ее окружающим!

Наше «Я» (точнее, наше самосознание), с такой точки зрения, является лишь «отделом рекламы» нас самих, а вовсе не контролирующим звеном! Задача этого отдела просто сообщать окружающим: «Я такой человек, я хороший, я обладаю такими качествами, я интересуюсь такими вещами, мои цели заключаются в том-то.»

И опять же, эволюция имела определенную цель, когда создала нас именно такими. Хорошая, грамотная презентация самих себя в обществе повышает наши шансы на то, что наши гены передадутся в следующее поколение. Это облегчает получение общественного статуса, нахождение полезных общественных связей и поиск здоровой самки или самца.

И эволюции также было выгодно, чтобы мы не замечали свои недостатки и преувеличивали достоинства (но зато замечали недостатки других), так как это отвечало соображениям более привлекательной презентации. То есть наш «отдел рекламы» обманывает не только наших акционеров (окружающих людей), но и саму корпорацию, в которой работает, то есть нас самих!

Хотя, справедливости ради стоит заметить, что не у всех людей их «Я» транслирует в основном положительную информацию о личности, скрывая отрицательную. И Райт говорит, что существуют люди с низкой самооценкой, у которых все происходит наоборот. Они замечают в себе плохое, но не видят хорошее. Райт не говорит, почему происходит так. Но он делает один важный вывод.

Людей с низкой самооценкой и людей с высоким самомнением объединяет одно! И те и другие обманывают себя и не имеют представления о том, какие они есть на самом деле! И здесь опять мы возвращаемся к выводам, что человек не был создан способным видеть объективную правду не только о мире, но и о себе.

Насколько мы заблуждаемся о том насколько заблуждаемся?

Роберт Райт приводит выводы научных экспериментов, которые были направлены на выявление того, насколько человеческое мнение о своей личности расходится с реальной картиной. Было выявлено, что человек не только заблуждается относительно себя самого, но он еще и ошибается относительно того, насколько он ошибается! Другими словами, многим людям может казаться, что они очень объективны и критичны в отношении себя и знают себя очень хорошо. Но мы и в этом можем ошибаться благодаря роботе «отдела рекламы».

(Примечание. Мне хорошо знакомо это свойство. До того, как я начал медитировать, у меня было довольно уверенное мнение о самом себе. Конечно, это было очень хорошее мнение. Но при этом, у меня не было сомнения, что это мнение объективное, что я действительно такой, каким себе самому представляюсь. Я думал, что я знаю все о своих недостатках и способен их увидеть. Мне казалось, что все люди, которые меня критикуют, просто ошибаются. Ведь, я то знаю себя лучше! Но медитация более правдиво продемонстрировало мне, кем я на самом деле являюсь и то, как я заблуждался в своей возможности объективной оценки себя! Это внезапное понимание уничтожило то, на чем стояло мое распухшее самомнение, так как передо мной проявились многие мои недостатки. Это могло меня сильно деморализовать, но я был даже немного рад тому, что более четко увидел себя. Я осознал, что только имея реальное знание о себе самом, я смогу измениться, даже если это знание горькое.)

Насколько я понял из беседы Райта и Курзбана, наше «Я», о котором идет речь, не является «Я» в смысле верховного руководителя. Суждение человека о себе, как о неизменной личности, которая может контролировать происходящее внутри нее, было встроено в нас природой для того, чтобы просто сообщать такое мнение окружающим и получать эволюционное преимущество. Люди будут намного охотно идти на контакт с нами, доверять нам, если мы будем заявлять о себе как о постоянных, стабильных, неизменных, предсказуемых, логичных личностях, которые всегда отдают себе отчет в своих поступках, имеют понятную для других мотивацию и знают все о себе. Это создает видимость надежности, поэтому природа и наделила таким сознанием.

То есть, Курзбан утверждает, что чувство неизменного «Я», как руководителя психики иллюзорно! И Райта поражается тем, как человек, занимающийся наукой и не имеющий отношения к буддизму, приходит к тем же самым выводам, к каким пришел Будда две с половиной тысячи лет назад!

Но если наше «Я» просто иллюзия, все назначение нашего Я – это функция пропаганды нас самих. То что же тогда нами управляет? Как устроена наша личность?

Модулярная теория сознания

Роберт Райт обращается к теории сознания, которая может объяснить, почему в нас нет некого неизменного «Я», которое контролирует все остальные психические функции. Роб Курзбан, о котором мы говорили выше, а также некоторые другие эволюционные психологи придерживаются этой теории. Она называется модулярная теория сознания (modular theory of mind).

Сторонники этой теории считают, что не существует какого-то единого контролирующего звена в иерархии психических функций. Разные функции связаны между собой, воздействуют на друг друга, но не стоят в подчинении чему-то одному. Сознание, согласно этой теории, состоит из модулей, работа каждого из которых направлена на реализацию определенных жизненных задач.

Например, модуль «самоутверждения» отвечает за то, как вы формируете свой статус в обществе. Модуль «репродукции» относится к поискам партнера, созданию семьи, сексуальному желанию, стремлению быть физически привлекательным. Модуль «безопасности» нужен для спасения жизни в экстремальных ситуациях.

Разные представители этой теории выделяют разные модули. Я не ручаюсь за то, что правильно перевел названия определенных модулей. Но не так важна классификация, как важен общий принцип. Сейчас попробую его объяснить.

Как же тогда работают эти модули? Их особенность состоит в том, что работу этих модулей не запускает сознание, они активируются автоматически при поступлении определенной информации из внешнего мира в ваш мозг.

Представьте, что вы идете по улице и видите привлекательного представителя противоположного пола. Когда эта информация дошла до вашего мозга, активируется модуль репродукции. Все ваше внимание приковывается к этому человеку, возможно, вы подойдете и завяжете знакомство и будете думать, как лучше преподнести себя, чтобы сильнее понравится этому человеку.

Хорошо, скажете вы, допустим все так, но что нового приносит модулярная теория в понимание принципов работы человеческого сознания?

Во-первых, как я уже сказал, это то, что модули запускаются автоматически. Мы сами не выбираем (по крайней мере не всегда можем это сделать), какой модуль будет активен. Это определяется поступающей информацией.

Во-вторых, когда определенный модуль активен, он становится доминирующим на какое-то время, и активность всех других модулей становится слабее.

Когда вы пытаетесь произвести впечатление на женщину или мужчину, весь ваш ум занят только этим. Вы можете забыть про какие-то другие вещи, которые были для вас важны, до того, как вы увидели этого человека. Только час назад вы еще думали о том, какой забор лучше поставить на даче, но теперь ваш модуль «безопасности» (который запускал мысли про надежный дачный забор) работает не так активно, так как доминирующим стал модуль «репродукции».

Всем хорошо известно, каким неуправляемым может быть человек, когда его охватывает любовная или сексуальная страсть. В эти моменты для него не существует ничего остального! Последняя фраза является переложением на бытовой язык утверждения о том, что в определенные ситуации одни модули сознания оттеняют своей активностью работу других модулей.

Райт несколько раз делает акцент на том, что в действительности дела обстоят намного сложней, чем в простых примерах. Модули могут «перекрещиваться». В попытке завоевать расположение человека другого пола может быть активным не только модуль «репродукции», но и «модуль самоутверждения». Разные участки мозга могут запускать одни и те же модули, активность модулей может накладываться друг-на-друга, соединяться, границы «сферы ответственности» модулей могут размываться, какой-то отдельный модуль может раскладываться на подмодули… В общем все не так просто.

Конечно у человека мозг устроен сложнее, чем у других животных. Более упрощенную работу модулей можно проследить на примере вашего домашнего любимца. Когда ваш пес играет, создается впечатление, что он весь находится в игре и в такое время активна только одна определенная «играющая» часть его «Я».

Исходя из этого модули можно грубо представить как множество маленьких «Я», каждая из которых активируется в какой-то момент времени.

Но чем же определяется сила активности того или иного модуля в долгосрочном плане? Ведь существуют люди, у которых одни модули постоянно доминируют над другими. У гордецов доминирует «статусный» модуль, у «сексоголиков» — модуль репродукции.

Согласно оному из взглядов, чем чаще происходит удовлетворение желаний, связанных с определенным модулем, тем активнее становится этот модуль.

Например, начальник накричал на своего подчиненного. За счет унижения другого человека, самооценка руководителя усилилась. Он удовлетворил желания своего статусного модуля. Предположим, он кричит на своих сотрудников постоянно. И его мозг решает, что раз обстоятельства позволяют реализовывать потребности одного из модулей чаще чем потребности других модулей, то значит, этот модуль отвечает какой-то проблеме выживания в реальности, значит он более важный, значит он будет работать чаще!

Это нас подводит к вопросу силы воли и борьбы с пороками, зависимостями. Всем известно, что чем чаще мы потакаем какой-то слабости, тем сильнее она становится. С точки зрения модулярной теории, такими нас сделала природа с явным умыслом.

Но другой важный вывод из этого взгляда, который мне очень понравился, касается целесообразности попыток справиться с эмоциями посредством того, чтобы выплеснуть их. Когда мы находим способ, чтобы как-то выместить, скажем гнев: избиваем подушку, боксерскую грушу, кричим и бьем посуду, то мы не решаем глобальную проблему управления гневом (хотя многие психологи так советуют делать). Наоборот, мы говорим своему мозгу: «смотри, я могу выместить гнев в любой момент, и мне за это ничего не будет!». И гнев начинает проявляться все чаще и чаще, так как мозг думает, что проявление гнева – важная задача и чаще активирует соответствующий гневу модуль.

Нет никакой возможности научиться контролировать эмоции, пока мы идем у них на поводу. Теория модулей –это всего лишь теория. Многое еще предстоит понять. Но с последним выводом о том, что вымещение эмоций не служит самоконтролю, я полностью согласен.

Должен сказать, что до того, как я увидел лекции Райта, я сам как-то замечал работу этих модулей в себе. Только я их называл «режимами». Наиболее удачным примером для этого будет следующая серия случаев из моей жизни.

Кто-то у меня на сайте пишет неприятный и обидный для меня комментарий. Я стараюсь не спорить с этим человеком и удаляю комментарий, если он оскорбительный или просто оставляю его без ответа. Но в своем уме я начинаю спорить с этим человеком.

Так как я пытаюсь научиться перестать реагировать эмоционально на всяческие оскорбления, я начинаю переводить внимание на что-то еще, стараясь не ввязываться в спор у себя в голове, просто игнорируя свои раздраженные мысли. Через какое-то время я замечаю, что уже не думаю об этом комментарии, но мой ум вспоминает какой-то другой оскорбительный отзыв, о котором я уже давно забыл, и начинает в мыслях спорить с тем давним комментатором.

Пользуясь терминологией модулярной теории, можно сказать, что мой «статусный модуль», который отвечает за мое положение в обществе и защищает мое самомнение от нападок, активировался, в ответ на комментарий. Я попытался не следовать за этим импульсом, выйти из «режима защиты», но, статусный модуль, оставаясь активным, нашел себе другой способ реализоваться. Он покопался в моей памяти и нашел в ней информацию, которая отвечает роду его активности и продолжил «работать».

Замечали ли вы работу этих «режимов», модулей у себя? Было бы хорошо, если бы в комментариях вы описали такие случаи.

Медитация и модули сознания. О самоконтроле

Что мне очень понравилось в лекциях Райта, так это то, что все научные выкладки о медитации, представленные там, согласуются с наблюдаемым опытом, а не являются совсем уж абстрактными и теоритическими. Связь между медитацией и модулярной теорией сознания, о которой пойдет речь дальше, не является исключением.

Практически каждый медитирующий человек, на мой взгляд, может найти отражение вещей, о которых пойдет речь дальше, в своем опыте медитации.

Как же связана медитация с модулями? Как было сказано выше, модули – это «маленькие «Я»» человека, которые приводятся в действие информацией, поступающей из вне. Согласитесь, что в такой схеме не так уж много места для свободы воли: одни «Я» приходя на смену другим, и мы не решаем, что это будут за «Я».

Но, медитация, согласно Райту, позволяет человеку решать, будет ли активно какое-то «Я» или нет. В это «решение» упирается основной принцип медитации. Во время медитации задачей человека является замечать, когда его внимание поглотили мысли или эмоции и спокойно возвращать его, предположим, на дыхание.

(Примечание. Если кто-т о еще не занимался медитацией и не знаком с этой практикой, то для такого человека скажу, что в предыдущем предложении, в принципе, собрана вся суть техники медитации. То есть это не так сложно, как кажется.)

Ваш мозг будет постоянно отвлекать вас случайными мыслями и эмоциями при помощи которых эти мысли стараются привлечь к себе внимание. Так работает сеть пассивного режима мозга. Вам приходит в голову: «Какую же гадость сказал мне тот человек на форуме. Я должен ему непременно ответить», но вы замечаете, что начали думать и переводите внимание на дыхание. Вы как бы сообщаете своему «статусному модулю»: я не буду принимать твою линию поведения и думать о каком-то сообщении на форуме.

И так вы поступаете с каждым модулем во время медитации, который конкурирует за ваше внимание. Вы сами выбираете, какому модулю отдавать предпочтение и отдавать ли его вообще. По мере практики у вас это получается все лучше, притом не только во время медитации, но и в реальной жизни. Вы учитесь все меньше вовлекаться в работу модулей, «режимов» и не принимать ту личину, которую они вам навязывают, не становиться этими маленькими «Я».

Это и есть самоконтроль. Вы сами решаете, становиться ли вам злобным, обидчивым, нетерпимым, раздраженным или спокойно игнорировать эти импульсы, оставаясь спокойным.

В такой модели намного больше свободы, чем в схеме, где ваше «Я» детерминировано внешними обстоятельствами.

Я уже вижу ваш вопрос. Если никакого «Я» нет, то что же тогда «выбирает» эти модули во время медитации? Давайте вновь обратимся к «мягкой» формулировке концепции «Не-Я». Она прежде всего говорит о том, чем наше «Я» не является, а не о том, что оно есть на самом деле. Вероятно, Будда имел в виду, что мы – это не наши модули, не наши маленькие Я. Раз наше «Я» не является этими модулями, то оно может освободиться от их влияния.

Медитация позволяет достичь большей внутренней свободы, осознанности, самоконтроля.

(Примечание. Здесь наступил хороший повод сделать важную ремарку для своих читателей. На своем блоге я много говорил о контроле эмоций. Должно быть, не совсем правильно думать, что самоконтроль, о котором я говорю, позволяет, в первую очередь отключать любую эмоцию, модуль в любое время. Прежде всего, самоконтроль, которого человек достигает при помощи медитации подразумевает то, что он перестаете подчиняться этим модулям. И только после этого, они отключатся. Короче говоря, вы не должны ждать пока ваши эмоции, страхи уйдут, и вы станете спокойным как дзенский монах. В начале просто учитесь перестать слушать свои эмоции, идти у них на поводу, отождествлять себя с ними. Не думайте только об их полном исчезновении, пускай они приходят и уходят, просто не вовлекайтесь в этот процесс.)

Пожалуй, сейчас на этом прервемся. Я уже написал много в этой части, но у нас еще впереди еще не мало информации из цикла лекций Роберта Райта. Мы более подробно поговорим о концепции «Не-Я», обратимся к опыту тех людей, которые не просто усвоили концептуальное содержание этой доктрины, но получили именно непосредственный опыт переживания отсутствия Я. Мы проследим взаимосвязь между этим опытом и человеческим альтруизмом, сопереживанием. Речь также пойдет о концепции «пустоты» и о том, что такое просветление.

К сожалению, у меня не получилось уложиться в две статьи. Фактический объем материала постоянно получается больше чем планируемый. Я всегда вспоминаю какие-то примеры, новые факты, которые хочу добавить в материал. И без них он мне кажется неполным. Но, я все-таки думаю, что следующая часть уже будет последней. Надеюсь, мой прогноз не обманывает меня как обычно.

Тогда, ждите продолжения! Возможно, перед тем, как я его опубликую, выйдет одна статья, не относящаяся к лекциям Райта.

Надеюсь, вам было интересно!

Поделиться в социальных сетях:
  • Nikolay Perov

    Наталья, такая практика используется в любой медитации вообще, а не только в методе Седона=)

  • Natalya Vasileva

    Добрый вечер, Николай. Спасибо за отличную статью, читаю с удовольствием! Вы привели пример с отзывами, которые не давали покоя и лезли в голову. Разрешите мне поделиться с вами одной мыслью. Я сейчас практикую Седона метод и суть его заключается в том, что все эмоции нужно принять и потом освободиться от них. В вашем случае, эмоция была закопана, так как вы не пропустили ее через себя, а просто перевели внимание на другую мысль. Поэтому она и всплыла снова.

  • MIshtu

    Как здорово, что Вы занимаетесь этим блогом, Николай. Здесь всегда можно высказаться и помочь другим людям, порекомендовав литературу в посте, который по непонятным причинам не будет опубликован. Свобода слова — наше все.
    Продолжайте в том же духе, я Вас читать перестал.

  • MIshtu

    А Вы уверены, что Вам мешает этот игровой модуль? Я вот лично тоже очень люблю поиграть в игрушки, и комп себе брал за 70к. Но я не считаю, что мне это как-то мешает. Раньше да, думал, что я задрот и у меня зависимость от этого, но со временем я просто стал получать удовольствие и перестал париться =)

  • MIshtu

    Странно, что научные деятели, исследующие природу сознания и «Я» не обмолвились о работах Томаса Метцингера, который внес и продолжает вносить титанический вклад в это направление науки. Если интересно и Ваш английский позволяет Вам читать книги с обилием научных терминов из области неврологии, то могу порекомендовать две замечательных книги — «Being No One: The Self-model Theory of Subjectivity» и «The Ego Tunnel». Работу Метцингера и идеи, которые он излагает в этих книгах, трудно переоценить.
    Правда по медитации он там не упарывается =)

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Владимир, вы уже можете от нее отталкиваться и проверить на практике верна ли эта теория для вас.

  • Владимир

    И кстати чтение вашего блога я стал ставить выше видео игр,хотя потратил на новый комп и плейстейшн около 100 тысяч=) И мне это помогает постепенно уходить от них,надеюсь в этоге я полностью избавлюсь от этого.

  • Владимир

    Здравствуйте Николай!Спасибо вам за статью,так как вы повествуете просто великолепно,читается как интересная книга.По поводу модулей,у меня ярко выраженный игровой модуль,я зависим от видео игр с детства и по сей день.Он преобладает над другими и я это чувствую,чем бы я не занимался мне хочется вернутся к игре.Даже занимаясь физической культурой она мне кажется скучной но как только начинается игра в футбол мне становиться интересно и я мчусь за мячом забыв об усталости=)Жаль что это теория о модулях лишь теория зная что она на все 100 верна мы бы смогли от неё отталкиваться.

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Инна, все правильно! Так и нужно=)

  • Инна

    Я замечала такой режим модулей у себя. В борьбе со страхом, я пыталась не идти у него на поводу. Те мысли, которые у меня всегда вызывали страх приходили, я их игнорировала, но так как модуль был активен, страх начинал капаться дальше, искать и вспоминать что то еще, чем бы мог меня все таки испугать,как бы прощупывать(«Ага, она этого уже не боится, ничего, попробую зайти с другой стороны!!!»))))). И в итоге конечно находилось то, что вводило меня в состояние страха.Но сейчас уже 2 месяца я медитирую, и я как то стала разборчива в этих мыслях. Т.е. если раньше мне пришла в голову даже бредовая мысль, которая меня пугала, я ей сразу верила. А теперь, бывает придет мысль, а я откуда-то знаю внутри, что нет! это не так, или это не правда. И уже начинаю больше верить не мысли, а себе.

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Тагир, вам не обязательно со мной соглашаться=))

    А про то, что мне дала медитация есть две статьи на сайте прямо с таким названием. Если коротко, да, я избавился от большой суммы страданий.

  • Тагир

    Хорошо, я соглашусь с вами в этом ,но есть еще 1 вопрос. Чем лично вам помогла медитация? Избавились ли вы от «страданий». И что кроме беспристрастного наблюдателя в голове вы заметили?

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Тагир

    1) Какой-то заставил. Наверное совокупность модулей или что-то другое. Или желание. Вопрос по-видимому с подковыркой и призван указать мне на то, что в основе написания этой статьи лежит что-то порочное. Но если желания, согласно буддизму, следует избегать (с чем я не согласен), но допустим, то это не значит, что я считаю также как буддизм. Тут можно сразу перейти к вопросу 2
    2) Если бы было так, то мы бы не имели никаких объектов буддийского искусства, буддийских построек, монастырей: все буддисты сидели бы в пещерах и медитировали. Да мы бы не имели самого буддизма, ведь, если желание порочно, то что бы тогда заставило Будду выйти из своей медитации и проповедовать свою доктрину ученикам? По мне идеал буддизма — освобождение от привязанностей. И это не то тоже самое, что избавление от желаний.

    Могу пояснить, если хотите…

  • Тагир

    Два вопроса:
    1) Какой модуль заставил вас написать эту статью? Ведь по сути любое действие начинается с желания. А желание в буддизме это то,что следует избегать.
    2)Как по мне идеал буддизма — вечная медитация — вечное бездействие, а как по вам?

  • Алёна

    Ой, Николай, как интересно, я аж прям упивалась чтением. Большое спасибо за статью

  • Lada

    По поводу негативных эмоций и борьбы с ними. Я всё же придерживаюсь мнения некоторых психологов, что эмоцию, если она всё же возникла, нужно пережить до конца, выпустить. Иначе, происходит «задвиг» её в подсознание, или «подавление» эмоции, т.е. её отрицание. Но эмоция в этом случае никуда не уходит, она остаётся в подсознании и автоматически выходит оттуда каждый раз в подобных ситуациях. Когда, испытав эмоцию, мы стараемся понять, почему она возникла, мы проявляем осознанность. По сути, наши негативные эмоции «зеркалят» нам наше отношение к себе и к окружающим, наше приятие, или неприятие жизни такой, какая она есть. Когда мы осознанно признаёмся себе в наших отрицаниях, осуждениях, неприятиях чего-либо, мы тем самым вытаскиваем причину эмоции из подсознания. Таким образом, отрицательные эмоции помогают нам самосовершенствоваться.

  • Nick

    Nikolay Perov, большое спасибо за обзорные статьи лекций «Buddhism and Modern Psychology by Robert Wright» и свои дополнения к ним.
    Спасибо за труд, к сожалению оказывается тяжело найти современную и новую информацию на русском.

  • Инга

    Я всётаки думаю что эти пути познания «Я» это яма баз дна. Вроде бы все говорят об одном но в тоже время сверить нельзя. Всётаки даже истину кадый видит по своему, как вопрос себе или миру задашь такой ответ и получиш, тем более если уж очень глубоко углубится то вообще можо наткнутся на пустоту

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Elena, это не требует отдельной беседы, если вопросы по статье то можно их задавать под статьей и я на них стараюсь отвечать. Конечно ты можешь задавать их и получать конкретный ответ. Но раз мы в Скайпе скоро будем разговаривать, почему бы их не задать там. Мне действительно удобнее и легче на них ответить по микрофону.

  • Elena

    Николай, я поняла, что если много личных непонятных вопросов, то это требует отдельной беседы, а не засорения эфира своими тараканами. А если у меня появится конкретный вопрос по конкретной статье, я ведь могу его задать и получить ответ?
    Вижу, вышла 3-я часть=). Жду с нетерпением возможности для прочтения!

  • Elena

    Николай, спасибо за ответ.
    Поняла).
    За книгу отдельное спасибо, читаю с удовольствием.

  • http://nperov.ru Nikolay Perov

    Elena, по поводу разницы, да, для меня сильная разница медитирую ли я 2 раза в день или 1. Под вечер, если не медитирую, часто в голове и в эмоциях начинается разброд, обусловленный еще и естественным утомлением, как будто мышление слетает с оси. А если медитирую, все раскладыввается по полочкам, появляется больше энергии и моральных сил. На остальные твои вопросы мне удобнее ответить в Скайпе.

  • Elena

    Изменений, правда, значительно больше, хоть они и мелкие, но жизнь заметно облегчают. А вот в главном, что я хочу изменить, я пока встряла.. Но зато, я заметно ближе к цели без «разрывания» себя. И без такой практики как медитация, я думаю, их не было бы вообще.
    Вопрос к давно медитирующим: сильная разница 2 раза или 1 медитировать? Точнее, вечерний раз выходит в метро. Пока нет жары, получается как-то. Но откровенно говоря, иногда это похоже на «сделать, что б не висело». Утром — полноценнее.